Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Ачкасов В. И., Вайнер Б. А. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. Глава 3. Краснознаменный Балтийский флот в обороне ближних подступов к Ленинграду


Глава 3
Краснознаменный Балтийский флот в обороне ближних подступов к Ленинграду

Обстановка на Ленинградском направлении в начале августа 1941 г.

План немецко-фашистского командования «молниеносно» взять Ленинград провалился. В ходе оборонительного сражения в Прибалтике Советская Армия нанесла армиям группы «Север» большой урон. Усиление нашей группировки войск на ленинградском направлении, контрудар в районе Сольцы, героическое сопротивление советских войск в предполье лужской оборонительной полосы, в районе Нарвы и Новгорода, стойкая оборона военно-морских баз и островов и активные действия Краснознаменного Балтийского флота на морских сообщениях в Рижском заливе и Балтийском море задержали противника на дальних подступах на месяц. Немецко-фашистское командование вынуждено было ставить своим войскам все новые и новые сроки захвата Ленинграда.

Стремясь сохранить темп своего наступления, немецко-фашистское командование произвело перегруппировку сил и перебросило на ленинградское направление 8-й авиационный корпус пикирующих бомбардировщиков. Закончив перегруппировку, гитлеровцы перешли в новое наступление. Массированные удары авиации, танков и сильный огонь минометов должны были проложить путь свежим дивизиям, которым было приказано взять Ленинград.

Гитлеровское командование предусмотрело все, кроме сопротивления, которое могли оказать советские войска. Понеся огромные потери, фашистская армия вынуждена была в конце июля временно отказаться от своих планов одновременного наступления на всех стратегических направлениях советско-германского фронта. Директивой № 34 от 30 июля гитлеровская ставка предписала вести наступление только группе армий «Север» и войскам южного крыла группы армий «Юг». Группе армий «Центр» и войскам, действовавшим на киевском направлении, было приказано перейти к обороне. Причем надо отметить, что, ставя задачи группе армий «Север», немецко-фашистское командование недооценивало силы и возможности советских войск, действовавших на ленинградском направлении. Начальник германского генерального штаба сухопутных войск считал, что против группы армии «Север», в которую входило 29 дивизий, пополненных до 80—90 % штатного состава, будут действовать всего 15 ослабленных советских дивизий и поэтому вряд ли группа встретит на своем пути особые трудности.

8 августа после мощной артиллерийской подготовки немецко-фашистские войска перешли в наступление на главную оборонительную полосу лужского рубежа. Противник ввел в бой огромные силы — свыше 400 тысяч солдат, 3 тысячи орудий, более тысячи танков и до тысячи самолетов.

Для отражения наступления противника были брошены части Советской Армии и все силы Краснознаменного Балтийского флота. В течение четырех дней шли упорные кровопролитные бои перед передним краем главной полосы нашей обороны и в глубине ее. Особенно упорные и напряженные бои разгорелись 11 августа в полосе обороны 2-й дивизии народного ополчения. В этот день в районе Кряково части 6-й танковой дивизии противника были контратакованы танковым батальоном и подразделениями бригады противотанковых орудий. В результате ожесточенного боя противник был отброшен, при этом он оставил на поле боя 15 подбитых и сгоревших танков.

В этот же день произошел бой за населенный пункт Среднее Село, с утра захваченный частями 1-й немецко-фашистской пехотной дивизии. Части 2-й дивизии народного ополчения штыковой атакой выбили вражескую пехоту из населенного пункта. Тогда противник подтянул резервы и при поддержке танков и многочисленной авиации вновь атаковал наши части. Среднее Село несколько раз переходило из рук в руки, и только к исходу дня гитлеровцам удалось в нем закрепиться.

Такие же ожесточенные бои шли по всей оборонительной полосе. В результате героических усилий наших частей противник был задержан в районе Кингисеппа, Луги, Медведь, однако полностью остановить его продвижение на лужском оборонительном рубеже не удалось.

К 21 августа враг прорвал оборону лужского рубежа и, действуя в трех направлениях, начал наступление на Ленинград. Части 18-й армии и 4-й танковой группы наступали от Кингисеппа на Гатчину, части 16-й армии — от Новгорода на Чудово и далее вдоль Октябрьской железной дороги; финская армия наносила удар по Ленинграду с севера, наступая на Выборг, Кексгольм и на перешейке между Ладожским и Онежским озерами.

Для того чтобы несколько ослабить наступление противника, наши войска по приказу Ставки Верховного Главнокомандования нанесли силами одной армии контрудар в районе Старой Руссы и оттянули на себя часть сил противника от Ленинграда.

В конце августа по указанию Государственного Комитета Обороны были проведены мероприятия, оказавшие исключительно важное влияние на дальнейший ход битвы под Ленинградом. Были сформированы новые части, проведена реорганизация в войсках, оборонявших юго-восточные и южные подступы Ленинграда, созданы новые оборонительные рубежи, подготовлена к эвакуации часть ленинградских предприятий, а на остававшихся в городе предприятиях организован выпуск военной продукции для нужд фронта.

С 21 августа завязались упорные бон под Гатчиной. Советские войска, нанося противнику огромный урон, отстаивали свои рубежи. Темп наступления немецко-фашистских войск снизился до 2,5—3 км в сутки.

С 9 сентября развернулась ожесточенная борьба за Ленинград. Противник занял Красное Село. Лигово (Урицк), район Сестрорецка. Только к концу сентября было окончательно остановлено наступление гитлеровцев. Части противника подошли к стенам города, измотанными в кровопролитных боях. Но и защитники Ленинграда оказались в тяжелом положении. Город был блокирован. Единственная дорога, связывавшая его со страной, пролегала через Ладожское озеро.

Участие флота в непосредственной обороне Ленинграда

Для руководства действиями флота в обороне Ленинграда 5 июля 1941 г. приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР был создан Штаб морской обороны города и Озерного района. Всю оборону с моря и озерного направления возглавил заместитель Народного Комиссара Военно-Морского Флота адмирал И. С. Исаков, на которого были возложены обязанности заместителя Главнокомандующего Северо-Западным направлением. Штаб приступил к подготовке побережья Невской губы и реки Невы для противодесантной обороны, к строительству артиллерийских батарей, формированию бригад морской пехоты и развертыванию Ладожской и Чудской военных флотилий, а также Отряда кораблей реки Невы.

В боях на сухопутном фронте приняли участие курсанты ленинградских военно-морских училищ. Истребительные батальоны, укомплектованные из курсантов Высшего Военно-Морского ордена Ленина Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе, защищали Таллин, сражались на подступах к Ленинграду в районе Лебяжье, Ораниенбаум. Курсанты первых курсов Высшего Военно-Морского ордена Ленина инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского в июле — августе дрались с врагом в районе Кингисепп, Веймари, из курсантов старших курсов была почти полностью укомплектована Чудская флотилия. Курсанты Военно-Морского Пограничного училища проявили исключительный героизм в борьбе за Шлиссельбург, а курсанты старших курсов Высшего Военно-Морского Краснознаменного инженерно-строительного училища вместе со своими преподавателями сооружали оборонительные укрепления вокруг Ленинграда. Их доблестный труд был отмечен благодарностью Военного совета Северо-Западного направления.

В июле в Ленинграде, Ораниенбауме и Кронштадте началось формирование бригад морской пехоты из личного состава военно-морских частей и училищ. По мере формирования эти части немедленно отправлялись на передовые линии.

На побережье Невской губы и устья реки Невы, на важных участках правого берега Невы вплоть до ее истоков начались крупные работы по сооружению системы дотов и дзотов, противотанковых рвов и надолбов.

Развернутая на Ладожском озере военная флотилия с первых же дней своего существования начала боевую деятельность. С 24 по 27 июля она высадила десант на острова Лункулансари и Мантинсари с целью содействия частям Советской Армии, ликвидировавшим прорыв финнов на северо-восточное побережье озера, который они совершили 17—19 июля в районе Питкяранта, Сальми. Матросы, политработники и командиры десантных подразделений, сформированных из личного состава кораблей буквально накануне высадки, не имевшие никакой армейской подготовки и опыта действий на суше, проявили упорство и настойчивость в бою.

С 12 по 22 августа флотилия провела хорошо подготовленную операцию по эвакуации прижатых к берегу превосходящими силами противника частей Советской Армии из районов Кильпола и Рауталахти. В течение десяти дней корабли флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства под ожесточенным артиллерийским и минометным огнем противника вывезли несколько десятков тысяч бойцов, тысячи лошадей, сотни автомашин и орудий, при этом потерь в корабельном составе флотилия не имела, а потери армейских частей были незначительны. Перед Чудской флотилией, созданной для содействия операциям Советской Армии на приозерных флангах, была поставлена задача не допустить переправу войск противника на восточный берег Псковского и Чудского озер. Ее личный состав участвовал в боях за побережье озера, вел разведку, помогал партизанам, боролся с катерами противника. 13 августа, после того как гитлеровцы заняли оба берега озера, корабли флотилии были затоплены в истоках реки Нарвы, а ее личный состав отошел в Ленинград и принял участие в его обороне.

Вскоре в оборону Ленинграда включились также часта армейского соединения, оборонявшие Выборг. Эти части во второй половине августа вели тяжелые бон. отстаивая Выборг и острова Выборгского залива. Огневую поддержку им оказывали эскадренные миноносцы и катера Шхерного отряда. 1 сентября, когда оборонявшиеся части оказались в критическом положении, канонерские лодки, транспорты и катера эвакуировали их морем в Кронштадт.

Отход частей из Выборга и снятие их с полуострова Койвисто прикрывал сводный полк моряков.

С Карельского перешейка на острова Бьеркского архипелага перешли части береговой обороны и заняли здесь оборону.

С приходом Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт начался новый этап его боевой деятельности — непосредственное участие в обороне Ленинграда.

Перед Краснознаменным Балтийским флотом встала задача не допустить проникновения неприятельских морских сил в восточную часть Финского залива (к востоку от острова Гогланд) и мощным огнем артиллерии флота и новыми формированиями морской пехоты оказать непосредственную поддержку наземным войскам.

С конца августа до конца сентября миноносцы, минные заградители, тральщики и катера минировали восточную часть Финского залива, создавая восточнее острова Гогланд третий морской рубеж обороны Ленинграда, включивший в себя мощную артиллерию фортов. С запада эту позицию прикрывал второй морской рубеж, в систему которого входили: на северном фланге острова Бьеркского архипелага и минные банки, поставленные нашими катерами на опушке финских шхер, в центре и на южном фланге — острова Соммерс, Гогланд, Большой Тютерс, Лавенсари, Сескари и берег Копорской губы.

В начале августа, когда возникла угроза прорыва немецко-фашистских войск к городу, началась подготовка к использованию корабельной, береговой и железнодорожной артиллерии флота в системе сухопутной обороны Ленинграда. Обладая большой мощностью, артиллерия флота должна была значительно усилить артиллерию Ленинградского фронта. Была определена организация управления морской артиллерией, намечены огневые позиции для кораблей и береговых установок, включая недостроенные корабли, железнодорожные батареи и орудия морского артиллерийского полигона, создано Управление начальника артиллерии морской обороны Ленинграда, которое возглавил контр-адмирал И. И. Грен (ныне вице-адмирал).

Одновременно была разработана организация взаимодействия морской артиллерии с сухопутными частями, в армейские штабы в качестве офицеров связи направлены морские артиллеристы. В этот же период корабли и батареи установили в определенных им секторах наблюдательные пункты. Как правило, каждый корабль и батарея организовывали два наблюдательных пункта: основной — на переднем крае и запасной — в глубине обороны.

Для огневого содействия армии были организованы три группы кораблей:

— отряд кораблей реки Невы из миноносцев, канонерских лодок, сторожевых кораблей, тральщиков и катеров дислоцировался между Ленинградом и Усть-Ижорой;

— линейный корабль «Петропавловск», крейсера и миноносцы дислоцировались в Ленинградском торговом порту и на западных подходах к нему;

— линейный корабль «Октябрьская революция», крейсер «Киров», миноносцы и канонерские лодки дислоцировались в районе Ораниенбаум — Кронштадт.

Авиация флота, зенитная артиллерия кораблей и береговой обороны были включены в систему противовоздушной обороны Ленинграда.

Западнее Ораниенбаума, на острове Котлин и на фортах, расположенных к северу от него, находились артиллерийские батареи Кронштадта.

В систему обороны Ленинграда вошли также несколько десятков батарей железнодорожной артиллерии, в том числе четыре железнодорожные батареи флота, вооруженные артиллерией крупного калибра, и артиллерия научно-испытательного полигона. .

В районе Пулково, Дудергоф по инициативе А. А. Жданова были установлены две стационарные 130-мм девяти- и десятиорудийные батареи из орудий, снятых с крейсера «Аврора», и из артиллерийского резерва флота.

На земляных и строительных работах было занято население города, монтаж орудий производили рабочие завода «Большевик» и личный состав батарей. К середине августа батареи представляли собой уже вполне отработанные боевые единицы. К этому времени фронт получил еще шестнадцать 130-мм двухорудийных железнодорожных батарей. Строительство стационарных и железнодорожных установок продолжалось непрерывно, и к декабрю было дополнительно введено в строй еще 55 батарей.

Во время строительства артиллерийских батарей на ближних подступах к Ленинграду Краснознаменный Балтийский флот выделил из своего состава двадцать 152-мм и 130-мм орудий и 700 моряков для обороны дальних подступов Москвы. Этот Балтийский дивизион занял позиции на левом берегу Днепра в 25 км от станции Дурово и принял активное участие в обороне столицы.

В середине августа началось оборудование Невской укрепленной позиции, которая создавалась для обороны водных путей, уничтожения переправ противника и для артиллерийской поддержки сухопутных войск.

С самого начала строительных работ противник вел интенсивный артиллерийско-минометный обстрел, стремясь помешать строительству, но работы не прекращались ни на минуту. Благодаря исключительной самоотверженности рабочих завода монтаж всех орудий был закончен на девять дней раньше срока, установленного Военным советом Северо-Западного направления. Было установлено два 180-мм орудия и 18 орудий калибром 120 мм, снятых с линейных кораблей.

Первые выстрелы с этой позиции наша артиллерия произвела 1 октября по войскам противника в районе Отрадное. Фашисты всеми средствами пытались вывести из строя центральную батарею позиции. За четыре месяца они выпустили по ней 7280 снарядов и мин, но батарея вплоть до ликвидации блокады успешно громила фашистских оккупантов.

30 августа корабли отряда реки Невы под командованием капитана 1 ранга В. С. Черокова (ныне вице-адмирал) впервые открыли огонь по войскам противника, подходившим к Ивановским порогам на реке Неве. 1 сентября форт Красная Горка обстрелял неприятеля, наступавшего в районе юго-восточнее Копорской губы.

7 сентября противник вошел в зону огня корабельной артиллерии на юго-западных подступах к Ленинграду. С этого времени артиллерия флота, взаимодействуя с сухопутными частями на разных участках фронта, производила систематический обстрел фашистских войск. Корабельная и береговая артиллерия флота безукоризненно выполняла все огневые заявки частей Советской Армии.

Бригады морской пехоты действовали в составе армейских соединений.

Артиллерия флота и морская пехота оказали большую помощь соединениям Советской Армии, особенно при отражении сентябрьского наступления гитлеровцев на Ленинград.

Отражение сентябрьского наступления немецко-фашистских войск

К началу сентября обстановка на сухопутном фронте чрезвычайно осложнилась. Продолжая наступление, начатое в начале августа, немецко-фашистские войска 30 августа вышли на левый (южный) берег реки Невы в районе Ивановских порогов и заняли станцию Мга, перерезав таким образом последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Ленинград был окружен с суши. Гитлеровцы рвались к Ладожскому озеру, чтобы соединиться там с финской армией, наступавшей в Межозерном районе, и окончательно замкнуть кольцо окружения. 8 сентября пала Петрокрепость (Шлиссельбург). Продвинуться дальше противнику не удалось. Финские войска в эти дни были остановлены на рубеже реки Свирь. Героическими усилиями Советская Армия и Краснознаменный Балтийский флот удержали южное побережье Ладожского озера и Волховский железнодорожный узел — единственную артерию, связывавшую осажденный город со страной.

Враг неистовствовал. 9 сентября немецко-фашистские войска начали фронтальное наступление на Ленинград, пытаясь прорваться в город через Гатчинский укрепленный район. Через четыре дня противнику удалось прорвать фронт в направлении Старо-Паново, Урицк (Лигово, 14 км от Ленинграда). Над Ленинградом нависла смертельная опасность.

Ставка Верховного Главнокомандования разработала конкретный план разгрома гитлеровцев под Ленинградом. Юго-западному участку фронта было приказано накопить резервы и, создав должную глубину обороны, опирающуюся на огневую мощь армии и флота, перейти к обороне, а войскам на ораниенбаумском плацдарме после перегруппировки войск нанести удар по растянутому левому флангу ударной группировки врага.

14 сентября ораниенбаумская группа войск перешла в наступление. Одновременно флот перебросил из Ораниенбаума в Ленинград большую группировку войск для усиления юго-западного участка фронта. Артиллерия кораблей и береговых батареи обрушила мощный огневой удар по фашистскому клину у Урицка с севера.

Зенитная артиллерия флота использовалась не только как средство противовоздушной обороны, но и как противотанковая и противопехотная артиллерия. 2-й гвардейский полк зенитной артиллерии, находившийся в районе Нарва, Котлы, Пейпия, с 14 сентября вел непрерывные бон с наступавшими частями противника, беспрерывно . маневрируя огнем и колесами. Действуя совместно со стрелковыми частями в районе Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум, полк умело и самоотверженно преграждал путь рвавшимся к Ленинграду фашистским войскам. В боях батареи полка уничтожили до 2 тысяч солдат и офицеров противника, 31 миномет, два танка, три батареи и до десяти станковых пулеметов. Батареи № 69 и 70 около полусуток вели бон в окружении, а затем, прорвав вражеское кольцо, вышли из него, сохранив материальную часть и боеприпасы. В момент прорыва противника под Петергофом и Стрельной из состава полка был сформирован пулеметный батальон, в который вошли лучшие бойцы. Пулеметный батальон мужественно отражал натиск врага на участке Беззаботное — Стрельна.

Действия кораблей протекали в невероятно тяжелых условиях. Нередко с мостиков кораблей были видны немецкие танки и пехота, рвавшиеся к Торговому порту. Корабли совершенно не имели возможности маневрировать, и вражеская тяжелая артиллерия могла свободно вести по ним прицельный огонь. Участок Морской канал — Кронштадтский рейд, где действовали корабли, простреливался на всю глубину, так как противник находился почти у самого берега залива, у входа в Морской канал. Особенно интенсивно противник обстреливал территорию Торгового порта и корабли, стоявшие на позициях в Морском канале. Только с 13 по 17 сентября в этом районе упало около 100 тяжелых снарядов, причем имели место попадания в корабли.

Кроме воздействия артиллерии, корабли подвергались систематическим массированным бомбовым ударам авиации противника. С 17 по 27 сентября гитлеровцы совершили несколько массированных налетов на Ленинград и Кронштадт и, кроме того, 21 сентября осуществил и крупную воздушную операцию против кораблей флота, в которой участвовало свыше 400 самолетов. И хотя некоторые корабли получили серьезные повреждения, их артиллерия продолжала вести огонь по врагу. Немецко-фашистские военно-воздушные силы потеряли в этот день 25 самолетов.

Лавина сокрушительного огня артиллерии кораблей и береговой обороны Краснознаменного Балтийского флота сеяла смерть в рядах захватчиков. Одни только комендоры линейного корабля «Октябрьская революция» разгромили несколько мотомеханизированных колонн и крупнокалиберных батарей противника и уничтожили много живой силы и техники врага. Линейный корабль выдержал 20 бомбовых ударов фашистской авиации, на него было сброшено более 300 бомб. Зенитчики корабля отразили все атаки фашистских стервятников, сбили пять и подожгли шесть самолетов противника. Особенно отличились среди зенитчиков главный старшина Иван Дроздецкий и матрос Боровков. Тяжело раненные, они вели огонь до конца боя.

Эскадренный миноносец «Стойкий» (ныне «Вице-адмирал Дрозд»), находясь под непрерывным артиллерийским обстрелом противника в узком Морском канале, день за днем вел сокрушительный огонь по врагу. Однажды ночью «Стойкий» в группе с другими кораблями нанес тяжелые потери заправлявшейся горючим танковой колонне врага, которая находилась всего в 5 км от кораблей. Отличился в этом бою расчет орудия комсомольца Матюкина, добившийся невиданной для своего калибра скорострельности.

Презрение к смерти и героизм были массовым явлением в эти дни. Однажды во время ожесточенной артиллерийской дуэли у борта лидера «Ленинград» разорвался снаряд. Командир одного из орудий старшина 2 статьи Василий Степанович Кузнецов получил тяжелое ранение. Лежа на палубе, он увидел, как загорелся заряд. Кораблю грозила гибель. Напрягая последние силы, Кузнецов дотянулся до горящего заряда и пополз с ним к борту. На нем горела одежда, он истекал кровью, но мысль была только одна: сбросить заряд за борт. Последними словами героя были: «Спасите корабль...» Его имя приказом командующего флотом навечно внесено в список экипажа лидера «Ленинград».

Героически сражались моряки береговых батарей, фортов, железнодорожных установок и бригад морской пехоты. Дальнобойные береговые батареи и артиллерия крупных кораблей по заданию армейского командования рассеивали танковые и моторизованные колонны врага, разрушали вражеские узлы обороны, уничтожали резервы врага на подходах к фронту. Морские железнодорожные батареи и бронепоезда, действовавшие в составе армейских соединений, смелыми огневыми налетами громили живую силу и технику врага. В боях у ст. Павловск и ст. Александровская вследствие вынужденного поспешного отхода наших войск морские железнодорожные батареи остались без охранения. Гитлеровцы, рассчитывая захватить их, сосредоточили по ним сильный артиллерийский и минометный огонь. Фашистам удалось подойти к батарее с флангов.

 Старшина 2 статьи Василий Степанович Кузнецов
Старшина 2 статьи Василий Степанович Кузнецов.

Моряки, ведя непрерывный огонь по врагу, стали с боем отходить на новые позиции. Но тут выяснилось, что вражеская авиация разбомбила железнодорожное полотно, отрезав батарее путь отхода. Под непрерывным сильным вражеским огнем артиллеристы-моряки своими силами восстановили путь и вышли из фашистского окружения, сохранив людей и материальную часть.

Однажды морская железнодорожная батарея получила приказ ликвидировать засевший в деревне Федоровская штаб крупного соединения противника, подготовлявший наступление на наши оборонительные позиции. Сложность выполнения приказа заключалась в том, что передний край обороны не был стабильным, так как наши части непрерывно контратаковали противника; часто передний край проходил у самой деревни. Однако, несмотря на это. уже после первых метких залпов цель была накрыта: фашистский штаб взлетел на воздух, гитлеровцы панически бежали из горящей деревни.

В сложной обстановке под Красногвардейском (Гатчина) и Красным Селом морские железнодорожные батареи № 20, 21, 22, 23 и 24 попали в окружение. Расстреливая противника прямой наводкой, отражая налеты авиации и восстанавливая полотно, батареи без потерь вышли из окружения. Их личный состав героически преодолевал все трудности тяжелой борьбы. Так. коммунист воентехник 2 ранга Князев во время взрыва артиллерийского погреба от попадания вражеской бомбы в транспортер батареи № 20 первым бросился тушить пожар и не дал перекинуться огню на другой погреб. В это же время на батарее № 22 тяжело раненный комсомолец Комов под артиллерийским огнем врага восстановил радиосвязь.

Морские артиллеристы пулковской и дудергофской батарей начали свою боевую деятельность в ночь на 3 сентября, когда совместно с кораблями открыли огонь по Ям-Ижоре. С 3 по 7 сентября они производили огневые налеты на Кипень, Скворицы, Высоцкое, Лемпелово, Пелези. 11 сентября артиллеристы четырех орудий этих батарей уничтожили в районе Николаевка двенадцать танков и рассеяли батальон фашистской пехоты.

Через два дня противник вплотную подошел к огневым позициям батарей. Огнем противника были выведены из строя четыре орудия. Их личный состав не остался без дела; вместе с пехотинцами артиллеристы ходили в контратаки и отбили у фашистов населенные пункты Койворово, Гонгози, Венерязи. Остальные орудия выбили из района села Пулково группу фашистских автоматчиков. Встретив мощный узел сопротивления, противник вынужден был перейти к долговременной обороне. Именно в этом районе начался разгром немецко-фашистских полчищ под Ленинградом в январе 1944 г.

Исключительную роль в отражении сентябрьского наступления гитлеровцев сыграли действия бригад морской пехоты, сформированных из личного состава береговых частей и кораблей. В эти бригады флот послал более 100 тысяч бойцов и офицеров. Плечом к плечу с частями Советской Армии они сражались на самых ответственных участках фронта, где натиск врага был особенно сильным показывая образцы невиданного героизма и самопожертвования.

Когда в конце августа 1941 г. противник прорвал наши укрепления в районе Луги и создал угрозу прорыва на Ленинград со стороны Красного Села, решением Военного совета Северо-Западного направления в этот район была направлена 1-я отдельная бригада морской пехоты полковника Парафило, которая должна была оказать помощь войскам Советской Армии, с трудом сдерживавшим натиск превосходящих сил противника. Обстановка не позволяла заняться доукомплектованием бригады, сколачиванием подразделений и боевой подготовкой. Выйдя с Васильевского острова, бригада с марша вступила в бой на участке, не имевшем оборонительных укреплений.

Три дня шли ожесточенные бои. В самый напряженный момент в бригаду прибыл главнокомандующий войсками Северо-Западного направления Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. Присутствие прославленного маршала еще больше вдохновило бойцов. Вражеская группировка была отброшена из района Красного Села.

В начале июля была создана 2-я отдельная бригада морской пехоты; в ее составе находилось танковое подразделение. 18 августа в бою в районе хутора Хорошева командир танкового взвода лейтенант Смирнов под ураганным огнем ворвался на своем танке на передний край обороны противника и уничтожил несколько дзотов. Фашисты подбили и окружили танк Смирнова. Отважный танкист продолжал вести огонь по противнику до тех пор, пока танк не сгорел.

В конце августа возросла непосредственная угроза Ленинграду и со стороны Карельского перешейка. Крупному соединению финских войск удалось прорваться от Выборга на Териоки и далее к Белоострову. В это же время немецко-фашистские войска рвались к южному берегу Финского залива. 26—28 августа была сформирована 5-я отдельная бригада морской пехоты. Два отдельных батальона из ее состава действовали совместно со 2-й бригадой, а два других — на Карельском перешейке. В дальнейшем 2-я и 5-я бригады действовали под Котлами, Кикерицами, Копорьем и Гостилицами. Остановив продвижение врага в районе Ижоры, бригады заняли оборонительные рубежи и парализовали все попытки врага прорваться к фортам, расположенным на южном берегу Финского залива.

 Схема боевых действий под Ленинградом в 1941 г.
Схема боевых действий под Ленинградом в 1941 г.

В декабре в тыл врага было направлено одно из подразделений 5-й бригады. Скрытно пройдя линию фронта, матросы внезапно обрушились на спавших в домах и землянках гитлеровцев.

В разведке боем, которую 10 декабря проводила 5-я бригада, был смертельно ранен командир пулеметного расчета заместитель политрука Бухтияров. Его сменил комсомолец Власов. Он давал гитлеровцам подойти, а затем открывал по ним пулеметный огонь. Власов уничтожил 70 вражеских солдат и офицеров, но и сам был тяжело ранен. Тогда за пулемет лег подносчик патронов матрос Браславский, который начал в упор расстреливать наседавших фашистов. Вражеская пуля оборвала жизнь и этого отважного бойца. В расчете остался один человек — матрос Бокарев. Он взялся за пулемет, но был оглушен разрывом вражеского снаряда. Придя в себя, он увидел, что пулемет поврежден и может стрелять только одиночными выстрелами. Бокарев стал бить фашистов поодиночке. К тому времени, когда пулемет окончательно был разбит, а сам Бокарев контужен, перед ним лежало четырнадцать фашистов. Невзирая на боль, матрос взял в руки винтовку и снова открыл огонь по врагу.

Так же самоотверженно действовали моряки 3-й отдельной бригады морской пехоты, которая после сформирования в июле 1941 г. была передана в распоряжение Военного совета 7-й отдельной армии, занимавшей оборону на рубеже реки Свирь. В очень сложных условиях личному составу бригады пришлось создавать оборону. Стоя по пояс в воде, под непрерывным огнем врага, бойцы соорудили много дзотов, блиндажей, траншей, заминировали подходы к переднему краю обороны, которая оказалась неприступной для врага.

16 октября 1941 г. финский батальон попытался выбить с занимаемых позиций роту старшего лейтенанта Дорош. Противник пошел в атаку, поддерживаемый огнем артиллерии и минометов. Несмотря на значительный численный перевес врага, моряки стремительно бросились в контратаку и обратили финнов в бегство.

В бригаде ширилось снайперское движение, которое возглавляли коммунисты и комсомольцы. К ноябрю 1942 г. в бригаде насчитывалось 211 снайперов, 67 из них были коммунистами и 70 — комсомольцами. На счету снайперов числилось 937 убитых фашистов. Один только снайпер Петров истребил 82, а Ласковский — 41 фашиста.

Во второй половине сентября по решению Военного совета Ленинградского фронта была сформирована 7-я отдельная бригада морской пехоты. Эта бригада сменила прославленную 168-ю стрелковую дивизию, занимавшую оборону одного из наиболее ответственных участков Ленинградского фронта — участок в районе Пушкин, Колпино. Вылазками отдельных подразделений, артиллерийским и минометным огнем бригада наносила большой урон живой силе и технике противника.

В бригаде росло снайперское движение. В январе 1942 г. политотдел провел слет снайперов, на котором присутствовало 50 человек. Каждый из них имел на боевом счету не менее пяти уничтоженных фашистов, снайпер Тимофеев — 125, огневой взвод Барбашева — 400.

Рука об руку с бойцами морской пехоты, личным составом кораблей и частей береговой обороны сражались и славные летчики Балтики. Боевые действия авиации Краснознаменного Балтийского флота против наступавших войск противника оказали большую помощь войскам Ленинградского фронта, помогли им сдержать натиск фашистских полчищ на город Ленина.

С приближением линии фронта к Ленинграду к бомбардировочным и штурмовым действиям против вражеских войск стали привлекать морскую разведывательную и истребительную авиацию. Как правило, самолеты морской авиации действовали ночью. В особенно напряженные дни летчики-штурмовики производили по четыре — пять боевых вылетов.

Контрудар, успешно осуществленный 14 сентября частями Советской Армии и Краснознаменным Балтийским флотом из района Ораниенбаума, сыграл решающую роль в срыве вражеского наступления на город. Немецко-фашистские войска были остановлены у самых стен Ленинграда. В течение нескольких дней противник еще продолжал по инерции двигаться вперед. 17 сентября ему удалось занять поселок Володарский, почти весь город Урицк и выйти к берегу Невской губы между Стрельной и Урицком. Но это был последний успех врага на ближних подступах к Ленинграду.

Истощенная в упорных боях, зажатая с запада и востока войсками Ленинградского фронта, пригвожденная с севера артиллерией Краснознаменного Балтийского флота немецко-фашистская армия вынуждена была отказаться от захвата Ленинграда лобовой атакой. 20 сентября в результате нового контрудара наших войск с Ораниенбаумского плацдарма противник отвел свои войска с самого опасного для города направления Урицк, Ленинград. 23 сентября ему удалось занять восточную часть Петродворца, но 25 сентября он был окончательно остановлен. Немецко-фашистское наступление на Ленинград было сорвано несмотря на то, что гитлеровцы во много раз превосходили нас в авиации и тапках. Наступила стабилизация фронта. Противник перешел к планомерной осаде города.

В период сентябрьских боев немецко-фашистское морское командование, как и в первые дни войны, основные усилия направляло на то, чтобы не допустить прорыва советского флота в Швецию для интернирования в случае падения Ленинграда, в чем оно, как известно, было совершенно уверено. С 17 по 25 сентября гитлеровцы усилили минное поле у Юминда-нина, поставив дополнительно еще 1000 мин и минных защитников и загородив таким образом проход, остававшийся между минным полем и финскими шхерами. Финский залив был разбит на зоны действий различных соединений финских морских сил. Наконец, 24 сентября в Або-Аландские шхеры, в район островов Оланд, прибыла из Германии эскадра, состоявшая из линейного корабля «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» (так называемый «карманный линкор»), двух легких крейсеров, шести эскадренных миноносцев, четырех тральщиков, шести торпедных катеров и четырех сторожевых катеров. Другой отряд кораблей был к этому времени сосредоточен в Либаве.

Все эти мероприятия оказались напрасными. Краснознаменный Балтийский флот не собирался покидать Ленинград и Кронштадт ни при каких обстоятельствах. Однако наличие крупных сил противника в устье Финского залива заставило командование Краснознаменного Балтийского флота принять ряд мер, чтобы не допустить возможного прорыва гитлеровцев в Финский залив для нападения «а Кронштадт и Ленинград с моря.

Были приведены в готовность батареи Ханко и Осмуссара, на полуостров Ханко посланы торпедные катера, подводные лодки заняли позиции в Нарвском заливе и на Западном Гогландском плесе, отряд торпедных катеров и группа подводных лодок передислоцированы на острова Гогланд и Лавенсари. На острове Большой Тютерс находилось в засаде несколько торпедных катеров, а в Кронштадте в часовой готовности к выходу в море стояли эскадренные миноносцы и третья группа подводных лодок. Такая организация обороны морских подступов к Ленинграду существовала до середины октября, после чего в связи с уходом вражеского флота начала постепенно свертываться.

Содействие флота войскам Советской армии после установления противником блокады города

Главной задачей Краснознаменного Балтийского флота после установления немецко-фашистскими войсками блокады Ленинграда явилось содействие частям Ленинградского фронта и контрбатарейная борьба в связи с начавшимися варварскими обстрелами Ленинграда. Обстрелу подвергались предприятия оборонной промышленности, стоянки кораблей, мосты через Неву, а к концу года наиболее заселенные районы города.

Для лучшего использования морской артиллерии была введена строгая централизация командования. Непосредственное управление всем огнем осуществлялось с командного пункта начальника артиллерии контр-адмирала И. И. Грена. Право вызова огня морской артиллерии было предоставлено только заместителю командующего фронтом по артиллерии.

С началом блокады была развернута сеть наблюдательно-корректировочных постов двух типов: общефлотских и местных. Первые замыкались непосредственно на Управление начальника артиллерии, вторые — обслуживали дивизионы и сектора, выставившие их. Увеличение числа таких постов, использование средств инструментальной разведки и авиации для корректировки способствовали росту эффективности артиллерийского огня.

Контрбатарейная борьба стала одной из важнейших задач морской артиллерии. Вначале огонь по вражеским батареям, обстреливавшим город, велся только после определения их координат по засечкам. При таком способе контрбатарейной стрельбы проходило много времени от начала обстрела города до открытия ответного огня по противнику. Некоторое время спустя выяснилось, что гитлеровцы установили свои батареи в районах поселков Володарский, Новоселье, Стрельна, Ижора и в других местах. Систематизация сведений об этих батареях позволяла с большой достоверностью предугадывать, какие батареи будут в данном случае обстреливать Ленинград. Были разработаны более действенные способы борьбы с батареями противника. Как только гитлеровцы начинали обстрел города, производился огневой налет с предельной скорострельностью по всем «дежурным» батареям противника. Затем в течение 15—20 минут велся методический обстрел вражеских батарей при тех же установках прицелов' и целиков и тем же количеством снарядов. В результате применения такого способа длительность непрерывного обстрела Ленинграда сократилась в декабре до 15—20 минут против прежних четырех часов. Вскоре противник вообще изменил свою тактику, он начал вести варварские обстрелы города только при мглистой погоде короткими огневыми налетами.

В первые дни блокады выполнявшие контрбатарейные стрельбы корабли Кронштадтской группы оказались в исключительно трудных условиях. Они не имели возможности маневра позициями и все время подвергались непрерывному артиллерийскому обстрелу и воздушным ударам противника. Учитывая это, Военный совет флота решил все корабли, нуждавшиеся в ремонте, и все корабли, участвовавшие в непосредственной обороне города, перевести в Ленинград, где их рассредоточить и замаскировать в рукавах реки Невы. В Кронштадте были оставлены лишь те корабли, которые привлекались к боевым действиям в море.

Кроме контрбатарейной борьбы, соединения и части Краснознаменного Балтийского флота приняли непосредственное участие в боевых действиях армии Ленинградского фронта. Они высаживали тактические десанты, вели огневую поддержку флангов сухопутных частей, выполняли воинские перевозки, обеспечивали зимнюю оборону морских подступов к Ленинграду.

В октябре малые корабли, катера и шлюпки высадили несколько небольших тактических десантов в районе Стрельна, Петергоф — в ближайший тыл приморских флангов противника — для содействия нашим войскам, наступавшим из района Урицка. Они должны были выбить противника с южного берега Невской губы и соединиться с ораниенбаумской группировкой.

20 октября началось наступление войск Ленинградского фронта на мгинско-синявинском направлении. Это наступление имело целью ударом с двух сторон ликвидировать группировку противника в районе Шлиссельбурга (Петрокрепость) и восстановить железнодорожное сообщение Ленинграда со страной.

Для содействия успеху наступления войск на мгинском направлении командование фронта решило нанести удар по Мге с тыла войсками Невской оперативной группы, занимавшей плацдарм на левом берегу Невы в районе Невской Дубровки. Флоту надлежало обеспечить накопление сил в районе Невской Дубровки. Для этой цели из личного состава различных частей и соединений флота был создан отряд переправы. На 2800 различных шлюпках и 51 моторном катере под непрерывным обстрелом противника отряд переправил на левый берег Невы около 16 тысяч солдат и офицеров, 128 орудий, боеприпасы, танки, большое количество продовольствия и вывез около б тысяч раненых. Тяжелая техника перевозилась на плотиках из соединенных шлюпок и понтонов. Огневое содействие наступлению частей Невской оперативной группы оказывал отряд кораблей реки Невы, усиленный тремя эскадренными миноносцами, а также железнодорожные батареи и артиллерия береговой обороны.

С 10 октября по 17 ноября в целях перегруппировки войск Ленинградского фронта флот производил переброску частей из Ораниенбаума в Ленинград и перевозил морскую пехоту, сменившую снятые части, из Ленинграда в Ораниенбаум. Несмотря на то, что линия сообщений Ленинград — Ораниенбаум на всем своем протяжении находилась под обстрелом вражеских батарей, так как проходила у занятого противником берега, перевозки были завершены успешно.

Перевозки продолжались и после ледостава с помощью ледоколов. Переходы осуществлялись в темное время суток, при необходимости под прикрытием дымовых завес с дозорных катеров и дымовых шашек на льду. Чтобы прервать перевозки между Ленинградом и Кронштадтом, гитлеровцы начали охотиться за нашими ледоколами. Они непрерывно обстреливали их на стоянках и на переходах, атаковали с воздуха. А надо сказать, что достаточно было затонуть в Морском канале хотя бы одному ледоколу, чтобы он закупорил единственный выход из Ленинграда в море.

Отряд вооруженных ледоколов продолжал самоотверженную работу. Тогда гитлеровцы начали минировать Морском канал. Мины ставились на льду (саперного образца) и под лед (морские). Но и эта уловка противника была напрасной: благодаря своевременно принятым мерам противоминной защиты и усилению дозоров на льду плавание советских кораблей по фарватеру продолжалось. Оперативные перевозки, осуществляемые транспортами, сетевыми заградителями, самоходными и несамоходными баржами самостоятельно и за ледоколами, были к концу декабря завершены.

К этому времени была в основном завершена также эвакуация островов Финского залива. У нашего флота остались острова Лавенсари и Сейскари. С весны 1942 г. они стали центром морского укрепленного района.

С наступлением зимы Краснознаменный Балтийский флот включился в систему зимней обороны Ленинграда, подготовку к чему он начал еще в октябре. Из состава флота в оперативное подчинение 9-й стрелковой бригады -12-й армии, на которую была возложена задача обороны участка фронта, обращенного к заливу, и ледового района от Невской губы до меридиана мыса Лисий Нос, были выделены крупные силы. Силами флота для обороны на льду было создано более десяти батареи, несколько пулеметных рот, лыжный и буерный отряды, организована местная оборона на льду, у причалов, на всех соединениях и группах кораблей и на отдельных морских береговых и железнодорожных батареях.

Своими активными действиями в октябре — ноябре 1941 г. Краснознаменный Балтийский флот помог войскам Ленинградского фронта решить важную стратегическую задачу: сковать немецко-фашистскую группировку под Ленинградом и не допустить переброски вражеских частей и техники с этого фронта на московский фронт.

Известно, что, приступив к блокаде Ленинграда, гитлеровское командование решило перебросить часть своих сил, в частности 4-ю танковую группу, на московское стратегическое направление, где в это время начиналась битва за Москву.

Флот не только помог фронту сковать силы противника под Ленинградом, но и направил в столицу подразделения морской пехоты, которые приняли активное участие как в оборонительном сражении, так и в контрнаступлении под Москвой. Помогли балтийцы защитникам столицы и своим участием в разгроме немецко-фашистских войск под Тихвином, наступление на который, по мнению гитлеровцев, должно было обеспечить им успех наступления на Москву.

Действия Ладожской военной флотилии

28 августа немецко-фашистские войска вышли к левому берегу реки Невы в районе села Ивановское и развернули наступление на Шлиссельбург (Петрокрепость). Упорные бои за город продолжались до 8 сентября. Канонерские лодки и бронекатера Ладожской военной флотилии все это время оказывали огневое содействие нашим войскам, отходившим от села Ивановское к Ладожскому озеру.

Одна из канонерских лодок вела систематический обстрел станции Мга, где в это время уже находился противник.

Захватив 8 сентября Шлиссельбург, немецко-фашистские войска не смогли ворваться на правый берег реки Невы. Не смогли они и захватить древнюю русскую крепость Орешек, расположенную в 200 м от города на острове Ореховом. Маленький гарнизон крепости, имевший всего пять морских орудий и несколько полковых пушек, мужественно удерживал крепость вплоть до освобождения Шлиссельбурга советскими войсками в январе 1943 г. День и ночь фашисты обстреливали крепость и переправу. За год они выпустили по ним свыше 50 тысяч снарядов и тяжелых мин, миллионы бронебойных, разрывных и зажигательных пуль. Были разбиты все здания в крепости, превращен в обломки древний собор. Но сколько бы ни бесновались в бессильной ярости гитлеровцы, они не смогли сломить стойкости защитников крепости, их воли к борьбе и победе.

Оставив Шлиссельбург, корабли флотилии перешли для базирования в необорудованный порт Новая Ладога и к пристани Осиновец (19 км севернее Шлиссельбурга).

Захватив Шлиссельбург, немецко-фашистские войска завершили окружение Ленинграда. Так как единственной артерией, по которой в блокированный город доставлялись продовольствие, боеприпасы и войсковые резервы, являлось Ладожское озеро, Военный совет Ленинградского фронта поставил перед Ладожской военной флотилией в качестве основной задачи обеспечение перевозок для Ленинграда. Только за двадцать дней сентября корабли флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства перевезли через озеро около 20 тысяч тонн боеприпасов, продовольствия и топлива.

В этот же период флотилия вела напряженные боевые действия на озере. Канонерские лодки и сторожевые корабли оказывали постоянное огневое содействие флангам Советской Армии на восточном и западном побережьях озера. В северной части Ладоги корабли флотилии эвакуировали гарнизоны островов Валаамского архипелага, Байевых, Крестовых и других островов и острова Коневец, оставленных советскими частями по решению командования. В южной части озера с 20 сентября по 2 октября флотилия высадила ряд десантов в районе Шлиссельбурга с целью оттянуть силы противника к побережью озера и этим облегчить наступление частей Советской Армии на шлиссельбургский плацдарм. Беспредельную храбрость и отвагу проявили при высадке десантов курсанты Высшего Военно-Морского Пограничного училища.

С 7 по 12 сентября небольшой гарнизон острова Рахмассари, состоявший из роты морских пехотинцев, героически сдерживал натиск вражеского десанта из 600 человек. Защитники острова сражались с беззаветной отвагой. Когда финский солдат бросил гранату в нашего офицера, солдат Степанов накрыл гранату своим телом и ценой собственной жизни спас жизнь командиру.

17 сентября на озере разыгрался сильный шторм. Волнами было разбито и затонуло несколько речных барж с людьми и боеприпасами. На помощь терпящим бедствие отправился тральщик, которым командовал старший лейтенант Федор Леонтьевич Ходов. После того как экипаж тральщика, борясь с разбушевавшейся стихией, спас более сотни плававших на обломках баржи обессилевших людей, он был атакован девятью фашистскими бомбардировщиками. От прямого попадания бомбы тральщик переломился и корма его ушла под воду. Командир кормового зенитного орудия матрос Николай Абакумов продолжал стрелять по вражеским самолетам до тех пор, пока вместе с пушкой не погрузился в воду. Старший лейтенант Ходов, невзирая на бомбежку и тяжелое состояние тральщика, руководил спасением находившихся в воде людей {им же был спасен и герой моряк Абакумов). Когда подошла помощь, на обломках корабля находилось около двухсот человек.

Перевозки через озеро производились в исключительно тяжелых условиях осенних штормов и непрерывного противодействия противника с воздуха. Непригодность судов Северо-Западного речного пароходства к осенне-зимнему плаванию, сложные навигационные условия в южной части озера при отсутствии навигационно-гидрографического обеспечения, необычайно раннее (в первых числах ноября) появление на озере льда очень затрудняли перевозки. Однако, несмотря на все эти трудности, флотилия с честью выполнила поставленную перед ней задачу по перевозкам всех видов снабжения в Ленинград.

После того как немецко-фашистские войска вошли в Тихвин, создалась непосредственная угроза главной базе Ладожской военной флотилии — Новой Ладоге. В тяжелых ледовых условиях, при почти полном отсутствии топлива (противник занял станцию Гостинополье, являвшуюся главной перевалочной базой снабжения Ленинграда и флотилии), флотилия перебазировалась в необорудованный и открытый район западного побережья озера. Ледовый переход был совершен в течение четырех суток. Почти все корабли флотилии перед выходом из Новой Ладоги были загружены продовольствием для Ленинграда.

Перевозки по озеру продолжались до 1 декабря и закончились только тогда, когда ледовая дорога, проложенная в южной части озера, стала надежно действующей транспортной магистралью.

Так как плавать по озеру из-за ледостава было совершенно невозможно, Ладожская флотилия приступила к организации зимней обороны кораблей и их ремонту.

Разгром врага под Тихвином (октябрь — декабрь 1941 г.)

Ледовая дорога, проходившая по Ладожскому озеру, позволяла доставлять в осажденный Ленинград продовольствие, боеприпасы и войсковые резервы. День и ночь нескончаемым потоком шли на западный берег озера автомашины с грузом. Исходным пунктом этой питающей артерии была Вологда. Отсюда грузы по железной дороге направлялись через Тихвин до ст. Волховстрой (Званка), далее — по реке Волхов и по шоссе в Новую Ладогу» затем кораблями и судами Ладожской военной флотилии доставлялись на западный берег озера — в Осиновец и отсюда по железной дороге в Ленинград. Это был тяжелый и длительный путь, позволявший удовлетворять только самые насущные нужды Ленинграда.

Гитлеровское командование понимало, что, пока действует ладожская магистраль, удушить защитников Ленинграда костлявой рукой голода не удастся. Получив жестокий отпор, фашисты отказались от попыток форсировать Неву и выйти на ее правый берег, чтобы на Карельском перешейке соединиться с финской армией. Финны, остановленные советскими войсками на линии старой государственной границы, не смогли продвинуться дальше ни на шаг. Таким образом, кратчайший путь к установлению полной блокады был для противника закрыт. Тогда немецко-фашистское командование решило замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда восточнее Ладожского озера, совершив глубокий обход города-героя.

Еще в сентябре гитлеровцы приступили к подготовке новых наступательных операций, рассчитывая уничтожить главные силы Советской Армии, захватить Москву, Ленинград, Донбасс, Крым и этим победоносно завершить войну против СССР. Главный удар немецко-фашистские войска должны были нанести на московском стратегическом направлении.

Кроме того, гитлеровцы предполагали также захватить города Тихвин и Волхов, выйти к Северной железной дороге и в дальнейшем наступать на северо-восток для соединения с финской армией в межозерном районе. Таким образом, противник предполагал полностью окружить Ленинград.

Одновременно с наступлением на Москву и Тихвин немецко-фашистское командование намечало путем нанесения двух ударов по сходящимся направлениям — одного из района Вязьмы войсками левого крыла группы армий «Центр» и другого из района севернее Новгорода в общем направлении на Вышний-Волочек — окружить и уничтожить войска Северо-Западного фронта.

Оценив обстановку и разгадав планы врага, Ставка Верховного Главнокомандования подготовила удар по двум немецко-фашистским группировкам с расчетом нанести его в тот момент, когда их наступление выдохнется. Еще в июле в связи с прорывом противника на новгородском направлении на восточном берегу Волхова была развернута резервная армия, находившаяся в непосредственном подчинении Ставки. К 3 сентября в районе Новая Ладога, Волхов, Тихвин была сосредоточена другая вновь сформированная армия. Эти армии не позволяли . соединиться в октябре — декабре немецко-фашистским и финским войскам. Произошло это так.

16 октября 39-й армейский корпус противника из района Грузино начал наступление на Тихвин и, пользуясь подавляющим превосходством в силах, 8 ноября занял город. 28 октября из района Кириши перешел в наступление 1-й армейский корпус гитлеровцев. Ему удалось подойти к Волхову на расстояние 3—5 км и начать артиллерийско-минометный обстрел железнодорожной станции Волховстрой. Единственная магистраль, связывавшая Ленинград со страной, была перерезана. Снабжение Ленинграда с суши из тыла прекратилось. Создалась угроза полного окружения Ленинграда.

Ставка Верховного Главнокомандования, занятая в это время организацией отражения наступления противника на Москву и подготовкой к контрнаступлению на главном стратегическом направлении, приняла эффективные меры для ликвидации новой угрозы, нависшей с северо-востока. В предельно короткий срок были сконцентрированы необходимые силы и проведена подготовка к переходу в контрнаступление в районе Тихвина.

Перед Ладожской военной флотилией была поставлена задача в самый кратчайший срок произвести оперативную перевозку войск с ленинградского участка фронта на волховский для прикрытия города Волхова (Волховстрой) и железной дороги Волхов — Тихвин.

Эту ответственную задачу Ладожской военной флотилии пришлось решать в очень тяжелых условиях (жестокие штормы, снегопады, начинающийся ледостав, перебои в снабжении кораблей и судов топливом, продовольствием и боеприпасами из-за подхода противника на подступы к Волховстрою и главной базе флотилии Новой Ладоге, непрерывное противодействие противника). Особенно остро стоял вопрос с топливом.

Преодолев все трудности, моряки Ладожской флотилии в короткие сроки и без потерь завершили переброску с западного берега Ладожского озера на восточный 44-й и 191-й дивизий и 6-й отдельной бригады морской пехоты со всей их боевой техникой и тылами. Дивизии немедленно включились в оборону города Тихвина, а морская бригада — в оборону ст. Волховстрой. Батальоны морской пехоты, заняв ко 2 ноября оборону в 30 км южнее Волховстроя в составе войск 54-й армии генерала И. И. Федюнинского, в течение всего ноября вели тяжелые бои с превосходящими силами противника. Только после того как в строю осталось около трети состава бригады, она вынуждена была отойти вплотную к Волховстрою, продолжая сдерживать яростные атаки врага, подступившего к окраинам города.

Уже в середине ноября группа войск под общим командованием генерала армии К. А. Мерецкова приступила к разгрому волховско-тихвинской группировки противника.

12 ноября советские войска, нанеся удар по основанию немецко-фашистского клина, окружили и ликвидировали гарнизон Малой Вишеры и прорвали оборону правого фланга 39-го армейского корпуса. 18 ноября началось наступление на Тихвин, закончившееся 9 декабря освобождением этого города. Преследуя отступавшие танковые и моторизованные дивизии врага, наши войска ликвидировали вражеский клин в районе ст. Волховстрой — ст. Тихвин — ст. Будогощь и вышли к реке Волхов. В это время наши части, действовавшие в районе Малая Вишера, завершили разгром правого фланга немецкого клина и к 23 декабря также вышли к реке Волхов.

3 декабря перешли в наступление части Советской Армии и бригады морской пехоты, действовавшие на левом фланге всего волховско-тихвинского клина против войбокальской группировки противника. Противник был отброшен от железной дороги, а его части окружены в Падрило, Овдаколо, Тобино, совхозе «Красный Октябрь» и в других пунктах. 20 декабря, уничтожив блокированные гарнизоны, наши части вышли к деревням Малая Влоя и Большая Влоя. В этот же день начался разгром основных сил волховской группировки противника наступлением нашей армии от города Волхова на юг вдоль восточного и западного берегов реки Волхов.

Много подвигов совершили в этих боях морские пехотинцы. Наступая по торфяному болоту, в густых лесах и при сильных морозах, они окружили и полностью уничтожили вражеские гарнизоны в деревнях Падрило, Ревдаколо, Шумы, Большая и Малая Влоя.

К 28 декабря разгром волховско-войбокальской группировки врага был завершен. Разгромив 1-й армейский корпус противника, наши войска вышли на линию железной дороги Мга — Кириши. Части, наступавшие от Тихвина, вышли к Грузино, полностью очистив восточный берег реки Волхов.

Таким образом, Советская Армия отбросила гитлеровцев на всем фронте на рубеж, с которого они начали свое наступление в октябре. Не прекращая наступления, части образованного в это время Волховского фронта форсировали реку Волхов на участке Кириши — Грузино и завязали бой за ст. Кириши; северо-западнее Кириши развернулись бои на синявинском плацдарме.

Успешное наступление рождало у бойцов и офицеров высокий моральный подъем. В разгар наступления командование Волховского фронта решило произвести перегруппировку сил, чтобы лишить войбокальскую группировку противника возможности отойти на юг, при этом заменить одну из снятых дивизий равнозначной частью не представлялось возможным. Было решено на место дивизии поставить роту моряков. Такую роту срочно сформировали из наиболее выносливых бойцов, во главе которых поставили гвардии капитана Гриткова. Роту назвали ротой моряков-богатырей, и она оправдала это имя. Двенадцать дней удерживали моряки рубеж дивизии, отбив за это время двадцать ожесточенных атак врага.

Героическими делами во время разгрома волховско-тихвинской группировки противника прославились также балтийские летчики. Авиация Краснознаменного Балтийского флота, взаимодействуя с воздушными силами армии, наносила удары по переднему краю противника под Тихвином и Волховстроем, подавляла его узлы сопротивления, штурмовала живую силу и технику, уничтожала окруженные гарнизоны, действовала на путях отхода противника.

Таким образом, Краснознаменный Балтийский флот оказал большую помощь войскам Советской Армии в разгроме волховско-тихвинской группировки противника, в ликвидации смертельной опасности, нависшей в октябре— ноябре 1941 г. над Ленинградом.

Победа Советской Армии под Тихвином и на реке Волхов имела крупное политическое и стратегическое значение. Блестящий успех этой операции, являвшейся одним из звеньев стратегического контрнаступления Советских Вооруженных Сил зимой 1941/42 г., отвлек значительные силы немецко-фашистской армии с московского направления и вынудил гитлеровцев окончательно отказаться от попыток замкнуть кольцо блокады Ленинграда.

Связь города-героя со страной через Ладожское озеро была восстановлена.

Снабжение Ленинграда зимой 1941/42 г. «Дорога жизни»

Пока шли кровопролитные бои у Тихвина и Волхова, необходимо было организовать снабжение Ленинграда и Ленинградского фронта продовольствием и боеприпасами, имевшимися на восточном берегу Ладожского озера. Но Ладогу местами уже сковал лед, и дни плавания в южной части озера были сочтены. А в Ленинграде начинался голод. В этих условиях Военный совет Ленинградского фронта принял решение проложить автотракторную дорогу по льду Ладожского озера, по трассе мыс Осиновец — острова Зеленцы, с разветвлением на село Кабона и на Лаврово. Эта задача была возложена 10 ноября на тыл фронта. Трассу надлежало подготовить к 25 ноября.

Дорожные части фронта при помощи флотилии в невиданно короткий срок, в десять — двенадцать дней, построили ледовую дорогу, причем половина работ была проделана без помощи машин, вручную. Специальный ледоводорожный отряд гидрографов Ладожской военной флотилии, возглавляемый лейтенантом Е. П. Чуровым. вел ледовую разведку, руководил созданием системы ограждения дороги и обслуживанием ее. Вся трасса была тщательно ограждена вехами, знаками, огнями, километровыми столбиками, чтобы в метель, пургу или темной ночью машины и пешеходы не могли сбиться с дороги. Так как трасса проходила в непосредственной близости от линии фронта, т. е. в зоне артиллерийского огня противника, было организовано наземное и воздушное прикрытие трассы, наведены линии связи. Через каждые семь километров пути стоял питательно-обогревательный пункт для эвакуируемых ленинградцев, проходящих войск и работников трассы, была создана четкая дорожно-комендантская служба, регулировавшая работу дороги.

Ледовая трасса спасла жизнь многим сотням тысяч ленинградцев и позволила героическим защитникам города стойко выдержать суровые испытания, выпавшие на их долю. Ленинградцы назвали эту дорогу — «Дорогой жизни».

18 ноября с западного на восточный берег озера переправился первый всадник. За ним двинулись санные обозы, и уже ночью 22 ноября, несмотря на сильную пургу, прошла первая автоколонна из 60 машин. Молодой лед трещал под тяжестью груженых автомобилей, и водители держали дверцы кабин открытыми, чтобы успеть выскочить в случае, если машина уйдет под лед.

Вслед за открытием ледовой трассы Осиновец — Кабона были начаты работы по созданию второй более короткой ледовой трассы — от Коккорево в Кабону — протяженностью 30 км. 6 декабря по этому же маршруту началась прокладка второго пути. По новым дорогам в течение ноября — декабря было переправлено с восточного берега на западный большое количество грузов.

Противник предпринял ряд попыток прервать движение по ледовой трассе. Участились налеты авиации и усилились артиллерийские обстрелы из района Шлиссельбурга, но «Дорога жизни» продолжала действовать.

В апреле начал таять снег, надо льдом выступила вода. Машины шли по воде, каждую минуту рискуя уйти под лед. В конце апреля движение по трассе прекратилась. К этому времени Ленинград уже располагал запасами продовольствия, вполне достаточными для того, чтобы прокормить население до открытия навигации на Ладожском озере.

«Дорога жизни» спасла Ленинград от голодной смерти в самый тяжелый период блокады города.

Действия Краснознаменного Балтийского флота зимой и весной 1941/42 г.
(январь — апрель)

В конце декабря 1941 г. 18-я немецко-фашистская армия оказалась вынужденной перейти к обороне на всем фронте от Балтики до озера Ильмень. Войска Волховского фронта, вырвав инициативу из рук противника, продолжали наступление. К началу января 1942 г. они вышли на позиции, на которых советские войска находились (в сентябре 1941 г. Армии Ленинградского фронта играли роль сковывающей силы: они держали противника в постоянном напряжении, не позволяя ему перебрасывать свои части на те участки Волховского фронта, где наши войска успешно продвигались вперед. Обстановка на Балтийском море оставалась для нашего флота тяжелой. Его операционная зона в результате кампании 1941 г. сократилась до предела, силы дислоцировались в нескольких районах, фактически изолированных друг от друга, — в Островном районе (Лавенсари —Сейскари), в Кронштадте, на ораниенбаумском плацдарме, в Ленинграде и на Ладожском озере. В связи с этим боевое питание, материально-техническое обеспечение и управление соединениями было крайне осложнено в условиях блокады. Невыгодность оперативной обстановки усугублялась тем, что флот, сосредоточенный на тесном участке восточной части Финского залива, находился под постоянным воздействием не только авиации, но и артиллерии противника, предпринимавшего все меры, чтобы к началу летней кампании 1942 г. уничтожить советский Балтийский флот.

На совещании в ставке Гитлера 13 февраля 1942 г. главное морское командование докладывало, что «решающее значение в возобновлении действий военно-морских сил Германии в Финском заливе и в окончательном изгнании русских из Балтики имеют:

а) беспрерывные атаки по русским военно-морским силам в Ленинграде и Кронштадте армейской артиллерией и военно-воздушными силами Германии;

б) захват островов в Финском заливе для создания операционных баз для тесной блокады Кронштадтской бухты.

Достигнуто соглашение с армией, по которому войска армии захватят острова, а военно-морской флот примет их у армии и будет отвечать за их удержание» [Совещания германского главного командования по военно-морским вопросам].

Германская ставка решила усилить удары по Краснознаменному Балтийскому флоту силами армейской артиллерии и авиации, приказала армии занять острова в восточной части Финского залива и удержать их во что бы то ни стало.

В этих условиях советский флот на Балтике должен был:

— оказывать артиллерийское и авиационное содействие армии в наступательных операциях на сухопутном фронте и при обороне Ленинграда;

— оборонять базы и места стоянок кораблей и частей флота с моря, суши и с воздуха в условиях ледостава;

— вести борьбу за расширение противоблокадной операционной зоны (плацдарма) для того, чтобы флот мог развернуться в целях ведения активных операций на море;

— отремонтировать корабли и вооружение к началу навигации.

И после того, как лед сковал Неву и восточную часть Финского залива, Краснознаменный Балтийский флот не ослабил помощи войскам Советской Армии, защищавшим Ленинград. За период январь — апрель линейный корабль «Петропавловск», крейсер «Максим Горький», пять эскадренных миноносцев, четыре канонерские лодки, около 100 железнодорожных и стационарных береговых батарей и два бронепоезда провели 1879 стрельб по сухопутным коммуникациям, резервам и батареям противника, обстреливавшим город, и израсходовали 21 414 снарядов калибра от 406 до 100 мм. Морские артиллеристы уничтожили более десяти артиллерийских и минометных батарей, разбили и взорвали около десятка железнодорожных составов, мостов, складов и бронепоездов, уничтожили много живой силы и техники врага. При этом советские моряки действовали под непрестанными артиллерийскими обстрелами и яростными воздушными атаками противника, стремившегося подавить нашу морскую артиллерию. Особенной популярностью среди защитников Ленинграда пользовался бронепоезд «Балтиец», которым командовал офицер Стукалов. За семь месяцев войны бронепоезд уничтожил более 5,5 тысячи гитлеровцев, 19 минометных батарей, 55 блиндажей и дзотов, подавил 35 артиллерийских и 26 минометных батарей.

В январе 1942 г. войска Волховского фронта и левое крыло Ленинградского фронта (Синявинская оперативная группа), завершив разгром волховско-тихвинской группировки противника, продолжили наступление в общем направлении на Любань и Тосно, чтобы прорвать кольцо блокады. Ожесточенные бои шли до мая. Наши войска методически прогрызали долговременную оборону противника и вышли к окрестностям города Любани. В этих боях принимали участие бригады морской пехоты. Одна бригада наступала в районе Синявино, несколько других бригад вместе с войсками Ленинградского фронта сковывали и изматывали силы противника. Активно действовала на Волховском фронте авиация Краснознаменного Балтийского флота. Особенно отличился 4-й гвардейский истребительный авиационный полк. Среди летчиков этого полка выделялся своим мастерством и бесстрашием заместитель командира одной из эскадрилий Герой Советского Союза Г. Д. Цоколаев. В один из мартовских дней он повел группу истребителей на уничтожение несдавшегося окруженного на маленьком участке земли подразделения противника. Группа мастерски выполнила сложную задачу: несколькими штурмовыми заходами все фашистское подразделение было уничтожено, причем ни один из наших бойцов, участвовавших в окружении врага, не пострадал. Товарищи по гвардейскому полку называли этот вылет группы Цоколаева ювелирной работой.

Герой Советского Союза гвардии капитан Геннадий Дмитриевич Цоколаев
Герой Советского Союза гвардии капитан Геннадий Дмитриевич Цоколаев.

Через несколько дней Геннадий Цоколаев снова повел шестерку истребителей над позициями наших войск. Обнаружив 15 фашистских бомбардировщиков, шедших к нашему переднему краю, Цоколаев смело бросил свою группу в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдержали натиска советских летчиков и стали отходить. Цоколаев и его товарищи настигли противника и сбили четыре самолета. Вскоре группа Цоколаева встретилась с 15 немецкими бомбардировщиками, шедшими под прикрытием восьми истребителей на бомбардировку боевых порядков наших войск. Стремительной атакой советские летчики заставили гитлеровцев сбросить бомбы в расположение их же войск. В этом воздушном бою фашисты потеряли шесть «юнкерсов» и три Ме-109.

Выполняя задачу уничтожения нашего флота, поставленную гитлеровской ставкой, фашистская авиация в апреле возобновила массированные налеты на Ленинград и на корабли, расставленные по реке Неве и ее притокам. Первый налет произошел 4 апреля. Результаты его были ничтожны, но противник потерял 18 бомбардировщиков из 40 участвовавших в атаке. На следующий день гитлеровцы повторили налет и опять успеха не имели. 24 апреля в налете участвовало 159 вражеских самолетов, одновременно город и корабли подверглись длительному артиллерийскому обстрелу. Из этого числа самолетов противника только восемнадцати удалось прорваться к городу. 24 бомбардировщика были сбиты на подходах к Ленинграду. 25 апреля налет и обстрел повторились. На этот раз фашисты потеряли шесть самолетов. Во время этих массированных налетов гитлеровцы сбросили на корабли более 120 бомб весом от 50 до 500 кг, но так и не добились каких-либо значительных результатов. Попытки немецко-фашистского командования уничтожить Краснознаменный Балтийский флот, сорвать его подготовку к активным операциям на море потерпели неудачу.

Чтобы обеспечить нашему флоту успешные боевые действия в Финском заливе и Балтийском море, необходимо было оборудовать противоблокадную операционную зону. Борьба за расширение этой зоны началась сразу же после разгрома противника в районе реки Волхов, что привело к коренному улучшению положения Ленинграда.

Военный совет Краснознаменного Балтийского флота принял решение освободить острова Гогланд и Большой Тютерс, имевшие большое значение для развертывания наступательных операций на море.

31 декабря 1941 г. отряд, состоявший из 170 моряков гарнизона острова Лавенсари, совершив за ночь 43-километровый невероятно тяжелый переход по льду, занял остров Большой Тютерс. На рассвете 2 января отряд снова произвел ночной бросок по тонкому льду, покрытому трещинами и промоинами, и внезапно ворвался с трех сторон на остров Гогланд. Гарнизон противника (около 180 человек) был почти полностью уничтожен, потери отряда составляли пять убитых и шесть раненых. Отряд захватил две пушки, три крупнокалиберных зенитных пулемета, две радиостанции, движок, четыре телефонных аппарата, буксир, катер, 3000 снарядов, 20 000 винтовочных патронов, 20 противотанковых мин, четырех лошадей с санными упряжками и другое имущество.

Успех отряда был обеспечен всесторонним изучением обстановки и правильным выбором способа действий. Отряд совершил переход в такое время, когда у острова Гогланд еще не везде встал лед, что ослабляло бдительность противника. Хорошо подготовленные бойцы отряда действовали решительно. Несмотря на тонкий лед, многочисленные промоины, заставлявшие в 25-градусный мороз при сильном леденящем ветре идти временами по колено в воде, отсутствие теплой одежды и продовольствия, бойцы отряда полковника А. А. Баринова блестяще выполнили поставленную перед ними задачу.

Командир отряда сразу же приступил к укреплению островов и усилению их гарнизонов. Но сухопутных сил флот имел очень мало, а Ленинградский фронт был не в состоянии выделить силы и средства из своего состава. Противник же располагал базами вблизи Гогланда. Сконцентрировав крупные силы, поддержав их артиллерией и авиацией, он 27 марта атаковал Гогланд. Маленький гарнизон советских моряков, лишенный эффективной поддержки со стороны авиации, аэродромы которой находились на большом удалении от острова, удерживал Гогланд до последней возможности, но в конце концов все-таки вынужден был отойти на остров Лавенсари. Вскоре был оставлен и остров Большой Тютерс. В начале апреля командование флота предприняло несколько попыток снова вернуть острова, но противник успел их сильно укрепить, и попытки не увенчались успехом. Опираясь на эти острова, противник создал в восточной части Финского залива противолодочную позицию.

Командование Краснознаменного Балтийского флота провело работы по укреплению островов Лавенсари и Сейскари и оборудованию здесь укрепленного района, известного под названием передового опорного пункта. Этот пункт сыграл значительную роль в ходе боевых действии флота в кампании 1942 г. Именно отсюда развертывались «москитные» силы и подводные лодки для действии на морских сообщениях противника.

С началом ледостава, в условиях голодной зимы блокированного города, при отсутствии квалифицированных рабочих, электроэнергии и топлива, под частым артобстрелом и ударами с воздуха на флоте начался интенсивный ремонт кораблей и вооружения, проводилась боевая подготовка личного состава.

Объем ремонтных работ был огромный: значительная часть механизмов кораблей и береговых батарей была изношена в непрерывных боях и походах, имела боевые повреждения в результате артиллерийских обстрелов и воздушных налетов. Из-за отсутствия электроэнергии и рабочих заводы выполняли лишь незначительную часть работ. Основная тяжесть ремонта пала на плечи личного состава кораблей и береговых батарей. Балтийцы отлично справились с этой задачей. Они закончили ремонт досрочно—в конце апреля. К началу кампании 1942 г. Краснознаменный Балтийский флот находился в полной готовности к активным боевым действиям на море.

В тяжелых условиях блокады личный состав Краснознаменного Балтийского флота проделал также большую работу по оказанию помощи населению Ленинграда и промышленности города. Моряки эскадренных миноносцев «Опытный», «Сторожевой», «Славный», «Свирепый», «Строгий», «Грозящий», «Вице-адмирал Дрозд», «Стройный», крейсеров «Максим Горький» и «Киров», бригады подводных лодок, линейного корабля «Октябрьская революция» и других частей и соединений флота наряду со строительством оборонительных сооружений принимали активное участие в восстановлении и эксплуатации жизненно важных для города объектов.

10 января 1942 г. остановилась последняя турбина центральной городской водопроводной станции и город остался без воды. Городской комитет партии обратился к Военному совету флота с просьбой оказать экстренную помощь в восстановлении и пуске станции. Эта задача была возложена на личный состав подводной лодки «К-56», стоявшей около центральной водопроводной станции. Подводники обнаружили, что основной агрегат станции — дизель — запустить нельзя из-за отсутствия в водопроводе воды, охлаждавшей его во время работы. Тогда подводники решили создать систему независимого охлаждения дизелей. Используя гибкие шланги, стандартные винтили и трубы, они после 22 часов непрерывного труда пустили первый дизель и дали воду в напорную башню. Через 66 часов напряженной работы в холодном помещении по щиколотку в воде и соляре начали действовать четыре дизеля аварийной станции и город получил воду. В конце января подводники сдали станцию группе рабочих, прибывших с завода «Русский дизель». В это же время 1-й молочный завод, снабжавший молоком ленинградских детей, больных и раненых, обратился к морякам за помощью в ликвидации последствий вражеских бомбардировок. За короткий срок группа моряков выполнила большие работы по отогреву и частичной замене труб и грелок парового отопления цехов, отогрела и отремонтировала систему водопровода, установила электронасос для подачи воды в верхние этажи здания, без чего воду для замачивания сои приходилось ведрами носить на пятый этаж, так как напора городского водопровода не хватало, привела в рабочее состояние поврежденное оборудование цехов. Вместо разрушенной котельной моряки установили паровоз, который привели по рельсам, проложенным ими к зданию завода. Завод ожил и вновь стал давать продукцию столь необходимую для госпиталей и детских садов города.

Большие работы были проведены также на заводах «Большевик», «Канонерский», «Красногвардеец», имени А. А. Жданова, имени Г. К. Орджоникидзе. Судомех, «Республика», «Красная Бавария», имени К. Е. Ворошилова, на Невском химическом комбинате, на фабриках «Канат», «Светоч», имени М. С. Урицкого и на других предприятиях. Личный состав эскадренного миноносца «Славный» восстановил главные турбины ГЭС № 2, переоборудовал топки главного котла с угольного на торфяное отопление, восстановил многожильные кабели, по которым шло питание электроэнергией города. Электрики эскадренного миноносца «Свирепый» восстановили силовую сеть публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Балтийские моряки оказали огромную помощь и в обеспечении города топливом, в восстановлении и отоплении детских садов, бань и прачечных. Силами медицинского персонала госпиталей флота оказывалась большая медицинская помощь населению.

В самый тяжелый период блокады, в начале 1942 г., флот из своих фондов передал трудящимся города 1545 т пшеничной и ржаной муки, 100 т жиров, 105 т сахара, 24 т рыбных консервов, 4 т сгущенного молока.

В связи с приближением весны 1942 г. Ленинградский городской комитет партии принял меры по очистке города от нечистот и грязи, чтобы предотвратить опасность возникновения эпидемий. Моряки участвовали и в этом мероприятии.

Начавшиеся в августе 1941 г. бои на ближних подступах к Ленинграду к концу сентября были закопчены. Противник был остановлен. Фронт прочно стабилизировался. План немецко-фашистского командования штурмом овладеть Ленинградом окончательно провалился. За четыре месяца боев (с июля по октябрь) противник потерял 216 000 убитыми и ранеными. Значительную часть своих дивизий немецко-фашистское командование вынуждено было отвести на переформирование. Подтягивать новые дивизии для кровавых и малоперспективных штурмов Ленинграда оно не решилось, тем более что в начале октября началось первое «генеральное» наступление гитлеровцев на Москву. Центр тяжести зимних боевых действий противник перенес на осадно-блокадные операции. Ленинград и Кронштадт были подвергнуты артиллерийскому обстрелу 6-, 8- и 10-дюймовых батарей. Немецко-фашистские войска развернули обширные фортификационные работы, создавая двойную линию обороны от Копорского залива до Шлиссельбурга и от южного берега Ладожского озера до района Малой Вишеры; усиливались немецкие укрепленные тылы (Урицко-Петергофский, Мгинский, Чудовский и другие).

Краснознаменный Балтийский флот выполнил поставленную перед ним основную задачу по обороне Ленинграда. Ожесточенные бои в Рижском и Финском заливах, на островах Эзель и Даго, в Ладожском озере и Выборгском заливе, оборона Таллина и Ханко представляли собой комплекс сложной боевой деятельности разнородных сил флота, действовавших с морского, озерного и сухопутного операционных направлений. В ходе этих боев флот нанес противнику большие потери в живой силе и технике и этим способствовал срыву вражеского наступления на Ленинград. Позже, когда немецко-фашистские захватчики овладели Шлиссельбургом, флот, несмотря на тяжелые условия осенне-зимних плаваний по Ладожскому озеру и противодействие противника, поддерживал связь Ленинграда со страной, обеспечивал доставку грузов, необходимых городу-герою.

К началу 1942 г. инициатива переходит к защитникам великого города, и обстановка на Ленинградском фронте начинает складываться более неблагоприятно для врага.

Провал планов гитлеровского командования под Ленинградом явился результатом неустанной мобилизующей и организующей деятельности Коммунистической партии, сумевшей объединить и направить все силы на отпор врагу, беззаветной храбрости и стойкости защитников города и правильного руководства войсками и флотом со стороны Военного совета Северо-Западного направления и Ставки Верховного Главнокомандования.




Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru