Твои герои, ЛенинградВИШНЯКОВ Иван АлексеевичКомандир эскадрильи имени Олега Кошевого
Иван Алексеевич Вишняков родился в 1917 г. в поселке Трибунском Данковского района Рязанской области. По национальности русский. Член КПСС с 1942 г. В1933 г. приехал в Москву и поступил в ФЗУ Метростроя. Получив специальность слесаря-механика, работал на строительстве первой, второй и третьей очереди московского метро. В 1935 г. после окончания аэроклуба был направлен в Борисоглебское авиационное училище летчиков-истребителей имени В. П. Чкалова. Затем служил в Батайской истребительной школе. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Командовал эскадрильей. Совершил 296 боевых вылетов, сбил лично 20 самолетов противника. За подвиги, совершенные на фронте, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 г. И. А. Вишнякову было присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время генерал-майор авиации И. А. Вишняков продолжает службу в рядах Советской Армии.
С поста наблюдения сообщили, что к линии фронта приближается фашистский самолет-разведчик «рама».
— Капитан Вишняков! Взлетайте парой и уничтожьте противника,— последовал приказ командира полка.
— Есть уничтожить противника!
Два Ла-7 взмыли в воздух. После первого разворота Вишняков увидел, что его ведомый отстал и «прижимается» к аэродрому.
— Товарищ командир, барахлит мотор, иду на вынужденную посадку,— передал по радио ведомый.
— Идите! Только будьте осторожней.
Вишняков связался с командным пунктом и попросил, чтобы подняли еще пару истребителей из его эскадрильи.
Набирая высоту, он шел к линии фронта. Надо было занять выгодную позицию для атаки, тем более что он остался один. По опыту прошлых боев Вишняков знал, что на «рамах» летают опытные летчики; этот самолет имеет мощное вооружение и хорошую маневренность. Он вспомнил первый бой с «рамой». Тогда они летали вместе с Александром Шевцовым. Еще на земле летчики разработали тактический маневр: Вишняков идет в лобовую атаку и вызывает огонь на себя, а его ведомый заходит в хвост, убивает стрелка и потом уже с близкой дистанции расстреливает самолет. Прием удался. Враг был уничтожен. Правда, один снаряд все же попал в машину Вишнякова и распорол «брюхо». С большим трудом он довел свой покалеченный истребитель до аэродрома. Вскоре они с Шевцовым сбили и вторую «раму»...
Неожиданно с земли передали, что на него пикируют два «Фокке-Вульф-190».
«Подкараулили,— мелькнула мысль.— Ну, что ж, будем драться».
Быстро осмотрелся. Наших истребителей не видно. Почему-то задержались. Решение созрело мгновенно. Летчик прекрасно знал летно-тактические свойства своего самолета. Надо вести бой на вертикалях. Высота небольшая — всего 1600 метров. Тем хуже для немцев. Они не любят драться около земли. Переворот через крыло, и Ла-7 понесся вниз.
Разогнав машину, Вишняков взмыл вверх, зашел в хвост ведомому фашисту и дал очередь. Самолет противника задымил и отвернул вправо.
«Добить гада!» — решил Вишняков и бросился догонять удирающего противника. Увлекшись преследованием, не заметил, как у него самого повис на хвосте второй ФВ-190. Создалась опасная обстановка. Нельзя терять ни одной секунды. Переворот. Стремительный полет к земле, потом резкий переход в набор высоты. Немец повторял маневры и не отставал. Так продолжалось много раз. Увеличить дистанцию не удавалось.
Бешеная карусель — игра со смертью — продолжалась около 15 минут. Взмокла спина, по лицу стекали капли пота.
Фашист, потеряв надежду сблизиться, стал бить короткими очередями с дальней дистанции. Одна трасса прошла рядом с самолетом.
— Ну погоди! — проворчал Вишняков.
На выходе из пикирования он энергично взял ручку на себя, поставил самолет почти вертикально и включил форсаж. Оглянувшись назад, увидел, что дистанция между самолетами стала увеличиваться.
— Буду идти вверх до полной потери скорости. Посмотрим, сможешь ли сделать это ты,— со злостью проговорил Вишняков.
ФВ-190 на какое-то мгновение завис в воздухе и свалился на крыло. Вишняков молниеносно сделал поворот на горке и сам оказался в хвосте у немца.
— Ну теперь ты от меня не уйдешь!
Началась новая гонка, только убегающий и догоняющий поменялись местами. Самолеты с ревом носились то вверх, то вниз, то вверх, то вниз. Ла-7 с каждой минутой подходил все ближе и ближе к ФВ-190. Фашист занервничал, начал метаться. Вскоре дистанция сократилась менее чем на 300 метров, а огня все нет и нет.
— На последнем выходе из пикирования я приблизился почти вплотную к ФВ-190,— рассказывал потом Иван Алексеевич,— противник был лишен всякого маневра для выхода из-под удара, и час возмездия наступил. «За Олега Кошевого!» — сказал я и нажал на все гашетки. Длинная очередь ударила по кабине. Самолет клюнул носом и врезался в лес.
Так закончился очередной воздушный бой командира эскадрильи имени Олега Кошевого, который длился 27 минут. Как выяснилось потом, Вишняков уничтожил известного немецкого аса, на счету которого имелось 58 сбитых самолетов.
Этот бой происходил в октябре 1944 г. южнее Риги. К тому времени летчики эскадрильи, состоящей целиком из комсомольцев, мстя за Олега Кошевого и его друзей, уничтожили уже не один десяток вражеских самолетов.
Когда в печати появилось сообщение о гибели молодогвардейцев Краснодона, эскадрилья, которой командовал Иван Алексеевич Вишняков, приняла решение: отомстить врагу за Олега Кошевого и его друзей-героев. На фюзеляжах их машин яркой краской было написано: «За Олега Кошевого». С каждым днем росла боевая слава эскадрильи, увеличивался счет сбитых самолетов. Вскоре командир получил письмо от матери героя-краснодонца.
«Многоуважаемый Иван Алексеевич! Я узнала о том, что ваша эскадрилья носит имя моего сына Олега Кошевого. Я тронута вашим вниманием и от души благодарю вас за великую честь, оказанную вами моему сыну Олегу. Желаю вам, чтобы ваша эскадрилья, носящая имя Олега, громила беспощадно врага и осталась невредимой до конца войны».
Летчики эскадрильи свято выполняли наказ матери Олега Елены Николаевны. Они мужественно сражались с фашистскими захватчиками, били врага на земле и в воздухе. И, как всегда, пример в боях показывал бесстрашный командир.
Иван Вишняков ушел на фронт с первых дней войны. Ему пришлось драться с врагом над Кировоградом и Днепропетровском, Запорожьем и Николаевом, Тулой и Воронежем, Курском и Орлом, Брянском и Гомелем. Немало побед одержал славный воин. Его героические подвиги стали известны далеко за пределами части.
В разгар ожесточенных боев за Днепр (в районе Запорожья) группе истребителей под командованием Вишнякова была поставлена задача сопровождать наших бомбардировщиков, которые шли бомбить скопление живой силы и техники противника. Вишняков решил отвлечь огонь зенитной артиллерии противника на себя, чтобы дать свободу действий бомбардировщикам. Двадцать минут находился отважный истребитель под обстрелом зениток. Боевая задача была выполнена успешно.
Не спасовал Иван Вишняков, когда 27 июня 1942 г. его четверка истребителей МиГ-3, прикрывая свои наземные войска в районе Воронежа, встретила 20 вражеских бомбардировщиков. Завязался неравный ожесточенный бой. Атаки истребителей были дерзкие, огонь меток. Пять самолетов противника сбили тогда летчики, из них два уничтожил Вишняков. С нашей стороны потерь не было.
Незабываемый воздушный бой произошел два месяца спустя. Разведка донесла, что на аэродроме в Орле базируется крупное немецкое авиационное соединение. Для уничтожения самолетов противника послали шестерку Ил-2. Вишняков повел четверку истребителей прикрытия. Орел в то время находился в 60 километрах от линии фронта. При подходе к цели их атаковал 21 «мессершмитт». Казалось бы, создалось безвыходное положение. Но Вишняков не уклонился от боя. На высоте 900 метров его четверка вступила в жестокую схватку с врагом. Фашисты не ожидали такой дерзости. Они были ошеломлены, когда увидели, что один за другим падают на землю их «мессеры».
Наши штурмовики благополучно ушли, успешно выполнив задание. На Орловском аэродроме было уничтожено 10 тяжелых бомбардировщиков и повреждено 7 самолетов Ю-88.
Пять немецких истребителей сбила в том бою группа Вишнякова.
Этот бой убедил многих наших летчиков, что можно побеждать и численно превосходящего врага, если драться смело и в то же время расчетливо, хорошо зная слабые стороны противника.
В конце 1942 г. в их дивизии оказались два трофейных самолета Ме-109ф. Вишняков первым освоил эксплуатацию и технику пилотирования этих самолетов, сделал несколько боевых вылетов. Потом он много раз проводил учебные воздушные бои с нашими летчиками, летавшими на различных типах истребителей. В этих полетах сопоставлялись маневренные качества самолетов на вертикалях и горизонталях, выявлялись слабые и сильные стороны тех и других самолетов.
Во время учебных боев определилось, что наш Ла-5 значительно превосходит Ме-109ф на вертикальном маневре. Это дало в дальнейшем исключительно положительные результаты. Летчики стали драться более уверенно, навязывая врагу выгодный им вертикальный маневр. Так, в разгар ожесточенных воздушных боев на Курской дуге 13 июля 1943 г. полк, в котором воевал Иван Алексеевич, уничтожил 31 фашистский самолет, потеряв только один свой. Эскадрилья Вишнякова в тот день сбила 11 самолетов.
Летчики любили командира эскадрильи не только как отличного воздушного бойца, но и как прекрасного товарища и человека. Рослый, хорошо сложенный, сильный, всегда бодрый и жизнерадостный, он одним своим видом вселял уверенность в победу. Недаром каждый его подчиненный считал за честь провести воздушный бой вместе с комэском. Надо признать, что надежду своих летчиков Иван Вишняков оправдывал, во время боя всегда приходил на помощь товарищу, попавшему в беду.
Однажды, ведя бой, комэск увидел, как молодой летчик оторвался от строя и на него напали два самолета противника. Вот-вот они должны были его расстрелять.
«Пропадет парень ни за что!» — подумал Вишняков и бросил свой самолет наперерез врагу. Он принял огонь на себя. Вражеский снаряд разорвался в кабине. Получив множество ранений, истекая кровью, Вишняков на покалеченной машине все же сумел отбиться от яростных атак фашистов и долететь до аэродрома. А молодой летчик был спасен.
За период Великой Отечественной войны майор Вишняков совершил 296 боевых вылетов. Он сбил 20 самолетов лично и три в групповых боях. Кроме того, во время штурмовок он в составе группы уничтожил 19 самолетов врага на земле.
Всего за годы войны эскадрилья имени Олега Кошевого совершила 2140 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбила 86 самолетов противника, потеряв своих только пять. При штурмовых действиях уничтожила свыше 400 солдат и офицеров, 5 паровозов, 75 вагонов, 64 грузовые автомашины, 42 повозки с лошадьми, подавила 15 огневых точек зенитной артиллерии, сбила аэростат наблюдения, вывела из строя крупную радиостанцию. Таков итог боевой деятельности эскадрильи.
До последних дней войны вместе с Вишняковым сражались выдающиеся летчики эскадрильи — Георгий Чечюлин, Алексей Ткачев, Николай Ишанов, Владимир Бесчастный и другие.
Последний боевой вылет Иван Вишняков совершил 8 мая 1945 г., а три месяца спустя он со своей эскадрильей уже штурмовал войска японских милитаристов.
...Как-то раз в день праздника Победы в гости к метростроевцам приехал их бывший рабочий, спортсмен аэроклуба Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Алексеевич Вишняков. Он рассказал, как сражались летчики эскадрильи имени Олега Кошевого, как они, не щадя жизни, приближали день окончательной победы над врагом.
Хотя седина изрядно посеребрила волосы генерала, хотя и появились морщины на лице, он по-прежнему строен, по-прежнему озорно смеются его голубые глаза, по-прежнему гордо поднята его голова. Военный мундир, золотая звездочка, около десятка орденов и медалей на груди говорят о трудном и большом пути, пройденном отважным командиром эскадрильи имени Олега Кошевого.
А. Винокуров
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 1. М.: Московский рабочий, 1975.
Другие материалы
|