Возможно, помещенная здесь фотография покажется кому-нибудь знакомой. И в этом нет ничего удивительного. Зимой 1943 года ленинградцы видели ее на Невском проспекте, возле Гостиного двора. Подпись под фотографией была короткой: "Герой Советского Союза Федор Сергеевич Юрченко - мастер бомбовых ударов, совершил, сто шестьдесят боевых вылетов".
Помещая знакомый жителям блокадного Ленинграда портрет штурмана Юрченко, попробую немного дополнить подпись. Первое дополнение относится к самой цифре: из ста шестидесяти боевых вылетов почти сто тридцать он совершил ночью. Это очень важно. Вести самолет и бомбить ночью значительно тяжелее, чем днем. Поэтому-то можно назвать Федора Юрченко мастером ночного бомбометания. Рассчитав все до мелочей, он и в кромешной тьме попадал даже в такие небольшие по размерам цели, как артиллерийские батареи.
Был такой случай. Подразделение, действовавшее в тылу врага, осталось без боеприпасов и продовольствия. Единственный выход - сбросить все это с воздуха. Но попробуй отыскать сверху замаскированный лагерь...
Нелегкое это задание поручили штурману Юрченко. Бомбардировщик быстро наполнили необычным грузом. Едва стемнело, машина взлетела. Поиски были долгими. Бойцы, чтобы не выдать себя врагу, развели очень маленькие костры. Долго летал Юрченко. Много раз менял направление, а условных сигналов обнаружить не мог. Горючего оставалось только на обратный маршрут, но штурман продолжал искать. И нашел!
Едва заметные огоньки тлеющих костров образовали условную фигуру. Груз был сброшен в точно назначенное место.
Среди многочисленных примеров меткости штурмана Юрченко есть и такой.
Нашим войскам очень мешал немецкий бронепоезд. Подойдет, откроет огонь и тут же исчезает. Юрченко все-таки подкараулил его. Первую бомбу сбросил на железнодорожное полотно сзади бронепоезда и, поймав его таким образом в ловушку, разбил.
13 апреля 1943 года Герой Советского Союза гвардии майор Юрченко метко бил и по наземным целям, и по воздушным. Он точно вывел эскадрилью к вражескому аэродрому и первым сбросил бомбы на самолетные стоянки. Остальные пикировщики, а затем и штурмовики довершили разгром. На обратном пути штурман экскадрильи Юрченко должен был взяться за пулемет: бомбардировщик подвергся атакам истребителей противника. Вместе со стрелком-радистом ему удалось отразить несколько атак. Даже тяжело раненный в живот, он не выпустил из рук пулемета. Стрелял до тех пор, пока подбитый самолет не вышел из-под удара немецких истребителей. Но выбраться из машины Юрченко уже не смог. На это не хватило сил.
|