Твои герои, ЛенинградМУРАВИЦКИЙ Лука ЗахаровичВерный солдатскому долгу
Лука Захарович Муравицкий родился в 1ЭТ6 г. в деревне Долгое Старобинского района Минской власти в семье крестьянина-бедняка. По национальности белорус. В 1932 г. переехал в Москву, где учился в ФЗУ, а затем работал слесарем на заводе. Здесь вступил в комсомол. Около года работал на станции «Площадь Революции» Московского метрополитена и одновременно учился в аэроклубе. В 1937 г. по путевке комсомола был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой, а затем под Ленинградом. За боевые заслуги и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 г. Л. 3. Муравицкому присвоено звание Героя Советского Союза. 30 ноября 1941 г. отважный летчик-истребитель не вернулся с боевого задания.
Короткой, но яркой была боевая биография летчика-истребителя старшего лейтенанта Луки Захаровича Муравицкого. На фронте под Москвой, а затем под Ленинградом он провоевал ровно 150 дней. И все это время трудного сорок первого года Лука Захарович дрался с врагом мужественно, показывал образцы четкого выполнения воинского долга.
Однажды командиру звена летчиков-истребителей Муравицкому и двум его ведомым поручили чрезвычайно ответственное задание — сопровождать транспортные самолеты Ли-2, вывозившие из города Ленина на Большую землю женщин, стариков, детей.
Боевых машин в первые месяцы войны не хватало, поэтому приходилось летать на сопровождение лишь двум-трем самолетам. Днем раньше Муравицкий прикрывал группу Ли-2, которая доставила в блокированный Ленинград продовольствие.
Фашистские истребители прилагали немало усилий, чтобы помешать снабжению города-героя по «воздушному мосту». Почти в каждом вылете нашим летчикам приходилось вести бои с численно превосходящими истребителями противника. Муравицкий уже успел сбить несколько вражеских самолетов.
Вот и теперь переполненные юными ленинградцами транспортные самолеты, маскируясь облачностью, спешили пересечь линию фронта и быстрей достичь Большой земли.
Сопровождать Ли-2 нелегко: слишком они тихоходны. Поэтому приходилось все время делать маневры на минимальной скорости и на небольшой высоте.
Особенно внимательно надо было следить за воздухом в районе станции Мга. Обычно здесь фашисты нападали на наши самолеты. Вот и сегодня не успели три наших летчика ввести свои машины в правый разворот, как внезапно вывалились из облаков сначала три, а затем еще пара «мессершмиттов».
Не теряя ни секунды, Муравицкий бросился на замыкающий вражеский самолет. Он был ближе к нему. Когда фашист оказался в перекрестии прицела, Муравицкий нажал на гашетки. Короткие бледно-оранжевые полосы трассирующих снарядов и пуль прервали свой бег на кабине фашистской машины. Меткая очередь прошила осиное тело «мессера». Он задымил, мелькнули черные кресты на плоскостях падающей машины. В воздухе повис купол парашюта.
— Есть один!
Только теперь фашистские летчики заметили наши истребители. Набирая высоту, они скрылись в облаках, а Муравицкий и его ведомые стали догонять ушедшие вперед Ли-2. Они знали, что «мессершмитты» обязательно попытаются напасть на наши безоружные транспортные самолеты. «А ведь там ребятишки»,— подумал Муравицкий.
Прошло несколько минут, и вновь появились вражеские истребители. На сей раз они шли выше Ли-2; пикируя, с дальней дистанции открыли огонь. Красные и фиолетовые шарики один за другим потянулись к транспортным самолетам. Муравицкий успел занять выгодную позицию и своим огнем прервал атаку противника. «Мессершмитты» отвернули и, разбившись на пары, снова устремились в атаку, но уже с двух сторон. Они хотели зажать наши истребители в клещи и лишить их маневра.
Муравицкий смело ринулся навстречу двум «мессерам», находившимся справа, а его ведомые атаковали другую вражескую пару слева. Теперь успех зависел только от настойчивости наших летчиков, их мастерства и упорства. Все решали секунды.
Выйдя из лобовой атаки, Муравицкий заметил, что один из «мессеров» зашел в хвост машины правого ведомого. Командир звена бросился на помощь, ударил из пулеметов. Но едва он развернулся, как сам оказался под вражеским прицелом и был осыпан градом пуль. Машину прошила пушечная очередь. В кабине сверкнула яркая вспышка. Муравицкий почувствовал резкий удар в голову. Брызнули осколки плексигласа от фонаря кабины. В лицо ударил острый запах гари и металлической пыли, смешанной с холодным потоком воздуха. Чуточку позже Лука Захарович почувствовал, как за ворот гимнастерки потекла кровь.
Драться становилось все труднее. Намокшая от крови гимнастерка прилипла к спине. А «мессеры» продолжали наседать. Фашистские летчики поняли, что машина Муравицкого подбита, и накинулись на нее со всех сторон, сосредоточив на краснозвездном истребителе весь огонь. Превозмогая боль, собрав все силы, Муравицкий продолжал сражаться. Лишь когда наши Ли-2 скрылись из виду и находились в безопасности, Лука Захарович оторвался от противника и под прикрытием боевых друзей вернулся на аэродром. Прямо из самолета его увезли в полевой госпиталь.
...Медленно идет время на больничной койке. Муравицкому вспоминались оставленная в Москве жена, родные и знакомые, товарищи — живые и не вернувшиеся из полетов. Встало в памяти детство. Семья в ту пору была большая — десять человек. Отец, Захар Иванович, всю жизнь работал на кулаков. Пришлось батрачить на них и его детям...
Особенно хорошо помнил Лука, как впервые приехал в Москву к дяде. Алексей Карпович Левчик — старый большевик-подпольщик — очень любил детей. Целую неделю, не жалея времени, показывал он мальчику достопримечательности столицы. А однажды спросил:
— Ну, куда надумал пойти учиться? В школу или в фабрично-заводское училище?
Лука выбрал училище. Шло время. Лука уже работал слесарем на заводе. Тогда же без отрыва от производства стал учиться в Московском аэроклубе, сначала в группе парашютистов, а затем планеристов.
В начале 1937 г. перешел работать в метрополитен, на станцию «Площадь Революции». Весной того же года Муравицкий получил в аэроклубе звание инструктора парашютного спорта. А осенью по путевке столичной комсомольской организации Лука был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.
Быстро пролетело время учебы, и младший лейтенант Муравицкий уехал служить на Дальний Восток. Но недолго пришлось летать ему там. Вскоре авиачасть перебазировалась в Московский военный округ. Молодой офицер участвовал в боях на дальних подступах к столице. Через некоторое время он уже сражался под Ленинградом.
В одном из боев Муравицкий был ранен. Врачи восстановили здоровье летчика, он вернулся в родной полк и с еще большей ненавистью дрался с врагом.
Однополчан восхищали в действиях командира звена не только трезвый расчет, храбрость, но и готовность идти на все, чтобы одержать победу над врагом. Однажды Муравицкому поручили одному прикрыть железнодорожную станцию под Ленинградом, где шла разгрузка эшелона с боеприпасами.
— Самолетов, сам знаешь, у нас пока мало, а дела много. Но помни: и один в небе воин! — сказал командир полка.
— Раз надо — значит, надо,— ответил Муравицкий. ...Было пасмурно. В районе станции, как и над аэродромом, повисли многослойные облака. Изредка моросил мелкий дождь. Пока шла разгрузка, Муравицкий зорко следил за воздушной обстановкой в районе железнодорожной станции. Особенно внимательно он просматривал складки облаков, ими мог воспользоваться враг. Так и случилось. Когда Муравицкий делал разворот над западной окраиной станции, в промежутке между ярусами облаков показался немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111». Муравицкий резко послал сектор газа вперед и устремился наперерез фашистскому самолету. И вот он уже у него в хвосте. Произошло это так неожиданно, что с «хейнкеля» не успели открыть огонь. Длинная пулеметная очередь, ударившая по застекленной кабине бомбардировщика, вынудила фашистского летчика развернуться. Последовала вторая атака Муравицкого. «Хейнкель», круто снижаясь, стал уходить.
— Нет, на этот раз не уйдешь! — произнес Муравицкий. Летчик догнал гитлеровца и вновь открыл огонь короткими очередями. И вдруг привычная дробь бортового оружия оборвалась. Сделал перезарядку. Результат тот же. Стало ясно: кончились боеприпасы. А фашистский бомбардировщик был совсем рядом. И хотя один мотор его уже молчал, фашист продолжал тянуть на запад. Еще немного времени — и он пересечет линию фронта. Но нет! Муравицкий решил таранить врага. Добавил обороты. Все ближе и ближе фашист. Глаз уже хорошо различает каждую заклепку, каждую царапину на фюзеляже самолета. Не уменьшая скорости, советский летчик приблизил блестящий диск своего винта под самый хвост фашистской машины. Рывок, и винт истребителя рассек металл хвостового оперения вражеского самолета...
В этот момент Муравицкий и сам ударился головой о прицел, разбил переносицу. Самолет задрожал словно в лихорадке. Потеряв скорость, истребитель вошел в штопор. В глазах поплыли оранжевые круги. Как-то сразу пропал шум мотора, на тело навалилась непривычная тяжесть. Собрав силы, летчик с большим трудом прекратил вращение машины и вывел ее из крутого пикирования. Но лететь дальше он не мог. Не выбирая места для приземления, Муравицкий выпустил щитки и с ходу посадил свой израненный «ястребок» на фюзеляж рядом со станцией. Гитлеровцы нашли себе могилу по другую сторону железнодорожных путей. Люди, разгружавшие эшелон, бросились к истребителю и помогли раненому летчику выбраться из кабины. Нелегкой оказалась эта победа над врагом.
Подлечившись, Лука Захарович вернулся в родной полк. И снова бои. По пять-шесть раз за день поднимался в воздух навстречу врагу.
Через четыре месяца после начала войны, 22 октября 1941 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий, за мужество и отвагу Лука Захарович Муравицкий был удостоен звания Героя Советского Союза.
Боевая слава Муравицкого разнеслась по всему Ленинградскому фронту. О его боях рассказывали молодым летчикам, опыт мастера изучали в других частях.
Михаил Матусовский написал стихотворение, посвященное Герою. Оно называется: «Старший лейтенант Муравицкий».
Если быстро расстроился вражеский клин,
Пулеметы теплы от стрельбы,
И от сбитых горящих фашистских машин
Возникают на небе столбы,
И в испуге меняющий курс «мессершмитт»
Не вступает в решительный бой,
А простроченный «юнкерс» как свечка горит,
Оставляя дымок за собой,
И подстреленный «ворон» лежит вдалеке,
Винт отрублен и корпус пробит,—
Значит, в первом звене на своем «ястребке»
Муравицкий в атаку летит.
30 ноября 1941 г. летчик-истребитель Лука Захарович Муравицкий в последний раз преградил путь врагу к Ленинграду.
Н. Ильин
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 2. М.: Московский рабочий, 1976.
Другие материалы
|