ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

ПЫСИН
Николай Васильевич

Звезда штурмовика

Герой Советского Союза Пысин Николай ВасильевичНиколай Васильевич Пысин родился в 1917 г. в деревне Сережино Угодско-Заводского района Калужской области. По национальности русский. Член КПСС с 1940 г. С 1932 г. жил в Москве, работал на заводе. В 1937 г., окончив аэроклуб, поступил в школу морских летчиков. В 1939 г. был переведен в военно-морское авиационное училище. По окончании училища до 1943 г. служил в авиационном полку на Тихоокеанском флоте. С мая 1943 г.— на Черноморском флоте, командовал эскадрильей. После освобождения Крыма и Одессы полк, в котором служил И В. Пысин был переведен на Балтику. Здесь в феврале 1945 г. самолет Н. В. Пысина был сбит и летчик попал в плен, откуда вскоре бежал и вновь принял участие в боях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 г. Н. В. Лысину присвоено звание Героя Советского Союза. В 1948 г. демобилизовался и перешел на работу в Гражданский воздушный флот.

В конце апреля 1944 г. из бухты Казачьей на юго-западной оконечности Крымского полуострова, крадучись, выходил караван вражеских судов с войсками и боевой техникой. Фашисты бежали под ударами Советской Армии. Под покровом тумана и густых, низко опустившихся над морем облаков покидали они берега Крыма.

Не дать уйти врагу! Таков был приказ советского командования, узнавшего о начавшейся эвакуации противника. Выполнить это ответственное боевое задание должны были летчики-штурмовики. Несколько групп самолетов Ил-2 вылетело на поиски каравана. Однако вскоре они возвратились ни с чем. Сплошная облачность затрудняла поиск, делала его почти безнадежным.

Но враг не должен уйти! И вот в воздух уходит новая группа штурмовиков в составе четырех Ил-2 во главе со старшим лейтенантом Н. В. Пысиным.

Большой и нелегкий путь прошел к этому времени Николай Пысин. Он принимал участие в освобождении Новороссийска, Тамани, Керчи и Керченского полуострова. Десятки совершенных им боевых вылетов дали столь необходимый опыт, помогли выработать определенную тактику, так сказать, почерк летчика. Он стал мастером низкого бомбардирования. Несколько боевых орденов на гимнастерке Николая Пысина красноречиво говорили о его боевых подвигах. И сейчас ему предстояло проявить все свое искусство, для того чтобы найти и уничтожить противника.

Нелегко это было. Густая облачность надежно укрывала вражеский караван. Высоту приходилось все время контролировать по приборам — местами облачность доходила до самой воды. Но вот то место, где, по расчетам, должен был находиться противник. Напряженно всматривается Николай в мглистый воздух. Высота снижена до предела. Почти над самыми волнами проносятся машины. Вдруг впереди, чуть справа, показался неясный силуэт, недалеко от него — еще один, еще и еще...

— Вижу цель,— передал по радио Пысин своим ведомым.— Приготовиться к атаке!

Это был момент, когда в несколько секунд проявляется все мастерство летчика, весь его опыт. Почти мгновенно надо выбрать цель для себя и своих ведомых, надо рассчитать, с какой стороны лучше зайти для бомбардировки, так, чтобы с наибольшей вероятностью поразить цель. Пока в голове с молниеносной быстротой производятся эти расчеты, летчик продолжает работать автоматически. Нажим на правую педаль, легкий поворот штурвала, газ до отказа — и машина, слегка накренившись, меняет курс и устремляется прямо на противника. Главное — не дать врагу опомниться!

Стремительно надвигается цель. Она все ближе, ближе. Резкий нажим на бомбосбрасыватель, еще нажим. А рядом проносятся боевые друзья на грозных машинах, от которых тоже отделяются и идут вниз стокилограммовые бомбы.

На палубах кораблей видны панически мечущиеся фигуры фашистских солдат. Никак не ожидали они, что советская авиация настигнет их в такую погоду, когда соседнее судно еле-еле угадывается во мгле. В суматохе заговорили несколько вражеских зенитных установок, но поздно. Да и достаточно надежно защищены наши штурмовики от вражеских пуль. Пройдя над целью, четверка краснозвездных «илов» на крутом вираже резко меняет курс. Николай Пысин смотрит вниз на результаты атаки: одно судно, задрав нос, медленно погружается в море, два других, накренившись, еще держатся на воде, но и их участь решена. Задание выполнено, потерь нет. Можно возвращаться домой.

Прошло несколько дней. И вот новый боевой приказ: найти и уничтожить вражеский караван, уходящий из Севастополя.

Две группы в составе двенадцати штурмовиков повел Николай Пысин. На этот раз найти цель было легче: погода была лучше. Правда, хорошая погода давала возможность противнику обнаружить советские самолеты и своевременно подготовиться к отражению атаки. Николай Пысин учитывал это. Но главное было в том, чтобы донести бомбы до цели, не дать сбить машину, неожиданно атаковать противника.

Николай Пысин снизился до 100 метров. Как только показалась цель, обе его группы немедленно ринулись в атаку.

Прямо по курсу самолета Николая Пысина находился большой транспорт. «Тысячи четыре с половиной тонн будет»,— мелькнула мысль. Цель великолепная! Дерзко пошел Николай в атаку и с небольшой высоты уложил четыре бомбы прямо на транспорт. Раздался мощный взрыв. Летчики с других машин зафиксировали, что обломки транспорта поднялись на высоту до 200 метров. Остальные экипажи уничтожили в этом вылете быстроходную баржу и сильно повредили два транспорта, которые во время следующего вылета добили.

Шло время. Пысин продолжал вести счет потопленным вражеским судам. Однажды пришлось и самому «искупаться»: подбитый штурмовик не удалось дотянуть до берега. К середине мая 1944 г. эскадрилья Н. Пысина уничтожила пять немецких транспортов и несколько других судов, а в воздушных боях сбила четыре самолета противника. Сам Пысин потопил семь кораблей, в том числе три крупных транспорта, и сбил два вражеских самолета. За боевые подвиги Н. Пысину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Когда берега Черного моря были освобождены от фашистов, полк, в котором служил Николай Пысин, был переброшен на Балтику. И вот здесь-то и пришлось ему пережить еще одно трудное испытание.

В феврале 1945 г. капитан Пысин вел свою эскадрилью на выполнение боевого задания. Было это в районе Лиепаи. Пролетая над территорией, занятой врагом, штурмовики попали под сильный зенитный огонь, и самолет Пысина был сбит...

Через два дня район Лиепаи был занят нашими войсками. Летчики полка, в составе которого воевал Пысин, обнаружили его самолет, подорвавшийся при падении на своих же бомбах. В кабине были видны пятна крови. Но ни летчика, ни стрелка-радиста найти не удалось. Нашли лишь обрывки одежды стрелка. Картина была ясной: оба погибли при взрыве.

Но это было не так. Погиб стрелок-радист, а Пысина взрывом выбросило из машины. Не сразу вернулось сознание к израненному летчику, а когда он, наконец, с трудом приоткрыл глаза, то увидел, что окружен врагами. Тело мучительно болело, не слушались руки и ноги. Напрягая всю свою волю, Пысин все же дотянулся под курткой до Золотой Звезды, оторвал ее от планки и незаметно для фашистов сунул в рот.

Однако враги все же узнали, что к ним в плен попал прославленный летчик, Герой Советского Союза, которого они хорошо знали по его метким боевым ударам. Пысина привезли в гестапо, раздели и тщательно обыскали. Они искали Золотую Звезду.

— Где медаль? — со злостью спросил гестаповец летчика.

— Не знаю. Я был без сознания,— ответил спокойно Николай Пысин.

И как ни старались враги, они так и не нашли Золотую Звезду.

Два месяца находился Николай Пысин в фашистском плену. За это время он побывал в концлагере близ Нойбранденбурга, в замке Гроссмеергофен, в концлагере Вайден. И почти все это время он хранил Золотую Звезду во рту.

Но и будучи в плену, Пысин продолжал борьбу. Он связался с группой военнопленных и начал готовить побег. Когда раны, полученные при взрыве самолета, немного зажили, он вместе с несколькими летчиками совершил побег из лагеря. Побег удался, и вскоре Николай Пысин снова был в своем полку, где его уже считали погибшим.

...Закончилась война. Николай Пысин перешел на мирные трассы Гражданского воздушного флота. Где только не побывал он на своем воздушном лайнере! Летал на Крайнем Севере и на жарком юге, на востоке страны и далеко за пределами Родины. Грудь летчика-ветерана украшают многие боевые ордена и медали, и среди них особо выделяется высшая воинская награда — Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Г. Игнатьев

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 1. М.: Московский рабочий, 1975.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru