Твои герои, ЛенинградТУЗОВ Михаил ФилипповичМужество авиатора
Тузов Михаил Филиппович. Родился в 1907 г. в селе Большое Сырково Волоколамского района Московской области. Русский. Член КПСС с 1930 г. В 1909 г. вместе с родителями переехал в Москву. Работал на заводе. В 1932 г. окончил рабфак. Затем учился в военной школе летчиков. Принимал участие в боях против белофиннов. С первого дня Великой Отечественной — в действующей армии, воевал на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. Выл заместителем командира, а затем командиром эскадрильи бомбардировочного авиаполка. Совершил около 300 боевых вылетов. Звания Героя Советского Союза удостоен 23 февраля 1945 г. После войны несколько лет служил в авиационных частях. С 1954 г. в отставке. В настоящее время живет в Москве.
С первого дня Великой Отечественной войны заместитель командира эскадрильи капитан Михаил Тузов участвовал в боях. Скоростной бомбардировочный авиационный полк, в котором он служил, базировался в то время в Прибалтике.
Тузов помнит, как в четвертом часу ночи 22 июня 1941 года в полку была объявлена боевая тревога: в сторону их лагерного аэродрома шли вражеские самолеты. Почти все летчики успели поднять свои машины и перелететь на запасной аэродром: сказалась боевая выучка мирных дней. А через несколько минут фашистские бомбардировщики нанесли удар по опустевшему аэродрому, на котором остались лишь неисправные машины.
Вскоре Тузову пришлось бомбить вражеские войска, рвавшиеся в глубь нашей страны по шоссе Тильзит — Шяуляй — Двинск. Сброшенные экипажем бомбы сделали свое дело: на земле горели танки, орудия, автомашины.
26 июня полк получил новое задание: произвести бомбометание по скоплению танков и артиллерии в районе Двинска. Возглавлять группу поручили Тузову.
Ветер, всю ночь трепавший лохмотья туч, которые шли с Балтийского моря, к утру утих. И когда солнце своими теплыми лучами коснулось светлой окраски машин, Тузов подал команду экипажу занять свои места. Надев шлемофон и парашют, он первым опустился в кресло. Вслед за ним заняли места штурман капитан Михаил Жерновой и стрелок-радист старшина Иван Корнев.
Жерновой высоко ценил Тузова за его незаурядное летное мастерство. Хорошо знал способности штурмана и Тузов. С Михаилом Жерновым его связывала давняя дружба. Часто они летали в одном экипаже и хорошо изучили друг друга. Не один раз убеждался Тузов в умении Жернового в сложных погодных условиях выводить группу бомбардировщиков на цель.
Оба они, заместитель командира и штурман эскадрильи, лестно отзывались о стрелке-радисте Иване Корневе, успевшем отлично зарекомендовать себя в первых же боевых вылетах.
Как только в воздух взвилась сигнальная ракета, самолеты группы один за другим поднялись в небо.
Под мерный рокот моторов Тузову вспоминалось минувшее.
В августе 1933 года, после окончания рабфака, он надел форму курсанта военной школы летчиков. Трудовая закалка, любовь к порядку, стремление все довести до конца, дисциплинированность и исполнительность сделали Тузова одним из лучших курсантов. Часто ему приходилось помогать товарищам по учебе — не многие имели тогда за плечами рабфаковское образование. По окончании военной школы Тузов служил в авиационных частях, храбро сражался на Карельском перешейке, за что весной 1940 года был награжден орденом Красного Знамени. Затем более года вместе с летчиками полка Михаил днем и ночью совершенствовал профессиональное мастерство.
Весной 1941 года на проводимых в Прибалтике летно-тактических учениях экипажи 31-го авиаполка, отлично выполнив дневное и ночное бомбометание по подвижным целям на полигоне, получили благодарность от командующего ВВС округа. Среди отличившихся был и экипаж Тузова. Вскоре Михаила повысили в должности, он стал заместителем командира эскадрильи.
И вот теперь в трудной воздушной обстановке, под вражеским зенитным огнем он и его товарищи уже несколько раз летали без истребительного сопровождения на уничтожение танков врага, для ударов по скоплениям его войск, важным военным объектам. За это время под натиском гитлеровцев пришлось сменить второй аэродром. Таяли ряды авиаторов. От зенитного огня и атак истребителей противника уже погибло несколько боевых товарищей, отличных летчиков...
Неожиданно мысли заместителя командира эскадрильи прервал отчетливый голос штурмана:
— Подходим к цели. Впереди танки! Идут на северо-восток.
Земля встретила советские самолеты шквальным огнем зенитной артиллерии. В небе появились черные шапки разрывов снарядов. Они возникали то рядом с самолетами, то выше их. Сохраняя строй, экипажи начали маневрировать, меняя курс и высоту. Несколько раз машина Тузова содрогнулась от близко разорвавшихся снарядов. Пришлось применить противозенитный маневр. И опять послушный воле летчика бомбардировщик устремился вперед.
— На пять градусов вправо,— передал Жерновой в переговорное устройство.
Тузов незамедлительно довернул машину.
— Так держать! — голос штурмана был спокойным.
Это значило, что бомбардировщики на боевом курсе. Теперь успех зависел от мастерства летчиков группы, от того, насколько точно они выдержат курс, скорость и высоту полета.
— Цель под нами,— снова доложил Жерновой.
И в тот же миг машина Тузова чуть-чуть вздрогнула. Вниз, отделившись от самолета, полетели бомбы. А еще через несколько секунд на земле взметнулись высокие черно-красные столбы. Все окуталось дымом и пылью, вспыхнули очаги огня.
В это время прямым попаданием зенитного снаряда на самолете Тузова был подбит один мотор. Резко упала скорость машины. Лететь на одном моторе стало труднее.
— К нам приближаются истребители врага,— доложил Жерновой.
— Всем приготовиться к бою! — приказал Тузов.
Шесть «мессершмиттов» с ходу атаковали звено второй девятки и подбили замыкающий бомбардировщик. Узнав об этом, Тузов решил прикрыть поврежденную машину. Но в это время «мессеры», развернувшись, навалились на самолет Тузова. Над кабиной капитана пронеслось несколько трасс. В ответ Жерновой и Корнев ударили короткими очередями из пулеметов. Когда же один из Ме-109 сделал крутой разворот, Тузов успел довернуть машину. Выплеснутые из стволов пулеметов огненные струи протянулись в сторону «мессера». Он накренился, затем вспыхнул и стал беспорядочно падать. Тузов проводил его взглядом, пока тот не врезался в землю. Лишь после этого оставшиеся фашистские истребители повернули обратно. Наши же бомбардировщики, перелетев через линию фронта, без потерь возвратились на свой аэродром.
Вскоре полк получил новые самолеты — «Петляков-2». Теперь Тузов нередко стал летать на разведку войск противника, фотографирование его объектов. Летчики-фронтовики хорошо знают, что это такое — летать на фоторазведку. Вокруг разрывы снарядов, море огня, летчик же не имеет права маневрировать ни по курсу, ни по высоте. Пока работают затворы фотоаппаратов, надо лететь как по струне. И Тузов летал. Летал фотографировать опорные пункты, аэродромы, скопления техники и живой силы фашистов. Доставленные им разведывательные данные помогали командованию раскрывать группировки гитлеровцев, своевременно разгадывать их замыслы.
20 сентября 1941 года во время выполнения задания по бомбардировке сильно укрепленного опорного пункта в районе Подпорожья самолет Тузова на первом же заходе был подбит огнем зенитной артиллерии, а летчик ранен в лицо. Тузов сбавил газ и с трудом вывел машину в горизонтальный полет. Однако, несмотря на ранение (кровь заливала лицо), капитан решил сделать еще один заход и сбросить остаток бомб с горизонтального полета. Преодолев огонь зениток, он вывел самолет на цель. Бомбы и на этот раз точно легли на позицию вражеских артиллерийских батарей.
— Цель накрыта! — радостно доложил стрелок-радист старшина Иван Корнев.
Но радоваться было еще рано. Уже через минуту рядом с бомбардировщиком ведущего группы разорвался один, а затем другой зенитный снаряд. Машину словно окатило градом осколков. Она стала малоуправляемой. А тут еще правый мотор затрясло. Как ни трудно было управлять самолетом, капитан все же сумел привести его на аэродром и посадить. Боевые товарищи помогли выбраться из кабины.
При осмотре самолета на земле инженер эскадрильи Виктор Ярцев обнаружил, что конец одной из лопастей металлического воздушного винта срезан осколком зенитного снаряда. Кроме того, в нескольких местах была прошита кабина, разбита часть навигационных приборов, повреждена тяга управления элеронами. Один из осколков застрял в трубе штурвала. В фюзеляже и хвостовом оперении самолета техники насчитали около трех десятков рваных пробоин.
В 1943—1944 годах Тузов неоднократно водил группы самолетов на бомбардировку опорных пунктов противника, расположенных на переднем крае, а также в глубоком тылу, наносил бомбовые удары по врагу в районах Пскова, Луги, Новгорода, Волхова и Тихвина. Активное участие он принимал в прорыве блокады Ленинграда и в последующих операциях по изгнанию фашистских захватчиков из Ленинградской области. К тому времени он произвел уже около сотни боевых вылетов. В феврале 1943 года Тузова назначили командиром эскадрильи.
Особенно памятным для Михаила был полет, совершенный 27 марта 1944 года. В тот день бомбардировочный полк получил . задачу: уничтожить самолеты противника на аэродроме Парканово, где, по данным разведки, скопилось более 60 бомбардировщиков Ю-88.
Зная, какое важное значение командование дивизии придает результатам предстоящего бомбового удара, командир полка для выполнения этого задания выделил 12 самолетов Пе-2, включив в состав группы наиболее опытных командиров эскадрилий. Первую шестерку Пе-2 должен был вести Герой Советского Союза Николай Стольников с штурманом полка Сергеем Козельковым, вторую — Михаил Тузов с штурманом Вдовиченко.
К цели «петляковых» должны сопровождать наши истребители. Однако когда бомбардировщики подошли к аэродрому истребителей, то их там не оказалось. Стольников запросил по радио командный пункт: как быть, идти к цели без прикрытия истребителей или возвращаться? Ему ответили с КП: «Действуйте по обстановке». Решение было одно — продолжать полет.
К этому времени погода стала ухудшаться. Время от времени встречались дождевые облака. В эфире — полнейшая тишина. Когда прошли линию фронта и приблизились к цели, вражеские зенитки открыли сильный заградительный огонь. Пришлось всей группе применить противозенитный маневр по высоте. На боевом курсе отчетливо виднелись самолеты, автомашины противника. Еще несколько минут и вниз полетела серия бомб. От сильных взрывов на земле взметнулись языки пламени. А тем временем самолеты, произведя маневр по курсу и высоте, снова устремились в атаку. И снова на вражеском аэродроме разом вспыхнуло несколько очагов пожара.
Через три дня партизаны сообщили, что на аэродроме Парканово после налета наших бомбардировщиков сгорело более двух десятков вражеских машин. Кроме того, прямым попаданием бомб уничтожены стоявшие на краю аэродрома два здания, в которых размещался летно-технический состав. Об этом же 30 марта 1944 года во всех газетах было опубликовано сообщение Совинформбюро, в котором говорилось: «Авиация Ленинградского фронта совершила налет на крупный немецкий аэродром, расположенный в глубоком тылу противника. Одну группу бомбардировщиков вел летчик Герой Советского Союза гвардии майор Стольников и штурман гвардии майор Козельков, другую — гвардии майор Тузов и штурман гвардии капитан Вдовиченко. Несмотря на неблагоприятные условия, все советские самолеты точно по курсу вышли к намеченному объекту и обрушили бомбовый груз на аэродром, на котором находилось 60 самолетов. Уничтожено на земле 22 немецких самолета».
В июле 1944 года, будучи ведущим девятки Пе-2, Тузов получил задание произвести бомбардировку вражеских железнодорожных эшелонов, скопившихся на станции Яунлатгаля. В исключительно сложных погодных условиях летчик быстро обнаружил и уничтожил около 60 вагонов с военными грузами и до 30 цистерн с горючим. Результаты успешной бомбардировки были подтверждены аэрофотоснимками.
За образцовое выполнение заданий по прорыву блокады Ленинграда, активное участие в освобождении Новгорода, Луги, Острова, Пскова и Советской Прибалтики и проявленные при этом мужество и отвагу летчик коммунист гвардии майор Михаил Филиппович Тузов в феврале 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
Н. Ильин
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 5. М.: Московский рабочий, 1982.
Другие материалы
|