ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

МАКАРЕНКО
Николай Федорович

...И снова в бой

Герой Советского Союза Макаренко Николай Федорович

Макаренко Николай Федорович

Вернувшиеся на аэродром летчики принесли тяжелую весть: погиб любимец полка Николай Макаренко. В этом бою, как всегда, он появлялся в самых опасных местах, как всегда, смело бросался в атаки. Но гитлеровцев было втрое больше. Им удалось подбить машину Николая. На глазах у всех она начала резко терять высоту и упала в Ладожское озеро.

Вот все, что могли доложить ведомые о том, как погиб Макаренко.

Поверить в это было трудно. Летчики уже привыкли к тому, что Макаренко выходит невредимым из любых переделок. Несколько дней назад он один вел бой с пятью "мессершмиттами". И победил - зажег немецкий истребитель.

Как ни тяжело было, а писать донесение о том, что старший лейтенант Макаренко Николай Федорович не вернулся с боевого задания, все-таки пришлось. Но не успели отправить донесение, как в тот же день, 20 августа 1941 года, Макаренко вернулся на аэродром.

Изумленные летчики не верили своим глазам. Кто-то спросил:

— Откуда ты взялся, где был?

Макаренко ответил:

— Сдавал нормы по плаванию...

Командиру доложил все подробно. После того как были разбиты мотор и рули, машина действительно свалилась в озеро. И действительно тут же затонула. Но, несмотря на то, что самолет, коснувшись воды перевернулся кабиной вниз, Макаренко все-таки вынырнул. Еще когда истребитель падал, летчик успел отстегнуть привязные ремни и освободиться от парашюта. А выбраться из открытой кабины "чайки" было сравнительно просто. Тяжелей оказалось дотянуть до ближайшего островка. Зато с островка до берега ехал с полным комфортом. Моряки специально снарядили катер.

Выслушав летчика, командир велел ему идти отдыхать.

— Отдыхать? - переспросил Макаренко. - Что вы, товарищ командир! Какой тут отдых! Светлого времени хватит, чтобы еще несколько раз слетать в бой.

Командир понял, что летчик не уйдет сейчас отдыхать. А приказывать не хотел. Так в день своей "гибели" Николай Макаренко снова поднялся в воздух, снова сражался.

И еще долго, пока полк не перевели на другой фронт, ленинградцы встречали в газетах фамилию летчика Макаренко.

К двадцати девяти штурмовкам прибавилось после 20 августа еще шестьдесят восемь. К началу декабря у него уже было двести шестьдесят два боевых вылета. Он поднимался в воздух даже в такие дни, когда погода считалась нелетной. Не было противника в воздухе - он искал его на земле.

Приведу одну запись из журнала боевых действий, одну из многих:

"23 ноября 1941 года старший лейтенант Макаренко дважды в исключительно тяжелых метеоусловиях при сильном снегопаде вылетал штурмовать позиции противника в районе Ивановского и Усть-Тосно. Уничтожил до полутора взводов пехоты. За эти вылеты командование ВВС Ленинградского фронта объявило старшему лейтенанту Макаренко благодарность".

Когда 10 февраля 1943 года двадцати пяти защитникам Ленинграда присвоили звание Героя Советского Союза, Николай Федорович Макаренко воевал под Воронежем. Но и его фамилия была в этом списке.

Уже потом я узнал, что Золотую Звезду Макаренко получил не на фронте.

В момент внезапного налета немецких бомбардировщиков на наш аэродром взлететь успел только один Макаренко. Один и пошел в атаку. Сбил бомбардировщик, однако в пылу боя не заметил появившихся истребителей врага.

Увидел он их, когда было уже поздно. Единственное, что оставалось тяжело раненному летчику, - это выпрыгнуть из подбитой машины. Так и хотел сделать Макаренко. Хотел, но не сделал.

Машина все еще слушалась рулей, и летчик отбросил мысль о парашюте. Он довел самолет до аэродрома и посадил. Потом семь месяцев пролежал в госпитале.

С тех пор в списках летного состава Военно-Воздушных Сил Советской Армии Николай Федорович Макаренко не числится. Как же было не удивиться, увидев в начале 1964 года человека в военной форме с погонами полковника авиации! Николай Федорович объяснил: он не полковник, а инженер-полковник.

При выписке из госпиталя медицинская комиссия начисто отстранила его от полетов. Макаренко даже растерялся. Что делать? Вернуться к своей прежней, доармейской профессии фельдшера? Но вправе ли он считать, что это его профессия? Медицинское образование он действительно получил. Думал, что будет лечить людей в своем Богодухове, а вышло по-другому: комсомол направил в лётное училище. Фельдшер из него так и не получился. Надо начинать сначала...

— Можно не начинать, а продолжать, - посоветовал командир полка. - Человеку, хорошо знающему авиацию, прямой путь в академию.

Так, по совету командира полка Николай Макаренко стал слушателем академии имени Жуковского.

Летчик вернулся в авиацию инженером.

О своей нынешней работе Николай Федорович упомянул лишь вскользь. Но есть все основания считать, что сделал он немало. Об этом можно судить даже по его орденским планкам: к Золотой Звезде Героя и пяти боевым орденам прибавился еще орден Трудового Красного Знамени. Выходит, будучи инженером, Макаренко тоже вложил большой труд в дело укрепления родной своей авиации.

Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru