Благодаря успешно проведенному зимнему судоремонту и настойчивой боевой и политической подготовке личный состав кораблей и судов к началу кампании находился в полной боевой готовности.
Ладожцы с величайшим нетерпением ожидали начала кампании. Они ясно сознавали, что, пока враг стоит под Ленинградом, единственной коммуникацией, связывавшей город-герой со страной, оставался путь через озеро. Сохранить этот путь и обеспечить по нему безопасное движение кораблей и судов являлось священным долгом ладожцев.
В апреле Государственный Комитет Обороны вновь возложил на Ладожскую военную флотилию и подчиненные ей суда Северо-Западного речного пароходства перевозку грузов для города, фронта и флота, эвакуацию из Ленинграда гражданского населения и различного промышленного оборудования.
Перевозки через Ладожское озеро, которые предстояло совершить флотилии, по своему характеру, значению и масштабу далеко выходили за рамки обычных перевозок. От их успеха зависело не только снабжение войск фронта и эвакуация ценного оборудования, больных, раненых и гражданского населения, но и разрешение целого ряда других задач большой государственной и политической важности. От них во многом зависела нормальная работа железнодорожного транспорта и промышленности на блокированной противником территории, функционирование большого и сложного коммунального хозяйства одного из крупнейших городов СССР — Ленинграда. Поэтому перевозки через Ладожское озеро являлись предметом постоянного внимания Государственного Комитета Обороны.
Помимо обеспечения перевозок, перед Ладожской военной флотилией стояли и другие задачи. Корабли флотилии должны были содействовать артиллерийским огнем приозерным флангам наших войск и вести активные боевые действия в озере.
Ладожцы открыли навигацию вскоре после того, как по льду прекратили ходить машины. 21 мая с порта западного побережья курсом на восток вышел в первый рейс ледокольный буксир «Гидротехник». В течение многих часов экипаж судна мужественно боролся со льдами. Каждый метр пути приходилось брать ценою больших усилий. Преодолевая тяжелые льды, «Гидротехник» упорно продвигался вперед. На следующий день он совершил обратный рейс и доставил блокированному городу десятки тонн продовольствия. В тот же день Военный Совет фронта поздравил личный состав «Гидротехника» с первым успешным рейсом.
Кампания 1942 года на Ладоге началась.
На флотилии развернулось соревнование за отличную работу боевых постов, за быстрейшую погрузку судов, за сохранение каждого грамма грузов, столь необходимых Ленинграду.
Для сокращения времени стоянки в портах свободные от вахты матросы и офицеры принимали участие в погрузочно-разгрузочных работах. За время навигации силами личного состава флотилии было погружено свыше сорока тысяч тонн грузов. Матросы, старшины и офицеры, не считаясь со временем и усталостью, выполняли любую работу, лишь бы ускорить перевозки, облегчить трудности, которые переживали город и фронт.
Исключительную заботу личный состав флотилии проявлял к детям. Перед одним из рейсов свободные от вахты матросы транспорта «Вилсанди» на руках перенесли на судно девятьсот пятьдесят ребятишек, эвакуируемых из Ленинграда. Как правило, когда на суда поступали дети, матросы и офицеры по молчаливому уговору отдавали ребятишкам половину своего пайка.
Особенной заботой окружали ладожцы эвакуируемых раненых и больных. Их бережно укладывали на койки, подавали пищу, оказывали различные услуги. Когда не хватало мест, отдыхавшие после утомительных вахт матросы уступали раненым свои койки.
Самоотверженно работали команды небольших несамоходных судов флотилии. Эти команды состояли из шкиперов и матросов Северо-Западного речного пароходства, большинство которых до войны длительное время плавали по каналам и рекам Ленинградской области и Мариинской водной системы. Они имели богатый опыт вождения судов. На некоторых несамоходных судах работали целые семьи. Это были сугубо гражданские люди, многие годы своей жизни отдавшие суровому шкиперскому труду. Подлинные патриоты нашей Родины, они всеми силами старались помочь осажденному городу.
Команду одного из несамоходных судов составляла семья Лепестовых. Главе семьи — Павлу Алексеевичу Лепестову было в то время семьдесят лет. Около пятидесяти из них он отдал морю и рекам. С первых дней Великой Отечественной войны Павел Алексеевич работал на Ладоге вместе со своими дочерьми: старшей Татьяной и младшей Анастасией. Сотни раз он ходил на своем маленьком суденышке через озеро, доставляя ценные грузы героическим защитникам города. Десятки раз судно подвергалось вражеским налетам с воздуха. Во время одного из таких налетов Лепестов был тяжело ранен, и его отправили в госпиталь. Отца заменила Татьяна.
— Очень плохо я себя чувствовал, — говорил Павел Алексеевич, — когда лежал в госпитале. Но не от ран, а больше от беспокойства за Таню и суденышко. Татьяна у меня смышленая, глаза соколиные, а все-таки я много думал, как там дочка одна справится с обязанностями шкипера и матроса. Но сразу на душе отлегло, когда вернулся на судно.
К концу навигации 1942 года судно Лепестовых пришло с отличными показателями. За самоотверженную работу старый шкипер был награжден орденом Красной Звезды. Получая высокую награду, Павел Алексеевич заявил:
— Мне семьдесят лет, я старик, но я нахожусь и буду находиться в славных рядах советских моряков до полной победы над врагом. Мое судно еще больше будет перевозить грузов героическим защитникам Ленинграда. Я буду крепко держать в руках штурвал до тех пор, пока священная русская земля не будет освобождена от врага. Заслуженную славу завоевала на Ладоге отважная команда буксирного парохода «Орел», руководимая капитаном Иваном Дмитриевичем Ерофеевым.
Боевая работа «Орла» во фронтовых условиях началась еще осенью 1941 года. С тех пор этот буксир совершил десятки рейсов, доставив городу и фронту не одну тысячу тонн продовольствия и боеприпасов.
В числе судов, перевозивших грузы по Ладоге, был транспорт «Вилсанди», команда которого особенно отличалась во время перевозок. Этот транспорт сделал за навигацию свыше двухсот тридцати рейсов и перевез около ста десяти тысяч человек и более шести тысяч тонн грузов.
Много потрудились на перевозках команды судов Северо-Западного пароходства. С началом войны служить на эти суда пришло много женщин. Они успешно заменяли мужчин, работая матросами, кочегарами, рулевыми. Раньше эти профессии считались только мужскими, однако женщины не только овладели ими, но и, находясь зачастую в сложной боевой обстановке, показывали примеры отваги и смелости.
Одну из женщин — Тосю Киселеву война застигла на Ладоге, где она как студентка техникума речного флота проходила практику на буксирном пароходе «Никулясы». Киселева осталась на буксире, и он стал ее вторым домом. Она плавала матросом, рулевым и, наконец, стала помощником капитана. Это была первая на Ладоге женщина, овладевшая искусством судовождения.
Здесь же на буксирном пароходе «Никулясы» служили матросами сестра Киселевой Зина, ее подруга Лида Кобрина и радисткой Оля Петухова. Не раз девушки участвовали в горячих схватках с врагом. Особенно памятна одна — в октябре. На середине трассы на «Никулясы», буксировавший баржу с мукой, налетели восемь фашистских бомбардировщиков. На вахте в это время находилась Киселева. На небольшой, слабо вооруженный пароход посыпались одна за другой серии вражеских бомб. Их осколками был перебит буксирный трос. Но, несмотря на угрожавшую команде смертельную опасность, «Никулясы» не оставил свой драгоценный груз. Киселева приказала повернуть назад и вновь взять баржу на буксир.
Тогда остервеневшие гитлеровцы начали в упор из пулеметов обстреливать пароход и баржу. Вдребезги разнесло радиорубку, убило Олю Петухову. Маленькая команда буксирного парохода с нечеловеческим упорством отбивалась от фашистских стервятников. Вскоре на помощь «Никулясам» подошли катера «морские охотники» и советские истребители — верные друзья ладожских водников. Враг поспешил скрыться.
Высоким трудовым подъемом были охвачены также бойцы рабочих батальонов Ленинградского фронта, занятые на погрузочно-разгрузочных работах. Для развития трудовой инициативы бойцов рабочих батальонов и работников портов Военный Совет Ленинградского фронта учредил переходящее Красное Знамя. В изданном по этому поводу специальном постановлении говорилось:
«Переходящее Красное Знамя Военного Совета присуждается порту... за лучшие показатели выполнения и перевыполнения... плана перевозок как по тоннажу, так и по ассортименту.
Порту, получившему переходящее Красное Знамя Военного Совета, выдается денежная премия в размере 5000 рублей для поощрения отличившегося в социалистическом соревновании рядового и начальствующего состава...»
Первый завоевал Красное Знамя личный состав порта Кабона, достигший наивысших показателей погрузочно-разгрузочных работ. В сентябре оно перешло в порт Осиновец, где и оставалось до конца кампании.
Среди бойцов рабочих батальонов ширилось движение двухсотников, то есть людей, выполнявших норму погрузки и разгрузки на двести процентов. Так, например, в порту Осиновец, где в сентябре было триста восемь двухсотников, в октябре их стало четыреста пятьдесят, в ноябре шестьсот девять, а в декабре около семисот.
Коллективы портов стремились обеспечить скорейшую разгрузку и погрузку судов, железнодорожных вагонов и автотранспорта, добиваясь улучшения количественных и качественных показателей своей работы. Так, например, производительность труда в рабочих частях порта Осиновец по общей перевалке грузов возросла к концу навигации почти в два раза при значительно меньшем числе рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных операциях. Добиваться таких результатов приходилось в очень тяжелых условиях, при частых налетах авиации противника, выполняя работу в значительной части в темное время.
Большое значение для Ленинграда и фронта имело бесперебойное снабжение горюче-смазочными материалами. Однако тяжелые навигационные условия на озере, недостаток приспособленных для перевозки жидкого топлива судов, близость противника, систематически наносившего удары с воздуха, крайне осложняли перевозку горючего, создавали угрозу значительных потерь.
Положение могло быть коренным образом изменено в случае прокладки через озеро подводного магистрального трубопровода для механической перекачки горючего с восточного берега на западный. Преимущество такого трубопровода перед перевозками горючего на судах не нуждалось в доказательствах. Трубопровод не зависел от весеннего и осеннего ледохода, штормов, кроме того, он освобождал от необходимости строить новые нефтеналивные суда, а также сводил на нет угрозу воздействия противника.
Государственный Комитет Обороны предписал Ладожской военной флотилии в течение летней кампании 1942 года проложить через озеро трубопровод для перекачки горючего.
Моряки Ладоги успешно справились с возложенной на них задачей, выполнив все работы на несколько дней раньше срока. Насколько тяжелой и рискованной была работа водолазов и личного состава кораблей, обеспечивавших прокладку, можно судить по тому, что она началась, когда озеро еще не было свободно от льда. Весенние штормовые погоды не раз грозили сорвать работы. Несмотря на эти трудности, сложная задача была выполнена.
Закончив прокладку трубопровода, ладожцы приняли участие в прокладке электрического кабеля для передачи в Ленинград электроэнергии Волховской ГЭС.
В сентябре первенец ленинского плана электрификации страны после длительного перерыва, вызванного блокадой, снова дал ток Ленинграду.
Большую работу по мобилизации личного состава на выполнение и перевыполнение заданий по перевозкам, погрузкам и разгрузкам в течение всей кампании проделала газета Ладожской военной флотилии «За Родину». На ее страницах популяризировались обращения к ладожцам Военного Совета Ленинградского фронта. В постоянном разделе «Герои Ладоги», открывавшемся словами А. А. Жданова: «Ваших трудов Родина и Ленинград не забудут никогда», газета показывала матросов, старшин и офицеров, отличившихся на перевозках и в боях. Отдельные номера газет полностью посвящались боевому опыту передовых кораблей.
В наиболее напряженный период перевозок издавался также специальный бюллетень «Боевая трасса». Бюллетень быстро и остро реагировал на недостатки в организации перевозок, пропагандировал успехи личного состава лучших судов.
В напряженной борьбе за обеспечение города Ленина и войск Ленинградского фронта всем необходимым крепло боевое и трудовое содружество между моряками Ладоги и трудящимися Ленинграда.
Летом 1942 года ладожцы послали письмо рабочим и служащим одного из ленинградских заводов, бойцам, командирам и политработникам Ленинградского фронта, занятым на перевозках.
«Мы с большим удовлетворением узнали из вашего письма в газету «За Родину» о ваших замечательных достижениях, — писали матросы, старшины и офицеры Ладожской военной флотилии. — Вместе с вами разделяем радость по случаю оставления за вами переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны. Мы гордимся, что вы, несмотря на трудности жизни при вражеской блокаде, своим самоотверженным трудом сумели добиться этой высокой награды. Трудные, полные опасностей условия жизни в осажденном городе не сломили у вас боевого духа и уверенности в победе. Трудности закалили вас, увеличили ненависть к лютому врагу, и эта ненависть воплощается в героическом труде, в ваших больших успехах. Мы гордимся тем, что вы не только выдержали, но и во много раз приумножили боевые традиции питерских рабочих.
Дорогие товарищи ленинградцы! Родину мы любим до боли сердечной, и ее судьба, ее жизнь глубоко волнуют нас. Чтобы победить врага, чтобы спасти Родину, нужно удвоить, утроить наши усилия в борьбе и труде, нужна железная дисциплина, стойкость, порядок и организованность в тылу и на фронте.
Мы дали вам нашу клятву, клятву моряков-балтийцев, что пока на Ладоге есть хоть один моряк, потоки грузов для города Ленина будут итти непрерывно...
Да здравствует наша славная социалистическая Родина, ее свобода, ее независимость!»
Моряки Ладоги сдержали свою клятву. Ленинградцам и воинам Ленинградского фронта ежедневно шли десятки тысяч тонн продовольствия, боеприпасов, вооружения, техники и других грузов. Труженики советского тыла слали славным защитникам героического города все, что им было необходимо для успешной обороны.
Благодаря непрерывному потоку жизненно необходимых грузов положение Ленинграда заметно улучшалось. Трудящиеся города восстанавливали городское хозяйство. Вновь начали работать многие заводы, замершие зимой 1941/42 года из-за недостатка топлива и материалов. Войска Ленинградского фронта готовились к разгрому гитлеровских полчищ, блокировавших Ленинград.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |