ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

БАБАНОВ
Иван Дмитриевич

Балтика помнит

Герой Советского Союза Бабанов Иван ДмитриевичБабанов Иван Дмитриевич. Родился в 1911 г. в городе Иванове. Русский. Член КПСС с 1932 г. С юношеских лет жил в Москве. Окончил военную школу им. ВЦИК, затем служил командиром караульного взвода. С 1935 г. работал в органах МВД. В августе 1941 г. был направлен на курсы стрелков-бомбардиров морской авиации. На фронте с сентября 1943 г. Участвовал в потоплении на Балтике восьми вражеских судов различного класса общим водоизмещением 35 тысяч тонн. Звания Героя Советского Союза удостоен 5 ноября 1944 г. С 1946 г. находился в запасе, в 1972 г. умер.

В сентябре сорок третьего в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтфлота прибыло пополнение.

Среди безусых юношей мы увидели, по нашим тогда понятиям, почти пожилого худощавого лейтенанта. Это был Иван Дмитриевич Бабанов. Как значилось в командировочном предписании, он направлялся «для прохождения дальнейшей службы в должности штурмана самолета». Держался лейтенант особняком, был немногословен. И надо понять: Бабанову к тому времени стукнуло 32, на 10—12 лет больше, чем любому из прибывших. Даже командир полка был моложе.

Бабанов засел за карты и описания балтийского театра, отлично сдал зачет на допуск к дальним рейдам. И вот первый боевой вылет. Первый в жизни штурмана. Самолет в ту хмурую осеннюю ночь выполнял роль миноносца. Летчик вел себя самоуверенно.

— Положитесь на мой опыт,— покровительственно сказал он Бабанову,— я этот район назубок знаю.

К точке сброса мин дошли правильно. Но на обратном пути летчик не выполнил указания штурмана, сбился с пути и вывел торпедоносец к вражескому берегу под зенитные батареи. Только после этого командир экипажа полностью положился на штурмана. Бабанов проложил правильный курс и привел самолет домой.

Этот рейд помог летчику избавиться от верхоглядства, пренебрежения к указаниям штурмана. Извлек опыт и Бабанов: он понял, что штурману необходима твердость, что в навигации он самое ответственное лицо и должен уметь убедить командира экипажа в своей правоте.

Забегая вперед, скажу, что впоследствии Иван Дмитриевич прославился на Балтике кроме мастерства торпедной атаки еще и тем, что в самых трудных условиях не терял ориентировки.

В сентябре сорок третьего полк принял майор И. И. Борзов и сразу взялся за наведение четкого порядка в минно-торпедной службе, заботясь не только о том, чтобы добиться полной безотказности грозного оружия, но и о его надежной охране. Укрепляя боеготовность, командир части решил проверить, насколько бдительно и в соответствии ли с уставом несется караульная служба на аэродроме, у самолетов и во всех подразделениях. На совещании он спросил, кто из летчиков мог бы помочь в этом штабу. И тут предложил свою помощь Иван Бабанов, которого, по существу, еще не знали в полку. Борзов молчал. Видимо, пауза затянулась, и Бабанов спокойно сказал:

— Не сомневайтесь, товарищ командир. Это дело для меня родное.

Бабанов досконально проверил всю службу. Целую страницу заняли вскрытые недостатки. Но штабу он доложил не о них, а о том, что сделано и что целесообразно сделать.

Вот тогда-то мы и узнали биографию Бабанова.

Он приехал в Москву из Иванова. Там прошло его детство, началась трудовая юность. В столице он начал работать и учиться, а в 1930 году, после призыва на действительную службу, был направлен в военную школу имени ВЦИК. Как и все курсанты, не только овладевал военным делом, но и нес караульную службу на постах Кремля и на главном посту Родины — у Мавзолея В. И. Ленина.

Бабанов хорошо учился. И когда наступило время выпуска, ему предложили остаться служить в Кремле в качестве командира караульного взвода. В 1935 году Иван ушел в запас, остался работать в Москве в системе Министерства внутренних дел. Одновременно учился на рабфаке и на курсах при юридическом институте.

Через два месяца после начала Великой Отечественной войны Бабанов был мобилизован и не без элемента случайности оказался в авиации, на курсах стрелков-бомбардиров, а затем в запасном бомбардировочном полку. Конечно, все в авиации было Ивану незнакомо. Куда ближе по военному образованию кремлевскому курсанту, командиру взвода, подходила пехота. Но кремлевская школа дала Бабанову нечто такое, что помогало преодолевать все трудности. У него оказались высокоразвитыми такие качества и навыки, как мастерское владение оружием, дисциплина, настойчивость, чувство долга. Иван не только стал отменным стрелком-бомбардиром и радистом, но и освоил профессию штурмана.

У него с самого начала сложилось правило: не пренебрегать никакими методами самолетовождения, постоянно тренироваться, применять тот или иной метод навигации сообразно с обстановкой, погодой, характером полета. И если избрал в конкретной обстановке один метод, то контролировал его обязательно другим.

Как и все штурманы, Бабанов вначале изучал навигационные особенности вождения самолета днем, потом перешел к тренировке ночью и в сложных условиях, постоянно анализировал свои действия.

В одно время с Бабановым в полк прибыл Михаил Шишков. За его плечами было военное авиаучилище и инструкторская летная практика. Сразу включившись в боевую работу, Шишков выполнил ряд опаснейших боевых заданий. С завидным хладнокровием Михаил действовал в самой сложной обстановке, при сильнейшем противодействии зенитных средств минировал выходы из портов противника. 7 декабря 1943 года на поставленных экипажем Шишкова минах в районе военно-морской базы Котка подорвался вражеский эскадренный миноносец, а в самом конце того же года в районе Борго — крупный транспорт. А вот торпедная атака в трех случаях оказалась безрезультатной. Однако уже через полгода командир полка назвал Шишкова «властелином удачи», так стремительно, точно и, как казалось некоторым, легко уничтожал летчик вражеские суда. Но это через полгода. А тогда, чтобы ускорить боевое совершенствование, Борзов решил создать новый экипаж: Шишков — Бабанов. Решение оказалось дальновидным. Оба авиатора превыше всего ставили выполнение приказа, были дисциплинированы и настойчивы. Не помешала им и разница в годах: Шишков был на десять лет моложе штурмана.

Счет потопленным фашистским кораблям Шишков и Бабанов открыли 27 апреля 1944 года, причем в одно время с ними крейсирование вели несколько гвардейских экипажей. Лишь часом ранее торпедоносец лейтенанта Большакова и штурмана старшего лейтенанта Андреева потопил транспорт. Стрелки-радисты Гусаков и Юткин зафиксировали победу. А теперь навстречу другому транспорту летел экипаж Шишкова. Караван все ближе. Шишков передал Бабанову:

— Смотрите, что делают.

Казалось странным, что вместо поспешного отхода все суда застопорили ход, словно застыли. Но это не было пассивным ожиданием удара. Там, на кораблях, ждали. Если летчик попытается зайти с борта, тральщики сманеврируют, встанут к торпедоносцу кормой или носом. При сбросе торпеды или бомб тральщики дадут «полный вперед» или «полный назад», в зависимости от того, куда безопаснее. Шишков и Бабанов знали о тактической новинке противника. О ней Борзов предупреждал всех, кто уходил в тот день в полет. Показав, будто собирается атаковать с левого борта, Шишков круто сманеврировал, и суда не успели применить свою новинку.

В летных книжках Шишкова и Бабанова появилась запись: первая победа. Атаковать пришлось стремительно, так как, по данным разведки, в районе дежурили перехватчики. Шишков не искал удобной позиции, он атаковал с ходу. Торпеда ударила в корму полностью загруженного танкера, вызвала взрыв и пожар. Лишь две минуты продержалось судно на поверхности.

Однажды Шишков и Бабанов через 25 минут после начала полета оказались в сплошной облачности. Снизились в надежде, что внизу ясно, но над волнами стоял туман. Можно было возвращаться. Однако посоветовавшись, летчик и штурман продолжили полет, чтобы выполнить задание по глубокой разведке погоды в интересах экипажей, находившихся в готовности номер один на аэродроме.

Шли почти вслепую. Бабанов сосредоточенно следил за приборами, информировал летчика, и по расчетам штурмана Шишков спокойно вел самолет. Снизившись, Шишков увидел береговую черту. Тумана здесь уже не было. Море чисто, и об этом сообщили на землю. Теперь можно начинать поиск.

В этом полете гвардейцам удалось найти и уничтожить крупный транспорт. Самым трудным оказалось возвращение. Вот когда в полной мере проявилось самообладание штурмана. В условиях очень малой видимости Бабанов вел расчеты и дублировал ориентировку по радио.

Доклад экипажа был скупым:

— Выполнили задание по разведке погоды, торпедировали транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн.

Но сколько мужества и мастерства проявил штурман, чтобы выполнить свою работу!

...Уже час они находились над морем, а кораблей противника все нет.

— Что будем делать? — спросил штурман.

— Искать! — ответил Шишков.

Всегда так: нетерпеливо ждешь, когда появится противник, и все же обнаружение цели волнует неожиданностью.

— Справа по курсу дым,— доложил стрелок-радист Двойнишников.

— Вижу,— подтвердил Бабанов.

— Идем на сближение,— предупредил командир.

Транспорт дымил, сидел низко — ватерлинии не было видно: значит, загружен до отказа. И вот уже над самолетом появились черные шапки рвущихся снарядов. Но самолет пробирался сквозь огненный шквал, и штурман просил летчика подойти «чуть ближе и чуть правее...».

Торпеда сброшена. Самолет пролетел над самыми мачтами судна, и экипаж ощутил сильные толчки. Однако это не было эхом тех взрывов, которые уничтожили транспорт. Это в фюзеляже разорвались снаряды, и за дымом все стало расплываться. Двойнишников ответил пулеметным огнем по прислуге автоматов, но в этот момент близко разорвался еще один снаряд, и стрелка-радиста бросило на пол. Мгновение спустя на транспорте раздался сильный взрыв, и на том месте, где только что находилось судно, Двойнишников увидел и успел сфотографировать взметнувшийся к небу столб воды и дыма.

Эта победа была девяносто девятой на боевом счету полка.

— Настоящие гвардейцы! — сказал Борзов, поздравляя отличившихся.

Экипаж Шишкова летал во время снежных зарядов и в осеннюю непогоду, когда дождь лил как из ведра, летал в темноту, беззвездную ночь и никогда не терял ориентировки, всегда находил цель и всегда находил свой аэродром после самого тяжелого боя.

И еще одна черта отличала Шишкова и Бабанова. Они не могли слышать хвастливых докладов, а о своих победах предпочитали отчитываться беспристрастными фотосвидетельствами.

В воздухе Шишков и Бабанов составляли единое целое, прекрасно понимали друг друга. Однажды они вылетели на разведку погоды. На всякий случай захватили торпеду. Первые 150 километров пути — в облаках. Шишков спокойно, с полным доверием задавал иногда вопросы, верно ли идут, где находятся. Потом облака сменились сплошной пеленой. Насколько видел глаз, все было закрыто этой пеленой. Поднялись выше — то же самое. Были все основания вернуться. Но летчик и штурман решили попытаться проникнуть дальше в море.

Шли много километров вслепую. Бабанов, следивший за приборами, видел, что летчик ведет самолет безукоризненно. Облака оборвались неожиданно, открывая море. И тут же на землю в штаб полка пошла радиограмма: условия видимости отличные, находимся в море в таком-то районе. А спустя еще несколько минут Борзов и шесть других летчиков уже вели торпедоносцы по маршруту, указанному разведчиками.

В том полете Шишков и Бабанов торпедировали и потопили вражеский транспорт.

Большая удача выпала на долю экипажа 13 августа 1944 года. Днем Шишков и Бабанов потопили сторожевой корабль противника. Вечером — повторный полет. На пути к вражескому каравану встретился большой транспортный самолет Ю-52. Наши истребители во главе с капитаном Борисом Сушкиным сбили его. Шишков атаковал и сумел уничтожить транспорт.

Две победы в один день! Такого успеха никто в полку еще не добивался.

У торпедоносцев было принято решение наносить на борт силуэты потопленных кораблей. На машине Шишкова, когда он летал со штурманом Бабановым, таких силуэтов техник нарисовал шесть. Заслугу штурмана в победах экипажа переоценить невозможно, и это прекрасно понимал летчик.

Мне не раз доводилось беседовать с Шишковым. О себе он рассказывал скупо и неохотно. Зато о друзьях — с удовольствием. Хвалил Двойнишникова за бдительность в поиске и отвагу при встречах с противником. С восхищением рассказывал, как рассчитывал атаку Бабанов.

К лету сорок четвертого Бабанова и Шишкова уже называли ветеранами. Что ж, на войне особый отсчет опыта, славы, мастерства, авторитета. Летчик и штурман совершенствовались в одних полетах, на одном самолете и закалялись вместе под огнем зениток и стальным дождем автоматических установок с кораблей противника.

Спокойствие Шишкова помогало становлению штурмана, это бесспорно. Но и летчик учился у Бабанова, учился хладнокровию в трудной обстановке, точному расчету. И еще — самолетовождению. Война знает немало случаев, когда летчик, оставшись без штурмана, не находил своего аэродрома. А Шишков вместе с Бабановым, изучая маршрут, всегда был готов к тому, чтобы самому при случае вести самолет домой.

Особое место в истории 1-го гвардейского минно-торпедного полка занимает 21 августа сорок четвертого года. В тот день полк наносил удары по противнику почти одновременно в разных районах Балтийского моря. Летчик Карабасов и штурман Герой Советского Союза Афанасьев вели бой против сильно вооруженного конвоя и потопили подводную лодку противника. Другую субмарину потопили Герои Советского Союза Пресняков и Иванов. Майор Кузнецов, впоследствии также Герой Советского Союза, потопил транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн, а майор Тарасов с группой молодых летчиков уничтожил транспорт водоизмещением 3 тысячи тонн. Во всех случаях было сильное зенитное противодействие врага.

Экипаж Шишкова первому удару подвергся еще в зоне тактического развертывания. Два транспорта и сопровождавший их корабль оказались сильно оснащенными зенитными средствами. Но авиаторы уже выбрали цель и неумолимо приближались к концевому транспорту.

Летчикам приходилось бывать под сильным огнем, когда все небо покрывалось черными шапками разрывов. Случалось, что противнику удавалось и повредить машину, и вывести из строя мотор, и вызвать пожар. Но за все месяцы совместных рейдов ни Шишков, ни Бабанов, ни Двойнишников не могли припомнить такого организованного и точного обстрела. Огненная стена вставала не вообще по фронту атаки, а именно на коротком отрезке их полета. Попытка выйти из зоны огня сразу вызывала перемещение разрывов. Было ясно, что огнем всех трех судов руководит одна опытная рука. А между тем самолет подлетал к той точке, где надо было выходить на боевой курс. Бабанов кратко передавал командиру:

— Два градуса влево, еще градус, еще...

Он хотел, видимо, сказать «еще один», но не успел. Полыхнуло как кипятком по ногам и сразу — по рукам. Бабанов вначале даже не понял, что ранен. Туманилось сознание. Когда же понял — не испугался. Он еще не знал, что в тело впились 12 осколков, что из 12 ран льется кровь.

Он терял сознание, и мысль, что не успеет выполнить свои обязанности, была самой тревожной и мучительной. Посмотрел в прицел. «Откуда такая острота зрения?» — подумалось штурману.

Все ближе цель.

— Один градус влево. Все. Так держать,— хрипел Иван и совсем незнакомым голосом выкрикнул: — Бросай!

Он не слышал, как пошла торпеда, не слышал взрыва, не видел, как промчался их самолет над самыми мачтами.

— Ура! — закричал Двойнишников, увидев, что уходит на дно транспорт — шестой на счету экипажа.

— Спасибо, Иван Дмитриевич,— передал по переговорному устройству Шишков.

Бабанов не отозвался.

— Иван Дмитриевич, что с тобой? Иван Дмитриевич! — все громче и тревожнее звал командир торпедоносца.

Мертвенно бледный штурман без движения полулежал на своем рабочем месте. Кровь все текла и текла, но он был без сознания и не чувствовал ни потери крови, ни боли.

Экипаж оказался перед лицом новой опасности. Ведь прокладку ведет лишь штурман. К тому же самолет находился вне видимости берега, и определить свое место по какому-либо характерному ориентиру, врезавшемуся в память, летчик не мог. А ошибка всего на несколько градусов могла привести к непоправимой беде.

«Прежде всего спокойствие»,— вспомнил Шишков наставление командира полка. Пилотируя торпедоносец, он развернул свой планшет, память высветила основные курсы и те поправки, которые давал Бабанов. Летчик вел машину в режиме, когда экономнее всего расходуется горючее. Через час вышел к берегу. На мгновение увидел замысловатый изрез и сразу понял, где находится. Будто всю жизнь без штурмана, Шишков уточнил курс и пошел прямиком. В том, что летит правильно, уже не сомневался. И говорил не то себе, не то Ивану Дмитриевичу в надежде, что он услышит:

— Все в порядке, штурман, все нормально, веду по твоему курсу, скоро будем дома.

Опыт, знания летчика, его самообладание помогли с честью выйти из этого испытания. Самолет вернулся на свою базу. Однополчане, предупрежденные по радио, осторожно вынесли из самолета Ивана Дмитриевича, все еще не приходившего в сознание. Скоро он уже был в госпитале.

После госпиталя Бабанова к летной работе не допускали: слишком тяжелыми были раны. Но в полк он вернулся, стал начальником минно-торпедной службы родной эскадрильи.

В начале ноября 1944 года гвардии лейтенантам И. Д. Бабанову и М. Ф. Шишкову присвоили звание Героя Советского Союза.

В 1946 году Бабанов ушел в запас. Несмотря на то что здоровье штурмана было сильно подорвано, он деятельно участвовал в военно-патриотической работе с молодежью. В 1972 году, едва встав на ноги после госпиталя, он полетел на Балтику, чтобы встретиться с однополчанами — товарищами военных лет. Не знали мы, и Иван Дмитриевич не знал что его сердце отсчитывает последние удары. В том же семьдесят втором Бабанова не стало. А память о нем жива. Во всех ленинских комнатах и музеях боевой славы на Балтике на видном месте — портреты Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Бабанова. И каждый на флоте знает о боевых делах кремлевского курсанта, который, когда Родине потребовалось пришел рядовым в авиацию и стал прославленным навигатором необъятного воздушного океана.

М. Львов

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 5. М.: Московский рабочий, 1982.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru