Руки Хохлова до того застыли, что он с трудом держал в негнущихся пальцах карандаш. Где-то там, на земле, августовская духота, а здесь - на большой высоте - мороз.
Вдруг туманная пелена исчезла. Внизу появились мерцающие огоньки. Это Штеттин. Слева темноту рассек отливающий серебром луч прожектора, второй...
Вот уж где ни к чему чистое небо! Лучше бы пройти это место в облаках, чем лететь на виду - при звездах и при луне.
Но лучи прожекторов не стали шарить по небу. Помаячив вдали, они легли на землю яркой дорожкой.
"Аэродром, - догадался штурман. - Наверное, думают, что это их бомбардировщики возвращаются с задания".
— Приняли за своих, приглашают садиться, - сказал Хохлов командиру.
— Покорно благодарим, - ответил полковник. - Нам не сюда, нам в Берлин.
За Штеттином погода опять испортилась. Самолеты попали в мокрое месиво. Даже в кабинах стало сыро. Стекла покрылись густым матовым налетом.
Перед самым Берлином открылись звезды. Очень хорошо была видна и земля. Берлин освещен. К чему светомаскировка, когда у русских нет авиации! И лишь когда начали рваться бомбы, огни погасли. Фашистская столица погрузилась во мрак. Ее озаряли только отсветы пожаров да мечущиеся по небу щупальца прожекторов...
Нелегким был и обратный маршрут. Многое из того, что встретилось на пути к Берлину, пришлось снова преодолеть, возвращаясь домой. Все тяготы побороли балтийцы в этом дальнем тяжелом полете, который без малейшего преувеличения можно назвать героическим. А ведь Преображенский, Хохлов, Плоткин, Ефремов, Гречишников не раз летали на фашистскую столицу. У подвига, совершенного в ночь на 8 августа, было продолжение.
С каждым новым полетом на Берлин росло боевое мастерство летчиков, росла их выносливость. Да и отличились они не только в этом. Они были героями многих боев, происходивших и раньше и потом.
Еще в июле сорок первого самолет полковника Преображенского был сильно подбит зенитками. Вести его надо было, соблюдая множество предосторожностей. Вместо этого Преображенский вступил в бой с "мессершмиттами". Попытаться уйти от них он не рискнул. Трудно ли истребителям догнать поврежденный бомбардировщик! И вот, когда "мессершмитты" пошли в атаку, полковник развернул свою подбитую машину навстречу им. Боясь столкновения, немцы отвалили. Это повторялось несколько раз.
Умелый маневр летчика, огонь штурмана и стрелка сводили на нет атаку за атакой. Выигрывая время, Преображенский оттягивал бой к линии фронта, поближе к своим зениткам. В конце концов "мессершмиттам" пришлось отвязаться.
Когда полковник посадил машину, в ней оказалось два прямых попадания и тридцать семь осколочных!
В первую военную зиму на долю Преображенского и его боевого друга Хохлова выпало еще одно нелегкое испытание: пришлось вести самолет с подбитым мотором. Штурман Хохлов сбросил бомбы точно на цель. Боевое задание было выполнено. Но домой самолет не вернулся. Пришлось сесть на болото, вдали от советских войск. Четверо суток без еды, при жестоком морозе, утопая в снегу, пробивались летчики к своим. И пробились.
|