Победы Михаила Советского в равной степени относятся и к Юрию Бунимовичу. Когда речь идет о действиях торпедоносца, трудно говорить о штурмане и летчике порознь. Один пилотирует машину, другой дает точный курс, выводит ее на цель и сбрасывает бомбы или торпеду. Даже малейшая ошибка летчика может свести на нет расчеты штурмана. Все старания летчика могут оказаться напрасными, если ошибется штурман.
У Юрия Бунимовича и Михаила Советского не было оснований обижаться друг на друга.
Худощавый, щуплый на вид Юрий считался в полку крепким парнем. Это было действительно так. Однако отличался Бунимович не столько физической силой, сколько не бросающейся в глаза внутренней твердостью.
Был случай, когда из самолета его унесли тяжело раненным, обожженным. Все понимали, как трудно будет Юрию. После того что с ним случилось, он уже не вернется в полк. Как же он будет жить без полетов?
Товарищи знали, что еще в юности Юрий мечтал стать летчиком. Поступив в аэроклуб, проводил здесь все свободное от работы время.
И вот этого влюбленного в авиацию человека почти без чувств унесли из горящего самолета.
В полку Юрия уже не ждали. А он вернулся. И не на побывку к боевым друзьям. Вытянувшись перед командиром, он доложил, что "явился для дальнейшего прохождения службы".
Человек, которого летчики уже не чаяли видеть, снова начал летать. Трудно сказать, что сыграло главную роль - силы молодого организма или силы души.
Летал он мастерски. Его не останавливала самая плохая погода. Как-то облачность над морем оказалась настолько низкой, что пришлось прижиматься к самой воде. При таком надежном штурмане, как Михаил Советский, можно было уйти в облака. Слепой полет хотя и сложен, зато менее опасен, чем бреющий. Если на низкой высоте случится что-нибудь с моторами, гибель неотвратима. Стоит тяжелой машине чуть "клюнуть", как, ударившись о воду, она расшибется. "Чувствовать" море куда сложнее, чем землю. Там любое деревце предостерегает от опасности. Вода, наоборот, скрывает ее. Безбрежная гладь воды коварна для летчика.
Несмотря на это, Юрий Бунимович не стал набирать высоту. При такой отвратительной видимости сверху ничего не разглядишь. Даже на бреющем полете Бунимович едва не проскочил над вражеским транспортом. Атаковать судно пришлось с ходу: чтобы развернуться, времени уже не было, - немцы приближались к берегу. Оттуда вовсю били зенитки. Бунимович продолжал лететь. Машина мчалась так низко, что казалось, она столкнется с фашистским транспортом.
Сильный обстрел с вражеского берега не заставил Бунимовича свернуть с боевого курса. Торпеда попала в цель.
Был случай, когда экипаж заметил в море предмет, издали похожий на торчащую из воды трубу. "Труба" оказалась большим, тяжело груженным танкером. До отказа наполненный горючим, он глубоко сидел в воде. Несмотря на сильный зенитный огонь с танкера, летчик атаковал его с малой высоты. Фотоаппарат запечатлел огромный взрыв. Когда же дым рассеялся, море было пустынным. Только в 1943 году экипаж Бунимовича потопил пять транспортов и сторожевой корабль. Когда товарищи просили Юрия поделиться опытом, он обычно отвечал:
— Бей в упор, тогда каждая торпеда попадет в цель.
В один и тот же день - 22 января 1944 года - летчик Юрий Бунимович и штурман Михаил Советский были награждены Золотой Звездой. Но в том же году оба погибли.
|