Твои герои, ЛенинградЗОТОВ Виктор АлексеевичКоординаты славы
Зотов Виктор Алексеевич. Родился в 1919 г. в Москве. По национальности русский. Член КПСС с 1942 г в Советской Армии с 1939 г. Начал воевать на Ленинградском фронте в июне 1941 г За годы Великой Отечественной произвел 430 боевых вылетов, сбил 17 самолетов противника лично и 11 — в группе, уничтожил большое количество его живой силы и техники. Звания Героя Советского Союза удостоен 4 февраля 1944 г. После войны окончил Военно-воздушную академию, до 1968 г. продолжал службу в рядах Советской Армии. В настоящее время в запасе, живет и работает в Минске.
Штабные формуляры, копии наградных листов, донесения 159-го истребительного авиационного полка. Скупо рассказывается в них о крылатых защитниках Ленинграда — Петре Лихолетове, Дмитрии Ермакове, Владимире Серове, Викторе Зотове и других.
В наградном листе Виктора Зотова много различных данных. Главным образом таких, которые повествуют о времени боевых вылетов, о том, в каком составе они выполнялись сколько времени длился воздушный бой, какое количество самолетов участвовало в нем с обеих сторон, скольких машин фашисты недосчитались. Лаконичные записи начальника штаба За ними — судьбы людей, их борьба, фронтовая жизнь. Воздушные бои за Ленинград...
Гитлеровское командование любой ценой стремилось захватить колыбель русской революции. Но волею партии и народа город Ленина стал для врагов неприступной крепостью Тяжелые бои с фашистами на земле и в воздухе не прекращались ни днем, ни ночью.
Авиационный полк, в котором служил лейтенант Виктор Зотов, отражал очередной налет бомбардировщиков противника на железнодорожный мост через реку Волхов. Не допустить гитлеровцев к цели — такова была задача.
Звено Зотова набрало высоту, взяло заданный курс. Через несколько минут полета показались знакомые очертания озера. Когда-то, в мирные дни, сюда, к этому красивому и чистому озеру, приезжала на рыбалку вся 3-я эскадрилья. А теперь здесь находился передний край. Враг ощетинился жерлами зениток.
Бой предстоял нелегкий. 25 «юнкерсов» и «хейнкелей» направлялись бомбить железнодорожный мост через Волхов. На перехват им шло только одно звено наших истребителей.
Гитлеровцы летели эшелонами, по шесть — девять самолетов. Зотовцы не дрогнули, не смутило их количество вражеских машин. Атаковали дерзко, напористо. Били без промаха. Ни одному из фашистских бомбардировщиков так и не удалось прорваться к объекту. Пять из них горели на земле.
Лейтенант Зотов окинул взглядом горизонт. «Хорошо дерутся ребята»,— подумал он и снова бросил истребитель на врага. Зотов видел, как на «юнкерсе» задвигались стволы пулеметов. Еще секунда, другая — и свинцовые трассы пуль потянутся к истребителю. Надо опередить врага, нанести по нему удар первым. Нервы Зотова напряжены до предела, движения скупы и расчетливы. И вот толстобрюхая машина в прицеле. Ударили пулеметы. Но что это — «юнкерс», отстреливаясь, продолжал уходить. Он словно завороженный держался в воздухе, отвечая истребителю свинцовым дождем. Зотов резко бросил машину вперед. Почти вплотную подошел к бомбардировщику и распорол его двумя длинными очередями...
Часто менялась в те тревожные дни фронтовая обстановка. Ленинград и его промышленные объекты подвергались ежеминутной опасности. Летчики-истребители находились на аэродроме в готовности номер один.
В 11 часов Зотова вызвали на командный пункт. Здесь чувствовался пульс активной деятельности. Зуммерили телефоны, упрямо попискивала рация. На скрипучем походном столике лежала раскрытая крупномасштабная карта Ленинградской области.
Командир полка устало опустился на стул и пригласил Зотова к столу. По его осунувшемуся лицу и воспаленным глазам Виктор понял: дела на фронте не из приятных.
— Садитесь,— сказал командир Зотову.— Вы должны были лететь на разведку?
— Так точно! — ответил лейтенант.
— На разведку направим старшего лейтенанта Лихолетова. А вам другое задание.
Склонились над картой. На ней синим кружочком были обозначены крупные армейские склады боеприпасов, продовольствия и горючего.
— Здесь,— сказал командир,— надо преградить путь 70 бомбардировщикам. Шестеркой. Больше дать не могу. Нет ни одной лишней машины.
Командир пристально посмотрел на летчика, по-отцовски положил сильные руки на его плечи, решительно сказал:
— Верю, что справишься. Удачи тебе, лейтенант. Вылетайте немедленно.
Вдруг в северной части аэродрома разорвался вражеский снаряд, за ним — второй. И снова все стихло.
— Присматриваются немцы. Бьют по площадям,— заметил командир полка, крепко пожимая руку Зотову.
И вот уже над аэродромом взвилась красная ракета. Летчики кинулись к самолетам. Машина Зотова первой оторвалась от земли. За ней поднялись еще пять. Вдали полыхало зарево пожара. По дороге на Лугу двигалась наша танковая колонна. На склоне пологого холма окапывались артиллеристы.
Вскоре достигли заданного района. Слева по курсу стали вырисовываться все увеличивающиеся в размерах силуэты «юнкерсов».
— Сблизиться с противником! — подал сигнал Зотов.
Выполняя приказ командира, летчики ринулись в бой. Зотов, успев набрать высоту, стремительно пикировал на ведущего вражеской армады. Расстояние между ним и гитлеровским бомбардировщиком уменьшалось. И когда до «юнкерса» оставалось метров 40, нажал на гашетку...
По левой плоскости самолета Зотова чиркнула огненная трасса. На помощь пришел ведомый. И вовремя. Гитлеровский стрелок-радист готовился дать по машине Зотова вторую очередь, да не успел. Его опередил ведомый. Вражеский пулемет замолк. А «юнкерс», подбитый пушечной очередью, задымил моторами и понесся к земле.
Массированный налет «юнкерсов» на военные склады был сорван. Советские истребители лишь в этом бою сбили пять вражеских бомбардировщиков. Один из них уничтожил Виктор Зотов.
На следующий день новый вылет. На этот раз 11 «лавочкиных» встретились с 14 «фокке-вульфами». Началась «карусель» — стихия Виктора Зотова. Любил он крутые виражи, лобовые атаки, короткие пушечные удары. Три — четыре минуты боя, и нет уже слетанных пар фашистских асов. А за утратой инициативы и бойцовского духа всегда следует поражение. В первые же минуты боя фашисты потеряли шесть самолетов. Отличился и Зотов: спас жизнь ведомому, сбил лично один «фокке-вульф».
После приземления на аэродроме находились недолго. Заправили машины и снова в воздух — сопровождать штурмовики. Повел шестерку Зотов. На трех «лавочкиных» были молодые, еще не обстрелянные в боях летчики. Виктора это тревожило. Как-то у них сложится первый бой с врагом?
Сопровождать «илы» не просто. Истребители в ответе за каждый самолет. Защищать надо в первую очередь штурмовики и уже в последнюю — себя. Как говорится, сам погибай, а товарища выручай.
Над целью к «илам» попытались прорваться «фокке-вульфы». Пришлось их проучить, хотя силы были неравными: шесть против девяти. Молодые летчики горели желанием отличиться. И Зотов повел их в первый бой. Одна атака, другая, и вот уже три «фоккера» догорают на земле. Два из них сбили новички и один — Виктор Зотов.
В это время на горизонте показались еще четыре вражеских самолета. Положение осложнялось. Но отступать было нельзя. Только атаковать, только наносить неотразимые удары! И снова бой, снова вихревые атаки. Вскоре фашисты лишились еще трех самолетов. Все шесть наших летчиков вернулись на свой аэродром.
Виктор Зотов и его ведомые чаще всего сражались против бомбардировщиков. Не давали им передышки, поджигали, крошили винты моторов, разрезали бензобаки, взрывали бомбовые отсеки. Не пропускали ни к складам, ни к железнодорожным мостам, ни к переправам. И удивительно — сами оставались неуязвимыми.
К лету 1943 года Виктор Зотов, 22-летний летчик, ставший заместителем командира эскадрильи, совершил в ленинградском небе 336 боевых вылетов, провел 87 воздушных схваток. 204 раза взаимодействовал он с противовоздушной обороной, 43 раза сопровождал боевую и транспортную авиацию, 28 раз прикрывал наземные войска, 53 раза летал на разведку. И при этом не горел, не прыгал с парашютом, не получил ни одной царапины. На груди летчика к тому времени уже красовались два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны I степени.
...Просторно бывает иногда в осеннем небе. Так было и на этот раз. В воздухе лишь два самолета. Это Виктор Зотов и Валентин Серов возвращались на свой аэродром из разведки. Навстречу — самолеты. Чьи: свои или чужие? Оказалось, что это были наши «яки». Приятно увидеть на встречных курсах соседей: аэродромы «Яковлевых» и «лавочкиных» были рядом.
Но что это за силуэты слева, чуть выше? То появляются под нижней кромкой облаков, то исчезают. Враги! «Надо выручать «Яковлевых»,— решил Зотов.— Но сообщить «якам» об опасности — значит, отвлечь их от задания. Спешат, видно, к Волхову на перехват бомбардировщиков. Нет, надо идти самим навстречу «фокке-вульфам».
Одна за другой короткие пулеметные очереди. Боевые развороты, виражи, горки. Столкновение воли, выдержки, нервов и мастерства. Удар по врагу, точный и неотразимый, первым нанес Зотов. Не промахнулся и Серов. Вражеская машина покачнулась и взорвалась здесь же, в небе. Пока фашисты разобрались что к чему, наши самолеты скрылись за горизонтом, а Зотов и Серов повернули на свой аэродром.
Новый, 1944 год Виктор Зотов встретил на аэродроме, будучи, как всегда, в боевой готовности номер один. Прошло уже два с половиной года войны — немалый срок. Можно было теперь окинуть мысленным взором пройденный путь суровых испытаний, дать оценку тому, что и как сделано за это время. Виктору Зотову было что вспомнить, чем гордиться. За прошедшие годы он из молодого, неопытного летчика вырос в настоящего аса, его летное мастерство значительно возросло.
Навсегда сохранил Зотов сердечную признательность и благодарность своим первым командирам и наставникам — Сергею Николаевичу Власову и Владимиру Антоновичу Чапленко. Это они, ветераны полка, приняли на свои плечи всю тяжесть первых месяцев войны. Это они, коммунисты, не зная отдыха, учили таких неопытных авиаторов, как Зотов, молниеносным атакам и точным ударам по врагу. Учили экономить каждый грамм горючего, беречь каждый патрон и снаряд.
Тяжело пережил Виктор гибель Сергея Власова и Владимира Чапленко, своих боевых друзей, людей обаятельных, щедрых на дружбу и братство. С их гибелью будто оторвалась какая-то частица сердца. Но живые не забывали погибших. В живых горела любовь к Родине, закалялась воля к победе.
Наступил февраль 1944 года. Летчики не покидали самолетов, ждали сигнала на вылет. Глядя из кабины на легкую поземку, Зотов невольно подумал о том, как быстро летит время. Давно ли в гостях у них были ленинградские артисты, а прошла уже целая неделя. Вспоминались слова понравившейся всему личному составу полка песни «Любимый город»:
Пройдет товарищ все бои и войны,
Не зная сна, не зная тишины...
Эти слова волновали, тревожили душу, вселяли веру в победу, в счастье.
Зотов посмотрел на часы. Пора! И начал выруливать на взлетную полосу. Сегодня на перехват фашистских бомбардировщиков он вылетал во главе эскадрильи.
Вражеские самолеты шли на большой высоте. Они, словно на параде, точно выдерживали скорость, дистанцию, интервалы. Зотов решил немедленно атаковать ведущий самолет. И вот уже одна за другой по самолету хлестнули пулеметные очереди. «Юнкерс» резко вильнул в сторону. Казалось, что бомбардировщик вот-вот клюнет носом, однако он продолжал уходить. Зотов бросился в погоню. Навстречу стремительно приближалась земля: «юнкерс» пикировал. Зотов не отставал. Но пушки «лавочкина» молчали. «Дистанция велика»,— подумал Виктор и решительно подал сектор газа вперед. До бомбардировщика было совсем близко. Короткая очередь — и один из моторов «юнкерса» задымил. Но все же гитлеровец упорно тянул к земле. «На что он рассчитывает? На крепость своих нервов? Что ж, посмотрим»,— усмехнулся Зотов.
До земли оставалось не более 150 метров. Фашист не выдержал, вывел машину из пике, пошел на бреющем. Зотов приблизился к бомбардировщику с правой стороны и нажал на гашетку. Однако выстрелов не последовало...
Трудно остановиться в боевом порыве, когда рядом жестокий и ненавистный враг. Если его не уничтожить сегодня, завтра он снова будет пытаться пройти к Ленинграду. Зотов смело бросился в атаку на смертельно раненного, но все еще сопротивляющегося врага. До «юнкерса» оставалось несколько десятков метров. Фашист не выдержал, резко бросил машину в сторону, свалился на крыло и врезался в крутой берег реки.
Когда Зотов приземлился на своем аэродроме, то увидел, что к его самолету бегут летчики и техники. Что бы это значило? Оказалось, что газеты принесли радостную весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года ему, Виктору Алексеевичу Зотову, было присвоено звание Героя Советского Союза.
Н. Костин
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 3. М.: Московский рабочий, 1978.
Другие материалы
|