ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

МУРАВИЦКИЙ
Лука Захарович

Верный солдатскому долгу

Герой Советского Союза Муравицкий Лука ЗахаровичЛука Захарович Муравицкий родился в 1ЭТ6 г. в деревне Долгое Старобинского района Минской власти в семье крестьянина-бедняка. По национальности белорус. В 1932 г. переехал в Москву, где учился в ФЗУ, а затем работал слесарем на заводе. Здесь вступил в комсомол. Около года работал на станции «Площадь Революции» Московского метрополитена и одновременно учился в аэроклубе. В 1937 г. по путевке комсомола был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой, а затем под Ленинградом. За боевые заслуги и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 г. Л. 3. Муравицкому присвоено звание Героя Советского Союза. 30 ноября 1941 г. отважный летчик-истребитель не вернулся с боевого задания.

Короткой, но яркой была боевая биография летчика-истребителя старшего лейтенанта Луки Захаровича Муравицкого. На фронте под Москвой, а затем под Ленинградом он провоевал ровно 150 дней. И все это время трудного сорок первого года Лука Захарович дрался с врагом мужественно, показывал образцы четкого выполнения воинского долга.

Однажды командиру звена летчиков-истребителей Муравицкому и двум его ведомым поручили чрезвычайно ответственное задание — сопровождать транспортные самолеты Ли-2, вывозившие из города Ленина на Большую землю женщин, стариков, детей.

Боевых машин в первые месяцы войны не хватало, поэтому приходилось летать на сопровождение лишь двум-трем самолетам. Днем раньше Муравицкий прикрывал группу Ли-2, которая доставила в блокированный Ленинград продовольствие.

Фашистские истребители прилагали немало усилий, чтобы помешать снабжению города-героя по «воздушному мосту». Почти в каждом вылете нашим летчикам приходилось вести бои с численно превосходящими истребителями противника. Муравицкий уже успел сбить несколько вражеских самолетов.

Вот и теперь переполненные юными ленинградцами транспортные самолеты, маскируясь облачностью, спешили пересечь линию фронта и быстрей достичь Большой земли.

Сопровождать Ли-2 нелегко: слишком они тихоходны. Поэтому приходилось все время делать маневры на минимальной скорости и на небольшой высоте.

Особенно внимательно надо было следить за воздухом в районе станции Мга. Обычно здесь фашисты нападали на наши самолеты. Вот и сегодня не успели три наших летчика ввести свои машины в правый разворот, как внезапно вывалились из облаков сначала три, а затем еще пара «мессершмиттов».

Не теряя ни секунды, Муравицкий бросился на замыкающий вражеский самолет. Он был ближе к нему. Когда фашист оказался в перекрестии прицела, Муравицкий нажал на гашетки. Короткие бледно-оранжевые полосы трассирующих снарядов и пуль прервали свой бег на кабине фашистской машины. Меткая очередь прошила осиное тело «мессера». Он задымил, мелькнули черные кресты на плоскостях падающей машины. В воздухе повис купол парашюта.

— Есть один!

Только теперь фашистские летчики заметили наши истребители. Набирая высоту, они скрылись в облаках, а Муравицкий и его ведомые стали догонять ушедшие вперед Ли-2. Они знали, что «мессершмитты» обязательно попытаются напасть на наши безоружные транспортные самолеты. «А ведь там ребятишки»,— подумал Муравицкий.

Прошло несколько минут, и вновь появились вражеские истребители. На сей раз они шли выше Ли-2; пикируя, с дальней дистанции открыли огонь. Красные и фиолетовые шарики один за другим потянулись к транспортным самолетам. Муравицкий успел занять выгодную позицию и своим огнем прервал атаку противника. «Мессершмитты» отвернули и, разбившись на пары, снова устремились в атаку, но уже с двух сторон. Они хотели зажать наши истребители в клещи и лишить их маневра.

Муравицкий смело ринулся навстречу двум «мессерам», находившимся справа, а его ведомые атаковали другую вражескую пару слева. Теперь успех зависел только от настойчивости наших летчиков, их мастерства и упорства. Все решали секунды.

Выйдя из лобовой атаки, Муравицкий заметил, что один из «мессеров» зашел в хвост машины правого ведомого. Командир звена бросился на помощь, ударил из пулеметов. Но едва он развернулся, как сам оказался под вражеским прицелом и был осыпан градом пуль. Машину прошила пушечная очередь. В кабине сверкнула яркая вспышка. Муравицкий почувствовал резкий удар в голову. Брызнули осколки плексигласа от фонаря кабины. В лицо ударил острый запах гари и металлической пыли, смешанной с холодным потоком воздуха. Чуточку позже Лука Захарович почувствовал, как за ворот гимнастерки потекла кровь.

Драться становилось все труднее. Намокшая от крови гимнастерка прилипла к спине. А «мессеры» продолжали наседать. Фашистские летчики поняли, что машина Муравицкого подбита, и накинулись на нее со всех сторон, сосредоточив на краснозвездном истребителе весь огонь. Превозмогая боль, собрав все силы, Муравицкий продолжал сражаться. Лишь когда наши Ли-2 скрылись из виду и находились в безопасности, Лука Захарович оторвался от противника и под прикрытием боевых друзей вернулся на аэродром. Прямо из самолета его увезли в полевой госпиталь.

...Медленно идет время на больничной койке. Муравицкому вспоминались оставленная в Москве жена, родные и знакомые, товарищи — живые и не вернувшиеся из полетов. Встало в памяти детство. Семья в ту пору была большая — десять человек. Отец, Захар Иванович, всю жизнь работал на кулаков. Пришлось батрачить на них и его детям...

Особенно хорошо помнил Лука, как впервые приехал в Москву к дяде. Алексей Карпович Левчик — старый большевик-подпольщик — очень любил детей. Целую неделю, не жалея времени, показывал он мальчику достопримечательности столицы. А однажды спросил:

— Ну, куда надумал пойти учиться? В школу или в фабрично-заводское училище?

Лука выбрал училище. Шло время. Лука уже работал слесарем на заводе. Тогда же без отрыва от производства стал учиться в Московском аэроклубе, сначала в группе парашютистов, а затем планеристов.

В начале 1937 г. перешел работать в метрополитен, на станцию «Площадь Революции». Весной того же года Муравицкий получил в аэроклубе звание инструктора парашютного спорта. А осенью по путевке столичной комсомольской организации Лука был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

Быстро пролетело время учебы, и младший лейтенант Муравицкий уехал служить на Дальний Восток. Но недолго пришлось летать ему там. Вскоре авиачасть перебазировалась в Московский военный округ. Молодой офицер участвовал в боях на дальних подступах к столице. Через некоторое время он уже сражался под Ленинградом.

В одном из боев Муравицкий был ранен. Врачи восстановили здоровье летчика, он вернулся в родной полк и с еще большей ненавистью дрался с врагом.

Однополчан восхищали в действиях командира звена не только трезвый расчет, храбрость, но и готовность идти на все, чтобы одержать победу над врагом. Однажды Муравицкому поручили одному прикрыть железнодорожную станцию под Ленинградом, где шла разгрузка эшелона с боеприпасами.

— Самолетов, сам знаешь, у нас пока мало, а дела много. Но помни: и один в небе воин! — сказал командир полка.

— Раз надо — значит, надо,— ответил Муравицкий. ...Было пасмурно. В районе станции, как и над аэродромом, повисли многослойные облака. Изредка моросил мелкий дождь. Пока шла разгрузка, Муравицкий зорко следил за воздушной обстановкой в районе железнодорожной станции. Особенно внимательно он просматривал складки облаков, ими мог воспользоваться враг. Так и случилось. Когда Муравицкий делал разворот над западной окраиной станции, в промежутке между ярусами облаков показался немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111». Муравицкий резко послал сектор газа вперед и устремился наперерез фашистскому самолету. И вот он уже у него в хвосте. Произошло это так неожиданно, что с «хейнкеля» не успели открыть огонь. Длинная пулеметная очередь, ударившая по застекленной кабине бомбардировщика, вынудила фашистского летчика развернуться. Последовала вторая атака Муравицкого. «Хейнкель», круто снижаясь, стал уходить.

— Нет, на этот раз не уйдешь! — произнес Муравицкий. Летчик догнал гитлеровца и вновь открыл огонь короткими очередями. И вдруг привычная дробь бортового оружия оборвалась. Сделал перезарядку. Результат тот же. Стало ясно: кончились боеприпасы. А фашистский бомбардировщик был совсем рядом. И хотя один мотор его уже молчал, фашист продолжал тянуть на запад. Еще немного времени — и он пересечет линию фронта. Но нет! Муравицкий решил таранить врага. Добавил обороты. Все ближе и ближе фашист. Глаз уже хорошо различает каждую заклепку, каждую царапину на фюзеляже самолета. Не уменьшая скорости, советский летчик приблизил блестящий диск своего винта под самый хвост фашистской машины. Рывок, и винт истребителя рассек металл хвостового оперения вражеского самолета...

В этот момент Муравицкий и сам ударился головой о прицел, разбил переносицу. Самолет задрожал словно в лихорадке. Потеряв скорость, истребитель вошел в штопор. В глазах поплыли оранжевые круги. Как-то сразу пропал шум мотора, на тело навалилась непривычная тяжесть. Собрав силы, летчик с большим трудом прекратил вращение машины и вывел ее из крутого пикирования. Но лететь дальше он не мог. Не выбирая места для приземления, Муравицкий выпустил щитки и с ходу посадил свой израненный «ястребок» на фюзеляж рядом со станцией. Гитлеровцы нашли себе могилу по другую сторону железнодорожных путей. Люди, разгружавшие эшелон, бросились к истребителю и помогли раненому летчику выбраться из кабины. Нелегкой оказалась эта победа над врагом.

Подлечившись, Лука Захарович вернулся в родной полк. И снова бои. По пять-шесть раз за день поднимался в воздух навстречу врагу.

Через четыре месяца после начала войны, 22 октября 1941 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий, за мужество и отвагу Лука Захарович Муравицкий был удостоен звания Героя Советского Союза.

Боевая слава Муравицкого разнеслась по всему Ленинградскому фронту. О его боях рассказывали молодым летчикам, опыт мастера изучали в других частях.

Михаил Матусовский написал стихотворение, посвященное Герою. Оно называется: «Старший лейтенант Муравицкий».

Если быстро расстроился вражеский клин,
Пулеметы теплы от стрельбы,
И от сбитых горящих фашистских машин
Возникают на небе столбы,
И в испуге меняющий курс «мессершмитт»
Не вступает в решительный бой,
А простроченный «юнкерс» как свечка горит,
Оставляя дымок за собой,
И подстреленный «ворон» лежит вдалеке,
Винт отрублен и корпус пробит,—
Значит, в первом звене на своем «ястребке»
Муравицкий в атаку летит.

30 ноября 1941 г. летчик-истребитель Лука Захарович Муравицкий в последний раз преградил путь врагу к Ленинграду.

Н. Ильин

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 2. М.: Московский рабочий, 1976.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru