Первые бои лейтенанта Борзова (не удивляйтесь, если буду называть его и лейтенантом, и генералом, - и то и другое верно) были успешными и в то же время неудачными. 30 июня 1941 года он участвовал в бомбежке немецкой танковой колонны. Удар оказался точным. Застигнутые у переправы фашистские части понесли большие потери. Даже когда над целью пришлось вести тяжелый бой с немецкими истребителями, лейтенант Борзов имел основание считать, что все идет хорошо: пять "мессершмиттов" вскоре были сбиты.
Закончился все же бой неудачно: самолет Борзова загорелся. Лейтенант вернулся на аэродром с обожженным лицом и с такими ожогами на руках, что, казалось, никогда им не держать штурвала.
Раны, однако, зажили, и он снова летал.
16 сентября того же 1941 года, в то время как командир звена Борзов бомбил в районе станции Тосно железнодорожный эшелон врага, самолет подбили.
Лететь от Тосны до линии фронта всего несколько минут. Но когда самолет горит и ветер раздувает пламя все сильней и сильней - секунда кажется вечностью. Огонь уже подбирается к кабине и обдает удушливым жаром. Кому-кому, а Ивану Борзову хорошо известно, чем все это кончается.
Объятый пламенем самолет почти не слушался рулей. Борзов приказал экипажу прыгать. Затем и сам выбросился с парашютом. С этой минуты начался необычный для летчиков путь по лесным чащобам. Идти в сторону Ленинграда напрямик было, конечно, ближе. Особенно, если держаться ровного, как стрела, Московского шоссе. Да ведь с первых же шагов можно нарваться на немцев. Борзов повел экипаж обходными путями.
Идти пришлось долго: целых шесть суток. Питались тем, что удавалось найти в лесу. Выбились из сил, но шли. И впереди всех Иван Борзов.
На седьмые сутки экипаж, который уже считали погибшим, вернулся па свой аэродром. Едва оправившись от тяжелого, полного лишений и опасности пути, Борзов начал летать, бомбить железнодорожные эшелоны, аэродромы, корабли.
Даже в лунную ночь нелегко, а порой и невозможно обнаружить на море вражеский корабль. Иван Иванович Борзов первым применил торпедирование по лунной дорожке. Стоило подойти к транспорту так, чтобы он оказался на серебрящейся от лунных бликов полосе, и силуэт судна обрисовывался ясно и четко. Прицеливайся и бей.
Росло боевое мастерство летчика Борзова. В 1943 году он уже был майором, командовал полком. Тем самым 1-м гвардейским минно-торпедным полком, в котором начал службу лейтенантом. Чего скромничать, очень почетно возглавлять часть, в которой служило больше тридцати Героев Советского Союза. Кстати, двадцать семь летчиков и штурманов получили Золотые Звезды в годы, когда полк водил в бой Иван Иванович Борзов. 22 июля сорок четвертого года и сам он был удостоен этой награды.
Гвардейский минно-торпедный утопил в водах Балтики десятки боевых кораблей и транспортов врага. Над сушей торпедоносцы превращались в бомбардировщики. Полк Борзова уничтожал автоколонны, железнодорожные эшелоны, укрепления, артиллерийские батареи врага.
Есть все основания сказать, что боевой опыт командира звена и командира эскадрильи Борзова очень пригодился Борзову - командиру полка. Немалую пользу принес этот опыт и после войны. Ведь и поныне Иван Иванович Борзов служит в Вооружённых Силах.
|