ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

МАСЛОВ
Иван Васильевич

Испытание мужества

Герой Советского Союза Маслов Иван ВасильевичМаслов Иван Васильевич. Родился в 1920 г. в деревне Исаково Можайского района Московской области. По национальности русский. Член КПСС с 1943 г. После окончания семилетки переехал в Москву и поступил в ФЗУ треста Теплосантехмонтаж, которое окончил в 1939 г. Одновременно учился в аэроклубе. С 1939 г.— курсант Борисоглебской школы летчиков. В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях на Ленинградском, Калининском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Прошел путь от рядового летчика до командира эскадрильи. Звания Героя Советского Союза удостоен 1 июля 1944 г. После войны служил в авиации. Затем уволился в запас, работал в Аэрофлоте. В настоящее время на пенсии, живет в Москве.

Полет на разведку над вражеской территорией подходил к концу. Паре краснозвездных истребителей, ведущим в которой летел командир звена В. Залевский, а ведомым — молодой летчик младший лейтенант Иван Маслов, предстояло пересечь линию фронта. Казалось, скоро уже можно будет перевести дыхание. Но вдруг Залевский начал крутой разворот. Маслов устремился за ним, пытаясь угадать, что заставило командира переменить курс.

Всмотревшись в белесое зимнее небо, Иван обнаружил на небольшой высоте вражеский транспортный самолет. Выше транспортника виднелся «мессершмитт». Стало ясно: командир решил атаковать «юнкерс». Вообще-то разведчикам ввязываться в воздушный бой не рекомендовалось, но, видимо посчитав, что перед ним легкая добыча и атака много времени не займет, ведущий все же решился на нее.

Фашистский летчик увеличил скорость, стал маневрировать по курсу. Хотя истребители «харрикейны», английского производства, на которых летали некоторые наши летчики, и не обладали высокой скоростью, но они все же сближались с тихоходным вражеским самолетом.

Ведомый неотрывно следил за командиром и за находившимся выше них «мессером». Опытные летчики не раз предупреждали его о коварстве фашистских истребителей в воздухе, их умении выжидать и нападать исподтишка. Сблизившись с транспортником, Залевский дал залп по нему и стал выходить из атаки. Однако «юнкерс» продолжал полет. И тут Маслова взяла досада, что приходится уходить от самолета, который можно было сбить. «Нет, нельзя от него уходить!» — решил летчик и отвернул от своего ведущего. И вот уже на «юнкерс» обрушился залп огня. Фашистский самолет задымил.

— Ага,— распалился Маслов,— получил!

И только тут он заметил, что «мессер» пошел на сближение с ним. Пришлось пикировать до бреющего полета. Гитлеровец отстал. Но где же командир? Вроде бы прошли всего лишь мгновения. «Вот это положение»,— огорчился Маслов. Он знал, что, если ведомый теряет ведущего, ему нет оправдания в глазах летчиков.

Командир полка Андреев не жалел крепких выражений, высказывая свои упреки Маслову. Его гнев не смягчило и подтверждение о сбитом Ю-52, поступившее ночью от наземных войск.

Так через ошибки, острые переживания, первые успехи приходил к Маслову боевой опыт. Он по крупицам накапливался с того дня войны, когда недавнему выпускнику Борисоглебской школы летчиков Ивану Маслову вместе с товарищами была поставлена задача: защищать с воздуха Ленинград. Вскоре обстановка на фронте обострилась. Подвижные части врага рвались к городу на Неве. Надо было сделать все, чтобы их остановить. И Маслов с товарищами по нескольку раз в день летал на штурмовку противника в районе Кингисеппа. Стрельбу по наземным целям он, как и все истребители, и раньше отрабатывал, но в боевых условиях, под обстрелом вражеских зениток пришлось осваивать эту науку по-новому. С каждым вылетом авиаторы находили все более искусные маневры, заходы для атаки, крепли взаимопонимание и взаимодействие в группе. Но и противник, почувствовав реальную угрозу с воздуха, усилил прикрытие своих войск. Летать приходилось в плотных облаках разрывов снарядов.

Как-то раз, во время захода группы наших самолетов для удара по вражеским колоннам, по ним открыли огонь замаскированные «эрликоны». Один из снарядов попал в самолет Маслова. Запахло порохом. И тут же резкая боль в левой руке. Самолет повело на разворот. Это случилось на высоте 800 метров. Что предпринять? Маслов решил из атаки не выходить и все делать одной правой рукой. Охваченный азартом атаки, он стрелял по врагу до тех пор, пока не снизился до верхушек деревьев. Потом с трудом вывел машину в горизонтальный полет и на бреющем возвратился на свой аэродром. Превозмогая боль, зажал ручку управления ногами, а шасси выпустил правой рукой. После приземления его с перебитой рукой немедленно отправили в госпиталь.

Находясь в ленинградском травматологическом госпитале, Маслов жил одной мыслью: скорее бы в полк и вместе с друзьями пойти в бой. Нетерпение росло, и, казалось, нет сил больше ждать ни дня. Но тут подоспело решение о выписке летчиков в части. Город был уже в окружении. Решили посадить авиаторов на канонерки и по Ладожскому озеру, уже покрытому тонкой коркой льда, вывезти на Большую землю. Но погода разбушевалась, выходить нельзя. А утром показалось ясное небо, и в нем «юнкерсы» и «мессеры». Началась бомбежка. Пришлось отражать воздушные атаки противника. Летчики заняли места у зениток и били по фашистам. Ночью канонерки двинулись в путь. Затемно добрались до Волхова, высадили летный состав, и он по железной дороге отправился в пункт назначения. Там-то Маслов и встретился с «харрикейнами», поступившими на Калининский фронт.

Много испытаний принесли Маслову зима и лето 1942 года. Приходилось на подбитой машине садиться у линии фронта. Там, на Калининском фронте, он начал и умножил счет сбитым «юнкерсам».

Осенью 1942 года полк перебазировался в район Ржева, где шли упорные бои. В часть приходили новые воздушные бойцы, и в их числе опытные, такие, как А. Е. Боровых, М. С. Баранов. Боровых вскоре стал командиром эскадрильи, в которой служил Маслов. Иван Васильевич часто летал с ним ведомым и восхищался его выдержкой, смелостью, мастерством.

Но еще чаще приходилось летать с Залевским. До чего же неудержим был в бою этот человек! Он никогда не считал, сколько вражеских самолетов перед ним, главное — стремился их сбивать. Так было и при полете парой в район Ржева на прикрытие наших войск. В одном месте летчики заметили большую группу «мессеров», и, хотя силы были явно неравные, Залевский решил атаковать с ходу. Правда, урона врагу они тогда не нанесли, но отвлекли «мессеров» от сопровождения «юнкерсов», что, как стало известно позже, помогло другим нашим истребителям сорвать их налет. Еще одна польза была от той бесстрашной атаки. В ней Залевский и Маслов применили прием «ножницы», заключавшийся в поочередном прикрытии друг друга.

По возвращении на свой аэродром Маслов все-таки заметил Залевскому:

— Безумству храбрых, как говорится, поем мы песню, но нужны и выдержка и расчет. Не следует торопиться атаковать. А мы сегодня бросились на «мессеров» без оглядки.

— Я и сам это понимаю,— согласился Залевский.— Но до чего же хочется бить захватчиков!

В это время Маслова позвал к себе командир. Предстоял новый срочный вылет. Необходимо было сопровождать девяткой «харрикейнов» транспортные самолеты, с которых нашим частям, окруженным в районе Белого, будут сброшены грузы и вымпелы с указанием направлений выхода к своим. Дальность такая, что горючего в обрез. Никаких отклонений от маршрута. Если «мессеры» навяжут бой, то придется садиться в расположении наших окруженных частей.

Полет проходил в напряженной обстановке, но истребители врага в бой не вступали. В условленном месте экипажи Ли-2 сбросили мешки с продуктами и развернулись на обратный курс. Но с каждым километром нарастала тревога: дотянут ли до своего ближайшего аэродрома? И как только перетянули линию фронта, летчик Балашов первым подал сигнал о том, что горючее кончается. Он отвернул от строя и стал искать площадку для приземления. Но в этот момент двигатель истребителя остановился, самолет резко клюнул и начал падать. Горько было на душе товарищей и обидно, что не могли ничем помочь Балашову...

Даже после нескольких вылетов в день Маслов не чувствовал такой усталости, как от одного этого полета на максимальный радиус. Но время не ждет, надо готовиться к новым боевым делам. В очередном полете шестеркой Маслову удалось сбить еще один «юнкерс» и довести их счет до 17. Его грудь украсил орден Красного Знамени.

Зимой 1943 года летчиков отправили для получения новой техники. Им были вручены именные самолеты от «Трудовых резервов». Это были представители второго поколения прославленных истребителей конструкции А. С. Яковлева — Як-7.

После этого 157-й полк был отправлен на Центральный фронт и влился в 16-ю воздушную армию. Командиром полка стал майор В. Ф. Волков. Первые бои провели по отражению налетов гитлеровцев на Курск. Маслов был в эскадрилье А. Е. Боровых. Комэск сражался, как всегда, храбро и умело, ведя за собой товарищей. Однажды его сбили, он покинул с парашютом самолет и уже на следующий день снова вернулся в строй.

В начале оборонительного сражения на Курской дуге, особенно в первые три дня, в воздухе шли упорные схватки. «Яки» яростно отбивали атаки «мессеров». В наиболее трудных боях группы самолетов вел командир полка. Росло число сбитых «юнкерсов» и «мессершмиттов». Лишь комэск Боровых за дни сражения под Курском уничтожил восемь фашистских самолетов.

Запомнился Маслову и бой с фашистским разведчиком Me-110. Видимо, это был гитлеровский ас. Он часто появлялся над расположением наших войск. Необходимо было подкараулить его и сбить.

Маслов расспросил всех, кто встречал в небе фашистский самолет-разведчик, уточнил, когда, на каких высотах он летает. И только после этого принял решение караулить его на рубеже, прикрываясь облачностью, а при появлении Ме-110 решительно атаковать его сверху.

Так в действительности все и получилось. Маслов с ведомым Казначеевым, обнаружив «мессер», ринулись на него. Неожиданным залпом они повредили Ме-110, после чего взяли его в клещи. Ни в стороны, ни тем более обратно пути ему не было. Гитлеровец, видимо, понял это и пошел со снижением. Его посадили на поле в 7 километрах от аэродрома. А через час экипаж фашистского разведчика доставили в штаб полка.

Всего за время оборонительных и наступательных боев только на Курской дуге Маслов сбил восемь истребителей врага. В те же дни на его груди засверкал второй орден Красного Знамени.

Перед операцией по разгрому мозырской группировки врага 157-й полк получил новые самолеты — Як-3. Часть входила в состав 234-й авиадивизии под командованием полковника Е. З. Татанишвили. Это соединение не раз отличалось в боях. За активное участие в освобождении города Мозырь дивизии было присвоено почетное наименование «Мозырская».

Как-то, патрулируя двумя парами, Маслов заметил два «мессера». Не медля дал газ и набрал высоту. Его ведомый и вторая пара не отставали. «Мессеры» были застигнуты врасплох, и меткая очередь Маслова прошила одного из них, а второго сразил ведущий другой пары. Чуть позже Маслов с товарищами перехватил самолет-разведчик «Юнкерс-88».

Авторитет лейтенанта Маслова рос от боя к бою. Его назначили заместителем командира эскадрильи. В этой должности Иван Васильевич участвовал в Белорусской операции. Ему особенно памятны разгром нашей авиацией наземной армии противника в районе Бобруйска, вылеты на штурмовку окруженных вражеских частей у Минска.

1 июля 1944 года замкомэску лейтенанту Маслову было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 285 боевых вылетов, в ходе которых одержал 25 побед. Потом были упорные бои над Сандомирским плацдармом, где Маслову удалось впервые сбить ФВ-190.

Впереди ждали новые испытания, к которым Иван Васильевич готовился уже в качестве комэска. Дивизия участвовала в боях за освобождение Варшавы, Познани. Маслов поднимался в воздух на сопровождение Ил-2 и Пе-2, на свободную охоту. В одном из таких полетов — это было севернее Варшавы — у него с ведомым Франчуком произошла встреча с парой Ме-109. Высота полета составляла 4500 метров. Ведущие маневрировали настолько стремительно, что ведомые отстали, и началась схватка один на один. Фашист был опытный, увертливый. И все-таки Маслов зашел в хвост «мессеру». Только приготовился дать очередь, как противник стремительно нырнул в пике. Иван Васильевич, захваченный азартом борьбы, ринулся за ним. Погоня заставила гитлеровца потерять обычную осторожность, самолет его спустился слишком низко, зацепил за вершины деревьев и упал в лес.

Но и Маслову дорого обошлась погоня. Плоскости его «яка» вспухли, капоты вдавились. Потребовались невероятные усилия, чтобы довести самолет до своего аэродрома. После осмотра специалисты списали «як».

В дальнейшем Маслов участвовал в прикрытии Кюстринского плацдарма на Одере, в Восточно-Померанской операции. За успешные боевые вылеты 234-я дивизия была удостоена в те дни ордена Красного Знамени.

Отличились летчики этой дивизии, а в их числе комэск Маслов, и в первый день наступления на Берлин — 16 апреля 1945 года. Лишь в восьми воздушных боях они сбили 11 вражеских самолетов. А всего за Берлинскую операцию эскадрилья, которой командовал капитан Иван Маслов, сбила столько же фашистских самолетов, сколько все остальные летчики 157-го истребительного авиаполка. Количество же боевых вылетов, совершенных Масловым к тому времени, достигло 350, а число воздушных боев —100.

В поверженном Берлине закончил боевой путь Иван Васильевич Маслов. После войны он переучился на вертолеты. В 1951 году подполковник участвовал в воздушном параде в Тушине.

В 1959 году Иван Васильевич ушел из Вооруженных Сил в запас. Но неба не оставил. Поступил в Аэрофлот, возглавил там эскадрилью, которая впервые применяла вертолеты для доставки в отдаленные районы Сибири грузов и строительных материалов. Летал до 1975 года. Только ухудшение здоровья удержало его на земле. Но и сейчас сердцем и мыслями он с теми, кто продолжает славные традиции советских авиаторов.

П. Асташенков

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 4. М.: Московский рабочий, 1980.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru