Твои герои, ЛенинградБИЛЮКИН Александр ДмитриевичСеверные трассы
Билюкин Александр Дмитриевич. Родился в 1920 г. в деревне Малые Вяземы Одинцовского района Московской области. По национальности русский. Член КПСС с 1943 г. Окончив семь классов средней школы, а затем ФЗУ, стал работать на одном из московских заводов, в 1939 г. без отрыва от производства завершил обучение в аэроклубе Ленинградского района Москвы, в том же году был призван в армию и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Во время Великой Отечественной сражался с врагом на Ленинградском и Карельском фронтах, совершил 418 боевых вылетов, сбил лично 22 фашистских самолета. Звания Героя Советского Союза удостоен 2 ноября 1944 г. После войны несколько лет продолжал службу в армии. В 1966 г. умер.
Москва и Ленинград — эти два города значили очень многое в жизни Героя Советского Союза Александра Дмитриевича Билюкина. В Москве он несколько лет жил, а с первых дней Великой Отечественной защищал город Ленина. В столице, над Ленинградским шоссе, совершил свой первый в жизни самостоятельный полет, а над Московской заставой в Ленинграде впервые встретился с врагом и поверг наземь фашистского аса.
Стоят на 41-м километре Можайского шоссе могучие железобетонные ежи. Это памятник тем, кто защищал Родину в суровом 1941 году. Здесь же, на 41-м километре, раскинулась деревня Малые Вяземы — родина Билюкина.
Сын потомственного железнодорожника, Саша рос бойким, резвым мальчиком. Был любимцем вяземских ребят, а когда пошел в школу, черта товарищества укрепилась в нем твердо и навсегда. Занимался прилежно.
Было у Саши увлечение — голуби. Как восторгался он, когда белые и сизые птицы устремлялись ввысь, кружили в поднебесье, купаясь в солнечных лучах, а потом стремительным броском возвращались на голубятню! В такие моменты сердце замирало от восхищения, и, может быть, именно в эти минуты рождалась тяга к небу, которая затем переросла в увлечение авиацией. Очень скоро он и сам обнял небо; оно пришло к нему через земные тернии рабочего человека, познавшего радость и тяготы физического труда, твердо уверенного, что только старательность и настойчивость приводят к намеченной цели. После окончания фабрично-заводского училища Саша работал токарем и одновременно овладевал вождением самолета в аэроклубе Ленинградского района столицы. А вскоре сбылась его мечта стать военным летчиком. В 1940 году он окончил Борисоглебскую военную авиашколу и в звании младшего лейтенанта прибыл для прохождения дальнейшей службы в Ленинградский военный округ.
Когда началась Великая Отечественная, защитники ленинградского неба приняли клятву, под которой поставил подпись и Александр Билюкин. В клятве летчиков были такие слова: «Наша рука никогда не дрогнет, наше сердце не успокоится, пока фашисты будут летать в нашем небе. Нам предстоят серьезные, решительные схватки с лютым врагом. Ничто нас не страшит. Мы клянемся биться с ненавистным врагом, не щадя себя и своей жизни, пока небо Ленинграда, небо любимой нашей Отчизны не будет очищено от фашистских стервятников».
Воздушные бои в небе Ленинграда начались с 23 июня 1941 года. Первым сразил врага летчик 158-го истребительного авиаполка лейтенант Андрей Чирков. Через день командир эскадрильи того же полка старший лейтенант Петр Покрышев (впоследствии дважды Герой Советского Союза) перехватил и зажег еще один «Юнкерс-88». Однополчанин Чиркова и Покрышева младший лейтенант Петр Харитонов, чтобы не пропустить вражеский бомбардировщик, пошел на таран. Точно так же поступил и младший лейтенант Степан Здоровцев.
А старший лейтенант Александр Билюкин, летчик 196-го истребительного авиаполка, все еще ждал своего часа. И он, как часто бывает, пришел неожиданно.
Ранним июльским утром Билюкина вызвал командир эскадрильи:
— В каком состоянии самолет?
— На регламентных работах.
— Когда закончится ремонт?
— Обещали сегодня.
Комэск пригласил инженера и задал ему тот же вопрос:
— Когда самолет Билюкина войдет в строй? Ответ инженера был краток:
— Через час можно облетать.
— Ну вот, Александр,— обратился комэск к Билюкину,— если машина окажется в порядке, включаю тебя в ударную группу, которая пойдет на патрулирование в район Пулковских высот.
После нескольких дней вынужденного сидения на земле полет на проверку боевой техники показался просто удовольствием. Александр водил машину на разных режимах, бросал в стремительное пике, взмывал под облака. Выполнил несколько фигур высшего пилотажа. Мотор работал ровно, показания приборов говорили о полной исправности самолета. Можно возвращаться на аэродром. Летчик еще раз осмотрел горизонт. Небо было чистое. Но вот вдали появились две еле заметные точки. «Свои или враг?» — пронеслось в голове. На всякий случай Билюкин стал набирать высоту. Точки быстро увеличивались, стало ясно, что это вражеские самолеты.
Решение созрело мгновенно: пока есть возможность, уйти на высоту и оттуда ударить по врагу. Уже через полминуты Билюкин устремился в атаку. Взяв в прицел один из вражеских самолетов, советский летчик с короткой дистанции стал бить по нему из пушек, пока тот не загорелся. А вторая фашистская машина тут же устремилась прочь.
Летчики и техники тепло поздравляли Александра Билюкина с первой победой:
— Так держать, Саша!
И новые успехи были не за горами. Группе истребителей, в которую вошел и Александр Билюкин, поручили сопровождать воздушного разведчика, отправлявшегося в глубокий тыл. Когда разведка уже подходила к концу, наши летчики заметили в воздухе 16 истребителей противника; вскоре их число почти удвоилось.
На стороне врага было численное превосходство. Но советские летчики не дрогнули, смело вступили в бой. Билюкин приказал трем летчикам сопровождать своего разведчика, а сам вместе с ведомым вступил в единоборство с вражескими истребителями. Неравный бой продолжался полчаса. В этом бою наши авиаторы, показав незаурядное мастерство, сбили несколько вражеских самолетов.
Лето и осень 1941 года проходили в постоянных схватках с армадами фашистских самолетов, любой ценой пытавшихся прорваться к городу Ленина. Вот что, к примеру, говорилось в сводке Совинформбюро от 14 сентября 1941 года: «Многочисленные попытки фашистской авиации прорваться к Ленинграду неизменно отбиваются отважными советскими летчиками. На днях на подступах к Ленинграду произошел воздушный бой, в котором участвовало более 100 самолетов. Фашисты, потерявшие 17 бомбардировщиков, были отогнаны».
В трудные дни блокады Ленинграда советским летчикам приходилось порой по нескольку часов не покидать кабины самолетов. Иногда делали по пять-шесть вылетов подряд. Под крылом самолета Билюкин дежурил, ожидая очередного вылета, тут же завтракал и обедал, а порой и спал, укрывшись самолетными чехлами. И даже в таких неимоверно трудных фронтовых условиях не снижался боевой дух отважных советских авиаторов.
Старший лейтенант Билюкин был активным бойцом на ладожской «дороге жизни». Он сопровождал транспортные самолеты с продовольствием и боеприпасами, прикрывал с воздуха ледовую трассу. Рос счет сбитых им вражеских машин. А 1 августа 1943 года бесстрашный пилот сумел сбить четыре фашистских самолета.
В тот день летчики Ленинградского фронта провели несколько ожесточенных воздушных боев. Билюкин утром возглавил группу наших истребителей. В ходе полета он навязал бой нескольким ФВ-190 и сбил одного. Второго сбил летчик Подоровский.
В полдень группа Билюкина в составе семи истребителей патрулировала над линией фронта. Показалась пара «фокке-вульфов». Внезапной атакой со стороны солнца гитлеровцы пытались сбить самолет Подоровского. Билюкин вовремя заметил это, энергично развернулся и сбил один ФВ-190.
Противник решил выиграть бой наращиванием сил. Вскоре действовало уже 12 фашистских самолетов. Но старший лейтенант так управлял боем, что инициатива все время оставалась на стороне советских летчиков. Он поспевал всюду. Когда несколько ФВ-190 насели на четверку наших истребителей, Билюкин пришел им на помощь и сбил еще две вражеские машины. Таким образом, за 20 минут боя он поверг наземь три самолета противника.
Эта блестящая победа дала основание командованию записать в личном деле Билюкина: «В проведенных воздушных боях показал себя смелым, отважным и напористым летчиком, борющимся до полной победы».
Конец 1943-го и начало 1944 года были для Билюкина наполнены многими важными событиями. Он стал членом Коммунистической партии, командиром эскадрильи, освоил самолет ЯК-3, а после разгрома гитлеровцев под Ленинградом был переброшен на Карельский фронт. В ноябре 1944 года удостоился звания Героя Советского Союза.
В Карелии, как и на Ленинградском фронте, Александр Дмитриевич Билюкин продемонстрировал высокое боевое мастерство, совершенное тактическое искусство.
...Экипаж офицера М. Бондарчука обнаружил на одном из вражеских аэродромов 60 самолетов. Было принято решение уничтожить их на земле.
Первый штурмовой удар нанесла группа ИЛ-2. Штурмовикам удалось сжечь 15 вражеских машин. Потом прилетели истребители 196-го авиаполка, которым в это время командовал Герой Советского Союза А. В. Чирков.
Сбросив бомбы на стоянки самолетов, истребители в повторном заходе открыли огонь из пушек и пулеметов. Группа, ведомая капитаном Билюкиным, уничтожила шесть самолетов противника.
«Мессершмитты», базировавшиеся на соседнем аэродроме, не смогли прийти на помощь своим. Только на обратном маршруте советские летчики встретили два МЕ-109, один из которых с первой атаки сбил летчик В. Митрохин.
Через некоторое время эскадрилья Билюкина блокировала вражеский аэродром в Северной Норвегии. Гитлеровцы пытались противодействовать нашим летчикам и выслали с другого аэродрома группу МЕ-109. Завязался воздушный бой, в котором Билюкин снова одержал победу.
Всего за войну Александр Билюкин сбил 22 вражеских самолета лично и один в группе.
В. Соколов
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 3. М.: Московский рабочий, 1978.
Другие материалы
|