Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне получил широкое отражение в искусстве, и в частности в различных по форме памятниках и многочисленных мемориальных досках. За 40 лет, прошедших со дня Победы, в нашем городе сооружено более 160 памятников и около 240 мемориальных досок, посвященных мужеству и героизму нашего народа.
Еще не окончилась Великая Отечественная война, а художники Москвы и Ленинграда уже думали о памятниках Победы, проектировали мемориалы героям. С 1945 года в Ленинграде проходили многочисленные конкурсы на создание проектов памятника защитникам города.
Трудно с точностью определить, какой из памятников следует назвать первым — Триумфальные арки на проспектах Стачек, Московском, Обуховской Обороны, сооруженные к июлю 1945 года, или скромные обелиски над братскими могилами в местах боев. Большая часть первых сооружений, исполненных в дереве и цементе, давно заменена на новые — гранитные, мраморные и бронзовые.
Среди наиболее ранних можно назвать обелиски и стелы по Петергофскому, Таллинскому, Московскому и Петрозаводскому шоссе (1944 г.). В основном они сооружались на местах братских воинских захоронений, реже — на бывших рубежах обороны города.
В 1940-е годы начали устанавливать стелы на ведомственных территориях, на заводах — Кировском, Металлическом и других. Военная история ленинградских предприятий впервые стала темой монументальных сооружений. В этот же период приступили к установке мемориальных досок героям. И наконец, два замечательных парка Победы — Приморский и Московский — также относятся к самым первым памятникам. Они были заложены в 1945 году.
В размахе работ, в энтузиазме, с которым взялись трудящиеся за создание парков Победы, ярко отразилась любовь ленинградцев к своему городу, память о его героических днях.
В 1948 году в Московском парке Победы были сооружены первые монументальные бронзовые бюсты дважды Героев Советского Союза, родившихся в Ленинграде, — В. М. Голубева и В. П. Осипова. Несколько позже, в 1950-е годы, там же были открыты памятники дважды Героям Советского Союза С. И. Богданову, В. И. Ракову, Н. В. Челнокову, Е. П. Федорову.
Аллея Героев в Московском парке Победы стала первым ансамблем, посвященным подвигу ленинградцев.
Таким образом, в трудные послевоенные годы было положено начало увековечению имен героев и конкретных событий обороны Ленинграда.
Для художественно-образного решения памятников 1940— 1950-х годов свойственна простота композиции, значительность и торжественность звучания.
Характерно и разнообразие жанров монументальной летописи. Стела, обелиск, текстовые и скульптурные памятники, мемориальные ансамбли — все эти формы получили интересное развитие в последующие десятилетия.
С 60-х годов увековечение памяти героев Великой Отечественной войны приобрело все больший размах, особенно в период подготовки к празднованию юбилейных дат Дня Победы.
Особое значение придавалось художественному решению памятников. Проводились конкурсы на сооружение крупнейших ансамблей. Создание памятников становилось также частью идейно-патриотического воспитания трудящихся, и прежде всего молодежи. Большое внимание этому уделяла Ленинградская партийная организация. В строительстве мемориалов принимали участие самые широкие слои населения.
В 15-ю годовщину Победы, 9 мая 1960 года, состоялось торжественное открытие Пискаревского мемориального ансамбля. По грандиозности замысла, по силе звучания этот памятник стал значительным событием для ленинградского и всего советского монументального искусства.
В этом памятнике слились в торжественный реквием строгие архитектурные объемы, конкретность и напряженность скульптурного оформления, живой трепет и простор скорбного пейзажа. Образ Матери-Родины, созданный скульптором В. В. Исаевой, и проникновенные строки, написанные для мемориала О. Ф. Берггольц, стали со временем широко известным символом памяти тех испытаний, что выпали на долю нашего народа в годы войны.
Вслед за Пискаревским ансамблем в 1965 году был открыт мемориал на братских захоронениях Серафимовского кладбища. В создании его наряду с опытными мастерами активное участие приняла творческая молодежь Ленинграда.
Не повторяя, но творчески используя внутренний строй, союз искусств, который был найден в создании памятника Борцам революции на Марсовом поле, авторы создают военные мемориалы в близком к нему ключе. В ансамбль архитектуры, скульптуры, пейзажа органично входит мозаика, поэзия, музыка.
В 1950-е годы одновременно с созданием мемориальных кладбищ решался вопрос о том, как увековечить в памятниках конкретные подвиги защитников города, как рассказать о жестоких боях и, главное, как показать масштабы и значение всей битвы за Ленинград.
Многоплановость задачи определила рождение новой, непривычной формы памятника — ансамбля «Зеленый пояс Славы».
В дни подготовки к 20-летию со дня Победы, 23 февраля 1965 года, на страницах печати выступил участник обороны города поэт М. Дудин. «Пусть на месте кольца блокады вырастет вокруг Ленинграда зеленое кольцо мира, пусть оно обозначит на вечные времена своим зеленым шумом рубежи нашего мужества», — говорилось в обращении поэта к ленинградцам. Это выступление не было плодом размышлений одного человека. Бывший солдат лишь четко сформулировал замысел, давно зревший в народе.
Строительство необычного мемориала, который протянулся более чем на 200 километров по бывшей линий обороны города, началось весной 1965 года. В зону памятного кольца вошли первые обелиски 40-х годов, были созданы десятки новых и разнообразных памятников. Тысячи ленинградцев внесли свою лепту в это благородное дело. И поныне каждый год ведутся работы по дальнейшему благоустройству Зеленого пояса Славы.
В 1960-е годы по инициативе различных учреждений и предприятий на их территориях устанавливались небольшие обелиски, стелы.
Многие из них проектировались самодеятельными художниками предприятий, материалом обычно служил бетон.
В последнее десятилетие сооружено много новых памятников, среди которых есть немало интересных и значительных работ.
9 мая 1975 года состоялось открытие памятника Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Этот памятник — один из крупнейших монументально-мемориальных сооружений советского искусства — выполнен лауреатом Ленинской премии скульптором М. К. Аникушиным и архитекторами С. Б. Сперанским и В. А. Каменским.
Глубокое осмысление трагедии фашистского нашествия, новые технические возможности, использование разнообразных выразительных средств позволили создать сложный архитектурно-скульптурный ансамбль-музей.
Идея и тема памятника последовательно воплощены в выразительной символике архитектурного решения, в экспрессивности пластики скульптурных групп и в документальной экспозиции подземного зала, Степень эмоционального воздействия памятника, его художественная ценность определяются и той важной ролью, которую он играет в ансамбле площади Победы, полностью сложившемся в послевоенные годы.
Крупный мемориал на братских захоронениях — так называемый Невский — сооружен в 1979 году на правом берегу Невы, в районе Дальневосточного проспекта.
Несмотря на мемориальный характер, ансамбль в отличие от прежних подобных широко раскрыт в сторону шумного современного проспекта. Гармония композиции памятника не ограничивается его внутренним пространством. Авторы нашли масштаб и образный строй, при которых мемориальный ансамбль играет немалую роль в формировании нового района города. Памятник пронизан настроением глубокой светлой печали. Лирический сюжет скульптуры, ее пластическая мягкость вносят ноту особой задушевности, роднят памятник с образами песенного творчества военной тематики.
Значительно возрос художественный уровень памятников, исполненных по заказам различных организаций, предприятий города. К работе привлечены многие известные ленинградские мастера.
Стелы, обелиски, элементы военной техники, скульптурные композиции становятся смысловым центром внутренних заводских, институтских территорий.
За простыми, мужественными образами воинов, горожан, за проникновенными строками текстов каждого такого памятника вновь и вновь встает жестокая правда войны и. благодарная память потомков.
Лучшие из работ отличает самобытность композиционного решения и выразительность пластического языка.
Это памятники на территории объединений «Пролетарский завод», «Скороход», завода «Полиграфмаш», объединений «Ижорский завод» им. А. А. Жданова, «Невский завод» им. В. И. Ленина, Горного института им. Г. В. Плеханова, Института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Политехнического института им. М. И. Калинина и другие.
Каждый памятник, посвященный подвигу Ленинграда, вносит свой вклад в общенародное дело увековечения героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
На заре Советской власти, в ноябре 1918 года, придавая большое значение монументальной пропаганде,. В. И. Ленин принял участие в торжественном открытии на Красной площади первой советской мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов».
В нашем городе этот вид памятника впервые в истории русской культуры получил широкое распространение. Сегодня сотни мемориальных досок, установленных за последние 20 лет, составляют своеобразную летопись подвига ленинградцев. Они увековечивают тысячи имен героев, многие конкретные факты истории обороны города.
В справочник включено большинство памятников и мемориальных досок, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне и установленных на площадях и улицах города, а также на территории различных предприятий и учреждений.
Монументы Зеленого пояса Славы и памятники на могилах героев Великой Отечественной войны в книгу не вошли. Зеленый пояс Славы служит темой самостоятельного исследования, кроме того, большая часть этих памятников находится на территории Ленинградской области. Исключение составляют монументы, сооруженные до 1965 года, то есть до начала формирования Зеленого пояса Славы.
Выборочно включены в справочник памятники на братских воинских и гражданских кладбищах. . В книге названы лишь крупнейшие мемориалы и те из них, которые имеют определенное художественное значение.
Справочник состоит из двух частей: «Памятники» и «Мемориальные доски». Материал в них сгруппирован тематически.
Перечень объектов строится по алфавиту фамилий героев, которым посвящены памятники и мемориальные доски, или по алфавиту адресов, где находятся памятники и мемориальные доски. В редких случаях использованы другие принципы группировки, что оговорено в начале соответствующего раздела.
К каждому памятнику дается краткая аннотация, в которой определены его форма, материал, год сооружения и авторы. Здесь же приводятся тексты, кроме перечня имен погибших. В отдельных случаях, если памятник представляет собой сложное сооружение, приводится развернутое описание мемориала.
Мемориальные доски сгруппированы также по тематическим разделам. За перечнем мемориальных досок, посвященных отдельным героям, следуют доски, тексты которых увековечивают память нескольких (двух — пяти) героев. Следующий раздел составляют адреса организаций и предприятий, где имеются доски в память о погибших товарищах. В этом разделе тексты мемориальных досок не приводятся, так как они, как правило, представляют собой большой перечень имен погибших. В заключение дается перечень мемориальных досок, рассказывающих о событиях героической защиты города и его жизни в годы блокады.
Мемориальные доски имеют аннотацию, где назван материал, размер в сантиметрах, год установки и автор. Первая цифра размера обозначает высоту.
Содержание | Следующая страница |