Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Ачкасов В. И., Вайнер Б. А. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. Глава 8. Разгром финских войск в Карелии


Глава 8
Разгром финских войск в Карелии

Обстановка на Балтийском театре в марте — мае 1944 г.

В начале марта 1944 г. войска Ленинградского фронта, завершив освобождение Ленинградской области, перешли к обороне. По указанию Ставки Верховного Главнокомандования они развернули подготовку к дальнейшим наступательным операциям по освобождению советской Прибалтики.

Войска Карельского фронта под командованием генерала армии К. А. Мерецкова готовились нанести очередной сокрушительный удар по противнику в районе Карелии.

Деятельно готовился к новым операциям в Карелии и Прибалтике и Краснознаменный Балтийский флот. Его подготовка была направлена на то, чтобы в необходимый момент оказать помощь наступающим приморским флангам наших армий огнем морской артиллерии, обороной с моря, высадкой десантов и перевозками войск. Для успешного выполнения этих серьезных задач флоту необходимо было расширить свою операционную зону и установить в ней господство. В этом и заключалась суть боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота в подготовительном периоде.

Вслед за продвижением нашей армии по берегу Финского залива в феврале были развернуты новые базы. Радиус действия авиации и легких сил флота значительно расширился. Так, перебазированные в Нарвский залив торпедные катера могли теперь вести поиск противника не только на Восточном, но и на Западном Гогландском плесе, а освобождение всего Кургальского полуострова позволило нашим кораблям действовать в Нарвском заливе.

На летнюю кампанию 1944 г. гитлеровское командование поставило перед своими военно-морскими силами задачу блокировать Краснознаменный Балтийский флот на линии Усть-Нарва — Большой Тютерс — Гогланд — Соммерс — Бьеркэ и преградить нашим подводным лодкам выход в Балтийское море методом, примененным в 1943 г. Для этой цели гитлеровцы сосредоточили в Финском заливе более крупные морские силы, чем в предыдущие годы. Вражеский отряд в Финском заливе в 1944 г. насчитывал более 200 кораблей различных классов, причем значительно возросло число миноносцев.

В первой половине марта гитлеровцы энергично приступили к проведению оборонительных мероприятий. В марте — апреле они вновь поставили на порккала-уддском рубеже сетевой противолодочный бон. Решив создать новый южный фланг гогландского рубежа, фашисты с 14 марта начали массовую постановку мин в Нарвском заливе. К июню они уже выставили в заливе до 10 000 мин и на остальных участках гогландского рубежа — еще 4000 мин и минных защитников. В районе оборонительных рубежей несли дозор большие группы вражеских кораблей.

Но все эти меры были бессильны помешать боевым действиям авиации и малых кораблей Краснознаменного Балтийского флота [Для боевых действий крупных кораблей и подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота в западной части Финского залива и в Балтийском море необходимых условий еще не было].

С апреля флот развернул систему дозоров, обеспечившую безопасность якорных стоянок и баз, а также морских сообщений между Кронштадтом, Островным районом и новыми военно-морскими базами от воздействия легких сил противника. Обеспечение морских сообщений вылилось в ряд надводных боев, которые велись почти всегда с превосходящими силами гитлеровцев. Но ни разу наши дозорные корабли не отступили. Успех борьбы с превосходящими надводными силами противника объяснялся тем, что в 1944 г. Краснознаменный Балтийский флот продолжал прочно удерживать господство в воздухе и умножать свое превосходство над авиацией немецко-фашистских и финских военно-морских сил. Убедившись, что оттеснить наши дозоры легкими надводными силами ему не удастся, противник с июня бросил против них авиацию, но и это не помогло, так как вражеские самолеты уже не могли безнаказанно летать над Финским заливом. Несколько позже (во второй половине июля) гитлеровцы использовали против наших сил подводные лодки.

Исключительно большое значение для успеха предстоящей операции имело траление, которое началось в апреле. Главная задача тральных сил Краснознаменного Балтийского флота в этот период состояла в тралении подходных фарватеров и маневренных районов в Нарвском и Выборгском заливах. Траление проводилось при постоянном противодействии береговой артиллерии, авиации и дозорного отряда противника, состоявшего из 12—16 кораблей. Большую помощь тральщикам оказывали наша авиация и катера. Личный состав соединений тральщиков выполнил в срок поставленную перед ним задачу — в июне, к началу наступления нашей армии, траление подходных фарватеров и маневренных районов на приморских флангах сухопутных сил противника было завершено.

На северном берегу Финского залива эти работы проводились не у самого фланга армии в районе Сестрорецка, а на подходах к Бьеркскому архипелагу, к Выборгскому заливу. Подходы к приморскому флангу исходного оборонительного рубежа противника находились в глубине нашей операционной зоны и полностью нами контролировались. Чтобы обстреливать этот рубеж, нашим кораблям не надо было уходить с рейдов Кронштадта и Невской губы. Бьеркский архипелаг и острова Выборгского залива являлись у северного берега залива тем первым морским рубежом, где гитлеровцы могли задержаться и освободить который было невозможно без участия флота.

В результате расширения операционной зоны в Финском заливе и создания в ней флотом выгодного оперативного режима, устойчивого господства в воздухе авиации Краснознаменного Балтийского флота, количественного и качественного роста морских сил, растущего тактического мастерства, боевой и политической подготовки личного состава советские Военно-морские силы господствовали в восточной части Финского залива. Это господствующее положение на море в районе приморских флангов армии позволяло флоту вести успешные операции по содействию нашей армии огнем корабельной артиллерии, высадкой десантов и перевозками войск.

Готовя условия для поддержки наступления армии, флот в то же время вел активную борьбу на морских сообщениях противника в Балтийском море, Финском заливе, на Ладожском и Онежском озерах с целью сорвать воинские перевозки и нарушить снабжение немецко-финских армий в Карелии и Прибалтике. Борьба с перевозками велась теми же методами, что и в 1943 г.: наносились торпедные и бомбовые удары по транспортам и кораблям противника на переходах и в базах, минировались фарватеры и подходы к базам.

С середины февраля возобновили свои действия на неприятельских морских сообщениях в Балтийском море наши самолеты-торпедоносцы. К концу мая они потопили более 25 транспортов общим водоизмещением до 150 тысяч тонн.

В Финском заливе борьбу с перевозками противника вела штурмовая и миноносная авиация и торпедные катера. Штурмовики топили транспорты и корабли противника в Нарвском заливе и на Западном Гогландском плесе; миноносная авиация в первые дни марта начала минирование Таллинской бухты и губы Кунда и продолжала ставить мины в этих районах до июня. В апреле были произведены минные постановки с целью заграждения шхерного фарватера Хельсинки — Котка, в мае — минирование южного берега Финского залива, вдоль которого шло снабжение гитлеровских войск, находившихся на нарвском рубеже.

В мае начались минно-заградительные действия бригады торпедных катеров. Бригада ставила милы у северного берега, а авиация в это время — у южного берега залива. Торпедные катера ставили минные банки на выходах из Коткинских шхер и в Выборгском заливе, препятствуя выходу вражеских боевых кораблей в нашу операционную зону и затрудняя снабжение финской армии на Карельском перешейке. В последние дни мая торпедные катера начали вести поиск вражеских судов на их сообщениях в Нарвском и Выборгском заливах.

Эти действия в дальнейшем получили широкий размах и дали хорошие результаты.

В марте — мае Советская Армия продолжала свое наступление на запад. Вслед за разгромом немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом последовал разгром их на Буге. В результате этой операции Советская Армия освободила Правобережную Украину, отбросив захватчиков за Днестр.

В апреле — мае 1944 г. советские войска освободили от гитлеровцев Крым и Одессу. В июне немецко-фашистские захватчики были изгнаны из Карелии.

Разгром гитлеровских войск на стратегических флангах фронта создал благоприятные условия для нанесения мощного удара по центральной группировке немецко-фашистской армии в Белоруссии, непосредственно прикрывавшей подступы к Восточной Пруссии и Польше. Эта задача также была успешно решена.

После поражения под Ленинградом немецко-фашистское командование возложило большие надежды на финляндский плацдарм, находившийся в непосредственной близости от Ленинграда. Фронт на Карельском перешейке попрежнему проходил по реке Сестра (32 км от Ленинграда) и северо-восточнее — по реке Свирь. Имея на этом плацдарме крупные сухопутные и военно-морские силы, гитлеровцы затрудняли Краснознаменному Балтийскому флоту развертывание наступательных операций и, приковывая к себе значительные силы Советской Армии, продолжали угрожать Ленинграду с севера и северо-востока.

Под влиянием решающих побед Советской Армии Финляндия после поражения немецко-фашистской армии под Ленинградом обратилась к Советскому правительству с предложением начать переговоры о прекращении военных действий. Однако реакционные силы Финляндии сделали все, чтобы сорвать эти переговоры, в ходе которых Советское правительство выдвинуло великодушные условия перемирия.

В мае 1944 г. Советский Союз, желая помочь Финляндии выйти из войны, снова предложил ей согласиться на советские условия, но и на этот раз Финляндия не согласилась принять их.

Советское Верховное Главнокомандование подготовило операцию, преследовавшую цель освободить Советскую Карелию и Карельский перешеек от финских войск, полностью обеспечить безопасность Ленинграда, заставить Финляндию выйти из войны и тем еще более укрепить северный стратегический фланг Советской Армии. Выполнение этой операции возлагалось на Ленинградский и Карельский фронты, Краснознаменный Балтийский флот, Ладожскую и Онежскую военные флотилии.

Замысел Ставки Верховного Главнокомандования был следующим. Войска Ленинградского фронта во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом наступают на Карельском перешейке. Главный удар наносится на левом фланге, вдоль побережья Финского залива. Наши войска при содействии артиллерии кронштадтских фортов и других соединений флота взламывают глубоко эшелонированную оборону финнов, разбивают основные силы противника южнее «линии Маннергейма» и, развивая наступление в северо-западном направлении, освобождают Выборг. Кроме того, флот должен был высадить на побережье тактические десанты и нарушить морские сообщения противника в Финском и Выборгском заливах.

Войскам Карельского фронта предстояло наступать на свирско-петрозаводском направлении. Войска левого крыла этого фронта, перейдя одновременно в наступление из района Медвежьегорска и с рубежа реки Свирь, должны были глубоким маневром охватить с северо-запада и юго-запада и затем уничтожить петрозаводскую группировку противника, освободить Советскую Карелию и ее столицу Петрозаводск, Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Главный удар планировалось нанести с плацдарма южнее реки Свирь.

Войска, наносящие удар в районе Медвежьегорска, частью сил должны были наступать в западном направлении. Войскам, находившимся между Онежским и Ладожским озерами, кроме наступления на петрозаводском направлении, предстояло главными силами наступать вдоль побережья Ладожского озера в направлении Олонец, Питкяранта, Сортавала. Перед Ладожской и Онежской военными флотилиями стояла задача высадить тактические десанты и оказывать огневую поддержку армии в прорыве ею оборонительного рубежа противника на реке Свирь и в наступлении на петрозаводском и олонецком направлениях.

Таким образом, согласно плану Ставки Верховного Главнокомандования наши Вооруженные Силы должны были, последовательно осуществив две операции: Выборгскую (силами Ленинградского фронта при содействии Краснознаменного Балтийского флота) и Свирско-Петрозаводскую (силами Карельского фронта при содействии Ладожской и Онежской военных флотилий), разгромить финскую армию и освободить Карельский перешеек и Карелию.

Учтя, что операция будет развертываться на пересеченной лесисто-болотистой местности Карельского перешейка и Карелии, где нашей армии в условиях бездорожья и трудностей использования больших масс техники придется преодолевать исключительно мощную глубоко эшелонированную оборону, Ставка Верховного Главнокомандования избрала в качестве главных направлений наступления двух фронтов направления, идущие вдоль северо-восточного побережья Финского залива и Ладожского озера. Это давало возможность широко использовать в операции мощную артиллерию Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской флотилии для прорыва долговременной обороны противника, обхода укрепленных рубежей тактическими десантами, преодоления сопротивления сил флота и береговой обороны противника на приморских флангах.

В соответствии с этим замыслом в планах командующих фронтами, флотом и флотилиями большое место отводилось организации взаимодействия соединений армии и флота в прорыве долговременной обороны и наступления главных группировок фронтов вдоль побережья на выборгском и олонецком направлениях.

Выборгская операция

Операции Советских Вооруженных Сил в Карелии начались с наступления войск Ленинградского фронта на Карельском перешейке, т. е. с Выборгской операции. Перед этим Краснознаменный Балтийский флот помог сосредоточить войска на участке прорыва, перебросив армейскую группу из Ораниенбаума на Лисий Нос.

Для освобождения всего Карельского перешейка нашей армии и флоту необходимо было взломать мощные рубежи обороны и преодолеть сопротивление сильной группировки армии и флота противника.

Финская армия укрепляла захваченные районы Карелии и Карельского перешейка в течение двух с половиной лет. Находясь с конца 1941 г. в обороне, финские войска с помощью гитлеровцев построили на Карельском перешейке мощную систему укреплений, так называемый «Карельский вал», состоявший из трех оборонительных паюс, протянувшихся от Финского залива до Ладожского озера. Первая оборонительная полоса проходила по линии Финский залив (севернее Сестрорецка) — район Киппала — Ванхаяма — Ладожское озеро и находилась на ближних подступах к Ленинграду. Вторая полоса шла по линии район Матсакюля — Липпола — Метсяпарти. Эта была главная оборонительная полоса, составлявшая основу всей обороны финской армии на Карельском перешейке. Третья оборонительная полоса проходила по линии Мурила — Сумма — Муола — озеро Вуокси-ярви — озеро Суванто-ярви. Это была восстановленная и укрепленная мощная «линия Маннергейма».

Каждая полоса обороны состояла из нескольких линий траншей, противотанковых и противопехотных заграждений, многих дотов и дзотов и имело глубину до 8 км. Выгодные естественные условия — обилие озер, болот, рек и лесов, гранитных валунов и скал — усиливали мощь обороны Карельского перешейка, общая глубина которой достигала 120 км.

В тылу оборонительных полос был оборудован Выборгский укрепленный район, имевший мощные укрепления в городе и два оборонительных обвода на непосредственных подступах к городу. Рокадная железная дорога, проходившая в тылу оборонительных полос, позволяла производить маневр силами на угрожаемое направление.

Линия фронта на Карельском перешейке проходила по рубежу река Сестра — озеро Лембаловское — побережье Ладожского озера. Оборону Карельского перешейка занимала южная армия финнов, состоявшая из шести дивизий с частями усиления (пять пехотных и одна танковая дивизии, одна пехотная и одна кавалерийская бригады).

На островах Бьеркского архипелага и Выборгского залива, прикрывавших правый фланг «линии Маннергейма» и Выборгского укрепленного района, находилась специальная группировка войск. Здесь была создана сильная противодесантная оборона.

Для прикрытия приморского фланга южной армии на Карельском перешейке от воздействия сил Краснознаменного Балтийского флота и для обороны Выборгского залива противник сосредоточил в северо-восточной части Финского залива значительные силы флота: 5 миноносцев, четыре канонерские лодки, 17 сторожевых кораблей, 2 подводные лодки, 17 тральщиков, 27 десантных барж, 33 торпедных катера, 61 сторожевой катер, около 100 самолетов.

Командующий Ленинградским фронтом намечал достигнуть конечной цели Выборгской операции — разгрома финской армии на Карельском перешейке и освобождения Выборга — следующим образом. За сутки до начала наступления артиллерия фронта и Краснознаменного Балтийского флота приступит к методическому разрушению долговременных оборонительных сооружений первой полосы обороны противника на всю ее глубину. Развивая артиллерийское наступление утром 10 июня, непосредственно перед началом наступления, будет произведена мощная артиллерийская и воздушная подготовка.

Используя успех артиллерийского и воздушного наступления, войска фронта при поддержке авиации и артиллерии прорвут первую оборонительную полосу и выйдут к главному рубежу обороны. Прорвав вторую полосу, наши войска, стремительно развивая наступление, упредят противника в занятии третьей полосы обороны, с хода преодолеют ее и овладеют Выборгом.

В продолжение всей операции главным силам правого крыла Ленинградского фронта предстояло наступать вдоль Выборгского шоссе и железной дороги Белоостров — Выборг (вдоль северо-восточного побережья Финского залива) с задачей прорвать главную полосу обороны и «линию Маннергейма» на приморских флангах. При этом им должны были оказывать постоянную поддержку силы Краснознаменного Балтийского флота (высадкой тактических десантов, ударами авиации и морской артиллерии).

Большое место в плане командования Ленинградского фронта отводилось действиям мощной и многочисленной морской артиллерии. Перед ней были поставлены следующие задачи:

— во взаимодействии с артиллерией фронта разрушить узлы сопротивления и оборонительные сооружения на белоостровском направлении, а также на втором и третьем оборонительных рубежах;

— нейтрализовать и подавить наиболее активные батареи и артиллерийские группировки противника;

— ударами по железнодорожным станциям и узлам шоссейных дорог в тылу фронта воспретить противнику маневр силами и подтягивание резервов из глубины.

Для решения этих задач была привлечена артиллерия береговой обороны и кораблей, сведенная, как и в январском наступлении, в оперативные группы (четыре группы).

Разгром финских войск на Карельском перешейке в 1944 г.
Разгром финских войск на Карельском перешейке в 1944 г.

С утра 9 июня артиллерия Кронштадта и его фортов, железнодорожных стационарных батарей южного и северного берегов, а также линейных кораблей, крейсеров, эскадренных миноносцев, канонерских лодок с рейдов Кронштадта и Ленинграда во взаимодействии с артиллерией фронта приступила к методическому разрушению вражеских долговременных оборонительных сооружений первой полосы обороны. Разрушение обороны противника на Карельском перешейке продолжалось до поздней ночи.

В результате артиллерийского наступления большая часть укреплений первой полосы была разрушена. В полосе наступления главных сил было полностью разрушено около 180 основных оборонительных сооружений противника (почти 100 % намеченных к уничтожению целей). Противник понес огромные потери в живой силе — потери в передовых частях финской армии достигали 70 % состава.

Утром 10 июня начался штурм первой оборонительной полосы. При активной поддержке артиллерии и авиации наши войска за несколько часов взломали первую полосу вражеской обороны и начали успешно продвигаться на северо-запад.

На вспомогательном направлении — на правом фланге фронта в районе Ладожского озера — наши части также перешли в наступление, имея задачу заставить противника удержать часть войск для обороны юго-западного побережья озера и сорвать его переброски сил на направление главного удара.

В решении этой задачи активное участие приняла Ладожская военная флотилия. В течение 10—12 нюня отряд огневого содействия (три канонерские лодки и четыре сторожевых катера) участвовал в артиллерийском наступлении сухопутных частей и поддерживал их действия своим огнем. Артиллерийскому обстрелу подверглись объекты обороны противника в районах Ванхаяма, Метсяпарти, острова Коневец. Несколько раз у вражеского берега в районе Никулясы — остров Коневец появлялся отряд кораблей в составе двух канонерских лодок, самоходной десантной баржи, 12 катеров и тендеров, предпринимавший демонстрацию высадки крупного десанта, однако из-за тумана демонстрация своей цели не достигла.

Благодаря активным действиям наших войск и флотилии в районе Ладожского озера были скованы значительные силы и резервы финнов, предназначавшиеся для переброски на участок прорыва, где наши войска развивали наступление, поддерживаемое силами флота со стороны Финского залива.

Тем временем морская артиллерия, действовавшая на главном направлении, переносила огневой вал все ближе и ближе ко второй оборонительной полосе противника, на подступы к которой части фронта, развивая успех первого дня наступления, вышли 11 июня, овладев городом Териоки.

14 нюня наши войска вклинились в глубину второго рубежа обороны финнов, фланг которого упирался в залив в районе мыса Лаутаранта. В соответствии с планом операции Краснознаменный Балтийский флот подготовился к высадке десанта в районе между мысами Инониеми и Лайвасто, в тыл флангу оборонительной полосы. Для распространения действия артиллерии флота на всю полосу наступления главной группировки фронта и наращивания силы удара морская артиллерия произвела перегруппировку своих сил и боевых средств. В результате стремительного наступления наши войска 15 июня прорвали вторую полосу вражеской обороны и вышли к проливу Бьеркэ-зунд у города Койвисто. Надобность в высадке десанта отпала.

С удалением фронта от Сестрорецка противник постепенно выходил из зоны обстрела стационарных батарей и кораблей Кронштадтского морского района. В связи с этим особое значение приобретало привлечение артиллерии кораблей для действия на приморском фланге. Учитывая это, штаб флота выделил несколько групп канонерских лодок и бронекатеров для огневого сопровождения войск, наступавших непосредственно вдоль берега, а усилия тяжелой дальнобойной артиллерии нацелил на разрушение долговременных сооружений третьей полосы обороны — «линии Маннергейма». С 16 июня начали действовать канонерские лодки, продвигавшиеся вместе с флангом армии.

После успешного прорыва второй (главной) полосы обороны противника советские войска, расширив фронт прорыва до 75 км и наращивая темп наступления, через несколько дней (17 июня) подошли к третьей полосе — «линии Маннергейма». На освобождаемой территории быстрыми темпами велись ремонт и строительство новых железнодорожных путей, мостов и тупиков. Благодаря этому гвардейская бригада железнодорожной артиллерии флота смогла принять активное участие в прорыве «линии Маннергейма» и в штурме Выборга.

18 июня войска Ленинградского фронта с хода прорвали «линию Маннергейма» на приморском направлении, в районе Мурила и Илякирийола, заняли Койвисто и вышли в тыл обороны противника. На следующий день, преодолев мощную оборону и ожесточенное сопротивление финских частей, они прорвали «линию Маннергейма» в центре, овладели сильнейшим узлом обороны Сумма и другими и, развивая успех, подошли к Выборгу.

Штурм сильной крепости Выборг продолжался около суток. Командование финской армии, стремясь любой ценой удержать крепость, перебросило в район Выборга четыре дивизии и три пехотные бригады. Эти войска были сняты с участка фронта Медвежьегорск — река Свирь, что значительно облегчило проведение Свирско-Петрозаводской операции. Кроме того, гитлеровцы перебросили сюда с нарвского участка фронта немецкую пехотную дивизию и бригаду штурмовых орудий.

Войска Ленинградского фронта, развивая успех наступления, отрезали пути подхода подкреплений противника, преодолели внешний оборонительный обвод и 20 июня ворвались в Выборг, завершив очищение от противника Карельского перешейка на участке река Сестра — Сайменский канал.

В ближайшие за этим дни войска и флот ликвидировали отдельные очаги сопротивления финнов и овладели островами Бьеркского архипелага и Выборгского залива.

Оказывая поддержку советским войскам в наступлении вдоль побережья Карельского перешейка и в овладении островами Выборгского залива, корабли и авиация Краснознаменного Балтийского флота в то же время развернули активные боевые действия в восточной части Финского залива. Канонерские лодки и морские бронекатера наносили удары по силам и средствам береговой обороны противника, оказывали огневую поддержку войскам и десантам. Авиация и торпедные катера, действуя на подходах к Выборгскому заливу и шхерным фарватерам, нарушали морские сообщения противника, срывали подвоз вражеских подкреплений и пресекали все попытки гитлеровцев эвакуировать Выборг.

За 11 дней наступления войска Ленинградского фронта во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом прорвали три мощные полосы обороны, насыщенные фортификационными сооружениями, преодолели долговременную оборону противника глубиной 120 км, построенную с учетом использования исключительно выгодных естественных военно-географических условий Карельского перешейка и сокрушили оборону Выборгского укрепленного района.

В итоге Выборгской операции советские войска разгромили главные силы финской армии (на выборгском направлении было сосредоточено до двух третей всей финской армии) и создали предпосылки для перенесения военных действий на территорию Финляндии и окончательного разгрома всей финской армии.

Высадка десантов на острова Бьеркского архипелага и Выборгского залива

После освобождения Выборга войска Ленинградского фронта продолжали наступление на северо-запад, к государственной границе. Острова Бьеркского архипелага и Выборгского залива все еще оставались в руках противника. Группировка финской армии, занимавшая эти острова, создавала угрозу тылу и флангу наступающих советских войск.

Для ликвидации этой угрозы, а также в целях расширения операционной зоны флота и вытеснения военно-морских сил противника из Выборгского залива Военный совет Ленинградского фронта поставил перед Краснознаменным Балтийским флотом задачу овладеть Бьеркским архипелагом и островами Выборгского залива.

Острова Бьеркского архипелага имели сильную противодесантную оборону, опиравшуюся на 10- и 6-дюймовые батареи береговой обороны и десятки батарей полевой артиллерии и минометов. Гарнизон островов насчитывал более 3 тысяч человек. Следует добавить, что под нажимом нашей армии на острова эвакуировались остатки кавалерийской дивизии и частей морской артиллерии, оборонявших побережье в районе Сейвястэ, Койвисто.

Стремясь удержать в своих руках острова Выборгского залива и Бьеркского архипелага, финны сосредоточили в районе Котка, Выборг миноносцы, канонерские лодки, десантные баржи, сторожевые корабли и торпедные катера и усилили минирование подходов к островам.

Готовясь к высадке десанта, паше командование провело силами дивизионов тральщиков-катеров, которыми командовали П. П. Еременко и П. Л. Ярошевский, траление подходов к Бьеркэ-зунду, после чего, начиная с 17 июня, перебазировало в бухты Оллолахти и Хумалиоки высадочные средства, создав здесь временные базы.

Для действий на путях военных кораблей противника между Коткой и Выборгским заливом был послан отряд легких сил, состоявший из морских бронекатеров, сторожевых и торпедных катеров, которому предписывалось прикрыть операционную зону наших десантных сил, готовившихся к высадке десанта.

Непосредственно перед началом высадки на острова Бьеркского архипелага небольшой десантный отряд Островной военно-морской базы в ночь на 20 июня овладел островом Нерва. Этот небольшой скалистый островок, расположенный в 15 милях к юго-западу от острова Торсари (Бьеркский архипелаг), занимает очень выгодное положение. Имея на нем наблюдательные посты и радиостанцию, финны полностью контролировали подходы к Выборгскому заливу и следили за каждым движением нашего отряда легких сил, действовавшего севернее острова.

Противник оказал сильное сопротивление нашему десанту на острове Нерва, направив к острову крупный отряд, в состав которого входили два новых немецких миноносца. Наши торпедные катера под командованием гвардии капитана 2 ранга С. А. Осипова (ныне контр-адмирал) и гвардии капитана 3 ранга Тихонова, входившие в отряд прикрытия высадки десанта, потопили один вражеский миноносец и заставили остальные корабли отойти от острова.

Герой Советского Союза контр-адмирал Сергей Александрович Осипов
Герой Советского Союза контр-адмирал Сергей Александрович Осипов.

Теперь подходы к Выборгскому заливу контролировались силами Краснознаменного Балтийского флота, что значительно облегчало овладение островами Бьеркского архипелага. [Противник пытался вернуть себе остров Нерва. В ночь на 28 июня финский десант под прикрытием немецких миноносцев, десантных барж и тральщиков подошел к острову. Но наши корабли, артиллерия и гарнизон острова отогнали вражеский отряд]

Решение этой задачи было возложено на Кронштадтский морской оборонительный район, которым командовал вице-адмирал В. Ю. Ралль. Разведкой удалось установить, что наиболее сильно развитую противодесантную оборону противник имел на южной и юго-восточной частях острова Бьеркэ и на западном берегу острова Торсари. Уязвимым местом финнов являлось восточное и северное побережье острова Пийсари, так как финны считали, что атаковать острова архипелага можно только с юга или запада.

Этим обстоятельством и воспользовалось наше командование. Было принято следующее решение на высадку десанта: сосредоточить войска и высадочные средства на западное побережье полуострова Койвисто, после чего под прикрытием авиации и корабельной артиллерии совершить переход через Бьеркэ-зунд, высадиться на восточный берег северной оконечности острова Пийсари и захватить здесь плацдарм. В дальнейшем, организовав переправу войск через узкий пролив, сосредоточить превосходящие силы на острове Пийсари, захватить его, а затем, продвинувшись на юг, овладеть островами Торсари и Бьеркэ.

Трудность претворения плана в жизнь заключалась в прорыве высадочных средств через Бьеркэ-зунд, имеющий в самом узком месте ширину 0,8 мили. Тихоходным тендерам требовалось около пяти часов для прорыва через пролив под огнем береговой морской и сухопутной артиллерии и минометов противника.

Смелое осуществление замысла обеспечивало успех при минимальных потерях, так как в основном высадка должна была свестись к форсированию небольшой водной преграды, что до предела сокращало время пребывания десантных войск на плавсредствах.

Чтобы обеспечить прорыв десантных средств через пролив Бьеркэ-зунд в район намеченной переправы войск и выявить оборону противника на острове Пийсари, намечалось провести разведку боем. В ночь на 21 июня отряд высадочных средств в составе трех тендеров под прикрытием морского бронекатера и четырех сторожевых катеров (из них три катера-дымзавесчика) вышел из бухты Хумалиоки. Ему предстояло прорваться через Бьеркэзунд и в случае удачи высадить разведывательный отряд на остров Пийсари.

Освобождение островов Бьеркского архипелага в июне 1944 г.
Освобождение островов Бьеркского архипелага в июне 1944 г.

Так как из-за белых ночей трудно было пройти незамеченным, то за час до выхода главного отряда из бухты Хумалиоки на юг вышел другой отряд. По нему и сосредоточил противник весь свой огонь. За густой дымовой завесой вспомогательного отряда группа высадочных средств с разведкой на борту незаметно приблизилась к Бьеркэ-зунду. При подходе к узкости группу прикрыли плотной дымовой завесой. Противник обнаружил свою ошибку и открыл яростный огонь через завесу, но было уже поздно.

Достигнув северной оконечности острова Пийсари, тендеры внезапно повернули на запад и строем фронта под прикрытием морского бронекатера и дымзавесчиков пошли к вражескому берегу. Высаженная разведка (рота морской пехоты) к 8 часам утра захватила плацдарм на берегу и закрепилась на нем. Силовая разведка переросла в высадку десанта. Это меняло обстановку, а следовательно, и план боя. Требовалось срочно перебросить войска с материка на захваченный плацдарм. Мобилизовав все автомашины, наше командование спешно направило части 260-й отдельной морской бригады из Олло-лахти и Хумалиоки на полуостров Койвисто, в пункт, находящийся против места высадки; здесь же была установлена и артиллерия.

Около 16 часов 21 июня в Бьеркэ-зунд с севера вошел отряд противника, состоявший из восьми десантных барж и четырех сторожевых катеров. Пустив в ход артиллерию, отряд пытался уничтожить наши высадочные средства и десант, находившийся на берегу. Несколько часов продолжался упорный бой. Несмотря на то что противник имел большое превосходство в артиллерии, он не выдержал меткого огня морской артиллерии и атак штурмовой авиации нашего флота и покинул воды пролива. Однако ему удалось потопить один катер и временно вывести из строя два тендера и два других катера, которые к этому времени успели перебросить на остров только одну роту.

Наступил критический момент боя. Доставка подкрепления десанту прекратилась [Третий тендер сидел на камнях с поврежденным винтом. Из высадочных средств в строю остался только один катер-дымзавесчик. Морской бронекатер прикрывал район высадки с моря и поддерживал огнем действия десанта на берегу], а противник начал перевозить на Пийсари войска с острова Бьеркэ. До утра 22 июня десант вел тяжелые бои. Однако благодаря активной поддержке авиации с воздуха, канонерских лодок —с юга, морского бронекатера — с севера и артиллерии — с материка и. беспримерному героизму морской пехоты десант не только удержал свой плацдарм, но и расширил его.

К 8 часам 22 июня через Бьеркэ-зунд прорвались два морских бронекатера капитан-лейтенанта А. И. Потужного, 16 тендеров и дымзавесчиков. Вслед за этим сразу же началась переправа батальонов бригады морской пехоты. Переправа прикрывалась огнем морских бронекатеров я береговых батарей непосредственной поддержки: с моря ее прикрывал отряд легких сил и канонерские лодки, с воздуха — авиация. Когда тяжелые батареи противника перенесли огонь с нашего плацдарма на переправу, канонерские лодки, маневрируя к югу от острова Бьеркэ, интенсивным огнем по вражеским батареям отвлекали огонь на себя или заставляли артиллерию противника замолчать.

Весь день шел ожесточенный бой за остров. В полночь вражеский отряд снова пытался войти в пролив, но был отброшен огнем наших морских бронекатеров.

К утру 23 июня остров Пийсари был полностью очищен от вражеских войск. В это время от архипелага на запад ушел отряд из 17 вражеских кораблей: противник покидал остальные острова.

Сразу же после очищения Пийсари морская пехота переправилась на острова Торсари и Бьеркэ. К рассвету 24 июня оба острова были полностью очищены от врага. Наши войска захватили большие трофеи и среди них 45 орудий калибром 45—254 мм. 25—26 июня были заняты острова Туппурансари и Руонти, а остальные небольшие острова архипелага прочесаны морской пехотой.

Таким образом, в короткий срок и с незначительными потерями частями Краснознаменного Балтийского флота была преодолена мощная противодесантная оборона противника, сломлено ожесточенное сопротивление его превосходящих сил. Большую роль в достижении этой победы сыграло моральное превосходство советских моряков.

Известен такой случай. Катер-дымзавесчик (командир Николай Лебедев), прикрывавший дымовыми завесами и пулеметным огнем высадку на остров Пийсари, принял на себя удар сторожевых катеров и десантных барж врага. Бой продолжался до тех пор, пока катер-дымзавесчик не был подожжен и начал тонуть. Тогда Лебедев приказал команде высадиться на берег, а сам остался на тонущем катере, чтобы прикрыть огнем пулемета отход своих товарищей. Молодой патриот погиб вместе со своим катером, но спас десятки жизней советских людей и обеспечил успех боя.

Высокий патриотический подъем, воодушевление в борьбе за победу — пот что помогло балтийским морякам успешно преодолеть сильную оборону островов. [При высадке десанта на острова Бьеркского архипелага наши потери составили всего около 50 человек и один катер «КМ». За это же время противник только на море потерял миноносец, три сторожевых корабля, пароход и пять катеров. Кроме того, противник потерял от массированных ударов нашей авиации несколько транспортов и кораблей при эвакуации Выборга.]

Развивая успех, достигнутый на островах Бьеркского архипелага, соединения и части Краснознаменного Балтийского флота немедленно приступили к выполнению следующей задачи — освобождению островов Выборгского залива.

К 30 июня войска правого крыла Ленинградского фронта остановились на рубеже Саймонский канал — Сорвали, чтобы закрепить свой успех и подтянуть резервы для дальнейших ударов по островам и северному побережью Выборгского залива.

Немного оправившись от разгрома, противник подтянул к побережью свежие армейские силы и артиллерию береговой обороны. К 30 июня он сосредоточил на северном берегу залива 58 артиллерийских батарей, а для действий на подходах к Выборгскому заливу, в Хапасарских шхерах, — до 35 кораблей. Это были эскадренные миноносцы, канонерские лодки, десантные баржи, сторожевые корабли и торпедные катера [8 июля наша разведка установила, что в финские шхеры пришел немецкий крейсер ПВО «Ниопие». 10 июля группа пикирующих бомбардировщиков Героя Советского Союза В. И. Ракова и подполковника И. Н. Пономаренко потопила этот крейсер в базе Котка.].

Противодесантная оборона островов, занятых противником, была не сильнее, чем на Бьеркском архипелаге, но она опиралась на сильно укрепленный материковый берег, находившийся в руках финнов, в то время как материковый берег в районе Бьеркэ был занят нашими войсками. В этих условиях овладение островами Выборгского залива потребовало значительно больших сил и напряжения. Выполнение операции было возложено на взаимодействующие силы 59-й армии Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, перед которыми стояла задача овладеть всеми островами Выборгского залива, перебросить на них сухопутные части и создать реальную угрозу тылу выборгской группировки войск противника на материке.

Для выполнения этой задачи Военный совет Краснознаменного Балтийского флота выделил силы, освобождавшие от противника Бьеркский архипелаг, по значительно расширил их состав. Вице-адмирал В. Ю. Ралль был назначен заместителем командующего операцией по морской части, а контр-адмирал Н. Э. Фельдман — командиром высадки. Командовал операцией командующий 59-й армией.

Командующий операцией избрал такое решение задачи. Под прикрытием береговой артиллерии, авиации и кораблей высадить десанты на острова Равенсари, Тейкарсари и Суонионсари. В дальнейшем, опираясь на эту ключевую позицию Выборгского залива, очистить все остальные острова последовательным продвижением к северному материковому берегу.

План операции предусматривал высадку трех полков 224-й стрелковой дивизии 59-й армии: один полк на высадочных средствах армии — на остров Равенсари и два полка — двумя отрядами высадки флота на острова Тейкарсари и Суонионсари (по одному полку на каждый остров). Первый отряд высадки состоял из 16 тендеров и 20 катеров типа «КМ» (высадочные средства), пяти морских бронекатеров и четырех сторожевых катеров (отряд корабельной поддержки). В состав второго отряда входили 16 тендеров и 16 катеров типа «КМ» и типа «ЗИС» (высадочные средства), четыре морских бронекатера и два сторожевых катера (отряд корабельной поддержки). Высадку десанта с моря прикрывал отряд, состоявший из девяти сторожевых катеров и 10 торпедных катеров, который для этой цели развертывался к западу от мыса Пулиниеми.

Огневую поддержку высадке должны были оказать береговая артиллерия и артиллерийские корабли. Для этой цели на восточном побережье Выборгского залива и на северо-западной оконечности полуострова Койвисто командование сосредоточило береговую стационарную и железнодорожную артиллерию. На рокадной железной пороге и в районе Транзунда заняла позиции гвардейская бригада железнодорожной артиллерии.

В северной части Бьеркэ-зунда, куда прибыли артиллерийские корабли (канонерские лодки) для оказания огневого содействия десантным силам с юга, были протралены районы маневрирования. Взятие нашей армией острова Уурансари, на котором находится город Транзунд, значительно облегчало решение задачи (остров глубоко вдавался во вражескую систему обороны Выборгского залива и был соединен с материком железной дорогой, что позволяло сосредоточить здесь мощную береговую артиллерию).

Срок для подготовки к высадке десанта был очень небольшим, и поэтому она проводилась с максимальной интенсивностью. В ночь на 1 июля была проведена разведка боем острова Тейкарсари. Отряд кораблей, выйдя 30 июня из Койвисто, на рассвете 1 июля высадил небольшой десант (разведотряд морской пехоты и армии) на южную оконечность острова Тейкарсари. Попытка десанта продвижением на север закрепить за собой плацдарм и превратить силовую разведку в высадку десанта (по примеру высадки на остров Пийсари) не увенчалась успехом. В 9 часов разведотряд был снят с острова; он добыл ценные сведения о состоянии системы обороны врага.

С 1 по 3 июля десантные силы армии и флота провели ряд тренировочных учений по посадке, переходу морем и высадке десанта, по отработке взаимодействия и связи всех участвующих сил, которые к этому времени перебазировались в залив Макслахти. Политорганы и партийно-комсомольские организации частей и подразделений сделали достоянием всех десантников опыт боев за Бьеркский архипелаг, показав его на примерах выдающихся подвигов матросов и офицеров высадочных средств, бронекатеров, канонерских лодок, авиации и морской пехоты.

К 7 часам 4 июля оба отряда высадки, закончив посадку войск десанта, сосредоточились на рейде Юханес и затем двинулись к местам высадки. Как только отряды вышли на Транзундский рейд, противник открыл по ним артиллерийский огонь. Наша береговая и корабельная артиллерия и авиация начали обработку мест посадки и подавление артиллерии и других огневых средств на островах и материке.

В 10 часов оба отряда, преодолев сильное огневое сопротивление врага, подошли к островам Тейкарсари и Суонионсари и начали высадку десанта. При поддержке артиллерии кораблей и штурмовой авиации десантники начали продвигаться в глубь острова.

К вечеру остров Суонионсари, расположенный вблизи Транзунда, был очищен от противника. Десантный отряд занял также и соседний остров Эссари.

Борьба за остров Тейкарсари, расположенный у самого финского берега, продолжалась еще более суток. Противник непрерывно подбрасывал сюда подкрепления. Целые сутки наш десант сдерживал натиск превосходящих сил. Утром 5 июля под прикрытием штурмовой авиации, железнодорожной артиллерии и кораблей на Тейкарсари было высажено подкрепление с четырьмя танками. Десант перешел в наступление и обратил противника в бегство. Преследуя отходящих финнов, наши части переправились на соседний крупный остров Мелансари и заняли его.

Все остальные острова Выборгского залива были очищены от врага армейскими частями при небольшой помощи флота. Силы флота, участвовавшие в этих боях, занимались перевозкой войск и их тылов на занятые острова и прикрытием подходов к островам и Выборгскому заливу.

Ответственную задачу в борьбе за острова выполняли тендера как основной вид высадочных средств. Личный состав тендеров действовал геройски. Так, во время действий в Выборгском заливе тендер под командованием старшины Терентьева получил несколько повреждений, но продолжал двигаться к вражескому острову. Уже у самого берега в тендер попал снаряд. Двигаться дальше он не мог. Терентьев бросился в воду и увлек за собой десантников, которые вскоре выбрались на берег. Здесь вражеская пуля сразила командира десантной группы. Тогда старшина Терентьев организовал оборону захваченного плацдарма, а сам бросился вплавь на соседний остров, уже занятый нашими частями. Под сильным огне» противника Терентьев проплыл больше мили и привел подкрепление. Подобный же подвиг был совершен рулевым другого тендера Ореховым.

Беспримерный героизм и замечательное тактическое мастерство показали действовавшие со стороны моря корабли отряда прикрытия капитана 2 ранга И. М. Зайдулина. В разгар боя противник пытался демонстрацией высадки десанта на острова Бьеркского архипелага отвлечь силы отряда с направления главного удара, а затем прорваться в район действия наших высадочных средств и сил непосредственного прикрытия. Но все попытки противника оказались напрасными.

Так, вечером 4 июля отряд противника в составе 15 крупных тральщиков, сторожевых кораблей, десантных барж и одного нового миноносца, пытавшийся прорваться в район операции, был атакован у мыса Ристиниеми двумя группами из 10 торпедных катеров, которыми командовали капитан 2 ранга М. А. Белуш и капитан 3 ранга А. Г. Свердлов. В этом бою наши катера повредили и потопили шесть кораблей противника — миноносец типа «Т-31» и пять тральщиков типа «М-1», а сами не потеряли ни одного катера. На следующий день, отражая очередную попытку врага совершить прорыв в залив, отряд прикрытия потопил канонерскую лодку, десантную баржу и транспорт.

Важное место в успехе боев в. Выборгском заливе принадлежит нашей авиации, в первую очередь штурмовой.

За время боев по овладению островами Выборгского залива авиация Краснознаменного Балтийского флота потопила и повредила 72 корабля и катера, в том числе 12 транспортов, 18 десантных барж, шесть сторожевых кораблей, канонерских лодок и тральщиков противника. Кроме того, авиация уничтожила на островах десятки танков, автомашин, артиллерийских и минометных батарей, дзотов, складов и других объектов. От налетов нашей авиации противник потерял более полутора тысяч человек.

Успешные десантные действия по овладению островами Выборгского залива, проведенные в тесном взаимодействии армии и флота, обеспечили нашим морским силам полное господство в водах Выборгского залива и значительно раздвинули операционную зону Краснознаменного Балтийского флота на северо-запад. Теперь зона действий флота приблизилась вплотную к Хапасарским и Коткинским шхерам — к основному району базирования неприятельских военно-морских сил в Финском заливе.

С освобождением островов Выборгского залива советские войска получили выгодный плацдарм для высадки десантов на территорию Финляндии.

Успешное наступление нашей армии на Карельском перешейке и умелое обеспечение этого наступления флотом создали благоприятные условия для разгрома финской армии в районе Карелии.

Свирско-Петрозаводская операция. Действия Ладожской флотилии

В те дни, когда войска Ленинградского фронта под командованием Маршала Советского. Союза Л. А. Говорова штурмом овладели Выборгом, войска Карельского фронта под командованием генерала армии К. А. Мерецкова перешли в наступление в районе Карелии.

Это наступление развернулось на всем фронте реки Свирь, от Онежского до Ладожского озера — на северо-запад и север, от города Медвежьегорска — на юго-запад и вдоль западного берега Онежского озера — на юг, имея общей конечной целью освобождение Советской Карелии и ее столицы Петрозаводска.

Оборону в Карелии занимала Карельская армия финнов в составе девяти пехотных дивизий (до 130 тысяч человек и 960 орудий) и Ладожская и Онежская бригады береговой обороны. Линия фронта в Карелии проходила по рубежу река Свирь — Онежское озеро — Повенец и далее — станция Масельская — район Руг-озера — район Ухты и район Кестеньги.

Система обороны в Карелии была достаточно мощной и глубокой. Севернее Онежского озера главный рубеж обороны (три — пять линий траншей) проходил по линии Великая Губа — Масельская — Повенец. На правом фланге у Медвежьегорска был создан укрепленный район; сильно укреплен был и район Петрозаводска.

Между Онежским и Ладожским озерами по реке Свирь проходила главная полоса обороны, глубина которой достигала 12—20 км. Полоса имела развитую систему узлов обороны и опорных пунктов и промежуточных и отсечных позиций. Передний край обороны был прикрыт минными полями, завалами, проволочными заграждениями. В тылу Свирской оборонительной полосы был создан олонецкий оборонительный район.

Свирско-Петрозаводская операция в июне — июле 1944 г.

Свирско-Петрозаводская операция в июне — июле 1944 г.

Согласно решению командующего Карельским фронтом Свирско-Петрозаводская операция должна была включить в себя одновременное встречное наступление войск фронта из района севернее и южнее Онежского озера. Главным силам левого крыла Карельского фронта предстояло наступать с рубежа реки Свирь. Ближайшей задачей войск являлась ликвидация плацдарма финской армии южнее реки Свирь, форсирование при содействии Ладожской и Онежской флотилий этой реки и наступление на север и северо-запад. Войска фронта, действовавшие на главном направлении наступления — на направлении Олонец — Питкяранта вдоль северо-восточного побережья Ладожского озера, должны были при содействии десанта, высаженного в глубокий тыл противника Ладожской военной флотилией, быстро прорвать фронт, продвинуться к Питкяранта — Сортавала, разгромить силы Олонецкой оперативной группы войск противника и глубоко с запада охватить Карельскую армию финнов. Затем им предстояло вместе с войсками, наступавшими с севера, разгромить эту армию и освободить Советскую Карелию и город Петрозаводск. Ладожская и Онежская военные флотилии должны были оказывать содействие войскам фронта в прорыве свирского рубежа, форсировании реки Свирь и в наступлении вдоль берегов Ладожского и Онежского озер.

Свирско-Петрозаводская операция началась в выгодной для нас оперативной обстановке, когда финская армия, истощенная и обескровленная в боях на Карельском перешейке и под Выборгом, вынуждена была значительно ослабить группировку войск, противостоявшую войскам левого крыла Карельского фронта.

Наступление войск Карельского фронта началось 21 июня на рубеже реки Свирь и из района Медвежьегорска. На свирском направлении наши войска быстро ликвидировали плацдарм финских войск на левом берегу реки и к 24 июня, преодолев мощный рубеж обороны противника, форсировали при помощи Онежской и Ладожской флотилий Свирь на всем ее протяжении и продвинулись на 20—30 км к северу.

Главные силы южной группы войск развернули наступление из района Лодейное Поле на Олонец, вдоль побережья Ладожского озера. При поддержке десанта, высаженного Ладожской военной флотилией в районе устья реки Тулокса, они быстро продвинулись на северо-восток и заняли Видлицу. а затем Питкяранта. Таким образом, петрозаводская группировка противника оказалась глубоко обойденной с юго-запада.

Частью сил южная группа войск наступала из районов Подпорожье и Вознесенье на Петрозаводск, обходя этот город с юга и юго-востока.

В это же время войска северной группы войск, начав наступление из районов станция Массальская и Повенец, овладели городом Медвежьегорск и быстро продвигались на юго-запад и юг, глубоко охватывая петрозаводскую группировку противника с северо-запада и севера. Финские войска начали поспешно отходить по всему петрозаводскому участку фронта. 28 июня войска Карельского фронта при поддержке десанта Онежской флотилии освободили от противника столицу Советской Карелии город Петрозаводск.

Весь июль войска фронта, развивая успех, преследовали и уничтожали разрозненные части финской армии. Они изгнали врага с большей части территории Советской Карелии, освободили полностью Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. Войска финской армии были отброшены в глубь Финляндии.

Итак, Свирско-Петрозаводская операция явилась крупной победой Советских Вооруженных Сил.

Значительную роль в операции на всех ее этапах сыграли Ладожская и Онежская военные флотилии.

На первом этапе Свирско-Петрозаводской операции, когда войскам Карельского фронта предстояло форсировать реку Свирь на всем фронте от Онежского озера до Ладожского, авиация Краснознаменного Балтийского флота за шесть часов до начала операции разрушила плотину гидроэлектростанции посредством топмачтового бомбометания и сбрасывания плавающих мин. В результате река на участке выше плотины значительно обмелела, и это помогло войскам решить задачу.

Большую помощь войскам в преодолении свирского рубежа оказали отряды кораблей. На левом фланге фронта действовал на реке отряд бронекатеров Ладожской военной флотилии под командованием капитана 3 ранга В. А. Степаненко. Действия этого отряда получили высокую оценку армейского командования.

Со стороны Онежского озера действовали бронекатера и сторожевые катера. В течение 21 и 22 июня личный состав катеров подорвал и разобрал минированные завалы на Обводном канале, в районе поселка Жабинец, и продвинулся к устью реки Свирь. На рассвете 23 июня катера совместно с армейской артиллерией сильным огнем подавили береговые батареи финнов, прикрывавшие устье Свири, вошли в реку и из районного центра Вознесенье начали переправу войск на северный берег.

Корабли флотилии помогли армейским частям успешно преодолеть мощную водную преграду и начать быстрое продвижение вдоль берега озера на Петрозаводск.

Успешно завершив форсирование реки Свирь и прорвав долговременную оборону противника, войска Карельского фронта развили успешное наступление на север и северо-запад. На этом этапе операции Ладожская и Онежская военные флотилии содействовали продвижению приозерных флангов армии артиллерийским огнем и высадкой десантов.

Тулоксинская десантная операция

Войска 7-й армии Карельского фронта успешно продвигались вдоль северо-восточного берега Ладожского озера. Противник всеми силами стремился задержать наше наступление, подтягивая резервы из глубины, из района Питкяранта, Видлица по единственным шоссейной и железной дорогам, идущим рядом вдоль берега озера к городу Олонец.

Флотилия противника, потерпев в сентябре 1942 г. жестокое поражение у острова Сухо, больше активности не проявляла, и южнее параллели Валаамского архипелага ее корабли боялись появляться. Советская флотилия господствовала на Ладожском озере, так же как в воздухе господствовала наша авиация.

За неделю до перехода нашей армии в наступление в районе реки Свирь командующий Карельским фронтом поставил перед Ладожской военной флотилией задачу высадкой тактического десанта в районе между устьями рек Олонка и Видлица содействовать войскам в быстром и полном разгроме правого фланга армии противника.

Десант (бригада морской пехоты) должен был перерезать железную и шоссейную дороги, не допустить подхода резервов противника со стороны Видлицы и отхода его войск от города Олонец. Захваченный плацдарм следовало удерживать до выхода в район высадки наших частей, наступавших с юга.

Командование всеми силами в операции было возложено на командующего Ладожской военной флотилией контр-адмирала В. С. Черокова, командиром высадки был назначен капитан 1 ранга Н. И. Мещерский.

Штаб флотилии (начальник штаба Ладожской военной флотилии капитан 1 ранга А. В. Крученых) немедленно приступил к разработке боевой документации, формированию частей и подготовке сил и средств к операции.

Район высадки был исключительно удобен. Тактический десант предполагалось высадить в глубокий вражеский тыл, в 35 км за линией фронта в районе озера Линдоя, близ устья реки Тулокса. В этом месте железная и шоссейная дороги проходят близко к берегу озера (700— 1000 м), а характер местности как нельзя лучше благоприятствует высадке десанта и решению десантом задачи на берегу.

Противодесантная оборона противника была в этом районе значительно слабее, чем на участке побережья, прилегающем ближе к линии фронта. Песчаный пляж позволял высадочным средствам безопасно подойти вплотную к берегу; озеро Линдоя и простирающееся на юго-восток от него вдоль берега озера до реки Тулокса болото представляли собой прекрасный естественный рубеж обороны для высадившегося десанта на левом фланге и с фронта, а река Тулокса являлась таким же рубежом на правом фланге плацдарма.

Полное господство Ладожской военной флотилии на озере и в воздухе должно было обеспечить как успех высадки, так и бесперебойное снабжение десанта после высадки.

Штаб флотилии предусмотрел стройную систему обеспечения высадки от возможных помех со стороны немецко-финской флотилии и авиации противника. Были сформированы отряды корабельной поддержки и непосредственного охранения десанта (в первый входили пять канонерских лодок, два сторожевых и два торпедных катера; во второй — шесть малых охотников, два бронекатера и десантная баржа) и авиагруппа (войсковая и флотская авиация); кроме того, в воды противника вышли наши подводные лодки.

Для переброски и высадки десанта были сформированы два отряда транспортов (первый — шесть вооруженных транспортов и два тральщика, второй — четыре тральщика, три буксира и пять барж) и отряд высадочных средств (19 катеров типа «КМ» и «ЗИС», 12 тендеров и 9 мотоботов).

Несмотря на то, что на подготовку к операции было выделено ограниченное время, флотилия все-таки тщательно подготовилась к ней. Штаб командира высадки совместно с командованием морской бригады разработал четкую и продуманную документацию на операцию. Особое внимание было уделено планированию наиболее трудного этапа десантной операции — пересадке десанта с транспортов на высадочные средства и высадке его на берег.

Согласно схеме боевых порядков для боя на берегу за плацдарм десант был разделен на три тактических подразделения, которые предстояло высадить в трех пунктах. Соответственно этому отряд транспортов делился на три группы. Каждая группа брала на борт тактическое подразделение и при движении к берегу противника подходила к намеченному для нее пункту высадки. Все высадочные средства также делились на три группы и были прикреплены к определенным пунктам высадки и к соответствующим группам транспортов.

В соответствии с этой организацией строились походный порядок, схема развертывания, порядок посадки войск на транспорты и т. д. Такое же стройное планирование существовало и на остальных этапах операции.

Боевая подготовка к операции велась по особому плану штаба флотилии.

Операция началась как продолжение тактического учения. После произведенной в ночь на 21 июня учебной посадки десант оставался на ночь на борту кораблей и судов.

Посадка десанта была произведена четко, быстро и скрытно. Основные силы десанта были сосредоточены в районах посадки ночью и укрыты в лесу. Местом посадки был избран удаленный от города залесенный участок берега в районе деревни Юшково (4 км от города Новая Ладога вверх по реке Волхов).

К 14 час. 30 мин. 22 июня все десантные силы сосредоточились на Новоладожском рейде и через час вышли в озеро. Основные силы следовали в строю двух кильватерных колони; высадочные средства, имея на борту первый бросок десанта, шли на буксирах у транспортов.

Высадка Ладожской военной флотилией десанта в районе реки Тулокса в июне 1944 г.
Высадка Ладожской военной флотилией десанта в районе реки Тулокса в июне 1944 г.

Десантный отряд, насчитывавший около 70 вымпелов, несмотря на белую ночь, удалось провести незаметно для противника.

В 3 часа 20 мин. 23 июня после перестроения в точке развертывания, находившейся в 12 милях от берега вне видимости врага, высадочные средства строем фронта в несколько линий двинулись к берегу. Только через 46 минут после этого авиаразведка противника обнаружила наши корабли с десантом.

Бой за высадку начался в благоприятных для нас условиях: Ладожской военной флотилии удалось достигнуть тактической внезапности.

В 5 часов канонерские лодки приступили к артиллерийской обработке места высадки, через 15 минут к ним присоединилась бомбардировочная авиация; в 5 час. 55 мин. огонь был перенесен в глубину, и началась высадка. За несколько минут до подхода высадочных средств к берегу семнадцать Ю-88 бомбардировали транспорты и корабли флотилии на рейде высадки, но добились только одного попадания в десантную баржу.

В 6 час. 20 мин. первый бросок десанта был высажен. Транспорты полным ходом пошли к берегу навстречу возвращавшимся высадочным средствам. Высадка первого эшелона десанта была произведена быстро и без потерь. Наши канонерские лодки подавили артиллерийский и минометный огонь финнов. Морская бригада, высаженная точно по намеченному плану, успешно решила свою задачу. Заняв плацдарм, оседлав шоссейную и железную дороги и разгромив находившееся на отдыхе в этом районе артиллерийское подразделение противника, десант перешел к обороне.

Во второй половине дня противник начал ожесточенные атаки десанта, зажав его с севера подошедшими резервами, а с юга — отступающими под натиском наших войск фронтовыми частями. При поддержке канонерских лодок и бронекатеров, которые подошли вплотную к берегу, десант стойко удерживал свои позиции.

В полдень 24 июня финны подтянули в район боя новые крупные силы пехоты, артиллерии и минометов и, воспользовавшись нелетной погодой, перешли к решительному штурму. Они стремились во что бы то ни стало сбросить наш десант в воду и освободить дороги для отступающих с фронта войск. Хотя к этому времени на берег был высажен второй эшелон бригады морской пехоты, положение десанта было очень серьезным, так как финны обладали большим превосходством в силах.

В этот критический момент к месту высадки прибыл отряд транспортов, который по решению командующего фронтом доставил десанту подкрепление в составе еще одной бригады морской пехоты.

Несмотря на сильный огонь противника, сосредоточившего к этому времени в районе нашего плацдарма батареи крупной артиллерии и минометов и бронепоезд, наши транспорты направились к берегу. Около 16 часов 24 июня личный состав бригады высадился на берег и с хода вступил в бой. Вскоре противник был вынужден занять оборону, а наш десант перешел к контратакам.

Присланное вовремя подкрепление по сути дела решило окончательный успех всей десантной операции, так как весь день 25 июня на озере бушевал шторм (ветер достигал 8 баллов), который не только не позволял кораблям приближаться к берегу, но даже исключал возможность артиллерийской поддержки десанта.

Войска Карельского фронта все ближе подходили к району высадки. Потеряв надежду вернуть железную и шоссейную дороги и боясь попасть в окружение, противник вечером 25 июня начал выводить свои войска по проселочным дорогам, бросая обозы и технику. В 0 час. 30 мин. 27 июня десант соединился с частями Карельского фронта и принял участие в наступлении на Видлицу.

Успешно осуществив десантную операцию, Ладожская военная флотилия полностью выполнила задачу, поставленную перед ней командованием Карельского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. Перерезав шоссейную и железную дороги — важнейшие пути сообщения противника, — десант лишил финнов возможности подбрасывать подкрепления к линии фронта и приковал к себе значительные силы, чем содействовал успеху прорыва фронта и наступления 7-й армии. Отрезав группировке противника пути отступления с линии фронта, десант тем самым способствовал нашим войскам в быстром ее разгроме. Успешная высадка десанта в глубокий тыл врага и выполнение им поставленной задачи на берегу помогли нашим частям быстро отбросить вражеские войска правого фланга на 100 км. Вся советская территория в районе восточного берега Ладожского озера была освобождена.

Победа Ладожской флотилии была достигнута благодаря успешному наступлению пашей армии в межозерном районе, тщательно продуманной и хорошо организованной операции, умелой и целеустремленной отработке всех ее звеньев в подготовительном периоде, хорошо налаженному взаимодействию и связи между частями, в первую очередь между десантом на берегу и командованием флотилии и фронта, благодаря правильно проведенному политическому обеспечению операции и моральному превосходству наших войск над противником. Политотдел флотилии направил политработников для усиления партийно-политической работы на транспорты и высадочные средства. В результате умелой работы командиров, политработников и партийно-комсомольских организаций было достигнуто подлинно боевое содружество моряков и десантников, сыгравшее положительную роль в самом ответственном этапе операции — высадке десанта на берег.

Большое практическое значение имел такой метод политического обеспечения успеха, как постоянная и объективная информация личного состава кораблей о положении десанта на берегу. Так, например, когда отряд транспортов шел из Свирицы, со второй бригадой морской пехоты в район высадки, личному составу сообщили, что положение десанта очень серьезное и требуется быстрая помощь. Когда отряд подошел к рейду высадки, командиры транспортов Федор Ходов, Алексей Суханов и другие, несмотря на сильный артиллерийско-минометный огонь противника, подвели транспорты вплотную к берегу и быстро высадили морских пехотинцев.

Умелой подготовкой и успешным выполнением Тулоксинской десантной операции Ладожская военная флотилия внесла много ценного в советское военно-морское искусство.

Важнейшими моментами положительного опыта Тулоксинской десантной операции являются:

— умелое, продуманное планирование операции, особенно наиболее ответственного этапа операции — боя за высадку;

— единое командование, хорошо организованное управление силами и четкое взаимодействие сил и средств в бою за высадку и на остальных этапах операции;

— тщательная подготовка сил и средств к операции, проводившаяся по хорошо обдуманному плану специальной боевой подготовки и обеспечившая отработку взаимодействия сил на всех этапах операции;

— господство наших военно-морских сил на озере и в воздухе;

— правильный выбор места высадки и достижение оперативной и тактической внезапности;

— наращивание сил десанта; своевременная высадка подкреплений десанту в критический момент боя на берегу;

— хорошо организованная, непрерывная огневая помощь отряда корабельной поддержки десанту до полного решения последним своей задачи на берегу — до соединения с войсками, наступавшими с фронта;

— высокий морально-боевой дух личного состава, хорошая тактическая подготовка офицеров и отличное знание рядовым составом своего оружия и боевой техники.

Советское правительство высоко оценило роль Ладожской военной флотилии в разгроме финнов на западном фланге межозерного района, наградив ее орденом Красного Знамени.

Завершив Тулоксинскую десантную операцию, Краснознаменная Ладожская флотилия продолжала содействовать продвижению нашей армии к государственной границе огнем отряда канонерских лодок и высадкой небольших десантов на острова в районе Питкяранта.

Онежская военная флотилия, оказав содействие армейскому соединению в форсировании реки Свирь, теперь артиллерийской поддержкой и высадкой десантов в тыл приозерного фланга отступающего противника помогала нашим войскам продвигаться вдоль берега озера на Петрозаводск.

Еще перед началом перехода войск Карельского фронта в наступление флотилия разработала типовой план высадки десанта и готовилась по заданию фронта высадить ряд тактических десантов на южном и северном операционных направлениях [Онежская военная флотилия оперативно подчинялась командующему Карельским фронтом, в состав Краснознаменного Балтийского флота она не входила].

Из-за быстрого продвижения нашей армии от Медвежьегорска на Петрозаводск надобность в высадке десанта на полуостров Заонежье отпала. На южном направлении, где противник более упорно цеплялся за берег озера, флотилия высадила два десанта: 26 июня — небольшой десант автоматчиков в бухту Лахтинская и 28 июня — более крупный десант в бухту Уйская и в Петрозаводск.

Финны под давлением наших войск с фронта и флотилии с фланга отступали на северо-запад от Вознесенья. В это время успешное наступление наших войск на главном направлении и частей, двигавшихся с севера вдоль Кировской железной дороги на Петрозаводск, создало угрозу окружения южной группировки противника, отступление которой в связи с этим превратилось в бегство.

К 25 июня основные силы финнов оторвались от преследующих их с юга советских войск на расстояние двухсуточного перехода. Такой отрыв был опасен: финны, отступая, могли уничтожить Петрозаводск. В этом районе находились корабли и авиация противника, но они активности не проявляли.

В этой обстановке армейское командование поставило перед флотилией задачу высадкой десанта в районе Петрозаводска задержать отход в этот район основных сил противника, отступающих от Вознесенья, до подхода наших войск и, создав непосредственную угрозу гарнизону Петрозаводска, помешать врагу разрушить город.

Чтобы выполнить эту задачу, командующий флотилией принял решение высадить батальон морской пехоты в бухту Уйская, в районе села Деревянское, находящегося в 25 км к юго-востоку от Петрозаводска. К обеспечению высадки привлекались основные силы флотилии.

Командовал предназначенными для десантных действий силами командующий Онежской флотилией капитан 1 ранга Н. В. Антонов, командиром высадки был назначен капитан 3 ранга Никулин.

К 25 июня все необходимые силы были сосредоточены в главной базе флотилии Вытегра, где с ними начали проводить специальную боевую подготовку по отработанной штабом документации.

В 19 часов 27 июня десантный отряд в составе до 35 вымпелов в строе двухкильватерных колонн вышел в район высадки. Чтобы ввести противника в заблуждение относительно направления удара, десантный отряд следовал вдоль восточного берега до мыса Бесов-Нос, а затем повернул на Петрозаводскую бухту. В точке развертывания высадочные средства (бронекатера и сторожевые катера), отдав буксиры, пошли к берегу и в 2 часа 28 июня высадили первый бросок десанта.

Непосредственно перед высадкой берег был обработан пашей авиацией и артиллерийско-минометным огнем кораблей. Противодесантная оборона противника была подавлена.

К 8 часам утра все три эшелона десанта были высажены на берег. Организовав оборону занятого плацдарма и вынудив силы противника свернуть с Петрозаводского шоссе на проселочные дороги, идущие от берега на запад, морская пехота частью сил начала движение на Петрозаводск.

К этому времени войска Карельского фронта завершили маневр по глубокому охвату Петрозаводска с севера. Финны поспешно покинули город, оставив в нем лишь небольшие части для разрушения и поджогов.

Командующий флотилией принял решение частью морских сил войти непосредственно в Петрозаводск.

В 10 часов 28 июня отряд сторожевых и торпедных катеров полным ходом вошел в Петрозаводский залив и, не встретив сопротивления противника, подошел к стенке порта. Непосредственно перед этим арьергардные части финнов, обнаружив десантные силы к югу от города и движение кораблей в Петрозаводский залив, бежали, не успев выполнить свой план разрушения столицы Советской Карелии.

За несколько часов до прихода наших кораблей финская флотилия [Флотилия состояла из пяти канонерских лодок, восьми тральщиков-катеров и 21 сторожевого катера] была затоплена своим личным составом в Петрозаводском заливе.

В 16 часов 28 июня корабли Онежской флотилии доставили из Уйской бухты в Петрозаводск подразделения морской бригады и части Карельского фронта, соединившиеся в районе высадки десанта.

Вскоре в Петрозаводск вошли войска, наступавшие на город с севера и юга.

Таким образом, 28 июня соединения Карельского фронта в результате глубокого маневра на окружение Петрозаводска сухопутными войсками с севера и юга и удара десанта морской пехоты с востока и юго-востока освободили от немецко-финских захватчиков столицу Советской Карелии город Петрозаводск.

Победа Советских Вооруженных Сил на Карельском перешейке и в Карелии имела важное политическое и стратегическое значение. Военно-политическое положение Финляндии, несмотря на помощь фашистской Германии, значительно ухудшилось. Финское правительство и его вооруженные силы очутились перед необходимостью безоговорочно капитулировать.

Наши войска разгромили южную и карельскую группировки финской армии; в ходе Выборгской и Свирско-Петрозаводской операций противник потерял только убитыми 50 тысяч солдат и офицеров.

В результате победы, одержанной Советскими Вооруженными Силами на Карельском перешейке и в Карелии, значительно укрепился правый стратегический фланг Советской Армии. Гитлеровское командование уже не могло попользовать для базирования своих сухопутных, воздушных и морских сил финляндский плацдарм. Освобождение Карельского перешейка привело к надежному обеспечению северных подступов к Ленинграду. Была освобождена Советская Карелия, возвращены Кировская железная дорога и Беломорско-Балтийский канал, имеющие важное стратегическое и экономическое значение.

В результате победы Советских Вооруженных Сил на Карельском перешейке и в Карелии были созданы благоприятные условия для развертывания дальнейших операций по разгрому группировок немецко-фашистской армии на территории Советской Прибалтики и Заполярья. Освобождение северо-восточного побережья Финского залива значительно улучшило оперативную обстановку для Краснознаменного Балтийского флота. Расширилась его операционная зона за счет включения в ее состав Выборгского залива с важной военно-морской базой — Выборгом.

Овладение Выборгом, островами Бьеркского архипелага и Выборгского залива расширило оперативные возможности флота для развертывания борьбы в северной части Финского залива, обнажило приморский фланг финской армии, поставило под угрозу прорыва северный фланг гогландской морской позиции противника. Теперь наш флот мог развернуть операции по содействию войскам в освобождении побережья и островов советской Эстонии и активные действия на морских сообщениях противника.

Воссоздание Выборгского укрепленного района значительно усиливало северный фланг нашей системы базирования в восточной части Финского залива.

Операции Советской Армии и Военно-Морского Флота на Карельском перешейке и в Карелии характерны умелым выбором сил и средств и направлений их главного удара, полностью отвечающих оперативной обстановке и обеспечивающих наилучшим образом и в кратчайший срок достижение конечной цели операции, а также умелым выбором форм и методов организации всех видов взаимодействия однородных и разнородных сил армии и флота.

Своеобразие района боевых действий, необходимость преодолеть многополосную долговременную оборону, фланги которой упирались в море, потребовали широкого использования в операциях военно-морских сил. Задачи, решаемые Краснознаменным Балтийским флотом и озерными флотилиями, были очень многообразны. Силы флота совместно с войсками фронта разрушали долговременные оборонительные сооружения и прорывали фронт противника, обходили десантами фланги укрепленных полос, наносили удары по тыловым узлам сопротивления и путям подвоза подкреплений, осуществляли маневр на окружение и уничтожение группировок противника. Соединения кораблей и авиации привлекались также для нарушения морских сообщений, блокирования военно-морских баз и приморских укрепленных районов, нанесения артиллерийских и авиационных ударов по приморским флангам вражеских войск.

Основные силы Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии были использованы Ставкой Верховного Главнокомандования для содействия успеху наступления войск Ленинградского и Карельского фронтов на главных направлениях.

Характерной особенностью Выборгской и Свирско-Петрозаводской операций являлось нанесение главных ударов фронтов вдоль морского побережья, что в значительной степени определялось стремлением советского командования наиболее полно использовать военно-морские силы для успеха операций.

Операции Советских Вооруженных Сил на Карельском перешейке и в Карелии отличались хорошо организованным взаимодействием сухопутных войск, авиации и военно-морских сил, что свидетельствовало о высоком искусстве штабов всех степеней.

Боевые действия сил Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий, использованных Ставкой на различных операционных направлениях, были согласованы между собой и тесно увязаны с боевыми действиями сухопутных войск.

Хорошо организованное оперативное взаимодействие правого крыла Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии и тесное тактическое взаимодействие частей флота с сухопутными войсками, наступавшими на приморских флангах, в Выборгской операции, левого крыла Карельского фронта, Ладожской и Онежской военной флотилий в Свирско-Петрозаводской операции могут служить образцом использования разнородных сил армии, авиации, флота для достижения единой стратегической цели.

После окончания боевых действий в Карелии Краснознаменный Балтийский флот приступил к подготовке своих сил и средств к операциям по разгрому немецко-фашистской группы армий «Север» и освобождению советской Прибалтики.




Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru