Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Буров А.В. Твои Герои, Ленинград


Один день Александра Билюкина

Герой Советского Союза Билюкин Александр Дмитриевич

Билюкин Александр Дмитриевич

 

Сколько я ни стараюсь припомнить сейчас что-нибудь героическое в характере Александра Билюкина, - ничего не получается! Не то чтобы я забыл его, нет. Отлично помню этого никогда не унывавшего парня. Признаюсь, одно время он даже казался мне не очень серьезным.

Однако комиссар полка Михаил Семенович Ефимов, с которым зимой сорок второго года у нас зашел разговор о Билюкине, постарался разубедить меня:

— Неверно это. Просто характер у него такой: улыбается, даже когда на душе кошки скребут. Я, говорит, по довоенной профессии медник, значит, должен сиять, как медь начищенная.

Правда, на боевом счету у Билюкина было меньше сбитых самолетов, чем у некоторых его сослуживцев. На это комиссар сказал так:

— Не беспокойтесь, Билюкин еще покажет себя.

Комиссар Ефимов не ошибся, - он знал Билюкина и как политработник, и как летчик.

Александр Билюкин действительно показал себя. О победах, которые он одержал 1 августа 1943 года, сообщалось в оперативной сводке Советского информбюро: на подступах к Ленинграду старший лейтенант Билюкин за один день сбил четыре немецких самолета.

Таким успехом мог гордиться любой ас.

...Семерке наших истребителей пришлось драться с двенадцатью немецкими самолетами. "Фокке-вульфы" прилетели, чтобы "расчистить" небо над передним краем и дать возможность своим бомбардировщикам нанести удар по советским войскам. С первой же атаки фашисты едва не сбили одного из наших летчиков - капитана Подороского. Выручил его Билюкин - сбил "фокке-вульф".

В это время в шлемофоне раздался голос старшего лейтенанта Шевченко:

— Дерусь с четверкой...

Шевченко был выше, и Билюкину пришлось сильно рвануть свою машину вверх. Зато подоспел он вовремя. Удар получился внезапным. Гитлеровцы, наседавшие на Шевченко, заметили появление Билюкина слишком поздно - один "фокке-вульф" уже горел.

Немцы, разобравшись, с кем имеют дело, пошли в атаку не на Билюкина, а на его ведомого - сержанта Глаголева. Ведущий не дал в обиду молодого летчика: бросился врагам наперерез и сбил еще одного "вульфа", третьего в этом бою.

Бой еще не кончился, а вот боеприпасы у Билюкина кончились. И хотя стрелять он уже не мог, из боя не вышел. Продолжал имитировать атаки, оттягивая на себя силы врага. Товарищам было легче.

Одна из таких ложных атак едва не стоила Билюкину жизни. Видимо, уже догадавшись, что советскому летчику нечем стрелять, гитлеровец принял лобовую атаку и дал по нему крепкую очередь. Самолет был подбит, Билюкин ранен. Но у него хватило сил справиться с поврежденной машиной.

К этому времени и бой начал утихать. Победы в нем одержал не один Александр Билюкин. Летчики его группы тоже сбили два самолета и один подбили. Фашисты, у которых горючее и боеприпасы уже кончались, вынуждены были уйти, так и не "расчистив" небо для бомбардировщиков.

Билюкин тоже повел свою группу на аэродром. То, что он был ранен, а машина повреждена, не очень испортило ему настроение. Он даже шутил. Рана оказалась не слишком серьезной. Что касается самолета, то техники обещали отремонтировать быстро. А радоваться было чему - в одном бою он сбил три самолета!

Да, но почему же в сводке Совинформбюро говорится о четырех? Потому что еще до этого боя, происходившего в полдень, Билюкин сбил немецкий самолет утром.

А потом к этим четырем прибавлялись другие. Число звездочек на фюзеляже машины Александра Билюкина росло. В 1944 году их было уже двадцать. Двадцать звездочек - по числу сбитых самолетов врага. В том же году на гимнастерке капитана Билюкина появилась Золотая Звезда.




Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru