Твои герои, ЛенинградЕВГРАФОВ Вадим НиколаевичМолодо — не зелено
Евграфов Вадим Николаевич. Родился в 1922 г. в Брянске. По национальности русский. Член КПСС с 1944 г. В 1928 г. вместе с семьей переехал в Москву. Здесь окончил среднюю школу и одновременно аэроклуб. В 1940 г. поступил и осенью 1942 г. окончил Ейское училище летчиков ВМФ. С ноября 1942 г.— на фронте. Был командиром МБР-2, затем торпедоносца. Совершил 137 бомботорпедных ударов. Потопил несколько крупных транспортов противника. Звания Героя Советского Союза удостоен 19 августа 1944 г. А спустя день погиб при возвращении из спецрейса.
Заканчивалась предполетная проработка боевого задания, когда командир полка, улыбнувшись, сказал:
— А слава о Евграфове докатилась и до Британии.— И протянул гвардии лейтенанту Вадиму Евграфову голубой конверт.
Никогда еще не получал Вадим письма в таких красивых конвертах. Из Москвы на фронт шли обычные в военную пору треугольники — от матери. Девушки ему не писали — любовь еще не пришла. А тут незнакомка из Лондона, прочитав в газетах о блестящих победах русского аса, командира торпедоносца, обращалась к парню, которому едва перевалило за двадцать, по имени-отчеству — Вадим Николаевич, называла храбрым летчиком, поздравляла с успехами, просила всех советских авиаторов беспощадно драться с фашистами. Берилл Нордскот — так звали англичанку — огорчалась, что «в Лондоне вместо цветников появились огороды», но надеялась после войны вручить Вадиму Николаевичу самый большой букет, какой только сможет переслать с британских островов в Советскую Россию.
Письмо сыграло неожиданную роль в жизни Евграфова. Раньше его называли только по имени. После письма из Лондона к нему обращались уже по имени-отчеству. Конечно, письмо лишь повод, причина в другом: самый молодой командир воздушного крейсера был в то же время признанным мастером торпедных ударов. Да и летный стаж к моменту прибытия на фронт в ноябре 1942 года у него исчислялся почти тремя годами. В свое время, учась в 256-й московской средней школе, он поступил в аэроклуб и окончил его одновременно с десятилеткой. В 1940 году 18-летний комсомолец стал курсантом Ейского училища летчиков Военно-Морского Флота. Когда осенью сорок второго по окончании обучения ему предложили остаться в училище инструктором, Вадим не согласился. — Только на фронт! — заявил он.
25-ю годовщину Великого Октября сержант Евграфов отметил боевым вылетом на изрядно потрепанном МБР-2. Летчиком-наблюдателем на нем летел Виктор Бударагин, в недавнем прошлом стрелок-радист. Расписание Евграфова, как и у других летчиков 58-й отдельной эскадрильи ВВС КБФ, было таким: днем — работа на материальной части, наземная подготовка к дальним рейдам, отдых; ночью — полеты на бомбометание, разведку, минирование.
Летая на МБР-2, Евграфов вспоминал рассказы о первых красных морских летчиках, самолеты которых порой гибли от одной пули, попавшей, например, в бензобак. МБР-2 также лишен броневой защиты. Тем большее искусство необходимо в маневрировании, чтобы избежать попаданий в самолет зенитных снарядов или пулеметных очередей фашистских истребителей. Евграфов, вообще худощавый, да еще живший на скромном ленинградском блокадном рационе, возвращался на рассвете из полета с ввалившимися щеками, усталым. Но глаза горели: он нашел цель, отбомбился и может документально, с фотопленкой, доложить о выполнении задания.
В заданиях, получаемых Евграфовым, все чаще появлялись пункты — Котка, Хельсинки, Таллин. 14 февраля 1943 года он участвовал в бомбардировке крупной базы противника. Обычно экипаж бомбардировщика старается возможно скрытнее подобраться к цели и, завершив удар, стремительно уйти из опасной зоны. В том ночном полете Евграфову пришлось почти 30 минут утюжить воздух над целью, вызывая на себя огонь зенитной артиллерии, чтобы экипажи других самолетов могли свободнее действовать в зоне. Завершал операцию, как и начинал ее, экипаж Евграфова. Бомбы он сбросил точно на цель, вызвав сильный пожар.
23 февраля, в День Советской Армии, Евграфов и Бударагин с малой высоты нанесли бомбовый удар по эшелону противника на станции Молосковицы. Они вылетели на цель согласно свежим данным, поступившим от воздушных разведчиков. Пришлось проявить немалое мастерство, чтобы в непогоду точно выйти на цель, умело атаковать ее. Балтийцы вывели эшелон из строя. А движение на этом участке дороги врагу не удавалось восстановить в течение трех суток. В те же последние две недели февраля Евграфов неоднократно бомбил военно-морские базы противника.
Как известно, в сорок третьем году советские люди с нетерпением ожидали открытия второго фронта в Европе. Однако союзники по антигитлеровской коалиции явно не спешили с этим делом. Однажды на политической информации Вадим Евграфов задал вопрос по этому поводу. Заместитель командира по политчасти улыбнулся:
— Собственно, второй фронт давно действует. Разве вы, товарищ Евграфов, не бьете врага на двух фронтах — на суше и на море? Так что прежде всего не на запад, а на себя надейтесь...
На два фронта Вадим сражался еще долгие месяцы. После ударов по опорным пунктам врага в Прибалтике он атаковал корабли, транспорты, обеспечивал проводку наших подводных лодок из Кронштадта в Балтийское море. Сплачивался в трудных полетах экипаж. Евграфов в его составе — самый юный. Даже Виктор Бударагин, штурман, считавшийся в эскадрилье одним из молодых, был старше командира на три года. Евграфов уважал его за прекрасное знание штурманского дела, мастерское владение пулеметом и умение надежно вести радиосвязь.
Бударагин стал штурманом не так, как многие другие, окончившие училища. Он служил действительную военную службу в Военно-Морском Флоте, окончил школу младших авиационных специалистов и в 1940 году стал стрелком-радистом. В начальный период Великой Отечественной войны совершил 120 боевых вылетов, участвовал в потоплении сторожевого корабля, был награжден орденом Красного Знамени. Летом 1942 года его направили на курсы летчиков-наблюдателей. Когда через несколько месяцев он вернулся в эскадрилью и был представлен командиру самолета сержанту Евграфову, новичку, то, по правде говоря, расстроился: а не растеряется ли вчерашний курсант, когда вокруг рвутся снаряды и каждую секунду могут напасть «мессеры»? Не станет ли их самолет мишенью для врага? Но практика быстро отмела подобные опасения; Евграфов в боевых полетах вел машину уверенно. И уж совершенно удивили и вызвали уважение Бударагина к молодому летчику его искусные противозенитные маневры над целью. Может быть, потому, что МБР-2 была первой боевой машиной комсомольца Евграфова, он видел в ней прежде всего достоинства. Нет бронезащиты? Оттачивай мастерство пилотирования. Скорость не выжмешь больше 180 километров в час? Труднее вражеским зенитчикам — они ведь рассчитывают на 400. Слабовато вооружение? Точнее стреляй из шкасов. Штурман мог только радоваться за молодого командира экипажа, смело вступившего в войну.
Каждый боевой полет — испытание. И все же они различны. В одном случае удается выполнить приказ и вернуться на свой аэродром, не получив ни одной царапины. В другом — возвращение похоже на чудо. Бывает и так, что однополчане уже считают экипаж погибшим, а он неожиданно возвращается в свою часть.
...Ночной порой группа МБР-2 бомбардировала железнодорожный узел противника. Его зенитная артиллерия неистовствовала. Несколько самолетов были повреждены осколками. В машину Евграфова также попали осколки. Это произошло, когда самолет ложился на боевой курс. Маневрировать нельзя — все мысли сконцентрированы на том, чтобы поразить цель. Захлебнулся, стал терять мощность мотор. Но бомбы экипаж сбросил точно. На развороте в мотор попало еще несколько осколков, он перестал тянуть. Земля приближалась. И тогда Евграфов передал штурману:
— Тяну в залив!
«Летающая лодка» с безжизненным мотором так ударилась о воду, что Бударагин получил травму.
Боевые друзья, вернувшись на аэродром, доложили, что самолет Евграфова сбит зенитной артиллерией. А его экипаж в это время боролся за жизнь. Командир и стрелок-радист помогли штурману выбраться из самолета в надувную резиновую лодку. Авиаторы смогли добраться до острова, где находились балтийские моряки. Бударагин точно определил место, где поставил на якорь МБР-2. На самолете насчитали более 300 пробоин. Однако техники в короткий срок заделали их, сменили мотор, и экипаж возобновил свои удары по противнику.
30 мая 1943 года стало известно, что в Финском заливе гитлеровцы пытаются создать безопасный фарватер для своих кораблей. Советские самолеты атаковали противника. Евграфов и Бударагин с малой высоты бомбили фашистский тральщик. Корабль был поврежден, потерял ход. Когда экипаж вернулся, Евграфов доложил:
— Уничтожить не удалось.
Командир успокоил:
— Соседи завершили дело, пустили тральщик на дно.
— Так это же соседи...
— Правильно. Надо стремиться, чтобы каждая бомба поражала цель. Вот вы и подумайте с Бударагиным, в какой момент ошиблись,— посоветовал комэск.
Командир и штурман разобрали полет, как говорится, по косточкам, и это помогло: больше не пришлось Евграфову докладывать — «корабль поврежден». Корабли и транспорты, атакованные его экипажем, неизменно отправлялись на дно. Да и удары по сухопутным целям стали еще эффективнее. Летом сорок третьего года экипаж МБР-2 уничтожил в Усть-Луге крупный склад с боеприпасами. Спустя час наш воздушный разведчик, фотографируя район, зафиксировал многочисленные взрывы — следствие снайперского удара МБР-2. Потом балтийцы разрушили полотно на железнодорожном участке Красногвардейск — Нарва.
Одно из последних заданий, которое Евграфов и Бударагин выполняли на «летающей лодке»,— бомбежка минных полей противника. Операция проводилась в интересах флота. С большими трудностями штаб определил расположение этих минных полей. Надо было пробить в них фарватер для наших подводных лодок. Сделать это силами тральщиков не было времени. Вся надежда — на самолеты. Евграфов оказался в числе тех, кому доверили эту поистине ювелирную работу. Летчики, не уклоняясь ни на градус от указанного курса, бомбили, казалось, пустынные воды. Но словно вызванные цепной реакцией, вслед за взрывами бомб, сброшенных Бударагиным, в морской глубине начинали рваться мощные мины. Фарватер был пробит. Подводные лодки Балтфлота скрытно выходили в море и производили торпедные атаки по гитлеровским кораблям.
А вскоре и Евграфов с Бударагиным стали с торпедой под фюзеляжем крейсировать над отдаленными уголками моря: они удостоились чести вступить в семью гвардейцев 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота. Вместо МБР-2 экипаж получил торпедоносец с могучими моторами и сильным бортовым вооружением. На этом самолете в несколько раз больше приборов, он рассчитан на дальние рейды. Пришлось потрудиться, чтобы в сжатые сроки овладеть новой техникой. Авиаторы занимались упорно. Специальных тренажеров для имитации торпедной атаки не было. Придумали. Трактор в стороне от летного поля таскал макет корабля, и Евграфов, Бударагин и другие молодые гвардейцы тренировались в расчетах торпедных атак, в работе пулеметной турелью.
Прием зачетов проходил на полевом аэродроме. Весь экипаж во главе с командиром показал прочные знания. Евграфов отлично пилотировал. Но у некоторых бывалых авиаторов все же оставались сомнения, усиливаемые его прямо-таки мальчишеским видом.
— И это командир крейсера? — пожал плечами заместитель командира эскадрильи.— Молодо — зелено...
— Молодо — это верно,— ответил командир полка гвардии подполковник И. И. Борзов.— Но не зелено!..
Он оказался прав. В семье торпедоносцев развернулся летный талант Вадима Евграфова. А отваги ему не приходилось занимать и раньше, когда летал на морском базовом разведчике.
К середине мая 1944 года счет потопленных гвардейцами фашистских судов приближался к сотне. Некоторые из этих судов оказывались столь тяжелой потерей для гитлеровского флота, что в Германии объявляли траур. Но и балтийцы понесли урон. На боевом курсе после бомбовых и торпедных атак погибли Герои Советского Союза К. Колесник и А. Чернышев. Был сбит и А. Разгонин, впоследствии также Герой Советского Союза.
22 мая Евграфов, Бударагин, стрелок-радист гвардии краснофлотец Большов и воздушный стрелок гвардии сержант Перегуда вылетели на боевое задание. Прошли фронт, под крыльями уже виднелось море, когда экипаж торпедоносца остался один: истребители прикрытия вернулись на базу. В начале маршрута высокая облачность облегчала поиск противника, но чем дальше, тем она становилась все ниже. Самолет прижимало к волнам, пошел дождь. Видимость не превышала 1,5—2 километра. И все же экипаж нашел противника. Два транспорта, охраняемые двумя сторожевыми кораблями, шли курсом на восток. Евграфов, мгновенно оценив обстановку, скомандовал:
— Приготовиться. Идем в атаку на концевой транспорт!
Летчик энергично маневрировал. Отвернув самолет вправо, он вышел к транспорту под курсовым углом около 90 градусов, как раз для точного, уверенного удара с воздуха. И тут на фашистских судах словно очнулись. Ракетой был подан сигнал тревоги. Зенитки открыли сильный огонь. Орудия стреляли не только по самолету, но и перед ним; в море торпедоносец встретила стена водяных столбов, весьма опасных для него, идущего на бреющем полете. Тем не менее Евграфов приближался к цели. И вот торпеда пошла к транспорту. Через несколько секунд доклад воздушного стрелка Перегуды:
— Взрыв!
На четвертой минуте после взрыва транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн скрылся под водой.
В ночь на 27 мая торпедоносец Евграфова снова ушел в дальний рейд. Перед вылетом на командном пункте собрались экипажи летчиков: Преснякова, Гептнера, Смолькова, Шишкова, Пучкова, Тарасова, Евграфова. Командир полка Борзов напомнил:
— Мы уничтожили девяносто девять кораблей противника. Сегодня кто-то из вас вступит в бой с сотым. И я уверен, победит...
Торпедоносцы разошлись по районам поиска. Евграфов вел машину, прижимаясь к морю. Погода ясная, внизу отчетливо виднелись гребни свежей волны. На горизонте — красная закатная полоса. Евграфов и Бударагин одновременно заметили транспорт. В эскорте — два сторожевых корабля. Летчик с темной стороны горизонта вышел в атаку. Внезапный удар принес успех — транспорт на глазах авиаторов пошел ко дну.
На командном пункте напряженное ожидание сменилось радостью: есть 100 уничтоженных фашистских кораблей!
— Будем докладывать командующему? — спросил командира полка начальник штаба.
— Повременим,— ответил Борзов,— доложим, когда проявим пленку.
Через 15 минут после приземления самолета пленка была проявлена: победа очевидна! Евграфова и его товарищей поздравил командир полка, а на рассвете пришла телеграмма и от командующего флотом. На другой день полк был награжден орденом Красного Знамени. Такую же награду комфлота вручил Евграфову. О его победе 27 мая сообщило Совинформбюро. И хотя фамилия летчика не называлась, вся Балтика знала, что это именно он уничтожил сотый корабль противника. Скоро Евграфов с товарищами по экипажу уничтожил еще несколько фашистских судов, в том числе транспорт водоизмещением 5 тысяч тонн, груженный боевой техникой. В августе 1944 года, в День Воздушного Флота СССР, ему и штурману Виктору Бударагину Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.
М. Львов
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 4. М.: Московский рабочий, 1980.
Другие материалы
|