Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Буров А.В. Твои Герои, Ленинград


Выручая друзей

Герой Советского Союза Голубев Василий Федорович

Голубев Василий Федорович

 

Когда генерала Василия Федоровича Голубева просят выступить перед молодыми воинами, он, перебирая в памяти эпизоды военных лет, думает: "С чего начать?"

А мне кажется, начинать рассказ нужно с первых боев. Ну хотя бы с того, который происходил 26 июля 1941 года, когда Голубев летал на разведку и машину его ведомого лейтенанта Зотова подбила зенитка. Было повреждено управление, лететь Зотов мог только по прямой.

Потеряв способность маневрировать, истребитель перестает быть истребителем. Маневр в воздушном бою подобен оружию. Нетрудно поэтому понять, что испытал летчик, увидев перед собой четырех "мессершмиттов".

В незавидном положении очутился и Голубев. Будь он один - было б легче. А тут отбивайся от четырех немецких истребителей и не отходи ни на шаг от товарища.

Гитлеровцы сразу догадались, что с советской машиной творится что-то неладное. Неспроста она летит только по прямой. С нее они и начали. Оказавшийся рядом "мессершмитт" вот-вот откроет огонь. Но Голубев опередил его. Успел поймать в прицел...

Это могло показаться удачей - и только. Удачи, разумеется, тоже случаются, но мгновенная победа, одержанная Голубевым, объяснялась совсем другим - его снайперской меткостью. Воздушным снайпером Василия Федоровича называли еще до войны. Он много тренировался, чтобы научиться поражать цель с первой очереди. После атак Голубева самолет-буксировщик сбрасывал на аэродром порядком продырявленную воздушную мишень.

А вражеский самолет был побольше учебной мишени. Стоило "мессершмитту" очутиться в прицеле, как в следующую же секунду он начал падать. Трое остальных поняли, с кем имеют дело. Они еще пытались атаковать советские самолеты, но не слишком настойчиво. Каждый раз, когда Голубев разворачивался на них, "мессершмитты" избегали его контратак. И уже совсем осторожными они стали с приближением линии фронта. Перелетать ее немцы не стали. Зотов смог благополучно посадить на аэродром подбитую машину.

Пока он заходил на посадку, Голубев заботливо охранял его. Отвязавшись у линии фронта, "мессершмитты" иногда внезапно появлялись над аэродромом, чтобы ударить исподтишка. Горючего в самолете Василия Федоровича было в обрез, и ему следовало торопиться на посадку. А он, ради того чтобы обезопасить товарища, кружил в воздухе.

Раз уж зашла речь о боевой выручке, к месту вспомнить, что случилось 10 августа 1941 года. Тогда ведущим был не Голубев. Шестью нашими истребителями командовал другой летчик. Он и попал в беду: когда шестерка вела неравный бой с шестнадцатью истребителями врага, командира группы тяжело ранило.

Раненый пехотинец может отлежаться в воронке, пока не придут на помощь товарищи. Помощи может ждать артиллерист, танкист, моряк. И даже в бомбардировщике летчика поддержат товарищи по экипажу. Но летчик-истребитель в самолете один. В воздухе никто его не перевяжет.

Раненый командир решил довести машину до аэродрома. Однако стоило ему выйти из боя, как за ним сразу же увязались два "мессершмитта". Это увидел Василий Голубев.

В таких случаях нет лучшей защиты, чем нападение. Голубев пошел в атаку. Немцам пришлось вступить с ним в бой. Этого Голубев только и хотел. Он принял удар на себя и дал возможность раненому командиру выйти из боя.

Происшедшее на следующий день, 11 августа, тоже говорит о том, каким товарищем был Василий Голубев.

Над станцией Веймарн (это между Волосовом и Кингисеппом) завязалась тяжелая воздушная схватка. Наши истребители сбили четыре "мессершмитта". Врезался в землю и советский самолет. Однако летчик успел выброситься с парашютом. Увидев это, гитлеровцы кинулись к белому куполу...

Голубев прикрыл его в полном смысле этого слова. Крылья голубевской машины стали крышей над головой летчика. "Мессершмитты" пытались ударить сбоку - Голубев загородил товарища градом пуль.

Что было потом? Об этом рассказывать довольно сложно. До земли метров тридцать-сорок, а сверху - четыре "мессершмитта". Вот и выкручивайся. Единственное преимущество - малая высота. Обычно в воздушном бою преимущество у того, кто выше, а тут получилось наоборот. Гитлеровцы с большой осторожностью гонялись за Голубевым: на такой высоте можно врезаться в землю. Но продолжать эту "карусель" Голубев не мог - горючее было на исходе. Когда внезапным маневром он оторвался от преследователей и сел на ближайший аэродром, в баке оставалось несколько капель бензина.

Вот только три эпизода. Три без всякого выбора...




Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru