ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

ЕФРЕМОВ
Андрей Яковлевич

Отвага

Герой Советского Союза Ефремов Андрей ЯковлевичАндрей Яковлевич Ефремов родился в 1910 г. в селе Лозинка Скопинского района Московской области в семье железнодорожника. По национальности русский. Член КПСС с 1931 г. С 1926 г. работал на Московско-Курской железной дороге, а затем на заводе имени Войтовича. По окончании Оренбургской военной авиационной школы был направлен в морскую авиацию в Ленинград. Участвовал в боях с белофиннами. В Великой Отечественной войне принимал участие с первых дней. Всего произвел 203 боевых вылета, шесть раз бомбил военные объекты Берлина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. А. Я. Ефремову присвоено звание Героя Советского Союза. После войны А. Я. Ефремов продолжал службу в рядах Советской Армии, а затем по состоянию здоровья ушел в запас. В настоящее время полковник А. Я. Ефремов живет в Москве.

Если говорить о красоте жизни, так именно
беззаветная борьба за Родину и есть
высшее проявление прекрасной жизни.

М. И. Калинин

Это был двадцать второй боевой вылет летчика-бомбардировщика Андрея Яковлевича Ефремова. Задание ответственное: обнаружить в Финском заливе военные корабли фашистов и атаковать их. И вот уже четверка советских бомбардировщиков во главе с капитаном Ефремовым летит заданным курсом. Видимость, как всегда над морем, самая минимальная.

Быстро бежит в полете время. Незаметно проходит час, за ним другой. Уже не раз менялись маршрут и высота полета, но все безрезультатно: вражеских кораблей пока не видно. До боли в глазах летчики обшаривают каждый метр морской поверхности. Данные разведки не подтверждаются: кораблей в указанном квадрате нет. Но вернуться домой с бомбами просто обидно. Не привыкли наши летчики возвращаться на аэродром, не выполнив задания командования. Да и полет был не из простых. А может быть, корабли изменили маршрут или ушли из этого района? На войне это вполне возможно. Что ж, нужно искать в другом месте. Не могут же корабли за несколько часов уйти далеко. И Ефремов решил «прощупать» как следует водный путь на подступах к заливу. Сменил курс полета.

Прошло немного времени, и впереди слева взору штурмана ведущего самолета предстали три черные точки. Да, это были вражеские корабли. Они шли полным ходом, оставляя за кормой длинные пенистые дорожки. Противник, используя максимальные скорости, явно пытался уйти под защиту своих береговых батарей. Медлить нельзя: внизу фашистские эскадренные миноносцы. Внизу враг. Высота 4 тысячи метров. Плавное покачивание крыльями, и вот уже самолет Ефремова пошел на снижение. За ним последовали машины ведомых. Бомбардировщики выходили на боевой курс.

С кораблей заметили наши самолеты. Беспорядочно заработали зенитные орудия врага. В воздухе появились шапки разрывов. Небо между самолетами разрезали цветастые трассы — в дело вступили малокалиберные зенитные автоматы фашистских кораблей. И небо как-то сразу сузилось, посерело. Но летчики упорно продолжали вести свои самолеты на корабли врага.

Штурман ведущего самолета Шевцов подал по радио команду:

— Двойной заход! Прицеливание по флагманскому кораблю!

Открылись бомболюки. На разрывы вокруг самолетов уже никто не обращает внимания. Вся четверка машин выполняет первый заход. Вот от самолетов отделились бомбы и, опустив носы, устремились вниз, к кораблям. Штурманы самолетов плотнее прижались к прицелам: каждый стремился определить, как «сработал» он в этом заходе.

Появились всплески разрывов между кораблями и сразу же два на палубе флагмана. И в эфире раздается радостный голос Шевцова:

— Есть прямое попадание! Второй заход, и снова падают бомбы.

От корабля, окутавшегося густыми клубами дыма, торопливо отплывают шлюпки. Эсминец высоко поднял корму и, перевернувшись на борт, скрылся под водой. Одним кораблем у фашистов стало меньше. Теперь можно и домой...

Свой боевой счет в Великой Отечественной войне Андрей Ефремов открыл на восьмой день войны. Тогда у переправы через Западную Двину он впервые бомбил танковую колонну врага. А затем вылеты стали все чаще и чаще.

...Ефремов уверенно ведет тяжело груженную машину над Псковскими лесами. Высота 2 тысячи метров. В правом пеленге вместе с ним летят четыре самолета его боевых друзей.

Внизу, еле различимые в гуще деревьев, тянутся дороги, крошечными кажутся появляющиеся то там, то здесь деревушки. Но вот Ефремов замечает медленно ползущие фашистские танки. Теперь им не уйти! Ефремов подает по радио команду: — Всем самолетам пикировать на цель! Враги не ждали, что эскадрилья тяжелых самолетов стремительно бросится к земле.

Две тысячи, тысяча, пятьсот, триста метров. Теперь стали хорошо различимы не только танки, но и артиллерия, крытые брезентом фургоны, кухни.

И вот уже открыты люки и сброшены бомбы. Сверху Ефремову видно, как бомбы рвутся в самой гуще танков. Создалась пробка. Дым застилает землю. Фашистские солдаты бегут в лес. Мотоциклисты прыгают в кусты, их машины продолжают путь без седоков, валятся набок, горят. Снова заход, и снова горят танки. Зенитки врага стреляют нервно и напряженно. В машине Ефремова уже до десятка пробоин. Внезапно появляется пара «мессершмиттов». Но стрелок флагманской машины сержант Лучников первыми же выстрелами решил судьбу одного из них. Другой повернул на запад.

...Однажды во время нанесения группового бомбового удара по железнодорожным эшелонам врага на станции Остров вражеская зенитная артиллерия подбила машину летчика Селиверстова. Самолет загорелся и упал в лес, в тылу врага.

Все это видел капитан Ефремов. Андрей понимал, что фашисты предпримут все, чтобы захватить экипаж и расправиться с ним. В первые минуты у места приземления экипажа Селиверстова не видно было фашистов. Очевидно, горящие и взрывающиеся на станции эшелоны не позволяли организовать поиск летчиков. Но, опомнившись, враг постарается что-либо предпринять. Вначале Андрей хотел было сесть и сразу же забрать пострадавший экипаж, но подходящей площадки для посадки бомбардировщика не было. Тогда Ефремов поспешил на свой аэродром. Сел и сразу же попросил санитарный самолет. Командование дало разрешение на вылет. Не теряя ни минуты, Ефремов немедленно поднялся в воздух.

Перелетев линию фронта, Ефремов разыскал то место, где упал самолет. Сделав несколько виражей над самыми верхушками деревьев, он кое-как сел на узкую просеку. Невдалеке от подбитого бомбардировщика он обнаружил своих товарищей. К счастью, все четверо были живы. Командир экипажа летчик Селиверстов сильно обгорел. Ему необходима срочная медицинская помощь. У стрелка-радиста переломаны обе руки. Штурман получил легкое ранение, а второй стрелок невредим. Они-то и стали помощниками капитана Ефремова.

Прежде всего осторожно уложили Селиверстова. Затем кое-как разместились в кабине и остальные. Взлететь с пятью человеками на борту с узкой лесной просеки не так-то просто: самолет перегружен, а грунт под колесами болотистый, мягкий. Но взлетать надо. Ефремов дал газ. Машина нехотя пошла на взлет. Пробежала до конца просеки, но так и не оторвалась. Пришлось вернуться на старое место и начинать все сначала.

Снова разбег — и опять взлететь не удалось. Машина заруливает на исходную позицию для взлета. Смахнув со лба рукавом пот, летчик резко послал сектор газа вперед. Мотор взревел до самой высокой ноты, машина, убыстряя бег, устремилась вперед, подпрыгивая на неровностях. Ефремов потянул ручку управления на себя. Вот-вот земля должна была уйти из-под колес. Но этого не произошло. Восемь, десять, двенадцать раз пытался летчик оторвать машину от земли, и все безрезультатно. Однако Ефремов не сдавался. Не вышло двенадцать раз — решил попытаться в тринадцатый. Колея уже была набитая, теперь нужно было только как можно точнее выдержать направление на взлете и удержать машину в накатанной колее. На этот раз Ефремову все же удалось в конце разбега оторвать машину от земли, перемахнуть через макушки высоких сосен и благополучно привести самолет на свой аэродром. Экипаж сбитого самолета был спасен.

Не один раз приходилось Ефремову бомбить военные объекты Хельсинки, Турку, Котку, Мемеля. Андрей Ефремов был в числе тех, кто еще летом 1941 г. побывал над логовом фашистского зверя — Берлином. Это они заставили погрузиться в темноту столицу фашистской Германии, почувствовать, что такое война, услышать, как воют бомбы, и увидеть, как рушатся дома. Шесть раз появлялся над военными объектами Берлина отважный советский летчик, и каждый его вылет дорого обходился врагу.

Обстановка в те дни была исключительно напряженной. Шли ожесточенные бои под Смоленском, Ленинградом и Таллином. После провала плана «молниеносной войны» немецко-фашистское командование стремилось поднять свой престиж иными средствами. Гитлеровцы предприняли массированные налеты на Москву. Авиацией и артиллерией фашисты рассчитывали сломить дух защитников города Ленина, а сам город сровнять с землей.

В то же время фашистская пропаганда на весь мир трубила, что советская авиация будто бы вся уничтожена и что поэтому ни одна русская бомба не упадет на Берлин. Они хвастались, что их столицу оберегают сотни ночных истребителей и тысячи зенитных орудий, и поэтому любой, появившийся над городом самолет противника будет немедленно уничтожен.

Ответные бомбовые удары наших летчиков по Берлину должны были разоблачить лживую геббельсовскую пропаганду, показать, что советская авиация жива и способна наносить удары даже по их логову.

Однако осуществить подобную операцию было нелегко. В то время 1-й минно-торпедный авиаполк, в котором служил Ефремов, имел на вооружении бомбардировщики типа ДБ-3 и ДБ-3Ф с крейсерской скоростью порядка 300 километров в час и со сравнительно небольшой дальностью полета. На таких машинах лететь из-под Ленинграда до Берлина и обратно почти невозможно. Но произведенные расчеты показали, что такие полеты можно осуществить с аэродромов на эстонском острове Эзель. Этот остров входит в состав Моонзундского архипелага и располагается в северной части Балтийского моря. Расстояние от острова до Берлина и обратно составляет 1760 километров. При благоприятных условиях наши самолеты смогут вернуться, имея небольшой запас горючего. Но и оттуда в начале августа вылетать было небезопасно. Дело в том, что острова архипелага, хотя и оставались в наших руках, были уже в тылу у немцев.

...В ночь на 8 августа пятнадцать советских бомбардировщиков тяжело поднялись с острова и взяли курс на Берлин. В числе этих пятнадцати была и машина Андрея Ефремова. Летели группами по пять самолетов вдоль побережья Балтийского моря.

Ни проливной дождь, ни гибельное обледенение машин, ни кислородное голодание на большой высоте, ни трудный и далекий путь — ничто не могло остановить наших летчиков при полете к цели номер один — фашистскому логову. Экипажи самолетов еще издали увидели по ярким освещенным улицам город. Штурманы по крупномасштабным картам уточнили свои цели. А через несколько минут тяжелые фугасные бомбы полетели вниз. Яркими всплесками огня обозначились взрывы. Один, другой, третий, десятый...

Освободившись от бомб, Ефремов повел облегченную машину домой. Свет на улицах погас. Город погрузился во тьму.

Оправившись от растерянности, фашисты привели в действие систему своей противовоздушной обороны. К советским самолетам потянулись ослепительно яркие лучи сотен прожекторов, и сразу же заговорила зенитная артиллерия врага. Разрывы появились на разных высотах. Их много, очень много. Все труднее и труднее становится выполнять противозенитный маневр. Под крылом все еще был Берлин.

Рядом с машиной Ефремова стали рваться крупнокалиберные снаряды. Впереди появился огненный заслон. Фашисты бесновались. Адская пляска вспышек все нарастала и нарастала. Настоящий кромешный ад. Но вот самолет Ефремова миновал последний, внешний пояс противовоздушной обороны города.

Возвращение было также не легким. Через каждые полторы-две минуты полета приходилось менять курс, чтобы избежать встречи с ночными истребителями врага. Через восемь часов все самолеты, участвовавшие в налете на Берлин, приземлились на острове Эзель.

Восьмого августа в 6 часов утра московское радио оповестило на весь мир: «В ночь с 7 на 8 августа 1941 г. группа наших самолетов произвела разведывательный полет в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы».

Взрывы советских бомб в Берлине услышал весь мир. В звуки громких маршей, с которыми шагали фашистские полчища по нашей земле, ворвался могучий удар советской авиации, нанесенный по гитлеровскому логову нашими славными морскими летчиками.

И уже через пять дней после этого полета Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания командования и проявленное при этом мужество и геройство капитану Андрею Яковлевичу Ефремову и еще четырем летчикам и штурманам полка было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. А члены его экипажа, участвовавшие в налете на Берлин, штурман майор Соколов, стрелки-радисты — младший лейтенант Анисимов и краснофлотец Верин — были награждены орденами.

Много еще испытаний выпало на долю летчика Ефремова: он принимал участие в боевых действиях Черноморского флота по освобождению Кавказа, Крыма, Одессы; Северного флота по освобождению Печенги и Киркенеса.

Более двухсот боевых вылетов совершил бесстрашный летчик в годы Великой Отечественной войны. Только вместе с летчиком Василием Гречишниковым — тоже Героем Советского Союза — Андрей Ефремов потопил в Финском заливе около тридцати вражеских кораблей, разгромил вместе с летчиками полка несколько вражеских танковых колонн под Ленинградом, Двинском, Лугой, Новгородом, Псковом.

После разгрома фашистской Германии Ефремов принимал участие в составе морской авиации Тихоокеанского флота в освобождении Кореи и Северного Китая.

До тех пор, пока здоровье позволяло водить боевые машины, Андрей Яковлевич находился в строю. Через руки бесстрашного бойца, опытного воспитателя и умного командира прошли сотни советских воздушных бойцов. Многие из них сейчас уже сами командуют авиационными частями, но во всех их делах навсегда осталась частица горячего сердца Андрея Яковлевича Ефремова.

И если вы увидите на берегах Невы стройного высокого человека, пытливо наблюдающего за полетом в чистом небе реактивного самолета, вы без ошибки узнаете в нем Андрея Яковлевича Ефремова.

Н. Ильин

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 1. М.: Московский рабочий, 1975.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru