Твои герои, ЛенинградВАСИЛЬЕВ Григорий ДмитриевичВ боях над морем
Васильев Григорий Дмитриевич. Родился в 1911 г. в деревне Субботово ныне Бежецкого района Калининской области. Русский. Член КПСС с 1932 г. С юных лет жил в Москве. В Военно-Морском Флоте с 1930 г. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в ВВС Черноморского и Тихоокеанского флотов. С марта 1943 г.— на фронте. Был пилотом, а затем командиром Краснознаменной эскадрильи торпедоносцев. Потопил пять транспортов противника общим водоизмещением 23 тысячи тонн, нанес большой урон живой силе и технике врага. 22 февраля 1944 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. День Победы встретил, будучи помощником командира 1-го гвардейского минно-торпедного полка. С 1958 г. в запасе, в 1981 г. умер.
Накануне первого вылета на торпедный удар по фашистским кораблям в открытом море командир эскадрильи Григорий Васильев предупредил молодых летчиков, вчерашних курсантов:
— К тому, о чем говорил раньше, хочу добавить: главное — решительность. Сближайтесь с вражеским кораблем до заданной дистанции и бейте.
— А если огонь?
— Сближайся и атакуй. Только решительность действий выведет вражеских зенитчиков из равновесия. И тогда наверняка будет победа!
— Но если такой огонь, что невозможно сблизиться с кораблем?
— Кому невозможно? Для Краснознаменной эскадрильи такого слова нет. Все возможно. Главное — решительность. Необходимо только сближаться и атаковать!
Именно так поступал и сам Васильев. И побеждал в самых, казалось бы, невероятных ситуациях. И с малым числом пробоин в самолете.
На Балтику, в 1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк, Григорий Дмитриевич Васильев прибыл в марте 1943 года. До этого семь лет летал на Черном море и на Тихом океане. Сам он из семьи шахтера. В три года остался без отца — тот погиб в забое. Мать — работница кондитерской фабрики. Мальчишкой десяти лет Григорий уже батрачил у местного кулака: пас скот, ходил за плугом. Осенью получал за это куль зерна. Берег его, чтобы хватило до нового урожая. Но как ни старался, хлеба не хватало, и приходилось подрабатывать на лесозаготовках. Скитался по городам и селам. Жил в Москве. Потом началась служба в армии. Спустя некоторое время он поступил в Ейское военно-морское авиационное училище, которое окончил весьма успешно.
На Черноморском флоте, в авиационной эскадрилье, Васильев летал вторым пилотом. По двенадцать часов в сутки над морем, на МТБ-1 — тяжелом бомбардировщике. Затем получил назначение с повышением на Тихоокеанский флот. Когда началась Великая Отечественная, ему поручили овладеть новой летающей лодкой. Позже направили в военное училище учить летному делу молодежь.
Большой путь прошел старший лейтенант Г. Д. Васильев, прежде чем в марте 1943 года вступил во фронтовую гвардейскую семью. Уже в первых полетах проявил себя с самой лучшей стороны. Припоминаю июльский день сорок третьего года. Экипаж Васильева готовился к первому боевому полету. Проработано задание, экипаж — у самолета. Задание: удар по эшелону с живой силой и техникой противника. Васильев — ведомый у Героя Советского Союза Василия Балебина. Когда подходили к цели, впереди встала плотная стена зенитного огня. Командир обеспокоено посматривал на ведомого: не дрогнет ли? Нет, не дрогнул, не отвернул. Эшелон противника был накрыт прямыми попаданиями.
23 июля 1943 года Васильев в своем первом самостоятельном крейсерском полете потопил транспорт водоизмещением около 6 тысяч тонн. Такому успеху порадовался бы и самый опытный летчик. Васильев же был недоволен. Конечно, можно показать командиру фотопленку: вот она, эта победа. Но он при докладе командиру назвал свою атаку учебно-тренировочной.
— Транспорт,— сообщил он,— не имел охранения. Зенитный огонь велся беспорядочно. И я допустил ошибку.
— Какую? Попадание же точное,— возразил командир.
Васильев рассказал: при заходе на цель опоздал с маневром, пришлось все повторять сначала на виду у вражеских зенитчиков. Балебин ясно представил себе эту опасную ситуацию. Значит, добиться внезапности не удалось, более того — все зенитные средства были нацелены на атакующий самолет. Это очень опасно.
— Покажите, как действовали,— попросил комэск.
Васильев на модели самолета-торпедоносца показал, как он действовал.
— Все правильно. Где же ошибка?
— Она — в моих неуверенных действиях. Надо было маневрировать быстрее, энергичнее.
Кто-кто, а Балебин знал, как бывает трудно в первом морском бою. Но урок извлечен, ошибка понята, правильны выводы, самостоятельно найденные летчиком. Это хорошо.
— Что собираетесь делать?
— Отрабатывать атаку,— ответил Васильев.
Через несколько дней в новом полете он обнаружил транспорты в охранении сторожевых кораблей. Все мастерство надо было вложить в первый же удар. И хотя самолет находился под огнем зенитной артиллерии не более семи — десяти секунд, несколько осколков все же прошили фюзеляж. Это случилось на том отрезке пути, когда маневрировать уже нельзя, и Васильев прорывался к цели через стену разрывов. Транспорт был потоплен с первой же атаки.
Как известно, крейсерские полеты требуют от летчика высокого мастерства пилотирования и силы воли. Эти качества в полной мере проявил Васильев. Росло мастерство и все более раскрывался его тактический талант. Действия Васильева всегда отличались разумной инициативой.
Когда потребовалось заменить раненого командира 3-й эскадрильи, остановились на кандидатуре Васильева. Его назначению способствовали главным образом такие его качества, как высокая организованность, смелость, тактическое мастерство. Он всегда был готов к выполнению заданий любого характера — и крейсировать над морем, и бомбить вражеские укрепления на земле. Требовательный к себе, он воспитывал это качество и у подчиненных, добивался безусловного выполнения приказов, в то же время поощряя инициативу. В бой эскадрилью неизменно водил сам, как это делали и его предшественники Н. Токарев, М. Плоткин, В. Балебин, И. Борзов. И не случайно накануне 26-й годовщины Великого Октября командующий авиацией Балтфлота генерал М. И. Самохин назвал гвардии капитана Васильева одним из лучших истребителей вражеских транспортов. Члены его экипажа — штурман В. Данилов, стрелки-радисты И. Косяк и С. Веревкин — составили поистине дружный, смелый коллектив.
Григорий Васильев бережно сохранял и развивал традиции 3-й Краснознаменной эскадрильи. «Старая слава новую любит»,— не раз говорил он и делал все возможное, чтобы молодые летчики быстрее входили в строй. Многие из них позже с благодарностью вспоминали эту Васильевскую школу.
Чтобы не допустить неоправданных жертв, он, случалось, отстранял молодых пилотов от выполнения некоторых заданий. Так было, например, с летчиком Амерджаняном, который с поистине кавказским темпераментом рвался в полет в любых сложных условиях. Пришлось сначала научить его летать «под колпаком», в закрытой кабине, научить верить приборам. И только после этого командир поставил летчику первую боевую задачу. И тот с успехом выполнил ее.
Боевые успехи молодых лейтенантов и их командира росли. Только в 1943 году Васильев совершил около полусотни вылетов на разведку и «свободную охоту», потопил пять транспортов общим водоизмещением 23 тысячи тонн, нанес большой урон живой силе и технике противника. Советское правительство высоко оценило ратный подвиг гвардии капитана Г. Д. Васильева. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В один из сентябрьских дней сорок четвертого года на Балтике произошла настоящая битва гвардейцев с фашистскими кораблями. В атаке участвовали лучшие торпедоносцы. Пожалуй, это был самый трудный полет в боевой практике Григория Дмитриевича Васильева. Он снова проявил себя решительнейшим бойцом. Командир полка и командир эскадрильи поздравили друг друга с успехом: Борзов потопил транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн, а Васильев отправил на дно охранявшийся миноносцами и сторожевыми кораблями транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн.
После того боя Васильева направили на учебу. На Балтику он вернулся уже в конце войны заместителем командира полка. С боевыми друзьями встретил и день Победы...
М. Львов
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 7. М.: Московский рабочий, 1984.
Другие материалы
|