Одержав победу над врагом южнее Ладожского озера, войска Ленинградского и Волховского фронтов развернули бои за расширение коридора, по которому проходили дороги, связывавшие Ленинград со страной. В этих боях, происходивших в феврале и марте 1943 г., наши войска нанесли серьезное поражение гитлеровцам. Обескровив соединения противника, предназначенные для летних операций, командование Ленинградского и Волховского фронтов умело использовало наступившее после этого некоторое затишье для укрепления и развития оборонительных рубежей и подготовки войск к новым наступательным действиям.
Решительный штурм Ленинграда, к которому немецко-фашистские войска готовились весной и в начале лета 1943 г., был сорван июльским наступлением советских войск в районе Мгинской дуги. В результате этого наступления были скованы резервы 18-й немецкой армии как раз в тот момент, когда Советская Армия, отразив мощное наступление главной стратегической группировки противника под Курском, сама перешла в наступление и погнала врага на запад. Задача, поставленная Ставкой Верховного Главнокомандования перед войсками Ленинградского и Волховского фронтов, была полностью решена. Сражение у Мги навсегда похоронило мечту немецко-фашистского командования о захвате Ленинграда. Гитлеровцы с лихорадочной поспешностью начали возводить укрепления и усиливать свои оборонительные рубежи.
Значительное ухудшение общего военно-политического положения фашистской Германии в связи с поражениями на советско-германском фронте и затянувшейся войной повысило значение для противника морских сообщений в Балтийском морс, по которым шло снабжение германской военной промышленности стратегическим сырьем и питание северной группировки немецко-фашистских войск.
Чтобы оказать содействие своим войскам, морское командование Германии и Финляндии поставило военно-морским силам следующие задачи на летнюю кампанию:
— помешать Краснознаменному Балтийскому флоту в форсировании Финского залива и развертывании действий на морских сообщениях в Балтийском море:
— прервать морские сообщения советского флота в восточной части Финского залива, чтобы сорвать перегруппировку сил Ленинградского фронта и усиление Островной военно-морской базы;
— блокировать Краснознаменный Балтийский флот в Кронштадте и тем добиться полной свободы оперативных перевозок по всему Финскому заливу и Балтийскому морю.
Большие потери тоннажа в кампании 1942 г. из-за активных действий советских подводных лодок заставили немецко-фашистское командование развернуть свои противолодочные силы и средства в 1943 г. раньше, чем в предыдущем году. Противник имел намерение системой наблюдения, разведки, минных и сетевых заграждений, активными действиями легких сил и авиации не допустить выхода наших подводных лодок в Балтийское море.
Блокаду восточной части Финского залива немецко-финское командование решило осуществлять на прежних рубежах — гогландском и порккала-уддском, создав новый основной противолодочный рубеж не в районе острова Гогланд, как это было в 1942 г.. а в самом узком месте Финского залива — между островом Найссар (Нарген) и полуостровом Порккала-Удд. Этот рубеж должен был состоять из мощного противолодочного минного заграждения и сетевого противолодочного бона от южного до северного берега Финского залива. Бон представлял собой подвешенную к многочисленным поплавкам и поставленную на тяжелые якоря массивную стальную сеть с квадратными ячейками. Сеть изготовлялась из троса диаметром 18 мм, сторона ячейки равнялась четырем метрам. Длина отдельной секции сети достигала 250 м, высота 40—70 м.
Гогландский рубеж перекрывал залив по линии Луппи — Гогланд — Большой Тютерс — Неугрунд — Намси — Вигрунд и имел большую тактическую глубину. Он представлял собой заграждение из контактных, антенных, донных и якорных магнитных мин, выставленных ярусами по всей глубине, и расширенную систему постов наблюдения и связи, прожекторных установок и береговых батарей на островах.
После вскрытия льда в Финском заливе германское командование вновь прислало сюда отряд кораблей для действий совместно с военно-морскими силами Финляндии против подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. В этот отряд входили корабли тех же классов, что и в 1942 г., но их было значительно больше: отряд состоял из 118 кораблей и катеров.
К постановке сетей и минных заграждений противник приступил 24 марта. К концу апреля он выставил два ряда сетей (длиной 26,3 мили каждый), полностью преградивших залив, по линии Найссар — Порккала-Удд, а к 10 июня закончил постановку в этом районе 8364 мин (из них 560 донных магнитных, 1360 якорных магнитных и 6444 контактных). В апреле же было выставлено 1832 мины (в том числе 135 донных магнитных и 100 якорных магнитных) на гогландском рубеже. Кроме того, в районе Порккала-Удд была установлена шумопеленгаторная станция. В дальнейшем вплоть до октября противник усиливал заграждения, выставляя в среднем по 600 мин в месяц.
В апреле, сразу же после освобождения Финского залива ото льда, тральщики, сторожевые корабли и сторожевые катера противника перебазировались в восточную часть залива, где приступили к дозорной и противолодочной службам у своих баз и на морских сообщениях. Развернув временное базирование сторожевых кораблей и торпедных катеров в бухте Сууркюля, в районе Хапасари, губе Кунда, в Бьеркэ-зунде и в Лужской губе, гитлеровцы начали систематические активные действия подводных лодок, сторожевых и торпедных катеров на наших морских сообщениях в Островном районе и действия авиации против наших баз, аэродромов и дозорных кораблей.
Противник выставил также семь ночных и три дневных дозора. На линии Родшер — Вайндло — Суур-Пелинге постоянно патрулировали две — три финские канонерские лодки. Ночью они спускались в район Родшер — Вайндло, усиливая подвижную поддержку дозора, а днем отходили к северу. На подходах к Хельсинки, в Хапасарских шхерах, на Восточном и Западном Гогландских плесах, в качестве средств противолодочной обороны использовались подводные лодки. В мае подводные лодки противника были обнаружены у банки Мордвинова, острова Большой Тютерс, в районе Калбодагрунд. Они неоднократно наблюдались также к северу от Лавенсари и в районе Сескар — Шепелев. В это же время четыре подводные лодки базировались в Котке и две — в Хельсинки. Одновременно противник заминировал фарватер между Ленинградом и Кронштадтом, по которому наши подводные лодки выходили в море. Минные постановки здесь производились с малых десантных ботов, доставленных гитлеровцами к апрелю в район Петергоф—Стрельна.
Исходя из этой сложной обстановки на море. Военный совет Ленинградского фронта поставил перед Краснознаменным Балтийским флотом следующие задачи на летнюю кампанию 1943 г.:
— нарушать морские сообщения противника в Балтийском море и в Финском заливе;
— надежно оборонять морские подступы к Ленинграду, прочно удерживать острова и побережье Финского залива;
— поддерживать благоприятный оперативный режим в восточной части Финского залива, между Кронштадтом и Лавенсари;
— поддерживать сухопутные части огнем морской артиллерии и действиями авиации;
— осуществлять оперативные перевозки по заданиям Ленинградского фронта.
Эти задачи флоту предстояло решать в условиях, когда гитлеровцы по-прежнему владели берегами Финского залива почти на всем его протяжении, когда с их наблюдательных постов можно было своевременно обнаруживать передвижения кораблей в наших водах и быстро принимать контрмеры. Поэтому решение поставленных задач командование Краснознаменного Балтийского флота возложило на малые корабли и морскую авиацию.
В ночь на 21 и на 22 апреля противник предпринял минные постановки с самолетов в районе Кронштадта, чтобы помешать развертыванию сил нашего флота после зимней стоянки. Было сброшено 95 мин, из которых 55 взорвались при постановке. Одновременно самолеты противника бомбардировали Кронштадт, Ораниенбаум и северные кронштадтские форты.
В то время, когда наши подводные лодки развертывались для действий на морских сообщениях, авиация противника вела интенсивную разведку Островной и Ленинградской военно-морских баз, производила минные постановки у Лавенсари и систематически бомбардировала и штурмовала наши дозорные корабли, аэродромы Лавенсари, Борки и корабли в море. Только с 22 мая по 22 июня гитлеровцы нанесли 66 бомбо-штурмовых ударов, сбросив 940 бомб по кораблям, аэродромам и базам Краснознаменного Балтийского флота.
Перед началом летней кампании Краснознаменный Балтийский флот силами авиации нанес ряд ударов по кораблям и базам противника с целью помешать усилению противолодочных заграждений в районе Гогланда, затруднить и создать помехи базированию врага путем постановки мин. С. очищением ото льда восточной части Финского залива началось развертывание сил нашего флота для решения поставленных перед ним задач. Надводные корабли, опираясь на временные базы в бухте Батарейная и на островах, приступили к несению дозоров, систематическому тралению и конвоированию транспортов по фарватерам Ленинград — Кронштадт — Лавенсари, к обеспечению развертывания подводных лодок, к активным действиям против сил противолодочной обороны противника.
14 апреля авиация Краснознаменного Балтийского флота начала борьбу с силами противолодочной обороны противника в восточной части Финского залива, чтобы создать своим подводным лодкам благоприятные условия для выхода в Балтийское море. Одиночными самолетами ночью и группами в два — четыре самолета под прикрытием истребителей днем авиация бомбардировала и штурмовала вражеские корабли и плавсредства на гогландском рубеже, наносила удары по постам наблюдения и связи и огневым точкам противника на островах в восточной части залива, по транспортам и портовым сооружениям в базах Котка, Таллин, Кунда, бомбардировала минные заграждения на гогландском рубеже (визуальным наблюдением было отмечено 48 взрывов большой силы).
В течение апреля — июня было произведено 140 самолето-вылетов на разведку минных заграждений противника. Одновременно авиация флота минировала подходы к Котке и Таллину. Сторожевые катера, базировавшиеся на остров Лавенсари, несли дозорную службу и, кроме того, бомбили районы минных заграждений противника, производили поиск его сил в районе остров Гогланд — банка Вигрунд (Нарвский залив). В результате всех этих действий система дозоров противника была частично нарушена, число дозорных кораблей сокращено, а район несения дозоров оттянут на запад. Но это не обеспечило прорыв советских подводных лодок из Финского залива в Балтийское море: преодолеть найссар-порккала-уддский рубеж оказалось невозможно. Финский залив (ширина его здесь достигает 50 км) представлял собой сплошную стену из мин и сетей.
Но подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота все-таки пытались прорваться в Балтийское море. В середине мая остров Лавенсари покинули три лодки, первой из них вышла лодка капитана 3 ранга И. В. Травкина. Она форсировала гогландский рубеж, затем, преследуемая силами противолодочной обороны противника, с большим трудом произвела зарядку аккумуляторов на Западном Гогландском плесе и только 19 мая достигла района Найссар. Несмотря на все усилия команды и мастерство командира, форсировать главный рубеж лодка не смогла и, донеся по радио о координатах обнаруженных сетей, вынуждена была вернуться в базу. Остальные лодки не вернулись.
В июне — июле по решению командования флота была проведена большая работа по уточнению расположения порккала-уддского и гогландского рубежей и всей системы противолодочной обороны противника. Произведенной 6 июня аэрофотосъемкой всего района заграждения Найссар — Порккала-Удд были обнаружены два ряда сплошных сетей, которые охранялись надводными кораблями и авиацией, а также корабли противолодочного дозора, предназначенные не допустить всплытия советских лодок для зарядки аккумуляторов. Авиация Краснознаменного Балтийского флота наносила систематические бомбо-штурмовые удары по этим дозорам, проводила успешное бомбометание минных полей на Гогландском плесе, пыталась бомбами и торпедами разрушить противолодочные сети. Всего для обеспечения выхода подводных лодок было совершено 2523 самолето-вылета. Однако нанести существенный ущерб силам и средствам порккала-уддского рубежа оказалось невозможно из-за удаленности этого района от наших баз и аэродромов. Радиус действий истребительной авиации флота был недостаточен для того, чтобы сопровождать бомбардировщиков до этого рубежа. Кроме того, наши корабли в сложившейся обстановке не имели возможности действовать в районе порккала-уддского рубежа. Предприняв с наступлением темных августовских ночей еще одну неудачную попытку форсировать порккала-уддский рубеж, командование флота прекратило выход подводных лодок, ограничив их деятельность разведкой Западного Гогландского плеса и Нарвского залива. С этого момента вся тяжесть борьбы на морских сообщениях противника в Балтийском море окончательно легла на торпедоносную авиацию.
Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Васильевич Травкин.
Еще в мае 1943 г., когда стало ясно, что нашим подводным лодкам не удастся непрерывно действовать на морских сообщениях противника в Балтийском море, Ставка Верховного Главнокомандования предписала Военному совету Краснознаменного Балтийского флота предельно активизировать действия торпедоносной авиации в Балтийском море. Выполнение этой задачи стало возможным благодаря освобождению значительной части морской авиации от участия в боях на сухопутном направлении, вооружению флота новейшими типами самолетов, высокому боевому мастерству летчиков. Если в 1942 г. торпедоносная авиация могла действовать лишь на морских сообщениях противника в Финском заливе, то в 1943 г. районами крейсерства торпедоносцев были пути немецко-фашистского флота в Балтийском море, Ботническом и Рижском заливах.
Морские сообщения противника в Балтийском море остались прежними. Заметно усилилось лишь движение вражеских транспортов вдоль восточного побережья Балтийского моря. В Финском заливе суда противника ходили в основном по южной опушке шхер северного побережья, по фарватерам Таллин — Нарва у южного побережья залива и Котка — Усть-Нарва, лежавшему западнее островов Гогланд и Большой Тютерс.
Самолеты-торпедоносцы Краснознаменного Балтийского флота действовали преимущественно на морских сообщениях гитлеровцев в Рижском заливе, в средней и северной частях Балтийского моря, а также в районе Оландских шхер и в Ботническом заливе. Отдельные самолеты с наиболее подготовленными экипажами появлялись в южной части Балтийского моря до Данцигской бухты. Удаленность аэродромов торпедоносной авиации от районов действий на 800—900 км определила и характер ее использования. Торпедоносцы совершали одиночные полеты по маршруту и поиск кораблей противника по способу свободной охоты.
При подготовке к полету особое внимание обращалось на выбор и изучение маршрута полета и района поиска вражеских судов. Для каждого экипажа маршрут полета избирался с учетом особенностей района действий, степени подготовки экипажа, вероятного противодействия противника и запаса горючего. Экипажам торпедоносцев было приказано при встрече с неприятельскими истребителями в бой не вступать, уходить в облака и, меняя высоту и курс полета, скрывать свой действительный маршрут.
Крейсерские полеты в Балтийском море, проходившие обычно в сложных метеорологических условиях, большей частью над вражеской территорией, и продолжавшиеся до сем» — восьми часов, требовали большого физического и морального напряжения сил от экипажей, отличной подготовки к полету материальной части.
Вылет производился, как правило, ночью, с таким расчетом, чтобы к рассвету достичь назначенного района. Поиск вражеских судов осуществлялся путем визуального просмотра наиболее вероятных путей их плавания. В случае если судно было обнаружено вблизи береговой черты, его атаковали с бреющего полета со стороны берега, а если же находили судно вдали от берега, то атаковали со стороны темной части горизонта.
Правильная организация и четкое взаимодействие разнородных сил авиации Краснознаменного Балтийского флота при выполнении крейсерских полетов обеспечили большую эффективность действий торпедоносцев при незначительных потерях.
До появления наших самолетов-торпедоносцев в Балтийском море гитлеровцы чувствовали себя за порккала-уддской «стеной» в полной безопасности. Их груженые транспорты совершали переходы днем без охранения, а ночью с включенными ходовыми огнями. Большие потери, которые противник понес в первые же дни действий наших торпедоносцев, вынудили его вновь ввести систему конвоев и усиленного охранения транспортов на переходе морем и организовать систему противовоздушной обороны морских сообщений. Немецко-фашистское морское командование установило патрулирование истребителей над основными морскими путями, организовало на суше истребительные засады, а в районе Сейвистэ — Шепелев — воздушный барраж для перехвата наших торпедоносцев. Но все эти меры не помогли, и тогда гитлеровцы отказались от плавания в светлое время суток.
Однако ни значительные оборонительные меры, предпринимаемые противником, ни необходимость на протяжении сотен километров преодолевать противовоздушную оборону врага — ничто не могло остановить балтийских летчиков. Залогом их успешных действий являлись умелое использование новой боевой техники и оружия, героизм и отвага советских патриотов, воспитанных Коммунистической партией. Победы Советской Армии под Курском, Орлом, Белгородом, Харьковом и на других участках советско-германского фронта, первые салюты в Москве в честь этих побед вызвали небывалый подъем среди летчиков и техников.
Счет потопленным транспортам открыли Герой Советского Союза В. А. Балебин (2 июня он потопил транспорт — это был восьмой потопленный им транспорт) и капитан И. Г. Шаманов. До 6 июня летчики А. И. Разгонин и П. Я. Колесник потопили еще два транспорта. Наступившие затем белые ночи прервали действия торпедоносцев. В июле борьба на дальних морских сообщениях противника развернулась с новой силой. За короткий период летчики А. И. Разгонин, Ю. Э. Бунимович и И. Г. Шаманов потопили по три транспорта в северной и центральной части Балтийского моря.
Торпедоносная авиация Краснознаменного Балтийского флота смело действовала также в Ботническом заливе и в Данцигской бухте. Морские перевозки противника были дезорганизованы. Не спасало гитлеровцев и ночное плавание. Наши летчики-торпедоносцы, владея искусством ночных полетов и атак, продолжали топить вражеские суда. В июле было уничтожено шесть транспортов, в августе — пять транспортов и два сторожевых корабля, повреждены три корабля, в сентябре уничтожено 16 транспортов, два танкера и один плавучий маяк.
Всего за кампанию 1943 г. торпедоносная авиация Краснознаменного Балтийского флота произвела 230 самолето-вылетов на морские сообщения противника в Балтийском море. Из них в 93 случаях наши самолеты находили суда противника и торпедировали их. Эффективность действий балтийских торпедоносцев по сравнению с 1942 г. повысилась более чем в два раза. Гитлеровцы потеряли в 1943 г. 56 транспортов и кораблей общим водоизмещением в 150 тысяч тонн, в том числе 49 транспортов, три танкера, два сторожевых корабля, один тральщик и один плавучий маяк. Потери нашей торпедоносной авиации составили всего лишь около 1,5 % от общего количества самолето-вылетов.
Этот большой успех торпедоносной авиации Краснознаменного Балтийского флота на дальних морских сообщениях противника, которые гитлеровское командование после создания непроходимой противолодочной преграды в Финском заливе считало совершенно безопасными для плавания, позволил решить поставленную перед флотом задачу — нарушить воинские перевозки противника в Балтийском море. Летчики торпедоносной авиации оказались достойными продолжателями славных подвигов своих боевых собратьев — подводников.
Борьбу с перевозками противника в Финском заливе вела штурмовая и бомбардировочная авиация флота и торпедные катера.
В 1943 г. авиация флота значительно расширила район минных постановок. Еще во время ледостава она минировала ледовые фарватеры в шхерах к западу от Котки, что заставило финнов затрачивать много времени, чтобы обеспечить безопасность плавания своим ледоколам, а также для того, чтобы пробивать новые фарватеры. Когда залив очистился ото льда, минно-заградительные действия развернулись с новой силой. Они прекратились лишь в июне — июле из-за светлых ночей.
Основные заграждения авиация ставила в акваториях баз противника — Таллина, Хельсинки, Котки — и в Нарвском заливе. Всего в 1943 г. здесь было выставлено мин в пять раз больше, чем в предыдущем году. Это сильно стеснило перевозки противника. Десятки транспортов простаивали в гаванях или на подходах к ним в ожидании окончания траления фарватеров, несколько судов подорвалось на минах.
Ставили мины на морских сообщениях и торпедные катера. В середине мая, едва сошел лед, они начали постановку мин на опушке Хапасарских шхер, у входа в Бьеркэ-зунд и в Нарвском заливе. К июню здесь было выставлено уже около 200 мин, а всего в кампанию 1943 г. на фарватерах противника в восточной части Финского залива — около тысячи. Мины ставились с торпедных катеров типа «Г-5» и со специально оборудованных катеров-заградителей, выходивших в море группами по четыре — шесть единиц. Их прикрывали торпедные и сторожевые катера с торпедным и артиллерийским вооружением группами в два — четыре катера. Минные отряды могли совершать переходы со скоростью до 24 узлов и поставить одновременно около 50 больших мин и минных защитников.
Бой двух советских катеров против пяти финских. 1943 г.
С картины художника Ольховского.
Линейный корабль «Октябрьская революция» поддерживает своим огнем наступление советских войск
С картины художника И. Ф. Титова.
Бомбардировочная и штурмовая авиация флота наносила удары по вражеским судам на переходе их морем и при стоянке в базах. Бомбардировка производилась как днем, так и ночью. Только в результате одного из налетов на Котку там были потоплены канонерская лодка, транспорт, три сторожевых корабля, поврежден транспорт и три вспомогательных судна.
Самолеты-штурмовики действовали небольшими группами, эшелонированно. До июля летчики одного из полков штурмовой авиации флота уничтожили четыре транспорта, два сторожевых корабля, тральщик и много других мелких судов противника.
Активные действия нашей авиации в Финском заливе заставили немецко-финское командование резко усилить противовоздушную оборону своих транспортов и легких сил, перейти к плаванию в темное время суток, расширить сеть постов наблюдения, главным образом радиолокационных. В ответ на это наша авиация перешла в августе к тактике массированных бомбардировочных и штурмовых ударов в условиях хорошей видимости, не прекращая одновременно наносить эшелонированные удары небольшими группами самолетов ночью. Массированные удары по морским сообщениям противника явились более высокой формой взаимодействия разнородных сил авиации и дали хорошие результаты. Только в августе — сентябре штурмовики Ил-2 уничтожили и повредили семь сторожевых кораблей, три тральщика, канонерскую лодку, минный заградитель и другие корабли.
Торпедные катера Краснознаменного Балтийского флота также совершали поиск вражеских судов в восточной и центральной частях Финского залива, обычно в районе от Гогланда до Кальбодагрунда. Если в 1942 г. катерники провели два поиска и потопили один транспорт противника, то в 1943 г. они провели 32 поиска и уничтожили сторожевой корабль, три тральщика, три сторожевых катера и повредили две самоходные баржи и четыре сторожевых корабля и катера. Это объясняется, во-первых, тем, что торпедные катера получили на вооружение новую технику, и, во-вторых, высоким уровнем боевой подготовки катерников зимой 1942/43 г., когда ими было произведено более 4000 учебных торпедных атак.
Поиски неприятельских судов в темное время суток производили обычно три — четыре торпедных катера, что обеспечивало достаточную маневренность и эффективность использования оружия. Одновременно в море уходили несколько поисковых групп, которые охватывали все основные пути противника в Финском заливе, находившиеся в радиусе их действия. Некоторые торпедные катера (преимущественно типа «Д-3») подходили к Хельсинки и Таллину.
Наиболее сложные дневные атаки проводились группами по три торпедных катера и дали положительный результат благодаря четко организованному взаимодействию катеров с авиацией, точному указанию места цели, широкому использованию дымовых завес, решительным действиям катерников, сближавшихся для атаки с противником на дистанцию четыре — пять кабельтовов.
Действия торпедоносной авиации в Балтийском море, бомбардировочной, штурмовой авиации и торпедных катеров в Финском заливе еще в большей степени, чем в 1942 г., расшатали систему морских перевозок противника. Это была большая помощь Краснознаменного Балтийского флота войскам Советской Армии в срыве последнего вражеского плана наступления на Ленинград в 1943 г.
Борьба за поддержание благоприятного оперативного режима в восточной части Финского залива являлась основой всей боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота в кампании 1943 г. От ее успеха зависели действия наших морских сил на дальних и ближних сообщениях противника, зависела устойчивость обороны морских подступов к Ленинграду и безопасность наших путей в Финском заливе.
Борьба эта велась непрерывно. Она включала в себя разведку, дозорную службу, траление, противовоздушную, противоминную, противолодочную, противокатерную и противодесантную оборону, борьбу с дозорами противника. В ней участвовали все силы флота, но больше всего — малые корабли Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района и Островной военно-морской базы и авиация.
Огромную боевую работу по обеспечению безопасности плавания наших кораблей в восточной части Финского залива проделала бригада траления, которой командовал капитан 1 ранга Ф. Л. Юрковский. Тральщики вышли в море, как только сошел лед, и трудились до последних дней навигации. Их экипажи выполнили в кампанию 1943 г. до 600 боевых заданий по тралению мин и проводке кораблей за тралами. Они уничтожили около 300 мин, провели за тралами 160 боевых кораблей и более 600 вспомогательных судов. Особенно отличились на боевом тралении дивизионы катерных тральщиков, которыми командовали капитан-лейтенанты Ф. Е. Пахольчук и В. К. Кимарев.
Тральные работы производились главным образом для того, чтобы очистить от мин наши фарватеры между островом Лавенсари и Кронштадтом. Много времени занимало также траление в водах противника, преследовавшее цель пробить новые фарватеры через гогландский оборонительный рубеж. Решение таких задач потребовало организации крупных операций, в которых одновременно участвовало до сорока тральщиков под прикрытием десятков сторожевых и торпедных катеров и самолетов, как это было, например, осенью 1943 г. в Нарвском заливе и на Гогландском плесе. Тогда одни только торпедные катера, обеспечивавшие траление, потопили девять и повредили пять вражеских кораблей. Так, 30 октября в Нарвском заливе группы торпедных катеров капитан-лейтенанта Гуманенко и старшего лейтенанта Волкова уничтожили два немецких тральщика типа «М-1», а три дня спустя торпедные катера офицеров Тихонова, Пьянова и Устимова потопили пять тральщиков и два повредили.
Герой Советского Союза капитан 1 ранга Федор Ефремович Пахольчук.
Несение дозоров между Кронштадтом, Сейскари и Лавенсари было возложено на сторожевые катера типа «МО» Истребительного отряда, которым командовал капитан 2 ранга М. В. Капралов. Благодаря хорошей организации дозорной службы и высокой бдительности катерников корабли противника не смогли проникнуть в район плавания наших кораблей, все их попытки поставить мины на наших фарватерах и совершить набеги на конвои были отбиты. 30 раз на протяжении кампании дозорные катера Краснознаменного Балтийского флота сталкивались с катерами противника. В этих схватках участвовало 35 наших катеров и 75 вражеских, из которых десять не вернулись в базы. Советские катерники потерь не имели. Таких замечательных результатов в боях с численно превосходящим противником они добились благодаря отличной боевой выучке, беспредельной отваге и мужеству.
Сторожевые катера типа «МО» выполняли также и задания по конвоированию подводных лодок из Ленинграда в Кронштадт, Лавенсари и далее в море. К конвоированию привлекалось обычно большое число катеров и самолетов. Пикировочная и штурмовая авиация флота пробивала дорогу лодкам через многочисленные, дозоры противника на Гогландском плесе, истребители прикрывали лодки с воздуха, а сторожевые катера — с моря. Для обеспечения прорыва подводных лодок и нарушения оперативного режима противника наша штурмовая авиация систематически совершала массированные налеты на вражеские корабли противолодочной обороны.
Напряженная борьба Краснознаменного Балтийского флота за поддержание благоприятного оперативного режима в восточной части Финского залива была бы невозможна без установления господства в воздухе в этом районе. Эту задачу решила в 1943 г. наша истребительная авиация, сбившая 192 самолета противника.
Несмотря на то, что гитлеровцы располагали в восточной части Финского залива сетью батарей береговой обороны, расположенных на северном и южном побережьях, большим числом мест базирования легких сил, в том числе торпедных катеров и аэродромов, они не смогли пресечь морские сообщения Краснознаменного Балтийского флота между Кронштадтом и Лавенсари. В 1943 г. между этими пунктами было проведено в системе конвоев около 900 кораблей и судов. Батареи противника выпустили по ним около 3 тысяч снарядов, но благодаря умелой работе наших катеров-дымзавесчиков добились всего лишь одного попадания в базовый тральщик, который остался в строю. Вражеские торпедные катера смогли только один раз пробиться к нашему каравану и потопить небольшой буксир с баржей. Других потерь Краснознаменный Балтийский флот не имел.
Обеспечение устойчивых перевозок, надежная оборона морских подступов к Ленинграду — вот основной итог боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота в кампании 1943 года.
После прорыва блокады Ленинграда войска Ленинградского и Волховского фронтов продолжали наступать, стремясь, во-первых, расширить сухопутные коммуникации Ленинграда вдоль южного берега Ладожского озера, которые по всей глубине простреливал противник, и, во-вторых, сорвать готовившееся гитлеровцами новое летнее наступление на Ленинград. Ожесточенное сражение, закончившееся в апреле в связи с весенней распутицей, поставило всю мгинско-синявинскую группировку противника под угрозу окружения. Это вынудило немецко-фашистское командование стянуть сюда свои резервы, которые последовательно перемалывались нашими войсками. Бои сковали под Ленинградом окаю 30 дивизий врага.
Когда развернулось гигантское сражение на Курской дуге, войска Ленинградского и Волховского фронтов по указанию Ставки Верховного Главнокомандования в конце июля вновь перешли в наступление в районе Мги. В результате наступления, продолжавшегося больше месяца, на Мгинской дуге были уничтожены значительные силы врага. Противник не только не смог перебросить отсюда войска на Центральный фронт, но и вынужден был окончательно отказаться от захвата Ленинграда. Теперь, когда инициатива ведения военных действий окончательно перешла в руки Советской Армии, гитлеровцы думали лишь о том, как бы удержаться на своих позициях.
В весенней и летней наступательных операциях Советской Армии под Ленинградом Краснознаменный Балтийский флот принял активное участие. Он оказывал огневое содействие приморским флангам нашей армии огнем артиллерии кораблей и береговой обороны, производил перевозки в интересах армии; его авиация поддерживала действия сухопутных армий; на фронте сражались бригады морской пехоты. Кроме того, морская артиллерия и авиация продолжали контрбатарейную борьбу, которая попрежнему оставалась одной из важнейших задач флота и войск Ленинградского фронта.
Потеряв надежду взять Ленинград, гитлеровцы значительно усилили артиллерийский обстрел города. По плану, утвержденному Военным советом Ленинградского фронта, Краснознаменный Балтийский флот должен был вести борьбу с батареями противника, расположенными в районе Стрельна, Келькалово, Разбегай, Знаменка, и железнодорожными транспортерами на участках Гатчина — Александровская, Антропшино — Новое Лисино, Мга — Горы — всего с 25 батареями и тремя железнодорожными транспортерами. В районе своих батарей противник создал мощную систему противовоздушной обороны: на аэродромах Гатчина, Сиверская постоянно базировались две группы 54-й истребительной эскадры (около 60 самолетов), на участке Слуцк — Красное Село — Стрельна насчитывалось 912 зенитных орудий и. кроме того, как правило, в непосредственной близости от дальнобойных батарей находилось по две — три батареи зенитной артиллерии и несколько автоматов. Насыщенность зенитных средств и истребительной авиации при наличии широкой сети постов наблюдения, оповещения и связи создали исключительно тяжелые условия для действий авиации Краснознаменного Балтийского флота в этом районе.
С августа 1943 г. морскую авиацию больше не привлекали для действий против наземного противника. Наша промышленность дала Советской Армии достаточное количество самолетов для борьбы с врагом. Это позволило направить усилия военно-воздушных сил флота на выполнение боевых задач на морс. Поэтому активность авиации на морских сообщениях и в районе баз противника в Балтийском море и Финском заливе возросла.
Основным средством контрбатарейной борьбы явилась артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. В августе 1943 г. она заставила противника отвести ряд тяжелых батарей от Ленинграда в зону недосягаемости се огня. До конца января 1944 г., т. с. до момента полного разгрома группировки противника под Ленинградом, артиллерия флота израсходовала по вражеским батареям 218 500 снарядов, главным образом 130-мм калибра.
Важную роль в обеспечении наступательных действий наших сухопутных войск под Ленинградом играла Ладожская военная флотилия. Она прикрывала единственную железнодорожную магистраль, проходившую по южному побережью Ладоги, и приозерные фланги наших армий на Карельском и Олонецком перешейках, обеспечивала перевозки по озеру, сохранившие пока еще огромное значение для Ленинграда из-за большого грузооборота. Кроме того, ладожские трассы, не подвергавшиеся в этом году воздействию со стороны противника, являлись более безопасным путем.
В 1943 г. движение по малой трассе началось 2 апреля, т. е. на полтора месяца раньше, чем в 1942 г. Интенсивность перевозок особенно возросла в июле — августе, когда началось наступление советских войск на мгинском направлении. Перевозки по этой трассе производились поточным методом. По большой трассе суда двигались караванами в сопровождении канонерских лодок, тральщиков или сторожевых и торпедных катеров. Последние, как правило, в целях экономии горючего следовали на буксире у транспортных судов. Всего в 1943 г. через озеро было перевезено более 170 тысяч человек, 850 тысяч кубометров древесины и дров и 240 900 тонн различных грузов. Боевая деятельность противника на Ладожском озере сводилась главным образом к бомбо-штурмовым ударам по нашим базам и трассам, периодическим обстрелам Петрокрепости и железнодорожного моста через Неву. Корабли противника активных боевых действий не вели.
1943 год явился годом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Советская Армия, разгромив немецко-фашистские войска под Сталинградом и Курском, прорвав блокаду Ленинграда, захватила инициативу военных действий в свои руки, создала необходимые предпосылки для окончательного изгнания захватчиков из пределов нашей Родины.
В значительной мере этому способствовал героический труд советских людей в тылу. Сплоченный вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, советский народ развернул гигантскую работу по снабжению фронта всем необходимым для победы. Быстро восстанавливались промышленность и сельское хозяйство в районах, освобожденных от гитлеровского ига. Начиная с 1943 г. наша армия стала ежегодно получать более 30 тысяч танков, самоходных установок и бронемашин, 40 тысяч самолетов, до 120 тысяч орудий, сотни тысяч пулеметов, миллионы штук винтовок и автоматов. Все это позволило Советским Вооруженным Силам по технической оснащенности превзойти немецко-фашистскую армию.
Основным итогом боевой деятельности наших Советских Вооруженных Сил под Ленинградом в 1943 г. был прорыв сухопутной блокады, в результате которого были созданы условия для разгрома группировки немецко-фашистских войск под Ленинградом.
Восстановление сухопутной связи Ленинграда со страной улучшило боевое питание войск Ленинградского фронта и сил Краснознаменного Балтийского флота, способствовало успешному проведению последующих операций. Противник понес под Ленинградом большие потери, исчерпал свои оперативные резервы и окончательно потерял возможность вести наступательные действия.
Находясь в затрудненных условиях базирования, Краснознаменный Балтийский флот в 1943 г. выполнил все поставленные перед ним задачи. Он не допустил нападения противника на Ленинград со стороны морских подступов к городу-герою, оказал значительную помощь войскам Ленинградского и Волховского фронтов в период их наступления в феврале — марте и июле, обеспечил перевозки в интересах армии в восточной части Финского залива, создав для этого выгодный оперативный режим на театре военных действий, развернул сначала силами подводных лодок, а затем морской авиации успешную борьбу на морских сообщениях противника в Балтийском море и в Финском заливе, добился значительных результатов в контрбатарейной борьбе.
Борьбу за создание выгодного оперативного режима вели все силы флота, но основную роль в этом играли морская авиация и торпедные катера. Систематическими поисками и постановками минных заграждений на подходах к базам и шхерным фарватерам Финского залива создавалось напряжение тральных и других легких сил флота противника. Впервые в истории войн для борьбы с боевыми кораблями на морс использовалась штурмовая авиация. Без ее поддержки наши легкие надводные силы не смогли бы добиться успеха в многочисленных боях. В 1943 г. Краснознаменный Балтийский флот добился значительных успехов в развитии способов контрбатарейной борьбы, являвшейся одной из основных форм использования артиллерии флота. Возросло тактическое мастерство артиллеристов и соответственно эффективность стрельбы (в 1943 г. число стрельб с корректировкой составило 52 %, а с выясненным результатом 70 % против соответственно 26 и 30 % в 1942 г.). Такие результаты были достигнуты благодаря увеличению числа штатных общефлотских и местных наблюдательно-корректировочных постов, привлечению средств инструментальной разведки и корректировочной авиации, ведению огня с использованием данных пристрелочных орудии. Успешная контрбатарейная борьба, которую вела морская артиллерия и артиллерия фронта, заставила противника во второй половине года отвести от Ленинграда ряд тяжелых батарей и почти полностью прекратить обстрел города.
Выполняя задания Военного совета фронта, Краснознаменный Балтийский флот в кампанию 1943 г. успешно обеспечил переразвертывание сил Ленинградского фронта. Оперативные перевозки войск и техники совершались в необычайно сложных условиях, когда пункты погрузки и выгрузки и фарватеры, соединявшие их, находились под непрерывным огневым воздействием противника (в течение кампании флотом было проведено 585 кон-. воев, причем потерн составили всего лишь один буксир и один сторожевой катер).
Действия подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота на вражеских морских сообщениях в Балтийском море в кампании 1943 г. не увенчались успехом. Противник, развив свою систему противолодочной обороны посредством дополнительной массовой постановки мин, усиления береговой артиллерии и технических средств обнаружения, увеличения количества дозорных кораблей и, наконец, постановки сплошной сетевой преграды от северного до южного берегов Финского залива, сумел преградить подводным лодкам выход в море.
Штаб Краснознаменного Балтийского флота вскрыл (хотя и с некоторым запозданием) особенности системы противолодочной обороны противника в Финском заливе в кампании 1943 г. и предпринял попытку систематическими действиями авиации прорвать вражеские морские рубежи и вывести в Балтийское море подводные лодки. Но одной авиацией, без привлечения крупных надводных сил, чему препятствовала чрезвычайно сложная минная обстановка в Финском заливе, решить эту задачу было невозможно.
В связи с невозможностью вывести подводные лодки из Финского залива Ставка Верховного Главнокомандования, освободив авиацию Краснознаменного Балтийского флота от действий на сухопутном фронте, нацелила ее на решение задачи нарушения морских сообщений противника. Неожиданное для немецко-фашистского командования появление в Балтийском море советской торпедоносной авиации вызвало большое напряжение сил и средств германского флота, заставило его перейти от одиночного плавания транспортов к системе конвоев.
Успешные действия торпедоносной авиации Краснознаменного Балтийского флота в летнюю кампанию 1943 г. были обусловлены значительным количественным и качественным ростом ее и освоением летным составом боевого опыта 1942 г. Балтийские летчики развили тактику торпедных атак, повысив ее эффективность более чем в два раза при незначительных потерях. Способы боевого использования торпедоносной, бомбардировочной и штурмовой авиации Краснознаменного Балтийского флота, являвшиеся дальнейшим развитием военно-морского искусства, были применены на других советских флотах.
Обогащенный опытом боевых действий в 1943 г., личный состав Краснознаменного Балтийского флота уверенно шел навстречу 1944 году — году решающих побед Советских Вооруженных Сил над немецко-фашистскими захватчиками.
Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница |