Твои герои, ЛенинградПАВЛОВ Павел ИвановичЕго называли батей
Павлов Павел Иванович. Родился в 1908 г. в Москве. По национальности русский. Член КПСС с 1935 г. Служил с 1930 г. в авиации. Был инструктором и командиром звена Ейской военно-морской авиационной школы. Затем на Балтике прошел путь от командира звена до командира авиаполка. Его полк участвовал в наиболее ожесточенных боях на море и уничтожил только при сопровождении нашей ударной авиации более 250 фашистских истребителей. Сам командир сбил 15 самолетов противника. Звания Героя Советского Союза удостоен 5 ноября 1944 г. После войны командовал соединениями. В звании генерал-майора авиации ушел в запас. В 1967 г. умер.
Подполковника Павла Ивановича Павлова в полку за глаза называли Батей, Поддубным. Батей — потому что он, старший по возрасту, заботился по-отечески о молодых, растил их, вел за собой в бой. А Поддубным — за богатырскую силу. Высокий, могучего сложения, с железными бицепсами, он, занимая кабину «яка», словно сливался с машиной. Казалось, он не знал, что такое перегрузка, и даже после тяжелого боя от него передавалась уставшим ведомым неиссякаемая бодрость. В перерывах между боями по его совету устраивались соревнования по бегу, волейболу, футболу, перетягиванию каната. Случалось, его корили: мол, война, жаль времени на физкультуру и так авиаторы устают. Павлов улыбался:
— Для войны и нужен сейчас спорт. Для разрядки — после полетов и зарядки — перед новыми боями.
В Отечественную Павел Иванович вступил, когда ему было 33 года. Многие летчики-истребители в этом возрасте уходили с летной работы на штабную либо учебную, а у Павлова все это было в молодости. В знаменитой Ейской военно-морской авиашколе он, вначале инструктор, а затем командир звена, выпустил добрую сотню пилотов, многие из которых воевали на Балтике, и воевали отменно. И вот что интересно: Павлов не только учил молодых пилотированию, тактике, огневому мастерству, но и не уступал им в выносливости, за что благодарил спорт. Он так и говорил:
— Хотите долго летать — дружите со спортом!
Свой боевой счет Павлов открыл 12 августа 1941 года. И до этого дня ему приходилось вести воздушные бои, летать на штурмовку и разведку. Десятки гитлеровцев, несколько автомашин и мотоциклов уничтожил он, атакуя наступающего на Ленинград противника. Была и встреча с фашистским бомбардировщиком, но сказать с уверенностью, что враг сбит, Павел Иванович не мог и поэтому, приземлившись, доложил: Ю-88, повернув обратно к фронту, улетел. Честность его в оценке своих действий вызывала и уважение однополчан, и уверенность командования в том, что данные, сообщаемые пилотом, точны. С исключительной отвагой выполнял Павлов разведывательные задачи. А 12 августа он показал себя и как перехватчик.
Павел Иванович и его ведомый в готовности номер один сидели в кабинах истребителей, когда раздался сигнал тревоги. Оперативный дежурный сообщил:
— Над Лугой фашистский разведчик фотографирует фронт.
Уже потом, по описанию, было установлено, что разведку вел ФВ-189. Тогда Павлов увидел лишь быструю машину, не встречавшуюся ни разу. Павел Иванович, не теряя времени, устремился в атаку. Еще несколько секунд, и можно открывать огонь. Но разведчик оказался опытный. Он умышленно потерял высоту и, накреняя самолет, вышел из опасной зоны. Атака Павлова оказалась безуспешной. Приказав ведомому заходить к противнику слева, наш пилот обрушил огонь с противоположной стороны. Плоскость и фюзеляж «фокке-вульфа» вспыхнули от прямых попаданий. Такого оборота фашист, видимо, не ожидал, попытался набрать высоту, но балтиец почти в упор всадил в самолет еще одну длинную очередь. Переваливаясь с крыла на крыло, машина врага понеслась к земле и упала на левом берегу Луги.
Не дождалось фашистское командование данных разведки. А Павлов, едва доложив о выполнении задания, снова сел в самолет, заправленный горючим до пробки. Теперь ему предстояло вести бой с «хейншелем», корректировавшим огонь дальнобойной артиллерии. Скорость «хейншеля» меньше, чем истребителя, на котором летал Павел Иванович. Что касается маневренности, то немецкая машина отличалась чрезвычайной верткостью, и поймать ее в прицел удавалось лишь очень опытным летчикам. Павлов, надежно прикрытый сзади ведомым, смог поразить корректировщик.
Два вылета — две победы.
Для балтийцев выделили «яки» — новейшие по тому времени самолеты. Их вручали как награду лишь подлинным мастерам высшего пилотажа. Конечно, среди счастливчиков был и Павел Иванович. Весной сорок второго целый полк «яков» влился в авиацию Балтфлота. В сообщениях об отражении налетов фашистской авиации на Ленинград, Кронштадт, острова в Финском заливе все чаще мелькало имя Павлова. «Як» с его скоростными качествами, большим запасом мощности двигателя, грозным вооружением как нельзя лучше подходил к характеру самого летчика. Павлов на новой машине чувствовал себя уверенно и спокойно. Чтобы лучше освоить технику, он вместе с мотористом, механиком и оружейным работал на материальной части, участвовал в ремонте, когда самолет получал повреждения. Примеру Павлова, теперь уже командовавшего эскадрильей, следовали и другие летчики 21-го полка. Одну за другой Павел Иванович одерживал победы в воздушных схватках. В июле сорок второго он довел число уничтоженных им «юнкерсов», «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» до десятка.
Балтийская авиация наносила все более ощутимые удары по врагу. Но и противодействие его возрастало. Наши пикировочные и штурмовые полки уже на подходе к цели вступали в бой с группами «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» и несли потери. Со всей остротой встала задача — обеспечить безопасность ударных групп. На это командующий нацелил и 21-й истребительный полк. В листовке, выпущенной Политическим отделом ВВС флота, приводилось требование из гвардейской клятвы: сам погибай, но товарища выручай. Именно так, не щадя своей крови и жизни, бились истребители, оберегая бомбардировщики и штурмовики. Коммунисты, в их числе Павлов, Ю. Храмов, член партийного бюро полка Б. Сушкин, парторг эскадрильи В. Ткачев и многие другие, заслужили звание мастера сопровождения ударной авиации.
Каким напряжением отличались бои при сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков, хорошо видно хотя бы из одного такого полета 5 сентября сорок второго года. Павел Иванович, охраняя друзей — летчиков-бомбардировщиков, вел шестерку «яков». Он не только обеспечивал нанесение бомбового удара, но и прикрывал наши войска в районе Невской Дубровки. Около 20 «мессершмиттов» двумя группами пытались штурмовать наших пехотинцев. У врага было тройное численное превосходство. Но недаром русская пословица гласит: бьют не числом, а умением. Шесть балтийских летчиков — П. Павлов, Б. Сушкин, Д. Зосимов, В. Ткачев, А. Жильцов и Д. Пимякин,— к восторгу советских пехотинцев, в 20-минутном бою разгромили противника. По два «мессера» сбили Павел Иванович и Борис Сушкин, по одному — остальные. А те «мессершмитты», которым удалось избежать поражения, ретировались.
Отвага и мастерство Павлова, его умение учить молодежь на фронтовом аэродроме не раз отмечались командованием. Он стал заместителем командира 21-го Краснознаменного истребительного полка, а потом сменил и командира, которому врачи запретили летать. Обучая подчиненных, Павел Иванович неустанно заботился о том, чтобы они росли настоящими патриотами социалистической отчизны. Решительные, инициативные действия летчиков, самоотверженная работа технического состава никогда не проходили мимо внимания подполковника Павлова.
Он ввел правило — отмечать любой праздник новыми победами. Однажды, в День авиации, на аэродроме ожидали четверку «Яковлевых» во главе с парторгом Ткачевым. И вот самолеты появились. Результаты их полета были уже известны командиру — он только что получил сообщение из штаба ВВС. Четверка Ткачева встретила у линии фронта 18 «юнкерсов», пикирующих бомбардировщиков, и, с ходу разбив их строй, принялась расстреливать вражеские машины. Конечно, и краснознаменцы не избежали огня. В машинах насчитали потом немало пробоин, но все «яки» вернулись с победой.
Четверка сбила шесть «юнкерсов», два из них уничтожил парторг. Не одной лишь доблестью была достигнута победа. Как учил командир, Ткачев и его летчики, используя отличные качества своих самолетов, завоевали высоту и атаковали со стороны солнца, чем затруднили противнику прицеливание. А венцом успеха Павлов считал то, что, «нависнув» над оставшимися «юнкерсами» уже за линией фронта, краснознаменцы заставили гитлеровских пилотов сбросить бомбы на их же войска.
— Вот такие подарки ждет Родина от нас и в праздники и в будни,— говорил командир на торжественном собрании.
Наступил 1944 год. 900 героических дней обороны города Ленина закончились решительным разгромом противника. Многие балтийские летчики заслужили высокие награды. Все больше побед одерживал 21-й полк. Кое у кого это вызывало зазнайство, беспечность: мол, теперь нам все нипочем. Павел Иванович решительно боролся за дальнейшее повышение боеготовности и бдительности. Однажды случай потребовал от него самого проявления именно этих качеств, и на устах всех балтийцев снова было имя командира.
20 августа 1944 года Павлов поднялся в воздух, чтобы после замены мотора облетать свой «як». В плановой таблице значилась именно эта задача. Ни о каком бое речи быть не могло. Однако подполковник приказал поставить полный боекомплект, проверил на земле исправность огневых установок и верность прицела. И тут он услышал по радио:
— Над шхерами близ Койвисто курсом на нашу базу идут два «Фиат-50».
Павлов немедленно ринулся навстречу противнику, атаковал и сбил ведущего. Ведомый боя не принял, предпочел спасаться на максимальной скорости.
Так в испытательном полете Павел Иванович добился очередной победы.
Борясь за высокую дисциплину на земле и в воздухе, командир полка поощрял храбрость, ставил в пример тех, кто инициативно ведет бой. В полку из сержантов выросли замечательные офицеры, такие, как Ломакин, Ткачев, Емельяненко. У каждого из них был свой летный почерк, а общее — воспитанное Павловым, партийной организацией стремление в любой обстановке исполнить воинский долг. Об отваге Ткачева уже говорилось, Иван Емельяненко сбил 15 фашистских самолетов. В одном из вылетов на Либаву, прикрывая пикирующие бомбардировщики, он уничтожил два вражеских истребителя, в том числе новейшую модификацию «фокке-вульфа» — ФВ-191. В другом бою, когда иссяк боезапас, Емельяненко смело пошел на таран. Ударом винта он отсек вражескому истребителю хвост, довел «як» до одного из наших аэродромов и благополучно приземлился.
В боевой характеристике, выданной летчику 21-го полка Василию Иванову, командир полка писал: «Участвует в войне против немецко-фашистских захватчиков с августа 1944 года. Произвел десять боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков, провел два воздушных боя». Всего десять полетов. Конечно, по сравнению с ветеранами полка боевые дела Иванова выглядели скромно. Однако за этим числом вылетов командир разглядел настоящий характер и столь необходимую в бою отвагу. Ведь Иванов успел сбить один «фокке-вульф» лично и еще два — в группе с товарищами. «В бою 16 сентября 1944 года с численно превосходящим противником,— писал Павлов,— Иванов вступил в единоборство с тремя «Фокке-Вульфами-190», одного сбил, остальных разогнал, а сам на подбитом самолете произвел посадку на своем аэродроме».
Василий Дмитриевич Иванов был принят в члены партии. С радостью Павлов представил Василия к награждению и первым поздравил молодого коммуниста с орденом Красного Знамени.
Как мужественно Иванов вел себя в бою, Павел Иванович знал не по докладам комэсков. Ему самому день 16 сентября крепко врезался в память. Пикировочный гвардейский полк под командованием дважды Героя Советского Союза В. И. Ракова получил приказ: нанести бомбовый удар по Либаве, точнее, по кораблям, находившимся в базе. Сопровождение «петляковых» поручили полку Павлова, чем Василий Иванович Раков мог быть доволен. Два старых летчика знали друг друга по совместным боям. Когда Раков и его соратники в условиях интенсивного противодействия наносили удар по броненосцу «Ниобе», прикрывал пикировщиков именно Павлов. Он взаимодействовал, чаще всего в составе небольшой группы истребителей, с Раковым и во многих других операциях. Сейчас предстояло всем полком прикрывать полк пикировщиков. Почти 90 самолетов Балтфлота участвовало в первом налете. Они выполнили боевое задание, но очень дорогой ценой. Три бомбардировщика упали за линией фронта, два смогли ее преодолеть. Истребители оберегали товарищей ценой жизни: в одном этом налете полк Павлова потерял пять летчиков, двое раненых на поврежденных машинах смогли пролететь почти 150 километров над территорией, занятой врагом, и пересечь линию фронта.
После краткого разбора решили, не теряя времени, повторить удар. Бомбардировщики шли тремя волнами. Во главе армады были Раков и его заместитель в этом полете Герой Советского Союза Константин Усенко, командир первой эскадрильи. «Яки» 21-го Краснознаменного полка охраняли «петляковых». Часть истребителей, чуть оттянувшись, чтобы при встрече с противником иметь пространство для маневра, шла в одном строю с ПЕ-2. А Павел Иванович с группой воздушного боя находился выше.
Автор этих строк участвовал в бомбардировке Либавы. В качестве воздушного стрелка я летел в составе головной эскадрильи Усенко. Уверенностью наполнялось сердце, когда мы видели над собой истребитель с бортовым номером «51» — самолет Павлова. Мы знали, что командир 21-го и его летчики прикроют нас огнем, а если потребуется, и самолетом, но обеспечат выполнение задания.
Неприятная особенность полетов на Либаву состояла не только в том, что враг имел здесь мощные зенитные средства. Приходилось 150 километров лететь за линией фронта над территорией, покрытой сетью аэродромов. Таким образом, не только в районе цели, но и по всему маршруту за линией фронта следовало ждать встреч с «фокке-вульфами» и «мессершмиттами». Так и было почти в каждом полете.
На этот раз тяжелый воздушный бой разгорелся уже после того, как пикировщики нанесли сильнейший удар. Несколько транспортов затонуло. Долго-долго пылал танкер, только что подошедший к базе и не успевший перелить горючее для фашистской группировки в Либаве.
Едва полк ПЕ-2 собрался после удара, «фокке-вульфы» ринулись на эскадрилью Усенко, в первом звене которой находился Раков. Их было много, и, несмотря на потери, они прорвались к замыкающим эскадрилью звеньям. Бомбардировщики не были беззащитны. Экипажи отстреливались организованно и смело. Но «фокке-вульфы» взяли внезапностью и числом: три «петляковых» оказались выведенными из строя. Павлов на максимальной скорости устремился на помощь. Первой же атакой краснознаменцев он добился перелома в бою: четыре «фокке-вульфа» были сбиты, один из них лично Павлом Ивановичем. Между этой великолепной атакой и следующей возник интервал — всего несколько секунд. Именно эти секунды решил использовать противник и обрушился на самолет Ракова. Но тут волю и мастерство продемонстрировали флаг-штурман Сергей Давыдов и стрелок-радист Спаривак: они сбили «Фокке-Вульф-190». Больше нападать на ведущую группу фашисты не осмелились. «Павлов, как щит, встал позади,— вспоминал Василий Иванович Раков.— Противник уже не мог к нам прорваться».
В этом полете краснознаменцы сбили 15 самолетов противника.
Десятки полетов на Либаву совершил Павлов. Каждый раз над целью приходилось преодолевать плотный заградительный огонь корабельных и береговых зенитных батарей; каждый раз Павлов вступал в бой и руководил им, делая все, чтобы ударная авиация могла нанести противнику наибольший урон. Признанием личной отваги Павла Ивановича Павлова и его инициативного командования было награждение командира 21-го Краснознаменного истребительного авиационного полка орденом Ушакова II степени. А полк удостоился ордена Суворова.
Летчики 21-го авиаполка за войну совершили более 10 тысяч боевых вылетов, сбили около 300 вражеских самолетов. Значительная часть этих побед достигнута под командованием аса воздушного боя и сопровождения ударной авиации подполковника Павла Ивановича Павлова. Когда 5 ноября 1944 года радио принесло весть о том, что ему присвоено звание Героя Советского Союза, однополчане качали своего Батю, любимого командира, научившего их добиваться победы, строгого и справедливого.
Кончилась война. После ряда лет службы на командных должностях Павел Иванович в звании генерал-майора авиации ушел в запас, но поддерживал связь с бывшими однополчанами. В письмах к Бате они сообщали о своей службе и работе, и генерал Павлов на встречах с молодежью Ленинграда, Кронштадта, Таллина, Калининграда рассказывал о тех, кто ковал славу 21-го Краснознаменного ордена Суворова II степени Кенигсбергского истребительного полка, которым в те годы командовал.
Батей называли командира летчики на войне, Батей он и остался в памяти однополчан.
М. Львов
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 3. М.: Московский рабочий, 1978.
Другие материалы
|