Родина Алима Байсултанова - Балкария. Война породнила его с Ленинградом. Правда, видеть город Алиму приходилось больше сверху. Зато он мог окинуть его одним взглядом. А взгляд у горца Алима Байсултанова был острый. Из-под крутых смолистых бровей зорко смотрели большие, чуть печальные глаза. Когда он сидел в кабине, его голова, затянутая в лётный шлем, напоминала голову большой настороженной птицы. И в самом деле, едва над аэродромом вспыхнет ракета - Алим в небе.
Боевую закалку Байсултанов получил еще на полуострове Ханко, где полк сражался с первых дней войны. Аэродром находился настолько близко от вражеских позиций, что взлетать и садиться нередко приходилось под разрывами снарядов. Так что к тревогам и другим неожиданностям он привык.
Летал Алим Байсултанов много. По профессии летчик-истребитель, он не только дрался в воздушных боях, но и штурмовал врага на земле, в море. Делал все, на что был способен его истребитель. Однажды летчик заставил его сделать даже то, что считалось невозможным. Сам конструктор самолета удивился бы, узнав, что "ишачок" держится в воздухе с наполовину отбитым рулем глубины. И не только держится - участвует в бою!
Произошло это 15 июля 1941 года. Обнаружив в море восемь катеров и три грузовых судна противника, капитан Алим Байсултанов повел свою группу в атаку. Один катер сразу же вспыхнул. Но в это время зенитка другого катера пристрелялась к самолету Алима. Рядом полыхнул разрыв. Машина начала проваливаться. Оставалось одно - прыгать с парашютом. Прямо в воду! Не успеешь опомниться, как тебя подцепят багром и вытащат на палубу вражеского катера.
Коммунист Байсултанов решил, что лучше оставаться в самолете до последнего. С силой потянув ручку управления на себя, Алим остановил падение. Теперь можно было разворачиваться в сторону своего аэродрома. А товарищи? Среди них есть новички, не имеющие боевого опыта. Мало ли что может случиться...
И Алим не ушел. На подбитом самолете он снова бросился в атаку. Лишь после того как бой закончился, взял курс на аэродром.
Посадить самолет по правилам было уже нельзя. Поврежденными оказались и шасси. Пришлось садиться прямо на фюзеляж. И опять Алим прежде всего подумал о товарищах. Если он займет посадочную полосу, что будет с другими самолетами? Пока удастся оттащить подбитую машину, им придется кружить над аэродромом. Кружить, когда бензин на исходе...
Алим Байсултанов приземлился в стороне, чтобы не мешать другим.
Это один эпизод, один вылет. А было их почти триста. И каждый требовал мужества. Разве легко вдвоем со своим ведомым атаковать пять бомбардировщиков врага? Но если не атакуешь их, "юнкерсы" сбросят бомбы на наших пехотинцев. Чтобы опередить фашистов, Алим дал полный газ. "Юнкерсы" начали разворачиваться. Ушли, однако, четыре. Пятый, сбитый Байсултановым, сгорел недалеко от нашего переднего края.
Капитан Алим Байсултанов помогал пехотинцам не только тем, что оберегал их от ударов с воздуха. Сколько фашистов не дошло до переднего края после того, как 28 июля 1941 года он со своим звеном ударил по вражеской колонне!.. Четырежды Байсултанов бросался в атаку. Четырежды за один вылет!
А всего он вылетал на штурмовку шестьдесят четыре раза.
Среди многочисленных благодарностей, полученных Героем Советского Союза Алимом Юсуфовичем Байсултановым, было три, которыми он особенно дорожил. Одна - от командующего 54-й армией, две - от командующего 8-й армией. А когда командующий наземной армии благодарит летчика - это говорит о многом.
|