14 июня начался прорыв главного финского оборонительного рубежа на приморском направлении. В течение часа с липшим тяжелые снаряды долбили бетонные стены дотов, имевших толщину почти 2 метра. Орудия огнем прямой наводки раскалывали бронеколпаки, разрушали гранитные надолбы, уничтожали проволочные заграждения.
Авиация 13-й воздушной армии в течение 40 минут бомбардировала и штурмовала укрепления, огневые позиции и траншеи противника. По почину командира эскадрильи 58-го бомбардировочного авиационного полка капитана П. Т. Сырчина [П. Т. Сырчин погиб во время боев на подступах к Выборгу. Его останки были найдены на одном из островов в Выборгском заливе 14 лет спустя после сражения на Карельском перешейке и захоронены у Светогорского шоссе в районе Выборга] многие самолеты брали предельное количество бомб. В результате одного удара 26 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 во главе с капитаном Сырчиным разрушили 6 дотов и нанесли большие потери пехоте противника в траншеях.
Финские войска, оборонявшие приморское направление, несмотря на мощную артиллерийскую и авиационную подготовку, встретили части 109-го и 108-го стрелковых корпусов организованным огнем и сильными контратаками.
Самый напряженный бой разгорелся за укрепленный узел Кутерселькя, располагавшийся на господствующей высоте. Озеро и болото затрудняли обход узла обороны, а удар с фронта мог повлечь за собой большие потери. Штурм Кутерселькя, осуществлявшийся 72-й стрелковой дивизией генерал-майора И. И. Ястребова, 109-й стрелковой дивизией генерал-майора Н. А. Трушкина, 286-й стрелковой дивизией генерал-майора М. Д. Гришина и 1-й Краснознаменной танковой бригадой полковника В. П. Волкова, — одно из незабываемых героических событий в летописи Ленинградского фронта. Целый день на этом участке шли ожесточенные бои, в ходе которых проявились массовый героизм и несгибаемая воля советских воинов.
В это время не только на земле, но и в воздухе, где активно действовали 277-я и 281-я штурмовые авиадивизии полковников Ф. С. Хатминского и С. Е. Греськова, напряжение достигло наивысшего предела. «Шесть часов подряд штурмовики долбили Кутерселькя. Шесть часов подряд летчики не вылезали из кабин. И никаких пауз, никакой передышки. Не успевал самолет приземлиться, как его снова заправляли горючим, вооружали бомбами и эресами и отправляли на боевое задание. Одна волна Ил-2 сменяла другую. На земле оставались только те, кого уже не могла поднять в воздух искалеченная вражескими снарядами машина, и раненые» [А. А. Новиков. В небе Ленинграда. М., изд-во «Наука», 1970, стр. 296].
Уже к вечеру 14 июня 133-й и 187-й стрелковые полки 72-й стрелковой дивизии заняли Кутерселькя, а 456-й стрелковый полк 109-й стрелковой дивизии овладел важным опорным пунктом Сахакюля. Однако полностью прорвать вторую оборонительную полосу противника сразу не удалось. Командующий фронтом решил под прикрытием массированного огня артиллерии и ударов бомбардировочной и штурмовой авиации развить наметившийся успех.
Вскоре части 21-й армии пошли на прорыв укреплений. Разгорелся чрезвычайно напряженный и трудный бой. Финские войска пытались сильными контратаками приостановить продвижение 109-го стрелкового корпуса, вступив в рукопашные схватки. Мужественно сражались бойцы 381-го стрелкового полка подполковника Н. Б. Марченко. Наступая через болота вдоль Выборгской железной дороги, они с боем овладели населенным пунктом Мустамяки. Это дало возможность нанести комбинированный удар по кутерселькскому узлу сопротивления с фронта, с фланга и тыла и успешно прорвать вторую оборонительную полосу.
Всему Ленинградскому фронту стали известны имена самых отважных из тех, кто штурмовал кутерселькские укрепления: командира батальона капитана М. И. Леля, старшего лейтенанта М. Стренадо, командира танка М. П. Лунева, Героя Советского Союза младшего сержанта Л. А. Ардашева. За большие заслуги в организации прорыва второй полосы обороны противника командир 109-го стрелкового корпуса генерал-лейтенант И. П. Алферов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Исключительно умело действовала 1-я Краснознаменная танковая бригада. Совершив обходный маневр через Мустамяки и Неувола, она вышла к Приморскому шоссе в районе Лемлияля и отрезала пути отхода финским частям, оборонявшимся на участке, где наступал 108-й стрелковый корпус. Прорвавшись на шоссе, советские тяжелые танки настолько быстро Продвигались вперед, что застали врасплох находившиеся поблизости части противника. Штаб финской кавалерийской бригады вынужден был через леса пробираться в расположение своих войск в район Уусикиркко.
При прорыве обороны танкисты умело взаимодействовали со штурмовой авиацией. Еще до начала операции к танкистам были направлены офицеры связи и наведения от ВВС, опытные в прошлом летчики. Один из них — старший лейтенант А. Ф. Разгулов потерял на войне правую руку и не мог уже летать, но остался в строю. Он показал себя отличным специалистом по наведению авиации в бою. Находясь в танке, Разгулов передавал штурмовикам по рации команды, нацеливая их на те узлы сопротивления, которые мешали продвижению танков. В ряде случаев танкисты сами показывали штурмовикам с помощью ракет и трассирующих пуль, где необходимо нанести удар с воздуха.
Успехи 109-го стрелкового корпуса при прорыве второй полосы обороны противника способствовали развитию наступления 108-го корпуса вдоль Приморской железной и шоссейной дорог, ведущих к Выборгу. Преодолевая упорное сопротивление противника, части 108-го корпуса, которым командовал генерал-лейтенант М. Ф. Тихонов, подошли к поселку Метсякюля (Молодежный) на пересечении дорог, ведущих к Выборгу, Койвисто и Райвола. Район обороны Метсякюля состоял из четырех опорных пунктов с круговым обстрелом. На километр фронта здесь приходилось 43 железобетонных сооружения, расположенных на господствующих возвышенностях у правого берега реки Ваммелсууйоки (Черпая речка).
Форсирование водного рубежа и прорыв сильной обороны противника должны были осуществить на шестикилометровом фронте части 46-й Лужской стрелковой дивизии полковника С. Н. Борщева и 90-й Краснознаменной Ропшинской стрелковой дивизии генерал-майора Н. Г. Лященко.
В ходе развернувшихся боев на этом участке высокое мужество и воинское мастерство показали бойцы 314-го и 340-го стрелковых полков 46-й дивизии, 260-го танкового и 1238-го самоходно-артиллерийского полков. После разрушительного 90-минутного воздействия артиллерии но обороне неприятеля «с последним огневым налетом подразделения 314-го и 340-го полков бросились в атаку. Первыми ворвались на передний край обороны противника батальоны капитанов И. С. Зенина и Ф. С. Михалева. Бойцы и офицеры быстро взобрались на обрывистый берег. Разгромив в рукопашном бою оглушенных артиллерийским огнем солдат противника, они устремились вперед, бросая в амбразуры дотов и дзотов гранаты» [С. Н. Борщев. От Невы до Эльбы. Лениздат, 1970, стр. 238]. Под ожесточенным огнем воины наступавших частей прорвались через проволочные заграждения и минные ноля, уничтожили гарнизоны уцелевших от ударов артиллерии и авиации дотов и в ходе яростных боев в траншеях захватили укрепленный район второй полосы обороны противника.
После взятия Метсякюля командующий 21-й армией генерал-лейтенант Д. Н. Гусев ввел в бой в полосе наступления 109-го стрелкового корпуса находившийся во втором эшелоне армии 110-й стрелковый корпус генерал-майора А. С. Грязнова. Этот маневр имел решающее значение для завершения прорыва второй финской оборонительной полосы на приморском участке. Над войсками неприятеля нависла опасность окружения в районе юго-западнее Ванхасаха, и они стали поспешно отходить к третьей полосе обороны — к восстановленной линии Маннергейма. Вскоре 46-я стрелковая дивизия при поддержке 152-й танковой бригады и морского десанта освободила бывший форт Ино (Приветненское).
В то же время войска 23-й армии в ходе двухдневных боев окончательно взломали первую полосу обороны противника и завершали выход ко второй полосе.
За шесть дней наступательных боев войска фронта прорвали две оборонительные полосы, продвинулись вперед более чем на 40 километров и расширили прорыв до 75 километров по фронту. «Теперь, — писала в те дни английская газета «Дейли мейл», — на Карельском перешейке русские прорвали стальную, бетонную линию, которая, как утверждали, принадлежала к числу самых сильных в мире». Советские войска, отмечала далее газета, «полным ходом устремились к Выборгу» [«Правда», 16 июня 1944 г.].
Быстрое продвижение фронта на выборгском направлении объяснялось отнюдь не слабым сопротивлением противника, а силой натиска частей и соединений 21-й армии.
После взятия советскими войсками важнейших узлов обороны на участке Кутерселькя, Мустамяки командование финской армии приказало отступившим войскам закрепиться на промежуточных позициях. В районе Лийкола противник 12 раз переходил в контратаки под прикрытием танков. На опушках лесов, на дорогах и в отдельных хуторах финны оставляли заслоны, чтобы сковывать действия наступавших войск. Финские части разрушали мосты, устанавливали различного рода мины-сюрпризы и взрывающиеся заграждения.
Однако части фронта быстро ремонтировали дороги, восстанавливали мосты, наводили переправы, разграждали основные маршруты для движения войск. Это обеспечивало высокий темп наступления 21-й армии. Передовые танковые отряды с автоматчиками на броне обходили узлы сопротивления, опорные пункты и прорывались в тыл вражеских частей. Войска 21-й армии 16 июня значительно продвинулись вперед, подойдя к станции Перкярви (Кирилловское) и Уусикиркко (Поляны).
Командующий фронтом генерал армии Л. А. Говоров, член Военного совета фронта генерал-лейтенант А. А. Кузнецов и командующий 21-й армией генерал-лейтенант Д. Н. Гусев, находившиеся в соединениях армии, тепло поздравляли участников прорыва второй полосы обороны противника с большим успехом. Командующий фронтом поставил задачу быстрейшего выхода к третьей линии финских укреплений, считая, что дорога на Выборг оказалась фактически открытой.
Наращивая темпы продвижения вперед, 108, 109 и 110-й стрелковые корпуса в течение 17 и 18 июня прошли с боями западную часть Карельского перешейка. Было занято много населенных пунктов, и в том числе: Перкярви, Уусикиркко, Лойстола, Пихкала, Хумалайоки, Маркки и Илякюля. Приблизившись к опорным пунктам Лейпясуо и Сумма, прикрывавшим железную и шоссейную дороги на Выборг, советские войска начали прорыв третьей линии укреплений.
Большого успеха добилась 18 июня 46-я стрелковая дивизия полковника С. Н. Борщева, быстро продвигавшаяся вперед вдоль побережья Финского залива. Исключительно смелый прорыв в глубь обороны противника в районе Муурило совершила боевая группа ее разведчиков во главе с начальником штаба батальона 176-го стрелкового полка старшим лейтенантом В. М. Рачковским. Используя брошенные финскими самокатными подразделениями велосипеды, она в течение ночи прошла вдоль Приморского шоссе 25 километров и незаметно вышла к железобетонным укреплениям противника в тот момент, когда они еще не были даже полностью заняты их гарнизонами. Появление группы В. М. Рачковского, открывшей огонь по находившимся вблизи дотов финским солдатам, вызвало панику в рядах противника. Даже из занятых укреплений солдаты стали убегать в тыл. Это был один из участков третьей полосы обороны, взятый с ходу подразделением 176-го полка 46-й стрелковой дивизии. Глубоко вклинившись в оборону противника, это соединение к исходу дня овладело городом и портом Койвисто (Приморск).
В связи с начавшимся прорывом третьей полосы обороны финские войска оказались в чрезвычайно трудном положении. В ночь на 17 июня командующий группой войск «Карельский перешеек» генерал Эш отдал приказ об отводе частей на линию Выборг, Кунарсари, Тайпале. В свою очередь командир 4-го финского армейского корпуса приказал во что бы то ни стало удерживать третью полосу обороны и подходы к ней. Однако под нажимом советских войск эти позиции пришлось сдать раньше, чем прибыло на это разрешение. Наступление было настолько стремительным, что, по выражению финских историков, «казалось, будто 21-я армия течет неодолимой силой» [E. Kuussaari, V. Niitemaa. Suomen sota vv. 1941—1945, s. 185].
18 июня по радио был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР и постановление Советского правительства о присвоении звания Маршала Советского Союза Л. А. Говорову и звания генерал-полковника А. А. Жданову и Д. Н. Гусеву. Тем самым Центральный Комитет партии и правительство СССР давали высокую оценку успехам, достигнутым в боях на Карельском перешейке, и отмечали выдающиеся способности и полководческое искусство военачальников, руководящих проведением столь сложной операции.
19 июня Маннергейм обратился к финской армии с призывом остановить советские войска.
Финское командование усиливало свои войска на Карельском перешейке, перебрасывая сюда соединения со свирского и медвежьегорского участков фронта. В боях уже находились прибывшие из Карелии 4-я и 17-я пехотные дивизии, а также 3-я и 20-я пехотные бригады. В районе Выборга сосредоточивались 6-я и 11-я пехотные дивизии, также переброшенные с Карельского фронта. Начальник генерального штаба финских вооруженных сил генерал Хейнрикс обратился 19 июня в ставку германского командования с просьбой о помощи, надеясь получить 6 немецких дивизий для прикрытия выборгского и кексгольмского направлений.
В этих условиях для войск Ленинградского фронта чрезвычайно важно было не снижать темпов наступления. Авиационные части 13-й воздушной армии усилили удары по вражеским коммуникациям, железнодорожным узлам и районам сосредоточения резервов. Особенно сильным был удар по железнодорожным составам Выборгского узла, где находилось до 750 вагонов и платформ с различными грузами и военной техникой. 74 бомбардировщика Пе-2 во главе с командиром 34-го гвардейского Краснознаменного Тихвинского авиационного полка гвардии подполковником М. Н. Колокольцевым произвели бомбардировку скопления военных грузов с высоты 1700—2000 метров. До 350 вагонов и платформ, а также 10 складов с военными материалами были частично уничтожены. Удалось, кроме того, во многих местах разрушить железнодорожные пути.
Удары по коммуникациям противника заметно осложнили его действия против войск 21-й армии, которая в это время успешно штурмовала последнюю линию укреплений.
Наступление на Выборг развивалось по плану, разработанному Военным советом 21-й армии. Командование фронта еще раз убедилось в правильности принятого решения о назначении генерала Д. Н. Гусева командующим армией прорыва на направлении главного удара. Имея незаурядные военные способности в хорошую оперативно-тактическую подготовку, он особенно ярко проявил свои знания и опыт, командуя армией, наносившей теперь противнику одно поражение за другим.
Введя в сражение 97-й стрелковый корпус генерал-майора М. М. Бусарова для нанесения главного удара вдоль Выборгского шоссе, командующий армией обеспечил дальнейшее успешное продвижение войск вперед. 19 июня был взят сильный узел сопротивления противника Сумма (Солдатское). Третья полоса обороны оказалась прорванной на важном участке. Одновременно 286-я стрелковая дивизия 109-го корпуса овладела опорным пунктом Кямяря (Гаврилово), а войска 108-го стрелкового корпуса заняли у побережья Выборгского залива поселки Ремпетти (Ключевое) и Иоханнес (Советский). 110-й корпус вел бои на рубеже южнее Какинсари между железной и шоссейной дорогами. В итоге к исходу 19 июня линия Маннергейма была прорвана по фронту на 50 километров — от Муола до Финского залива.
Финские войска отчаянно сопротивлялись, пытаясь любыми средствами задержать наступление 21-й армии, а возможностей для этого среди лесов, болот, рек и озер перешейка имелось немало. Однако советские воины настойчиво и бесстрашно шли вперед. Используя сильную поддержку артиллерийского огня, укрываясь за валунами и деревьями, они подбирались к неприятельским дотам и дзотам, блокировали и уничтожали опорные пункты врага.
Как и в предыдущих боях, возглавлять атаку подразделений при штурме неприятельских укреплений и опорных пунктов поручали самым отважным воинам — коммунистам и комсомольцам.
Таким смелым и умелым воином в 23-й армии по праву считался сержант Суханов. В трудном бою он, пренебрегая смертельной опасностью, вступил в единоборство с гарнизоном неприятельского дзота, в котором находились два офицера и шесть солдат. Незаметно подобравшись, Суханов метнул в амбразуру гранаты. Дзот умолк, но когда подразделение рванулось вперед, начал вести огонь другой дзот. Суханов вновь вступил в неравный поединок с гарнизоном, сидевшим в долговременном сооружении, и оказался победителем. Отважный воин был ранен, но не вышел из боя. Он заменил тяжело раненного командира и повел своих товарищей в новую атаку.
Прорвав 19 июня вторую полосу обороны противника силами 98-го и 115-го стрелковых корпусов, 23-я армия подошла к третьей линии укреплений.
При прорыве второй оборонительной полосы противника большую изобретательность и находчивость проявили танкисты. Они приспособились раздвигать гранитные и железобетонные надолбы, установленные в 4—5 рядов, с помощью танков КВ, Впервые так действовали танкисты 46-го отдельного тяжелого танкового полка гвардии лейтенант М. В. Соколов и механик-водитель старший сержант Б. С. Шмелев.
Уже 19 июня 115-й стрелковый корпус, захвативший накануне важные опорные пункты противника Рауту (Сосново) и Валкярви (Мичуринское), вышел широким фронтом к Вуоксинской водной системе. А на левом фланге армии 98-й и 6-й стрелковые корпуса (последний был переброшен на Карельский перешеек с нарвского направления), преодолев сопротивление финских войск, закрепившихся на удобных рубежах обороны между озерами Муолаярви, Кирккоярви, Пункусярви и Вуоксиярви, овладели сильным узлом сопротивления противника Муола. Тем самым 23-я армия осуществила прорыв третьей полосы обороны и вышла приблизительно на одну линию с войсками 21-й армии.
Через 9 дней после начала наступления три линии мощных финских укреплений оказались уже позади. «Красная Армия, — писала по этому поводу английская газета «Дейли мейл», — прорвалась через тройную линию Маннергейма с поразительной легкостью» [«Правда», 23 июня 1944 г.].
Вечером 19 июня командующий Ленинградским фронтом Маршал Советского Союза Л. А. Говоров отдал приказ 21-й армии овладеть в течение следующего дня Выборгом.
В это время шли бои по прорыву укреплений, прикрывавших южную часть города. Наступавшим в сторону Выборга трем стрелковым корпусам — 108-му (вдоль Выборгского залива), 97-му (вдоль железной дороги) и 109-му (на район станции Тали) — приходилось преодолевать каждый шаг с боем. Финские войска оборонялись на подступах к городу с еще большим упорством, чем на всех предыдущих рубежах.
Непосредственно с юга к Выборгу подходили три стрелковые дивизии: 314-я полковника М. С. Елшинова, 90-я генерал-майора Н. Г. Ляшенко и 372-я полковника П. И. Радыгина. Их поддерживали 1-я отдельная танковая бригада полковника В. Л. Проценко, 30-я отдельная гвардейская танковая бригада полковника С. А. Соколова, три отдельных гвардейских танковых полка полковника Л. П. Красноштана, подполковника Д. А. Гнездилова и майора П. Д. Примаченко, два самоходно-артиллерийских полка подполковников И. А. Бирюкова и И. Д. Котова, 5-я гвардейская артиллерийская дивизия прорыва полковника В. Н. Иванова и другие части.
Оборонительный рубеж на южной и юго-восточной окраинах города проходил по цепи невысоких холмов с валунами и лесом, что очень благоприятствовало обороне. Перед передним краем на 3 километра простиралась открытая, хорошо простреливавшаяся местность, которую предстояло преодолеть советским воинам.
Бой шел весь вечер, не умолкал он в ночные часы и разгорелся еще больше утром 20 июня. Могучая сила артиллерийского огня прокладывала путь пехоте.
В эти часы, когда решалась судьба боя, на наиболее ответственных участках бойцы видели командира корпуса генерала М. Ф. Тихонова. Непосредственно руководя штурмом Выборга, он находил в обороне противника наиболее уязвимые места и нацеливал туда свои соединения и части. Войска искусными обходными маневрами преодолевали многочисленные укрепления и заграждения, все ближе и ближе продвигаясь к городским окраинам.
Финское командование предпринимало все меры к тому, чтобы удержать Выборг. Непосредственное прикрытие города с юга было возложено на 20-ю бригаду полковника А. А. Кемпи. С востока Выборг прикрывали 3-я пехотная бригада (район Таммисуо), 18-я пехотная дивизия (район станции Тали) и 4-я пехотная дивизия (озеро Носкуанселькя, река Вуокси). Кроме того, в резерве северо-восточнее Выборга находились 6, 10, 11 и 17-я пехотные дивизии и танковая дивизия генерал-майора Лагуса [E. Kuussaari, V. Niitemaa. Suomen sota vv. 1941—1945, s. 182—184].
Руководство фашистской Германии, получившее заверение финляндского правительства о том, что Финляндия не пойдет на заключение перемирия с Советским Союзом, распорядилось перебросить на Карельский перешеек из группы армий «Север» 122-ю пехотную дивизию, 303-ю бригаду штурмовых орудий и самолеты 5-го воздушного флота. В течение 16—18 июня в Финляндию было переброшено немцами 32 бомбардировщика, 38 истребителей, 10,5 тыс. противотанковых ружей и 5 тыс. фаустпатронов. К моменту боев за Выборг активность немецкой бомбардировочной и истребительной авиации в этом районе заметно возросла.
Однако противнику все же не удалось удержать Выборг. Утром 20 июня первые подразделения частей 108-го стрелкового корпуса ворвались на южную окраину города. Ни сильнейший огонь, ни взорванные мосты и разбросанные вокруг фугасы, ни сплошные минные поля не остановили их. Обойдя небольшое озеро Хейвойсаари и преодолев топкое болото, передовые батальоны вышли к городу со стороны железной дороги Ленинград — Выборг.
Благодаря тому, что инженерным частям удалось обезвредить мины, почти сплошь покрывавшие Выборгское шоссе, и быстро построить переправы, в город на полном ходу ворвались танки. Среди них одним из первых был танк «Ленинградец», которым командовал гвардии лейтенант И. Мужецкий — бывший рабочий города Пушкин. Весь экипаж этого танка — механик-водитель старшина И. Гончаренко, командир орудия старший сержант В. Карабанов — прошел с боями через три полосы финских укреплений на Карельском перешейке.
Ведя огонь с ходу, тяжелые танки в сопровождении десантников-автоматчиков освобождали одну улицу Выборга за другой. Бои шли за каждый дом, за каждый квартал.
90-я стрелковая дивизия генерал-майора Н. Г. Лященко, ворвавшаяся в Выборг одной из первых, почти шесть часов вела бой в предместьях и на улицах города. Командир дивизии и ее штаб умело руководили трудными уличными боями, стремясь расчленить и уничтожить 20-ю финскую бригаду по частям.
Старинная Выборгская крепость была взята батальоном 90-й стрелковой дивизии, которым командовал майор Д. А. Филичкин. Хотя находившиеся там финские подразделения пытались преградить путь наступавшим, бойцы этого батальона, обходя крепость с двух сторон, вплотную подошли к ней и взяли ее штурмом. Отступая за крепостной мост, финские солдаты взорвали его, как только основные части 20-й пехотной бригады миновали старую крепость.
Ожесточенный бой шел и за Выборгский вокзал. Оборонявшиеся там подразделения противника выкатили пушки для стрельбы прямой наводкой. Но атака советских воинов была настолько стремительной, что пушки не успели сделать ни одного выстрела. После рукопашной схватки вокзал был взят. Когда советские части проникли из района железнодорожной станции во фланг финских войск, те, поддавшись панике, снова оставили свои позиции и отошли через Сорвали (пригород Выборга) на северо-запад. 20 июня город Выборг был полностью в руках советских войск. На башне старинной крепости взметнулось трехметровое красное полотнище.
В ночь на 21 июня столица нашей Родины Москва салютовала доблестным воинам Ленинградского фронта, прорвавшим линию Маннергейма и овладевшим городом и крепостью Выборг. В приказе Верховного Главнокомандующего, адресованном Маршалу Советского Союза Л. А. Говорову, отмечались заслуги войск 21-й и 23-й армий, 13-й воздушной армии, 3-го артиллерийского корпуса прорыва, танкистов и саперов.
Выборгская операция успешно закончилась, но войска Ленинградского фронта не приостановили наступления. Верховное Главнокомандование поставило перед ними очередную задачу: осуществляя дальнейшее наступление в северо-западном от Выборга направлении, вынудить противника отказаться от продолжения военных действий против Советского Союза, заставив, таким образом, Финляндию выйти из войны.
Наступательные действия войск Ленинградского фронта в северной части Карельского перешейка продолжались еще в течение трех недель.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |