ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

ОСИПОВ
Евгений Яковлевич

Необычная радиограмма

Герой Советского Союза Осипов Евгений Яковлевич

Осипов Евгений Яковлевич

Эта необычная радиограмма была принята радистом подводной лодки Щ-406 вдали от родных берегов. В ней говорилось, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командиру лодки капитану 3-го ранга Осипову Евгению Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Орденом Красного Знамени награждена лодка. Удостоены наград и члены экипажа.

Осипов перечитал радиограмму. Затем протянул ее помощнику:

— Это за июньский поход...

О лодке Щ-406 в июне 1942 года говорили все балтийцы. За один поход потопить пять фашистских транспортов общим водоизмещением в тридцать три тысячи тонн!

Не всем, может быть, понятно слово "водоизмещение". Приведу несколько цифр. Транспорт водоизмещением десять тысяч тонн за один рейс может перевезти восемьдесят тяжелых или двести средних танков. При перевозке войск такое судно способно взять на борт тысячи две солдат с вооружением.

Цифры говорят лишь о значительности победы. О том, ценой каких усилий, ценой какого риска она достигнута, - об этом цифры умалчивают. Тем более, что мужество подводников проявилось не только в боевом походе. Ремонт корабля в суровых условиях блокадной зимы тоже требовал большой стойкости. Даже испытание отремонтированной лодки было необычным. Проверять в Неве, как ведет себя лодка при срочном погружении, - такого еще не бывало.

Короткий переход из Невы в Кронштадт тоже превратился в опасное дело. Плыть приходилось на виду у врага, под прицелом его батарей. В белую ночь!

Коренной ленинградец, Осипов любил эти прозрачные весенние ночи. Но сейчас он променял бы всю их волшебную красоту на один час ночной темноты.

Все же под прикрытием дымовой завесы проскользнули в Финский залив. Затем осторожно, чуть ли не ощупью, форсировали противолодочные препятствия. Лодка еще не достигла района, где предстояло выследить вражеские транспорты, как была атакована самолетом. Внезапно появившийся "юнкерс" успел засечь место погружения лодки. Бомбы разорвались совсем рядом. Вышло из строя электрическое управление горизонтальными рулями. А без них не продержаться на заданной глубине. Осипов попытался переждать, пока бомбардировщик уйдет.

Самолет действительно улетел. Его сменили катера. Осипов решил уходить. Вернее, не уходить, а идти вперед. Вблизи лодки рвались глубинные бомбы. Сорок шесть часов Щ-406 не могла всплыть. Сорок шесть часов команда боролась за жизнь своего корабля. Люди задыхались от недостатка кислорода. Едва держась на ногах, временами теряя сознание, моряки вручную управляли горизонтальными рулями, исправляли повреждения. Катера сбросили на лодку сорок пяту глубинных бомб.

Когда же наконец удалось уйти от преследования и всплыть, люди жадно вдохнули свежий морской воздух. После такого тяжелого испытания надо бы хоть немного отдохнуть в стороне от морских дорог. Но Осипов сразу повел лодку туда, где вероятнее всего можно было встретить врага. Вскоре удалось обнаружить караван судов противника. Выбрав транспорт побольше, Осипов для верности выпустил сразу две торпеды. И обе попали в цель. Тяжело груженное судно сразу же стало тонуть. В это время в перископе показался миноносец. Он отошел от каравана, чтобы догнать лодку. Однако она была уже глубоко под водой.

Спустя несколько дней в судовом журнале появились записи о двух новых победах: ко дну пошли еще два транспорта.

Следующей атаке чуть было не помешали сторожевики, охранявшие вражеские транспорты. Когда Осипов поднял перископ, он увидел, что верхняя палуба большого транспорта заполнена солдатами. Здесь же стояли пушки. "Не иначе - десант", - подумал Осипов и решил атаковать. Но со сторожевика заметили перископ, фашистский корабль устремился к лодке. Осипов не свернул с курса, выпустил две торпеды. Маневрируя, лодка ушла от преследования. Вскоре акустик доложил:

— Работа винтов одного транспорта прекратилась.

С пятым транспортом было еще труднее. Перед самым залпом он успел изменить курс. И все равно уйти от удара ему не удалось - Осипов не промахнулся.

Выпущена последняя торпеда. Лодка взяла курс к родным берегам. Однако и возвращение было нелегким. Вражеские катера обнаружили советскую подводную лодку и в течение четырех часов забрасывали ее глубинными бомбами. Приходилось беспрестанно маневрировать. Моряки потом говорили: "Наша лодка извивалась угрем..."

Это и спасло подводников. Все девяносто шесть глубинных бомб разорвались в стороне.

Осипов привел Щ-406 на базу. На лодке были отметины, оставленные осколками, но она была в строю, она могла снова идти в бой. И люди, усталые, осунувшиеся, тоже были готовы к новым походам, к новым боям. Немного отдохнув и отремонтировав лодку, они ушли в море.

Там их и застала радостная весть о награждении.

Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru