ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

БАРСКИЙ
Андрей Иванович

Пикировщик

Герой Советского Союза Барский Андрей ИвановичАндрей Иванович Барский родился в 1912 г в селе Варварине Арасненского района Тульской области. По национальности русский. Член КПСС с 1944 г. В тридцатых годах работал разметчиком на московском заводе «Стальмост». В 1935 г. по комсомольской путевке был направлен в военно-морскую авиационную школу. Участник боев с белофиннами. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Совершил свыше 100 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. А. И. Барскому присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время подполковник А. И. Барский находится в запасе. Живет и работает в Москве.

Он еще раз взглянул на свои ноги, заключенные в гипс, лежащие бревнами на белой простыне, и вспомнил, как все это случилось. Все, до деталей. Как механики подвешивали бомбы, как он уточнял маршрут своего девятого по счету боевого вылета, как сбросил бомбы на заданный квадрат линии Маннергейма. Потом — стена зенитного огня, тяжелый удар в машину, вздрогнувшую, словно живой человек, едкий дым в кабине и стремительно бегущее на самолет белесое, в ледяных застругах, заснеженное поле. И опять тяжелый удар по голове...

Вспомнил, как в полузабытьи подслушал разговор врачей, когда лежал на операционном столе. Хорошие люди эти врачи. Сочувствуя и соболезнуя, говорили о нем, о летчике Андрее Барском.

— Как только выжил? Везет, в рубашке родился. А ноги? Обе перебиты. Попытаемся спасти. Еще походит на них. Может, спасем. В общем, отлетался парень...

«Отлетался? Не может быть! Ошибается медицина, ошибается. Летать буду»,— твердо решил Андрей.

Как же трудно было осуществить это решение! Когда-то двадцатилетнему рабочему парню казалось, что пробиться в школу военных летчиков через строгости медицинских и других комиссий под силу только счастливчикам. И Андрей посчитал себя одним из таких счастливчиков, когда уезжал в военно-морскую авиационную школу. И вот теперь второй раз пришлось вести бой за свою мечту. И какой бой: перебитые ноги срослись не очень удачно, к дождю они ныли, ходить, не хромая, долго не удавалось. Какой может быть летчик из этого полуинвалида?

Андрей Барский вернулся в строй. Сначала отбросил костыли, потом зашвырнул палку, а когда шел на решительный «бой» — на заседание врачебно-летной комиссии — нарочито держал строевой шаг. Перед столом, за которым сидели врачи, щелкнул каблуками, вытянулся по стойке «смирно» Потом приседал, подпрыгивал на месте, готов был пуститься в пляс. И добился своего — комиссия записала заветное слово «Годен».

22 июня 1941 г. С прибрежного аэродрома в первые часы воины один за другим ушли в воздух пикирующие бомбардировщики-торпедоносцы. Один из них вел лейтенант Барский.

«Квадрат... Цель — вражеский транспорт... Найти, потопить» — так звучал боевой приказ.

Внизу седые космы неспокойного Балтийского моря. Кажется, что вдали, где должна быть темная полоска горизонта, голубое небо слилось с морской гладью. Зоркий глаз морского летчика привык разгадывать игру световой гаммы, и это помогло строго выдерживать курс и высоту полета. Где-то там на зыбкой ряби морского простора обозначен маленькой серой точкой транспорт. Чем он начинен, что в его трюмах? Может быть, боеприпасы, или фашистские молодчики с автоматами спешат принять участие в штурме Ленинграда.

— Штурман, координаты? — запросил по переговорному устройству лейтенант Барский.

Есть, командир,— глянув на карту, ответил штурман Он сообщил несколько цифр и добавил: — До цели десять минут.

И опять внизу рябит морская гладь, опять натруженно гудят двигатели, мелко подрагивает самолет, и лишь изредка порывистый ветер, обрушиваясь на плоскости, кладет машину в крен. Еще и еще раз Барский смотрит на часы, запрашивает у штурмана координаты. Да, квадрат заданный, цель должна быть здесь. А на морской ряби ничего не видно. Где враг?

Барский был готов и к этому варианту. Еще перед вылетом он узнал, откуда вышел транспорт противника и куда, предположительно, он должен прийти. Конечно, он должен маневрировать, идти ломаным маршрутом, чтобы избежать атак с воздуха.

Транспорт, очевидно, севернее заданного квадрата. Лейтенант Барский меняет курс и продолжает поиск. Вот внизу на свинцово-синей поверхности моря показалась темно-серая точка. Рядом с ней — другая, сзади — третья, большая по размерам. Все ясно: идет целый конвой.

— Атакуем, командир. Так держать, на боевом! — слышится повелительный голос штурмана, и летчик отлично понял боевого друга.

Снизу от темно-серых точек потянулись трассы зенитных снарядов: конвой открыл огонь по самолету. Лейтенанту Барскому знакома эта картина боя, опыт зимних схваток с белофиннами закалил его волю, и он не дрогнул в минуту опасности. Воздушный торпедоносец он точно провел по невидимой линии боевого курса, в нужной точке вошел в крутое пикирование, атакуя намеченную цель.

Кажется, что самолет понимает ответственность момента. Разрезая плоскостями тугой воздух, он дрожит, двигатель ревет на предельных оборотах, стремительно нарастает скорость. Морская рябь с каждой секундой, приближаясь, делается крупнее, а в перекрестии прицела растет фашистский корабль. Уже видны мачты, палубные надстройки, подвешенные с боков аварийные шлюпки.

— Сброс! — докладывает штурман.

И лейтенант Барский почувствовал, как самолет резко дрогнул, освободившись от тяжелых бомб, пошел вверх. Летчик мгновенно среагировал рулями и стал выводить машину из пикирования, заботясь о том, чтобы не создать опасной перегрузки.

Невидимая сила прижала тело к сиденью. Лейтенант вывел машину в горизонтальный полет, потом повел ее на высоту, уходя от трасс скорострельных пушек и пулеметов.

— Есть, Андрей! — радостно закричал штурман. А потом там, на аэродроме, когда вернутся, он долго будет рассказывать о результатах первого удара по врагу. О том, как взметнулись фонтаны воды возле борта транспорта, а один взрыв рванул на корме, как корабль стал оседать кормой в пенную морскую пучину.

В летной книжке лейтенанта Барского появилась запись: «Потоплен транспорт противника водоизмещением 5000 тонн». Так началась боевая работа в годы войны лейтенанта Андрея Барского. С каждым боевым вылетом росла его слава как мастера ударов с пикирования.

Тяжелая обстановка сложилась на Ленинградском фронте осенью 1941 г. Враг затянул петлю вокруг города-героя. Трудно пришлось воздушным бойцам — мало аэродромов, а некоторые из них — на расстоянии пушечного выстрела от врага. Приходилось работать под артиллерийско-минометным огнем. И работали, защищая колыбель Октября.

Летали бомбить морские цели. Потом стали помогать сухопутным войскам: били артиллерийские батареи врага, рвали склады боеприпасов, жгли автомашины. В воздухе всякое бывало: попадали под жестокий зенитный огонь врага, отбивались от «мессеров», но к цели обязательно выходили, наносили удары. За период вражеской блокады Ленинграда, помогая наземным войскам, лейтенант Барский взорвал два склада боеприпасов, сжег десять автомашин с грузами, подавил огонь шести артиллерийских батарей. Для одного экипажа такой счет — солидный.

И все же душа морского летчика-пикировщика рвалась к морю. Необходимость вынуждала командование использовать пикировщиков-моряков для ударов в интересах сухопутных войск. Этого требовала обстановка. Надо было выстоять, и защитники колыбели Октября выстояли, отразили врага, перемололи его лучшие дивизии под Ленинградом, а потом погнали на запад.

Морские просторы вновь стали немыми свидетелями смелых полетов пикировщиков. Снова стал летать теперь уже капитан Андрей Барский в далекие рейды для нанесения ударов с воздуха по вражеским военно-морским базам, боевым кораблям и транспортам в открытом море.

Хмурым днем 6 марта 1944 г. повел он целую эскадрилью для удара по вражеской военно-морской базе в районе Кенигсберга. Пикировщики летели выше облаков. На подходе к порту пробили облачность и обрушились на врага неожиданно. Вниз полетели бомбы. В порту вспыхнули склады, образовались очаги пожаров.

Комэск выбрал себе с ходу завидную цель — наиболее крупный транспорт, стоявший у пирса. Летчик свалил машину в пикирование, навстречу трассам вражеских зенитных снарядов. Они не страшили капитана, не заставили его отвернуть с боевого курса. Бомбы накрыли вражеский транспорт, и когда пикировщики, выйдя из атаки, поднимались в спасительную серую пелену облаков, штурманы увидели, как окутанный дымом транспорт, завалившись набок, стал погружаться на дно.

Памятным остался боевой день 16 сентября 1944 г. для комэска Барского. В тот день эскадрилья нанесла удар по транспортам и подводным лодкам врага. Опять пикировщики появились неожиданно для врага и на добрый десяток минут стали хозяевами неба над кораблями противника. Один за другим они пикировали на цели, бросали бомбы, взмывали ввысь и снова обрушивались на врага. Это был настоящий ураган, смерч, свалившийся на гитлеровцев.

Эскадрилья капитана Барского сумела в этом полете потопить три подводные лодки и крупный транспорт. Пикировщики без потерь вернулись на свой аэродром, загрузились бомбами и вновь вылетели на боевое задание. Второй боевой вылет в один день! И еще два транспорта общим водоизмещением в 6500 тонн пошли ко дну, а заодно с ними плавучий док и несколько катеров.

20 учеников капитана Барского овладели бомбометанием с пикирования. Он щедро делился своим опытом, любил молодежь и не жалел времени для ввода ее в строй. И когда разведчики привозили интересные данные о вражеских транспортах, когда командир полка раздумывал, кого послать на крупные цели, чтобы их поразить наверняка, то чаще всего он принимал такое решение:

— Послать эскадрилью пикировщиков капитана Барского. Они уничтожат цель наверняка.

И это было признание мастерства.

М. Голышев

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 2. М.: Московский рабочий, 1976.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru