ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

ОВОДОВСКИЙ
Григорий Яковлевич

Последнее боевое задание

Герой Советского Союза Оводовский Григорий Яковлевич

Оводовский Григорий Яковлевич

Хотя Указ о присвоении Григорию Яковлевичу Оводовскому звания Героя Советского Союза появился в газетах уже после войны, никак не скажешь, что наградили старого моряка с опозданием. Он продолжал воевать даже после того, как был отпразднован День Победы.

Это не оговорка. Оводовский воевал с минами. О том, что война эта была нелегкой, говорят цифры. За одну только навигацию 1948 года его дивизион вытралил в Финском заливе двести двадцать мин. На следующий год - еще пятьдесят семь. Последние двадцать две вражеские мины тральщики Оводовского выловили в районе Толбухина маяка уже в августе 1950 года.

Так что последнее боевое задание Григорий Яковлевич выполнял через пять с лишним лет после окончания войны. Мы уже начали забывать о ней, а он еще воевал - рискуя жизнью, искал и расстреливал мины.

А сколько их уничтожил дивизион Оводовского во время войны! Любое судно не только вправе, оно даже обязано обойти минное поле. Кроме тральщика. Мины, не выловленные им, принесут гибель другим судам.

Сворачивать в сторону тральщикам нельзя. Во время войны Оводовский не менял курса даже под огнем вражеских батарей. Когда летом сорок четвертого года наши тральщики появились в Нарвском заливе, гитлеровцы подтянули к самому берегу три артиллерийские батареи и открыли огонь. Оводовский продолжал траление. Приказал лишь поставить дымовую завесу.

Немцы выслали в этот район подводную лодку. К тральщикам она не приближалась - опасно, можно подорваться на своих же минах. Но стоило тральщикам очутиться на расстоянии выстрела, как лодка всплывала и открывала артиллерийский огонь.

Катер увозил раненых, моряки заделывали пробоины, и опасная охота за минами продолжалась. Тогда фашисты бросили на дивизион Оводовского пятьдесят бомбардировщиков и двадцать истребителей. Тральщики не нарушили строя. Оводовский приказал лишь увеличить дистанцию между судами, поставить дымовую завесу и продолжать работу.

От разрыва бомб вода кругом кипела и вздымалась. Пулеметные очереди барабанили по обшивке и палубе. Радист едва успевал принимать тревожные донесения. Много раненых. Двух мичманов взрывами снесло за борт. В тральщиках большое количество пробоин...

И без этих донесений Оводовский знал, как тяжело его дивизиону. Он шел в том же строю, видел все, что творится вокруг. Раненые, пробоины - это было и на его тральщике. На тревожные донесения он отвечал коротко: "Заделывать пробоины, идти прежним курсом".

Да и мог ли он поступить иначе? Ему было приказано протралить в минном поле фарватер. Пока что этот фарватер существовал лишь на карте и носил условное, но символическое название - "добро". Так у военных моряков назывался один из сигнальных флагов. Он означает: "Да, согласен, разрешаю".

Для того чтобы очистить этот фарватер, Оводовский должен был при артиллерийском обстреле и бомбежке вести свой дивизион точно по курсу. Должен был с риском для жизни вылавливать и расстреливать мины.

Не меньше четырех раз надо пройти по одному и тому же месту. Только тогда можно быть уверенным, что фарватер чист. А смертью грозили не только рвавшиеся вокруг снаряды и бомбы, но и мины, которых здесь было видимо-невидимо. Уже в первый день боевой работы в Нарвском заливе подразделение Оводовского вытралило сто двадцать восемь мин. Во второй - сто восемьдесят. За две недели - около тысячи.

Если к этому добавить, что траление фарватера только один из эпизодов боевой работы Григория Яковлевича Оводовского, что его дивизион вытралил и обезвредил тысячи мин, - каждому станет ясно, почему Родина так высоко оценила его боевые заслуги.

Говорят, моряк на берегу в гостях. Однако приходит время, когда домом моряка становится не каюта, а обычная городская квартира. Наступил час и капитану 1-го ранга Оводовскому прощаться со своими тральщиками, сходить на берег...

И все-таки разыскал я его не на Краснопутиловской улице, где он живет теперь в новом доме, а на тральщике. Да, да! Только не на военном, а на рыболовном.

Правда, перед тем как судну отходить от причала, Григорий Яковлевич сошел на берег. Тральщик уходил на лов в Атлантику. В такие далекие походы старый моряк уже не ходит. Но на многих траулерах знают диспетчера Ленинградской базы океанического рыбного флота Оводовского. Его рабочий день начинается с обхода судов, стоящих у причалов рыбного порта. Надо посмотреть, как идет разгрузка траулеров, вернувшихся с лова, выяснить, нет ли задержки с погрузкой готовящихся к выходу в море.

Забот у диспетчера много. Однако на это Григорий Яковлевич не жалуется. Вот когда, демобилизовавшись, он оказался без дела - тогда действительно жаловался на свою судьбу. Оводовский очень доволен, что его пригласили в рыбный порт. Пригласили и сказали:

— Спасибо за то, что расчистили от мин морские дороги. А сейчас, если есть охота помогать рыбу ловить, милости просим. Бывалому моряку дело найдется.

Григорий Яковлевич не стал раздумывать. Рыбный промысел ему тоже знаком. Моряком-то он стал на рыболовецком паруснике. Три года - с 1925 года до самого призыва на флот - рыбачил. В его семье все рыбаки да моряки. Отец был капитаном артельного парусника, брат Евгений - старшиной моторного катера. Но тяжелое ранение, полученное на фронте, помешало ему вернуться после войны на катер. А вот другой брат - Иван и сейчас на этой должности в рыболовецком хозяйстве. Брат Михаил военным не был, а погиб во время войны: возле Очакова ледокол, на котором он плавал штурманом, подорвался на магнитной мине и затонул.

Не раз с болью в сердце вспоминал об этом старший из братьев Оводовских - Григорий, когда водил свои тральщики по минным полям.

Тяжело и рискованно было бороться с притаившейся под водой смертью. Оводовский чувствовал себя так же, как сапер, ступивший на заминированную землю. Ошибешься - смерть. Пройдешь стороной, пропустишь мину - погибнет другой. И чтобы этого не случилось, он рисковал.

Ну а теперь, когда смерть никого не караулит на морских дорогах, можно опять заняться мирными делами. Не беда, что должность не совсем морская. Дело не в должности. Важно, что чувствуешь себя полезным человеком. Да и не так уж она далека, эта должность, от любимого морского дела. Взойдешь по трапу на судно - и словно сразу помолодеешь.

Вот только нелегко смотреть, как отчаливают суда. Сколько раз, стоя на мостике, он прощался с берегом. А теперь, глядя, как тают в дымке корабли, он говорит слова, которыми много раз напутствовали его самого: "Счастливого плавания!"

Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru