В результате наступления войск 2-го и 3-го Белорусских фронтов в конце января — начале февраля восточно-прусская группировка противника была отсечена от остальной немецко-фашистской армии и рассечена на три изолированные группы. Наиболее крупная группа (до 20 дивизий) была окружена юго-западнее Кенигсберга в районе Хайльсберга, вторая (8 дивизий) — прижата к морю на Земландском полуострове и третья (гарнизон крепости Кенигсберг, около 100 тысяч солдат и офицеров) — блокирована в районе Кенигсберга. Последовательная ликвидация всех этих изолированных групп являлась содержанием последнего этапа Восточно-Прусской операции Советской Армии.
Выполнение этой задачи Ставка Верховного Главнокомандования возложила на 3-й Белорусский фронт. В ликвидации кенигсбергской и земландской группировок войскам фронта должен был содействовать Краснознаменный Балтийский флот.
Уничтожение восточно-прусской группировки немецко-фашистской армии началось с удара по наиболее сильной хайльсбергской группе войск. К марту эта группа была прижата к заливу Фриш-Гаф и занимала плацдарм в 50 км по фронту и 12—25 км в глубину. Возобновив наступление в середине марта, войска 3-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза А. М. Василевского к концу марта завершили полный разгром хайльсбергской группировки противника и начали готовиться к штурму Кенигсберга.
Пытаясь любой ценой удержать Кенигсберг — эту крупнейшую крепость на Балтийском море, имевшую почти семивековую историю, гитлеровское командование выделило для этой цели более 100 тысяч солдат и офицеров, 850 орудий, много танков и существенно усилило созданную здесь ранее систему обороны. Крепость имела четыре оборонительных рубежа, основой которых являлись 24 форта и другие долговременные сооружения. Внешний оборонительный обвод прикрывал крепость со всех сторон и упирался к западу в залив Фриш-Гаф. Этот обвод имел 13 фортов. В фортах были установлены крепостные и полевые орудия и автоматическое оружие; между фортами тянулась цепь железобетонных дотов. Перед оборонительным рубежом был выкопан глубокий противотанковый ров, наполненный водой.
6 апреля после тщательной подготовки войска 3-го Белорусского фронта начали штурм крепости Кенигсберг. Штурму предшествовало артиллерийское наступление, длившееся четыре дня, в результате которого были разрушены основные фортификационные сооружения. В артиллерийском наступлении участвовала мощная береговая артиллерия флота. Советские войска, наступая с севера и юга по сходящимся направлениям, прорвали долговременную оборону крепости, в течение трехдневных ожесточенных боев разгромили кенигсбергскую группировку противника и остатки ее вынудили капитулировать. Потери гитлеровцев составляли более 100 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, наши войска захватили огромные трофеи, в том числе тяжелый крейсер «Зейдлиц».
Одновременно с Восточно-Прусской операцией Советская Армия провела Померанскую операцию. Для выполнения последней Ставка выделила войска 1-го и 2-го Белорусских фронтов под командованием Маршалов Советского Союза Г. К. Жукова и К. К. Рокоссовского.
Померанская операция имела очень важное значение в общем ходе зимнего наступления Советской Армии 1945 г., ее оперативный смысл заключался в следующем.
В результате Висло-Одерской операции войска 1-го Белорусского фронта за короткий срок продвинулись на 570 км. В связи с этим правый фланг фронта, растянувшийся на огромное расстояние от Вислы до Одера, оказался под угрозой: с севера над ним нависла померанская группировка гитлеровцев.
Немецко-фашистское командование готовилось нанести крупный контрудар из Померании по правому флангу и тылу войск 1-го Белорусского фронта, чтобы свести на нет весь успех зимнего наступления Советской Армии и тем самым сорвать план советского наступления на Берлин. Осуществление этого удара возлагалось на крупную группировку войск, которой командовал Гиммлер. Этот план немецко-фашистского командования был сорван Советской Армией в результате проведения Померанской операции.
Выполняя план Верховного Главнокомандования, войска 1-го и 2-го Белорусских фронтов осуществили замечательный маневр. Маршалы Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский внезапно для противника повернули свои войска фронтом на север и начали наступление против померанской группировки противника. Войска 2-го Белорусского фронта в конце февраля прорвали фронт в районе Хойнице и устремились на север и северо-восток к берегам Балтийского моря. 1 марта на этом же направлении перешли в наступление из района города Штуттгард и войска 1-го Белорусского фронта. 4 марта оба фронта вышли к морю в районе Кезлин и Кольберг. Померанская группировка гитлеровцев была рассечена на две части. К концу марта войска 1-го и 2-го Белорусских фронтов, распространяясь на запад и восток, завершили разгром вражеской группировки и очистили от противника всю Померанию от Штеттина до Гданьска (Данцига).
Таким образом, к апрелю почти все побережье Балтийского моря было очищено от немецко-фашистских войск. Остатки гитлеровской армии были прижаты к Балтийскому морю в районе Земландского полуострова, Данцигской бухты и военно-морской базы Свинемюнде. Позиции, которые удерживал противник в районе Кенигсберг— Данциг, представляли собой узкую полосу побережья вокруг всей Данцигской бухты с разрывами у Эльбинга и Гдыни.
Перед Краснознаменным Балтийским флотом встала задача содействовать войскам Советской Армии в ликвидации остатков немецко-фашистских войск, окруженных на побережье Балтийского моря в районах военно-морских баз Кенигсберг, Пиллау, Хела и Свинемюнде.
В штурме Кенигсберга активное участие приняли соединения Краснознаменного Балтийского флота.
По приказу командующего флотом в последнюю неделю марта на огневые позиции в районе станций Гутельфельд и Левенхольм, к востоку от Кенигсберга, перебазировались батареи бригады морской железнодорожной артиллерии. Они открыли массированный огонь по батареям, фортам и дотам противника, находившимся вне досягаемости армейской артиллерии, по железнодорожному узлу и порту Кенигсберг, по кораблям и судам в Кенигсбергском канале, препятствуя эвакуации вражеских войск.
В штурме Кенигсберга принимали также участие значительные силы авиации флота.
В конце марта в Мемель перебазировалось соединение торпедных катеров. В гавани Кранц на Земландском полуострове была подготовлена для торпедных катеров база. Катера развернули действия на морских сообщениях земландской группировки противника. С этой целью в апреле они провели ряд поисков вражеских судов на подходах к Пиллау, не допуская выхода их из залива Фриш-Гаф.
Понтонные части армии и трофейные катера, базировавшиеся на юго-восточный берег залива Фриш-Гаф, минировали Кенигсбергский канал. Так, ночью 29 марта отряд катеров, выйдя из гавани Бранденбург, под прикрытием войсковой артиллерии достиг дамбы Кенигсбергского канала и выставил здесь минную банку. Ночью 30 и 31 марта отряд снова выходил на минную постановку.
К 6 апреля в район Кенигсберга прибыл по железной дороге дивизион речных бронекатеров. Бронекатера были спущены на воду на реке Прегель в районе города Таппау, отсюда они после падения Кенигсберга немедленно направились по реке в Кенигсберг, куда прибыли 12 апреля и поступили в оперативное подчинение командира стрелкового соединения, наступавшего от Кенигсберга вдоль северного побережья залива Фриш-Гаф.
13 апреля бронекатера пытались высадить десант на косу Кенигсбергского канала, но были обстреляны у города Гросс-Хайдекруг. 15 апреля бронекатера произвели огневой налет на опорный пункт Циммербуде. Одна группа катеров с дистанции 1500 м вела огонь по живой силе и технике противника, маневрируя в заливе Фриш-Гаф. Другая группа вошла в Кенигсбергский канал и с дистанции 300—400 м артиллерийским и пулеметным огнем подавляла огневые точки противника, содействуя наступлению фланга наших войск. Во время боя батареи противника добились прямого попадания в бронекатер, на котором находился командир этого отряда капитан 3 ранга Смирнов, и потопили его. Командир бронекатера лейтенант Задорожный и оставшиеся в живых матросы вплавь добрались на косу канала и атаковали группу вражеских солдат. В результате схватки 23 солдата и офицера были уничтожены, а 25 — взяты в плен. Во время боя бронекатера потопили в Циммербуде пароход, дебаркадер, несколько катеров и барж.
На другой день бронекатера высадили на косу тактический десант и, войдя в канал, поддерживали десантников огнем. 16 апреля, приняв в уже занятом нашими войсками городе Гросс-Хайдекруг усиленный батальон, бронекатера после огневого налета высадили его на косу севернее Циммербуде в тыл противника. В бою за высадку было подавлено четыре батареи врага. Наши войска, поддерживаемые огнем с бронекатеров, успешно продвигались вдоль северного побережья залива Фриш-Гаф и достигли рубежа города Пайзе. Тем временем части, наступавшие севернее, овладели городом Фишхаузен и вышли на косу, на которой находилась германская военно-морская база Пиллау. Группа фашистских войск у побережья залива Фишхаузен была окружена. Чтобы помешать эвакуации противника из этого района, наши бронекатера блокировали порт Пайзе, выставив круглосуточный дозор в заливе Фишхаузен на фарватере Пайзе — Пиллау.
В 7 час. 10 мин. 17 апреля дозорные бронекатера обнаружили большую группу барказов, барж, лодок, двигавшихся под охраной двух быстроходных десантных барж по каналу к Пиллау. Дозорные катера, вызвав силы поддержки, атаковали плавсредства противника. Немедленно из гавани Циммербуде вышла группа бронекатеров поддержки блокадного дозора, достигшая через 25 минут района боя. Четыре береговые батареи противника из района Пиллау поддерживали свои корабли ураганным огнем по бронекатерам. Тем не менее бронекатера, сблизившись на решительную дистанцию боя, к 8 часам потопили обе быстроходные десантные баржи и стали в упор расстреливать плавсредства противника. Было потоплено три несамоходные баржи, 117 барказов, шлюпок, рыбацких лодок, плотов; потонуло более 5 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, пытавшихся эвакуироваться с побережья залива Фишхаузен. К 9 часам вражеский конвой был полностью разгромлен.
К 18 апреля советские войска при активном содействии флота полностью овладели Земландским полуостровом. У противника оставалась лишь коса в юго-западной части полуострова с крепостью и военно-морской базой Пиллау, а также военно-морские базы Хела и Свинемюнде в Померании.
Чтобы удержать эти пункты в своих руках и прикрыть эвакуацию, противник привлек сюда все легкие силы флота; линейные корабли и крейсера были использованы им для обстрела наших войск, которые вели бои за Пиллау, в устье Вислы, и на косе Фриш-Нерунг. Другая группа крупных надводных кораблей противника, базировавшаяся на Свинемюнде, обстреливала приморский фланг наших войск, наступавших к западу от Кольберга. Только возле Пиллау, закрывавшего вход в залив Фриш-Гаф в начале Кенигсбергского канала, откуда противник производил эвакуацию тылов и снабжение окруженной группировки, действовали один — два тяжелых крейсера типа «Лютцов», один — два легких крейсера, 10—15 эскадренных миноносцев и миноносцев, а для охраны фарватеров, ведущих из Пиллау, гитлеровцы выделили много подводных лодок, сторожевых кораблей и тральщиков.
Содействуя армии в окончательной ликвидации окруженных группировок противника, Краснознаменный Балтийский флот нанес в апреле — мае четыре крупных удара по военно-морским базам Пиллау, Хела, Свинемюнде и по курляндскому плацдарму. Самую значительную роль в этих боях сыграла морская авиация. Ей надлежало вместе с другими силами флота блокировать порт Пиллау и не допустить эвакуации восточно-прусской группировки войск. Эту задачу командование решило выполнить путем нанесения массированных бомбовых ударов по кораблям, транспортам и портовым сооружениям силами штурмовой и бомбардировочной авиации.
Крепость Пиллау имела очень сильную противовоздушную оборону, состоявшую из 45 зенитных батарей и огневых точек. Вместе с зенитной артиллерией кораблей она могла выпускать в минуту до 15 тысяч снарядов калибром 20 мм и выше. Балтийские летчики, преодолевая упорное сопротивление противника и тяжелые метеорологические условия, в течение марта — апреля наносили систематические удары по кораблям в гаванях Пиллау, выбирая в качестве главного объекта атак крупные транспорты в 6000—10 000 тонн.
С особой силой развернулись боевые действия авиации флота против Пиллау после падения Кенигсберга. 9 апреля наша авиация нанесла по гаваням Пиллау три массированных удара. Утром группы штурмовиков подавления средств противовоздушной обороны привели к молчанию зенитную артиллерию врага. Используя их успех, ударные группы штурмовиков атаковали транспорты, находившиеся в Военной гавани. Затем по кораблям и судам, стоявшим в гаванях, второй удар нанесла вторая волна штурмовиков, а через некоторое время — группа пикирующих бомбардировщиков. К концу дня штурмовики нанесли еще два удара по Пиллау. Всего в этот день было потоплено три крупных транспорта и танкер.
С 9 по 25 апреля, в период завершения ликвидации восточно-прусской группировки противника, авиация Краснознаменного Балтийского флота нанесла по вражеским транспортам и кораблям в районе Пиллау 24 массированных комбинированных удара, потопив здесь 23 транспорта (общее водоизмещение около 60 тысяч тонн), танкер и 27 средних и малых боевых кораблей [Как было установлено комиссией штаба военно-воздушных сил Военно-Морского Флота после занятия Пиллау только в самом порту наша авиация потопила 10 транспортов, танкер. 32 буксира, 54 баржи, две подводные лодки, плавучий док и 15 различных судов.] противника и повредив 19 транспортов, танкер и 15 других кораблей. Наши потери составили 13 самолетов.
Для оказания содействия армии в овладении сильной крепостью Пиллау и в целях срыва эвакуации войск противника Краснознаменный Балтийский флот подготовил два тактических десанта: один — с моря на северную оконечность косы Фриш-Нерунг (цель — не допустить отхода противника из Пиллау через пролив Зеетиф на косу и подхода резервов) и второй — со стороны залива Фриш-Гаф — к востоку от Пиллау (цель — захватить юго-восточную окраину Пиллау и гавани порта и не допустить отхода войск противника и погрузки на транспорты). Высадить эти десанты надлежало морским и речным бронекатерам, сторожевым и торпедным катерам и катерам-тральщикам, сосредоточенным к этому времени в портах Земландского полуострова. Десантными частями являлись подразделения морской пехоты.
24 апреля штурмовая авиация флота обрабатывала пункты высадки с восточной стороны Пиллау. Однако высадка здесь не состоялась, так как армия к этому времени уже в основном очистила Пиллау от противника. Прорвав вражеский рубеж обороны на Пиллауском полуострове, советские войска 25 апреля овладели мошной крепостью и крупнейшей военно-морской базой Пиллау. Остатки разгромленной восточно-прусской группировки немецко-фашистских войск бежали на косу Фриш-Нерунг. Захватив Пиллау, наши войска в ночь на 26 апреля на автомашинах-амфибиях, паромах и лодках форсировали пролив Зеетиф. Одновременно флот высадил десант на восточное и западное побережье косы Фриш-Нерунг. Высадка тактических десантов проводилась теми же силами, которые должны были использоваться при высадке в районе Пиллау.
Предполагалось высадить десанты с началом форсирования сухопутными частями пролива Зеетиф. при этом восточную группу — с речных бронекатеров, барказов, буксиров и катеров на восточное побережье косы Фриш-Нерунг в 1 км южнее деревни Вальдхале. а западную — с торпедных катеров и катеров-тральщиков тоже в районе деревни Вальдхале, но со стороны моря, т. е. на западном берегу косы Фриш-Нерунг (ширина косы в этом месте 1—1,5 км). Высадка десантов должна была проводиться при поддержке авиации, а также войсковой и корабельной артиллерии. Огневая поддержка с моря западного десанта возлагалась на отряд морских бронекатеров, восточного десанта — на отряд речных бронекатеров. Для прикрытия западного десанта с моря выделялось три отряда торпедных катеров, которые должны были атаковать легкие силы противника на дальних и ближних подступах к косе Фриш-Нерунг и не допустить их в район высадки.
Подготовка к высадке проводилась с 17 по 25 апреля. Силы западного отряда были сосредоточены в гавани Нойкурен, где проводились учения по посадке десанта на катера и высадке их на берег и в воду; торпедные катера были дооборудованы для десантных действий. 25 апреля десантный отряд сосредоточился в пункте посадки войск — в Пальмикен. Подготовка к посадке восточного десанта проводилась в гавани Пайзе. Основным содержанием подготовки восточного отряда, кроме тренировок, являлся сбор и оборудование плавсредств, так как бронекатеров для высадки всего десанта было мало. Готовясь к высадке десанта, партийные и комсомольские организации провели большую работу среди личного состава по разъяснению обстановки и предстоящей задачи, мобилизовали личный состав на преодоление всех препятствий и трудностей.
25 апреля был отдан приказ высадить в ночь на 26 апреля оба десанта, поставив перед ними задачу помочь войскам форсировать пролив Зеетиф и перерезать противнику путь отхода с северной части косы Фриш-Нерунг.
К 23 час. 30 мин. была произведена посадка десанта, и оба отряда вышли в море. Авиация армии и флота начала воздушную обработку косы Фриш-Нерунг. В 1 час 45 мин. 26 апреля войсковая и морская железнодорожная артиллерия начала обстрел участков высадки. Через полчаса западный отряд приступил к высадке. Морские бронекатера быстро подавили огневые точки у деревни Вальдхале, мешавшие высадке. Под прикрытием корабельной артиллерии и дымовых завес торпедные катера и катера-тральщики без помех высадили десант, который, используя внезапность, начал продвигаться на соединение с восточным десантом.
Высадка восточного десанта задержалась на несколько часов, так как из-за тумана некоторые катера высадили десант на своей территории. Учитывая, что со времени воздушной и артиллерийской обработки участка высадки прошло много времени и противник успел подготовиться к отражению десанта в намеченном пункте, командир высадки решил высадить десант южнее — в районе мыса Мевенхакен. Высадка первого броска морской пехоты началась около 5 часов под прикрытием огня речных бронекатеров и дымовых завес. После высадки первого эшелона бронекатера приняли в районе мыса Кальгольц второй эшелон и высадили его около 9 часов на захваченный плацдарм.
К этому времени противнику удалось подтянуть крупные силы пехоты и танков, отступавших с северной оконечности косы, остановить наступление и изолировать западный десант. Одновременно легкие надводные силы противника предприняли попытку прорваться к плацдарму с моря. Отряд прикрытия советского десанта, поддержанный отрядом морских бронекатеров, сблизившись на дистанцию в 3—4 кабельтова с отрядом быстроходных десантных барж и сторожевых катеров противника, отогнал его.
Морские бронекатера, маневрируя у берега, своим огнем поддерживали западный десант, находившийся в окружении. Войсковая артиллерия и авиация непрерывно наносили удары по немецко-фашистским войскам, создавая боевую устойчивость обороны западного десанта и способствуя наступлению восточного. Активную помощь десанту оказала и штурмовая авиация флота, наносившая удары по батареям и скоплениям живой силы противника.
Благодаря эффективной поддержке авиации, а также войсковой и корабельной артиллерии обе группы десанта отразили атаки пехоты и танков и начали успешное продвижение: восточная группа — на север, западная — на северо-восток.
26 апреля, днем, оба десанта соединились с сухопутными частями. Немецко-фашистские войска оказались изолированными на северной оконечности косы. Десант уничтожил до 1700 солдат и офицеров, взял в плен 5800 солдат и офицеров и захватил большие трофеи.
Высадка тактических десантов, несмотря на упорное сопротивление противника, прошла успешно благодаря хорошо организованной поддержке авиацией, войсковой и корабельной артиллерией, тесному взаимодействию отрядов высадки с отрядами прикрытия и огневой поддержке, благодаря господству наших сил в. воздухе и на море, созданному в районе операции.
После выхода наших войск на восточное и западное побережье Данцигской бухты и овладения ими военно-морскими базам» Гдыня, Данциг и Пиллау в руках противника, прижатого к побережью Данцигской бухты, оставались лишь коса Фриш-Нерунг, небольшой плацдарм в устье реки Висла и полуостров Хела. В порт Хела гитлеровцы перевели весь свой флот, базировавшийся ранее на порты Данцигской бухты.
Крейсера и эскадренные миноносцы противника под прикрытием авиации систематически поддерживали свои войска, обстреливая с огневых позиции в 10—12 км от берега фланги советских частей. В связи с этим перед действовавшими в Данцигской бухте соединениями Краснознаменного Балтийского флота была поставлена задача помещать кораблям противника оказывать огневую поддержку его окруженным войскам и сорвать эвакуацию вражеских войск и техники.
Для решения этих задач в район фарватеров противника в Данцигской бухте были высланы несколько подводных лодок, торпедные катера и все виды морской авиации. Часть подводных лодок была использована для борьбы с вражескими кораблями, действовавшими на фланге армии.
Усилия авиации флота были в основном направлены на борьбу с кораблями противника, дислоцировавшимися в порту Хела. Здесь находились тяжелый крейсер, два легких крейсера, более 10 эскадренных миноносцев и миноносцев и около 100 других кораблей и транспортов. 31 марта штурмовая авиация нанесла удар по отряду огневой поддержки противника, состоявшему из крейсера и трех эскадренных миноносцев, который обстреливал наши войска с огневой позиции в 4 милях севернее Данцига. Потопив эскадренный миноносец и повредив крейсер, штурмовики нанесли затем ряд массированных ударов по кораблям и транспортам противника в базе Хела.
Только самолеты штурмовой авиационной дивизии в первой половине апреля потопили 11 транспортов, три эскадренных миноносца, миноносец и восемь других кораблей, повредили два легких крейсера (типа «Нюрнберг»), три эскадренных миноносца, четыре миноносца, транспорты и другие корабли. В это же время бомбардировщики Пе-2 потопили девять крупных транспортов и повредили тяжелый крейсер типа «Адмирал Хиппер», эскадренный миноносец и два транспорта. Нами было потеряно два самолета-бомбардировщика.
Много вражеских кораблей было потоплено и другими соединениями авиации Краснознаменного Балтийского флота. Все мелководье вдоль косы Хела пестрило торчащими из воды надстройками затонувших кораблей и транспортов.
В жестоких сражениях летчики-балтийцы проявили чудеса героизма и храбрости, несколько экипажей повторили бессмертный подвиг экипажа самолета-торпедоносца младшего лейтенанта Носова. Так, 8 апреля во время удара нашей авиации по базе Хела экипаж штурмовика Ил-2 (старший лейтенант А. А. Романов и сержант А. М. Дубенчук) в 3 милях юго-восточнее Хела таранили миноносец и погибли вместе с ним. 11 апреля во время удара нашей авиации в этом же районе летчик младший лейтенант И. А. Комозов и стрелок младший сержант И. Ф. Кирконенко направили свой горящий самолет в сторожевой корабль противника в 2 км юго-восточнее мыса Хела и взорвались вместе с ним.
Торпедные катера и подводные лодки, взаимодействуя с авиацией, также успешно топили вражеские корабли в районе полуострова Хела и наносили удары по артиллерийским кораблям.
Подводные лодки были развернуты в районе Земландского полуострова (у маяка Брюстерорт), в Данцнгской бухте и к западу от маяка Риксгефт еще в феврале и марте. Их действия неоднократно вынуждали корабли германского флота прекращать огонь по берегу и покидать свои позиции. Например, в феврале подводная лодка «Л-3», которой командовал капитан 3 ранга В. К. Коновалов, находясь в районе Брюстерорта, обнаружила у берега два эскадренных миноносца противника. Малые глубины не позволяли произвести торпедную атаку. Тогда командир лодки решил поставить минную банку на курсе движения вражеских кораблей. На следующий день лодка мористее торпедировала эскадренный миноносец противника.
Торпедные катера действовали на фарватерах немецко-фашистского флота у Хелы, базируясь на гавань Кранц. 11 апреля группа из четырех торпедных катеров перешла в занятый нашими войсками Данциг. Теперь катера находились в центре морских сообщений противника, окруженного на побережье Данцнгской бухты, и эффективность их действий сразу же возросла. С 11 апреля по 6 мая они провели 10 ночных поисков на подходах к полуострову Хела. на фарватере устье Вислы — Хела, по которому шла эвакуация гитлеровских войск, и на рейде порта Хела.
В ночь на 16 апреля два торпедных катера под командованием капитан-лейтенанта Ефименко вышли из Нейфарвассера (аванпорт Данцига) в район Хела, где, по данным разведки, в это время находились четыре транспорта, два эскадренных миноносца и три миноносца противника. В полночь они незаметно вошли на рейд Хела и обнаружили пять вражеских кораблей. Командиры катеров капитан-лейтенант В. К. Солодовник и лейтенант Н. А. Короткевич приказали заглушить моторы, рассмотрели в бинокли стоявшие на рейде корабли, а затем вышли в атаку. С дистанции двух кабельтовов они выстрелили торпеды по двум эскадренным миноносцам, стоявшим на якоре, потопили их, после чего благополучно ушли с рейда.
21 апреля три торпедных катера вышли из Нейфарвассера на поиск конвоя противника на фарватере устье Вислы — Хела. В 5 час. 30 мин. они обнаружили конвой, состоявший из большого транспорта в охранении миноносца, двух сторожевых кораблей, двух тральщиков, шести быстроходных десантных барж и шести сторожевых катеров. Старший лейтенант А. М. Аксенов с дистанции 3 кабельтовов потопил транспорт, который разломился пополам. Корабли охранения занялись опасением тонущих солдат, а катера и десантные баржи противника устремились на наши катера. Во время боя у одного нашего катера вышли из строя моторы, и он был окружен вражескими катерами. Командир отряда капитан-лейтенант Ефименко с остальными катерами отбил ожесточенные атаки противника и с рассветом привел все катера в Нейфарвассер.
28 апреля торпедные катера потопили в районе Хела еще один транспорт и быстроходную десантную баржу врага.
В начале мая группа торпедных катеров прибыла в гавань Гроссендорф, находящуюся у основания полуострова Хела, для нанесения совместно с группой катеров, базировавшейся в Нейфарвассере, ударов по противнику с севера. Действуя из этой гавани, торпедные катера в последние дни войны препятствовали бегству немецко-фашистских войск с полуострова Хела в Швецию и Данию. 9 мая в районе маяка Риксгефт четыре торпедных катера захватили в плен морской буксир, мотобот и катер с гитлеровскими солдатами и офицерами (более 100 человек) и доставили их в гавань Гроссендорф.
В конце апреля — начале мая наши войска, наступавшие к западу от Кольберга (Колабжег), вели упорные бои за военно-морскую базу Свинемюнде. В эти дни здесь базировались учебный линкор «Шлезиен», тяжелый крейсер «Лютцов», четыре — шесть эскадренных миноносцев, миноносцы и другие боевые корабли, большое число транспортов, самоходных и несамоходных барж. Военно-морская база Свинемюнде являлась крупным учебным центром германского флота.
Для участия в операции по захвату Свинемюнде Краснознаменный Балтийский флот выделил крупные силы. В район базы переместились позиции наших подводных лодок, с 1 по 6 мая в Кольберг были перебазированы торпедные катера, на ближних аэродромах расположилась авиация флота. Все эти силы блокировали Свинемюнде с моря, уничтожали вражеские транспорты и корабли, пытавшиеся уйти из базы.
Удары самолетов-торпедоносцев, бомбардировщиков-топмачтовиков и штурмовиков по боевым кораблям и транспортам противника наносились по данным разведки. Тактическое взаимодействие ударных и обеспечивающих групп авиации тщательно организовывалось.
1 мая воздушная разведка обнаружила на рейде Свинемюнде линейный корабль противника, шедший в охранении боевых кораблей. Авиация нанесла по линейному кораблю и другим судам, стоявшим на рейде Свинемюнде, несколько последовательных комбинированных ударов. Первый удар нанесли штурмовики, перед которыми ставилась задача подавить средства противовоздушной обороны противника; затем последовали удары торпедоносцев и топмачтовиков. Все ударные группы наводили на цель самолеты, выход их из боя прикрывали штурмовики и истребители. 3 и 4 мая авиация флота нанесла по рейду Свинемюнде еще несколько комбинированных ударов. За три дня, с 3 по 5 мая, торпедоносцы, топмачтовики и штурмовики потопили на рейде Свинемюнде учебный линейный корабль «Шлезиен». эскадренный миноносец, два тральщика, сторожевой катер, пять транспортов, три танкера общим водоизмещением 34 тысячи тонн, повредили три эскадренных миноносца, сторожевой корабль, транспорт и тральщик.
В первые дни мая в порт Кольберг была перебазирована значительная группа торпедных катеров, которая развернула боевые действия в водах военно-морской базы Свинемюнде и на фарватерах остров Рюген — остров Борнхольм, где совершили в последние дни воины несколько ночных поисков противника. Здесь же действовали и подводные лодки.
В начале мая войска 2-го Белорусского фронта, форсировавшие в конце апреля реку Одер южнее Штеттина, очистили от врага все северное побережье Германии до Висмара. Остававшаяся в тылу наших войск военно-морская база Свинемюнде была взята 5 мая. Таким образом, все восточное и южное побережье Балтийского моря от Финского залива до Датских островов было замято Советской Армией. У противника остался только курляндский плацдарм.
Стремительное продвижение советских войск вдоль побережья Балтийского моря, быстрое очищение от противника всей территории от Мемеля до Висмара, а также эффективная блокада портов Курляндии силами Краснознаменного Балтийского флота вынудили немецко-фашистское командование свернуть эвакуацию курляндской группировки и сократить воинские перевозки в Либаву. Если в феврале из Либавы в Германию и обратно прошло 125 германских судов, а в марте 113, то в апреле прошел только 41 транспорт. В первых числах мая противник в связи с предстоящей капитуляцией предпринимал попытки вывести из Либавы и Виндавы боевые корабли, транспорты и другие суда с войсками для интернирования в Швецию и в порты Западной Германии. В связи с этим командование Краснознаменного Балтийского флота сосредоточило в порту Мемель и гавани Свента торпедные катера для блокады порта Либава, развернуло подводные лодки на позициях к югу от острова Готланд, где находился узел морских путей немецко-фашистского флота в Балтийском море, на непосредственных подходах к Либаве, Виндаве и к Данцигской бухте.
Все эти мероприятия принесли желаемый результат. До 9 мая подводники потопили еще девять крупных кораблей и транспортов противника, груженных войсками и боевой техникой, личный состав торпедных катеров уничтожил 12 транспортов и несколько боевых кораблей.
Торпедирование подводной лодкой фашистского транспорта
С картины художники Яковлева.
Десант балтийцев на косу Фриш-Нерунг в апреле 1945 г.
С картины художника Ю. М. Непринцева.
Высадка десанта на косу Фриш-Нерунг
2 мая 1945 г. советские войска, начавшие еще 16 апреля наступление на столицу Германии, победоносно завершили штурм Берлина. Через несколько дней началось общее наступление против курляндской группировки противника, которое тщательно готовилось с момента начала наступления на Берлин.
По плану операции войска Ленинградского фронта наступали от Риги вдоль берега Рижского залива. Чтобы отвлечь часть вражеских сил с направления главного удара, командующий Ленинградским фронтом решил высадить в тыл противнику оперативный десант. Десантную операцию должны были провести силы Островного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота, которыми командовал контр-адмирал В. С. Чероков.
Штаб района приступил к тщательной разработке операции. В Виртсу началась подготовка и тренировка личного состава высадочных средств и десантных войск, доставленных сюда отрядом военных транспортов с островов Эзель и Даго. Тренировка продолжалась до 7 мая.
В этот день войска Ленинградского фронта перешли в наступление. Их поддерживали артиллерийским огнем дивизионы железнодорожной артиллерии и авиация флота, торпедные катера усилили блокаду Либавы, подводные лодки развернулись на подходах к портам Курляндского полуострова, дивизионы тральщиков 7 и 8 мая производили траление фарватера от южной оконечности острова Эзель к намеченному месту высадки десанта. Но высадка не состоялась. 8 мая Германия безоговорочно капитулировала, и войска курляндской группировки противника сложили оружие.
В этот же день победоносно завершились действия Краснознаменного Балтийского флота у острова Борнхольм.
После того как в начале мая войска 2-го Белорусского фронта освободили от противника все юго-западное побережье Балтийского моря, немецко-фашистский флот отошел к Датским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Базируясь на этот остров, подводные лодки и легкие силы германского флота продолжали боевые действия против советского флота. На этот же остров гитлеровцы вывозили свои войска и население с Балтийского побережья.
По приказу Главнокомандующего Военно-морскими силами Союза ССР Краснознаменный Балтийский флот начал готовиться к десантной операции по захвату острова, на котором, по данным нашей разведки, находился гарнизон противника, насчитывавший 12 тысяч солдат и офицеров и несколько кораблей. В первые дни мая авиаразведка флота фотографировала оборонительные сооружения острова, систему дозоров противника, выясняла характер действий его военно-морских сил. В порт Кольберг стали прибывать корабли, морская пехота и десантные части армии.
5 мая авиация нанесла предварительные удары по намеченным на острове местам высадки десанта и по вражеским кораблям, находившимся в его районе. Бомбардировка сухопутной обороны острова, порта Ренне и кораблей продолжалась в течение трех дней. Гитлеровцы понесли большой урон: было потоплено две немецкие канонерские лодки, шесть транспортов и несколько сторожевых катеров. 8 мая у берегов острова Борнхольм был разгромлен крупный конвой с эвакуировавшимися с полуострова Хела войсками. По данным шведского радио, было потоплено 15 судов, погибло 30 тысяч гитлеровцев.
В этот же день командующий Краснознаменным Балтийским флотом передал по радио гарнизону острова ультиматум о капитуляции. Получив отказ, командующий приказал авиации нанести массированный удар по порту Ренне. В результате этого удара было потоплено четыре транспорта, сторожевой корабль, два тральщика и три десантные баржи. На этом боевые действия у Борнхольма прекратились. В связи с безоговорочной капитуляцией Германии гарнизон острова сложил оружие. Через несколько дней он был доставлен в Кольберг.
Великая Отечественная война на Балтийском море закончилась.
1945 год явился годом полного разгрома Советскими Вооруженными Силами немецко-фашистской армии, годом освобождения народов Европы от гитлеровского нашествия.
На заключительном этапе Великой Отечественной войны, в блестящей военной кампании 1945 г. Советская Армия с новой силой продемонстрировала свою мощь, боевое и моральное превосходство над армией противника. Она показала всему миру образцы непревзойденного военного искусства советских полководцев, воинского мастерства командиров и беззаветной храбрости воинов.
Для решения исторической задачи, стоявшей перед Советскими Вооруженными Силами в завершающей кампании 1945 г., Ставка Верховного Главнокомандования применила новую форму стратегического наступления — форму одновременного наступления нескольких групп фронтов на основных стратегических направлениях. Это наступление отличалось большим размахом, стремительным темпом, привлечением огромных людских масс и техники.
Боевой опыт, приобретенный Советской Армией в завершающих операциях войны, вошел в сокровищницу мирового военного искусства.
Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в кампании 1945 г. по своему размаху, разносторонности и напряженности отличались от боевых действий других действующих советских флотов. Краснознаменный Балтийский флот принимал активное участие в окончательном разгроме гитлеровской армии на ее собственной территории. Своей авиацией, береговой артиллерией и легкими надводными силами он оказывал непосредственную поддержку советским войскам в Восточно-Прусской и Померанской операциях и в разгроме Курляндской группировки противника; силами авиации, подводных лодок и торпедных катеров нарушал морские сообщения на Балтийском море, блокировал окруженные и прижатые к морю вражеские войска, наносил сокрушительные удары по торговому и военному флотам противника, по его военно-морским базам.
Непосредственная поддержка войск, наступавших вдоль побережья Балтийского моря, по сравнению с операциями 1944 г., проводилась эпизодически и незначительными силами. Наиболее поучительными в этом отношении являются боевые действия железнодорожной артиллерии.
В условиях 1915 г., когда наступление советских войск отличалось особой стремительностью и развертывалось на вражеской территории вдали от районов базирования артиллерийских кораблей и береговых стационарных батареи советского флота, морская железнодорожная артиллерия стала единственным эффективным средством огневого содействия армии.
Командование Краснознаменного Балтийского флота, используя большую подвижность железнодорожной артиллерии и развитую сеть железных дорог вдоль побережья Балтийского моря, умело сосредоточивало в районах предстоявших боев значительное количество морской артиллерии, чем существенно усиливало поисковую артиллерию. Железнодорожная артиллерия Краснознаменного Балтийского флота принимала активное участие в разгроме мемельской, земландской и курляндской группировок противника, участвовала в штурме Кенигсберга и блокаде Либавы.
Положительным опытом использования сил является также переброска по железной дороге в залив Фриш-Гаф советских бронекатеров и введение их в залив немедленно после падения Кенигсберга.
Несмотря на то, что было доставлено недостаточное количество таких кораблей, они все же сыграли известную роль в боевых действиях на Земландском полуострове. Поддерживая огнем приморский фланг войск, высаживая небольшие тактические десанты на изолированные участки территории (острова косы Кенигсбергского канала), уничтожая отдельные группировки немецко-фашистских войск при их попытках эвакуироваться морем, бронекатера воздействовали на психику противника, верившего в превосходство своего флота, и наносили ему урон. В то же время эти действия поднимали моральный дух советских воинов.
Большое значение для развития военно-морского искусства имел опыт боевых действий на морских сообщениях, нарушение которых являлось главной задачей Краснознаменного Балтийского флота в кампании 1945 г. Успешное выполнение этой задачи обеспечивало безопасность приморских флангов наших войск и помогало армии ликвидировать окруженные на побережье Балтийского моря группировки противника.
Наиболее полно пресечь морские сообщения противника можно было посредством блокады с моря военно-морских баз и участков побережья, на которых были изолированы гитлеровские войска. Однако Краснознаменный Балтийский флот не имел достаточно сил в Балтийском море для организации эффективной морской блокады (из-за чрезвычайно сложной минной обстановки, отсутствия пригодных операционных баз на освобожденном побережье Балтийского моря было решено не привлекать к боевым действиям крупные корабли; также было нецелесообразно на завершающем этапе войны широко использовать минное оружие).
Основным методом нарушения морских перевозок в январе — марте 1945 г., когда только еще развертывалось наступление наших войск в Восточной Пруссии и Померании, служили удары по конвоям в море. При организации их осуществлялось оперативное взаимодействие между авиацией, подводными лодками и торпедными катерами. Главную роль в этих ударах играли авиация и подводные лодки.
Военно-воздушные силы флота наносили комбинированные удары всеми видами авиации по одному и тому же конвою противника, добиваясь его уничтожения. Хорошая организация тактического взаимодействия всех групп ударной и обеспечивающей авиации — одна из положительных черт искусства нашего флота в борьбе на морских сообщениях.
Положительным моментом в боевых действиях подводных лодок являлось маневренное использование их на позициях и маневрирование самими позициями, которое осуществлялось при изменении интенсивности движения судов противника на том или ином участке моря.
Наиболее характерным для действии торпедных катеров, которые в этот период использовались главным образом для блокады порта Либава, являлась отработка способов атак конвоев в условиях сильного противодействия надводных сил противника. Были выработаны более совершенные методы организации ночных поисков несколькими взаимодействовавшими группами торпедных катеров.
Новым этапом в развитии способов боевых действий торпедных катеров являлось их тесное взаимодействие с авиацией. В целях обеспечения успеха поисков и торпедных атак вражеских судов и кораблей морская авиация вела разведку, обнаруживала конвои противника, наводила на них торпедные катера, участвовала в атаках, во время которых создавала световой фон, наносила удары по врагу с воздуха и прикрывала наши катера при выходе из боя.
Хорошие результаты также принесло взаимодействие торпедных катеров с береговой артиллерией.
В апреле — мае, когда наша армия успешно завершила Восточно-Прусскую и Померанскую операции, расчленила немецко-фашистские войска на ряд изолированных группировок и прижала их к морю, основным методом действий Краснознаменного Балтийского флота на морских сообщениях являлось нанесение массированных ударов по военно-морским базам противника.
В этот период войны Краснознаменный Балтийский флот получил возможность решить одну из наиболее трудных задач военно-морского искусства — задачу организации блокады военно-морских баз, так как Советская Армия, сокрушив гитлеровскую военную машину, обеспечила господство Советских Вооруженных Сил на Балтийском море.
В нанесении массированных ударов по военно-морским базам решающую роль играла также авиация. Удары по транспортам, кораблям и портовым сооружениям наносились крупными группами всех видов ударной и обеспечивающей авиации при тщательно организованном тактическом взаимодействии.
В результате непрерывных нарастающих по мощи ударов морской авиации противник понес огромные потери в тоннаже, его морские сообщения были нарушены. Окруженные на побережье группировки гитлеровских войск лишились последней возможности эвакуации и, таким образом, были обречены либо на гибель, либо на капитуляцию.
Опыт боевых действий Краснознаменного Балтийского флота на морских сообщениях в 1945 г., как и оборона военно-морских баз в 1941 г., подтвердил большое значение военно-морских баз не только как пунктов базирования флота, но и как важных узлов обороны сухопутных войск на приморском направлении.
В условиях 1945 г. удары нашего флота по военно-морским базам противника, блокада их с моря сыграли важную роль в разгроме окруженных на побережье Балтийского моря вражеских войск.
Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота в кампании 1945 г. свидетельствовали о значительном развитии тактического мастерства и оперативного искусства офицеров, отличной боевой выучке всего личного состава флота, в совершенстве овладевшего современной техникой и оружием, о высоком патриотизме и самоотверженности советских людей.
Боевой опыт, приобретенный в завершающей кампании войны, являлся важным этапом в развитии советского военно-морского искусства, достойным завершением боевого пути Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |