ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

НИКИТИН
Алексей Иванович

Цель вижу, атакую!

Герой Советского Союза Никитин Алексей ИвановичНикитин Алексей Иванович. Родился в 1918 г. в деревне Лысково ныне Краснохолмского района Калининской области. Русский. Член КПСС с 1941 г. Многие годы жил в Москве. В столице окончил ФЗУ, работал на мебельной фабрике столяром. Одновременно без отрыва от производства учился в аэроклубе. Из Москвы по спецнабору в 1937 г. направлен в военную школу летчиков, после окончания которой служил летчиком в Ленинградском военном округе. Участвовал в боях во время советско-финляндской войны. Был командиром звена, эскадрильи, инспектором-летчиком дивизии. Воевал на Ленинградском, Волховском, Воронежском, Калининском и Северо-Западном фронтах. Совершил 238 боевых вылетов, участвовал в 73 воздушных боях, сбил 19 вражеских самолетов лично и 4 в групповых схватках. Звания Героя Советского Союза удостоен 10 февраля 1943 года. В послевоенные годы окончил Военно-воздушную академию и продолжал службу в авиации. 2 сентября 1954 г. погиб в авиационной катастрофе.

Шел конец декабря 1939 года. С утра падал мокрый, тяжелый снег. Но затем рваные клочья низких облаков начали быстро уплывать на восток. К полудню облачность поднялась на 100—150 метров.

И именно в этот момент был получен боевой приказ: звену лейтенанта Алексея Никитина предстояло произвести штурмовку на «чайках» железнодорожной станции Хейниоки. И как только над аэродромом взвилась зеленая ракета, Никитин первым взлетел. Вместе с ним в воздух поднялись лейтенант Любутин и лейтенант Васильев. Летели под облаками, почти у земли.

Над Финским заливом погода резко изменилась. Над головой развернулось ясное, безоблачное небо, как говорят летчики, «с неограниченной высотой». У озера Муоланъярви звено обстреляли зенитные батареи противника.

— Разомкнись!

Летчики быстро выполнили команду. Чтобы окончательно запутать белофиннов, Никитин начал менять скорость и направление. Через несколько секунд снаряды стали рваться в стороне от самолетов.

При подходе к железнодорожной станции Никитин покачиванием с крыла на крыло подал условный сигнал: «Цель вижу, атакую!» Началась штурмовка железнодорожных эшелонов. Летчики сделали пять заходов на цель. В результате штурмовки загорелось несколько вагонов, видимо, с боеприпасами, потому что на развороте Никитин ясно видел, как начали гореть еще шесть вагонов, а затем станция окуталась густым дымом.

Перелетев линию фронта, летчики снова снизились. Звено летело почти над самыми верхушками деревьев. Но в это время начал сильно отставать левый ведомый летчик Любутин. С ним явно что-то случилось. «Ранен,— подумал Никитин.— Может погибнуть». Не раздумывая, решил немедленно сесть на аэродром соседней части, над которым они в это время пролетали.

Никитин не ошибся. Любутин был действительно ранен в голову. Преодолевая боль и напрягая усилия, он все же благополучно посадил машину.

Позже Любутин рассказывал:

— Видел, как Алексей Иванович и Василий Иванович берегли меня при возвращении. И это прибавляло силы. Я забывал о ране.

Как-то раз командир полка Е. Г. Туренко поставил личному составу части задачу: в течение дня звеньями обеспечить батальону капитана Нетребы прорыв сильно укрепленного участка обороны противника на реке Тайпале-Йоки.

Подлетая к «линии Маннергейма», летчики заметили, что левый фланг ее проходит по перешейку между Ладожским озером и озером Сувантоярви. Сжатый поздно замерзающими озерами перешеек пересекался рекой Тайпале-Йоки с обрывистыми берегами и быстрым течением. Местность как нельзя более благоприятствовала обороне.

С воздуха Никитин ясно видел, что наши саперы и понтонеры перебросили через Тайпале-Йоки лодочный десант, а затем под прикрытием артиллеристов и звена истребителей через понтонный мост части устремились вперед. Звено Никитина беспрерывно патрулировало над местом продвижения батальона капитана Нетребы. Батальон, вырвавшись вперед, вклинился в финский передний край. Однако дальнейшее продвижение пехотинцев было приостановлено сильным артиллерийским и пулеметным огнем.

Как только летчики вернулись с боевого задания, техники осмотрели машины, заправили их горючим, пополнили боекомплект патронами и подвесили под плоскости по две бомбы. А через час Никитин получил новое боевое задание: произвести штурмовку войск и техники противника у деревни Коуккуниеми и восточный берег Сувантоярви. На задание вылетел вместе с Любутиным и Васильевым. После четвертого захода летчиков в атаку перешли пехотинцы и освободили деревню.

Так, в тяжелых условиях Алексей Никитин со своими боевыми друзьями участвовал в обеспечении прорыва наземными войсками сильно укрепленной обороны противника на реке Тайпале-Йоки, уничтожая живую силу и боевую технику врага. За отвагу и мужество, проявленные в этих боях, А. И. Никитин был награжден тогда медалью «За боевые заслуги».

Великую Отечественную войну Алексей Никитин встретил уже опытным воздушным бойцом в звании старшего лейтенанта, в должности комиссара эскадрильи. И снова боевые полеты.

Особенно запомнился Никитину бой 10 августа 1941 года. В тот день он семь раз вступал в воздушные схватки с врагом, сбил два самолета лично и один в групповом бою. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.

В начале сентября после пятнадцатиминутного патрулирования в воздухе Алексей Никитин с ведомым Аркадием Быстровым в районе Пушкина встретил десять вражеских бомбардировщиков «дорнье». Не раздумывая, бросился в атаку. Фашистские бомбардировщики, видя, что их атакует всего лишь одна пара советских истребителей, продолжали идти прежним курсом. И жестоко просчитались. Никитин с ходу «срезал» одного фашиста. После этого гитлеровцы решили принять бой. Четырнадцать минут длилась воздушная схватка, в которой Никитин и Быстров сбили еще один «дорнье». Не выдержав стремительного удара, остальные вражеские самолеты повернули обратно.

В тот же день комиссар эскадрильи Алексей Никитин, командир звена лейтенант Петр Исаев и летчик лейтенант Николай Павлов штурмовали вражеский аэродром Сиверская. Во время штурмовки Никитин лично поджег два неприятельских самолета. На обратном пути над линией фронта звено Никитина атаковала шестерка Ме-109. У советских летчиков после штурмовки — ни патрона! Гитлеровцы, видимо, решили во что бы то ни стало сбить ведущего. На выручку комиссару бросился Петр Исаев. В это время второй «мессершмитт» прошил очередью «чайку» Алексея Никитина, ранив комиссара в левое плечо. А тут новая беда: сильно поврежденный мотор истребителя Никитина остановился. Самолет потерял скорость и стал падать. Чем тут поможешь? Конец... Но перед самой землей Никитин все же сумел выровнять машину и посадить ее на краю аэродрома. А через две недели, подлечившись, он снова вернулся в строй и вскоре был награжден орденом Красного Знамени.

Не забыть Алексею и бой в районе Старого Оскола. В тот день он, комиссар эскадрильи, ведомый летчик лейтенант Юрий Камерилов, адъютант эскадрильи капитан Петр Исаев и его ведомый летчик лейтенант Николай Павлов вылетели на прикрытие боевых порядков войск на стыке 40-й и 21-й армий.

Помня задачу — не допустить вражеские самолеты штурмовать и бомбить наши соединения на поле боя, ведущий группы комиссар Алексей Никитин зорко следил за небом. Пролетая севернее Старого Оскола, летчик Камерилов доложил:

— Товарищ комиссар, над южной окраиной Старого Оскола пролетает «хеншель».

— Цель вижу, атакую! Прикрой хвост.

Первая атака была неудачной: трассы прошли выше и сзади фашиста. Да оно и понятно: атака под ракурсом две четверти редко когда приносит нужные результаты. Выполнив маневр, Никитин снова зашел противнику в хвост. Тот начал маневрировать, пытаясь оторваться от наседавшего «ястребка». Двести, сто, пятьдесят метров... Никитин видит, как на фюзеляже и кабине вражеского самолета черными точками отмечаются пробоины. И вот уже багряное пламя охватывает его. Потеряв управление, он беспорядочно падает вниз. Прищурив глаза, Никитин некоторое время провожает его взглядом, а затем вновь занимает в строю свое место. И вовремя. Юго-западнее Старого Оскола на высоте 3 тысячи метров появилась восьмерка Ме-109.

— В атаку! — зазвенел в наушниках шлемофона голос комиссара.

И завертелось воздушное огневое колесо. Атаки следовали одна за другой. Лейтенант Павлов с первой же атаки сверху сбил один Ме-109. Тот задымил и пошел со снижением к земле. От него отделилась темная точка, и тут же над ней раскрылся купол парашюта.

В этот момент пара «мессершмиттов» зашла Павлову в хвост со стороны солнца.

— «Пятерка!» Слева фашист. Берегись!

Увернувшись от пулеметных трасс врага, Никитин атаковал в лоб. Фашист не выдержал и резким поворотом ушел вниз.

В это время Павлов атаковал очередной Ме-109. «Мессер» резким боевым разворотом вышел из зоны огня нашего истребителя, но его ведомый попал под огонь пушек двух других наших «ястребков» и взорвался в воздухе.

— Отлично, Павлов! Отлично! Это — по нашему, по-русски!

Оставшиеся «мессершмитты», выйдя из боя, повернули на запад. Никитин глянул на часы: 10.20, высота 4 тысячи метров. Неожиданно на горизонте показались новые темные точки. Они быстро приближались с юго-запада. Вскоре уже ясно можно было различить десять «хейнкелей», шедших под прикрытием четверки Ме-109.

— Исаев, Павлов, свяжите боем «мессеров», я и Камерилов бьем бомберов! — крикнул Никитин.

— Понял, комиссар,— отозвался Исаев и вместе с Павловым резко взмыл вверх навстречу вражеским истребителям.

Тем временем Никитин и Камерилов устремились на бомбардировщиков. Поймав в прицел камуфлированный мощный фюзеляж «хейнкеля», Никитин открыл огонь по кабине стрелка-радиста. Дробно застучала пушка, раздирая снарядами дюраль капота. Оранжевое пламя сначала как бы нехотя выбилось из-под капота, а затем вдруг полыхнуло на всю мощь, распуская смоляную полосу дыма. Вражеская машина пошла к земле.

Но в это время на звено наших истребителей обрушилась четверка «мессершмиттов». Никитин с ходу атаковал ближайший. Тот задымил, но пилот продолжал лететь на подбитой машине.

— Камерилов, добей врага! — скомандовал Никитин.

И тот, не теряя ни секунды, с пологого пикирования повел огонь по недобитому фашисту. Стрелял до тех пор, пока тот не свалился в штопор. Не подкачал и Павлов. Удачно сделав заход сверху, он с первой же атаки сбил еще один вражеский истребитель.

Но война есть война. Подбили и самолет лейтенанта Павлова. Однако он все же сумел на поврежденной машине пролететь около сорока километров и совершить посадку поблизости от своего аэродрома.

Позже лейтенант Камерилов рассказывал молодым пилотам об этом бое:

— Личный пример комиссара эскадрильи Никитина в том боевом вылете имел огромное значение. Я видел, как он действовал во время атаки. Юго-западнее Старого Оскола я вместе с комиссаром дрался на высоте 3 тысячи метров против восьмерки «мессершмиттов». Во время боя летчик Павлов на горящем самолете пошел на вынужденную, а у меня кончились патроны. Казалось, безвыходное положение. Но именно в этот момент мы услышали призывный клич комиссара Никитина:

«Коммунисты, за мной в лобовую!» А так как Исаев, я и Павлов были коммунисты, то все последовали примеру комиссара. Я был ведомым у Никитина и видел, как у него были напряжены мускулы лица. Он вел свой «ястребок», не сворачивая с боевого курса, в лоб фашистскому пирату. Глядя на комиссара, я также не боялся смерти. Конечно, трудно сказать, о чем думал в то время комиссар эскадрильи. Я знаю только, что оставшаяся четверка «ястребков», идя с комиссаром в атаку, не свернула с боевого курса. «Мессершмитты», не выдержав нашего натиска, начали выводить свои машины в сторону. Вот что значит сила личного примера в бою.

Как правило, комиссар эскадрильи Никитин после выполнения боевых заданий проводил с личным составом воспитательную работу. Совместно с командиром эскадрильи он тщательно анализировал каждый бой, на положительных примерах учил, как надо бить врага.

...9 июля 1942 года капитан Никитин в составе десятки истребителей вылетел в четвертый раз за день на боевое задание. Группу вел сам «батя», командир полка С. И. Миронов. Только вошли двумя эшелонированными группами, шестеркой и четверкой, в свою зону патрулирования, как на высоте 2 тысячи метров появились 23 вражеских самолета. 17 «юнкерсов» под прикрытием шестерки «мессершмиттов» приближались к нашим позициям.

— Моей шестерке приготовиться к бою! — раздался властный «батин» голос.

«Мессершмитты», в свою очередь, развернулись в боевой порядок, видимо, для встречной атаки.

— Идем в лобовую! — снова командует «батя».— «Сто седьмой», четверкой — вверх! Прикроешь!

— Я — «Сто седьмой». Понял! — тут же отозвался Никитин. Увлекая за собой «ястребки» лейтенанта Камерилова, капитана Исаева и лейтенанта Павлова, он устремился вверх.

— Атака! — скомандовал ведомым комиссар Никитин и перевел свой «ястребок» в пикирование...

Жаркий был бой в тот день. Многих пилотов недосчитались фашисты. Наши же «ястребки» возвратились на свою базу без потерь.

Вскоре за тот боевой вылет и сбитые два вражеских самолета Никитин был награжден орденом Отечественной войны первой степени. А в 1943 году на его груди засияла звезда Героя Советского Союза.

В. Черниевский

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 7. М.: Московский рабочий, 1984.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru