Твои герои, ЛенинградЛОБАС Петр КалиниковичБой принимает истребитель
Петр Калиникович Лобас родился в 1916 г. в селе Ляличи Михайловского района Приморского края в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1946 г. После окончания ФЗУ работал на заводе столяром. В 1936 г. поступил в Московский авиационный техникум. Одновременно занимался в аэроклубе. После окончания учебы в техникуме работал на заводе. В 1940 г. призван в ряды Советской Армии. Великая Отечественная война застала Петра Лобаса в Армавирской военной авиационной школе. В сентябре 1942 г. прибыл на фронт. Командовал звеном, а затем авиаэскадрильей. За годы войны совершил 163 боевых вылета, провел 38 воздушных боев, лично сбил 19 и в группе 3 самолета врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 г. П. К. Лобасу присвоено звание Героя Советского Союза. В 1951 г. окончил Краснознаменную военно-воздушную академию и продолжал службу в войсках. В 1960 г. по состоянию здоровья полковник П. К. Лобас уволился из рядов Советской Армии. В настоящее время живет и работает в Москве.
Шел 1943 год. Немецко-фашистские захватчики еще не отказались от мысли сломить защитников Ленинграда. Голод, холод, недостаток воды и электричества, зверские налеты авиации, непрерывные артиллерийские обстрелы создавали, казалось, невыносимые условия для жизни и борьбы, но воины Советской Армии, жители города не сдавались. Они стояли насмерть. На помощь им пришла вся страна. Это придавало героическим защитникам города Ленина еще больше сил и мужества.
Здесь получил свое боевое крещение и Петр Лобас. Это было в марте 1943 г. 86-й гвардейский истребительный авиационный полк должен был сопровождать штурмовики. В назначенное время истребители поднялись в воздух.
Вечерело. Когда советские летчики приблизились к обороне гитлеровцев, застучали зенитки. Высоко в небе от разрывов снарядов поплыли темно-серые хлопья дыма. Но самолеты продолжали полет. Вдруг откуда-то из-за облаков появились шесть ФВ-190. Они бросились на ведущих истребителей майора Кочергина и лейтенанта Кокошкина.
Лобас стал разворачивать свой самолет для атаки. Но пока он набирал высоту, фашисту удалось подбить Кокошкина, и тот выбросился с парашютом. К нему сразу же устремился «фоккер». Однако Лобас опередил фашиста и прикрыл своего командира.
Начинало темнеть. Из шести вражеских самолетов осталось четыре. Два из них от метких выстрелов советских истребителей уже догорали где-то внизу. Но оставшиеся не уходили. Они с ревом носились на фоне темнеющего неба, стремясь зайти в хвост «ястребкам».
Лобас появился среди гитлеровцев в тот момент, когда один из них делал разворот. До отказа нажав на газ, Петр догнал фашиста и дал по нему очередь из пулемета. Сноп трассирующих пуль пронизал вражеский самолет. Он вспыхнул...
Так начались боевые будни летчика-истребителя старшего сержанта Петра Лобаса. А затем вылеты стали обычным делом, и не было дня, чтобы его «ястребок» не поднимался в воздух. В каждом полете он совершенствовал свое боевое мастерство, показывал образцы мужества и геройства.
Бои в небе под Ленинградом становились все напряженней. Фашисты усилили налеты своей авиации на единственную оставшуюся плотину Волховской электростанции, снабжавшей Ленинград электроэнергией. Ежедневно для ударов по плотине враг посылал по 60—80 самолетов. Перед советскими летчиками стояла задача не дать ни одному вражескому самолету сбросить бомбы на цель. Днем и ночью на подступах к плотине шли ожесточенные воздушные схватки.
Трудный бой разгорелся первого июня. Не добившись успеха утром, немецко-фашистское командование вечером бросило на плотину 64 бомбардировщика. Вражеские летчики шли плотным строем, группами. Навстречу им вышли шесть «ястребков». Среди них был и самолет Лобаса. И хотя силы были далеко не равные, наши летчики смело вступили в бой. Первым на ведущего Хе-111 бросился Петр Лобас. На предельной скорости, пролетая мимо гитлеровского вожака, он послал очередь бронебойных пуль. Фашистскому самолету было нанесено повреждение, но он продолжал лететь. Тогда Лобас, описав в воздухе небольшую дугу, снова устремился на гитлеровцев. На этот раз удар оказался более точным. Пули нашли топливный бак, и вражеский самолет вспыхнул. А в это время боевые друзья сбили еще три бомбардировщика.
В разгар боя из-за облаков вынырнули фашистские истребители. Но пришла помощь и к советским летчикам. В воздухе стоял неимоверный рев двигателей, не умолкал треск пулеметов и пушек. Прикрывая друг друга, фашистские асы отчаянно отбивались. И все же Лобасу удалось оттеснить от общей группы одного из фашистов. Враг оказался не из трусливых. Он принял вызов. Разразилась смертельная дуэль двух истребителей. Теперь уже успех решали мастерство и сила воли. Как только фашист вышел из пике и стал набирать высоту, советский летчик, резко повернув самолет на правую плоскость, приблизился к «фоккеру». Огненная струя пуль и снарядов впилась в самолет фашиста, и тот камнем пошел вниз. Это был четвертый вражеский самолет, сбитый Лобасом.
В августе 1943 г. развернулись кровопролитные бои на Калининском фронте. Здесь Лобас снова отличился. В шести воздушных боях он лично сбил шесть самолетов противника. А однажды в течение 38 минут ему одному пришлось драться против пятерых фашистов. Он выдержал этот тяжелый бой, «пустив на тот свет», как часто он выражался, три «юнкерса».
В июне 1944 г. 86-й гвардейский авиационный истребительный полк получил задачу обеспечить прорыв вражеской обороны в районе Витебска, прикрыть наступающие войска 3-го Белорусского фронта. Эскадрилья под командованием гвардии капитана Лобаса совершила здесь 157 боевых вылетов. Его истребители сопровождали штурмовики и бомбардировщики, вступали в неравные схватки с фашистами, уничтожали оккупантов в воздухе и на земле. Над Витебском и Оршей прославленная эскадрилья не потеряла ни одного своего самолета, увеличив счет сбитых фашистских.
— Как-то вечером в первых числах октября 1944 г.,— рассказывал младший лейтенант Николай Тепин,— всех летчиков эскадрильи собрал гвардии капитан Лобас. Окинув взглядом присутствующих, чуть улыбаясь, он произнес:
«Ну вот, друзья, настало время громить фашистов и в их логове. Получен приказ о наступлении на восточнопрусскую группировку немцев. Наша задача — сопровождать бомбардировщики для нанесения ударов по аэродромам фашистов в районе Кенигсберга».
Затем Петр Калиникович подробно рассказал о боевом порядке, курсе следования и взаимодействии экипажей, сообщил время вылета. И, как всегда, каждый верил, что, раз капитан Лобас с ними, успех обеспечен...
Весь день прошел в подготовке к выполнению боевого приказа. Капитан беседовал с летчиками, уточнял маршрут полета, объекты для нанесения бомбовых ударов. А на рассвете следующего дня эскадрилья гвардии капитана Лобаса взяла курс на Кенигсберг, к крупному фашистскому аэродрому, на котором находилось до 100 машин.
Для гитлеровцев появление наших самолетов явилось неожиданным. Их самолеты рядами стояли на бетонированных площадках. Аэродром спал. Но вот первая группа «илов» нарушила тишину. Один за другим раздались взрывы. На аэродроме поднялась паника... Тем временем подошла группа бомбардировщиков. От сброшенных бомб на земле вспыхнули ярко-красные языки пламени, закружились темно-бурые клубы дыма. И вдруг в строй советских самолетов врезались «мессершмитты».
— Коля, прикрой! Атакую! — раздался в шлемофонах летчиков голос командира.
Лобас бросился на «мессера» и дал длинную очередь. Тот на секунду как будто повис в воздухе, а затем под небольшим углом пошел вниз и врезался в густой кустарник. Налет на вражеский аэродром был завершен успешно. Все советские самолеты возвратились на свои базы.
С того дня у Петра Лобаса начались ежедневные полеты в тыл врага. «Свободная охота» сменялась разведкой, разведка — сопровождением штурмовиков или бомбардировщиков.
Однажды, когда «ильюшины» начали бомбежку вражеской цели, из-за облаков появилось семь фашистских истребителей. Наперехват их устремилась четверка «Яковлевых» под командованием гвардии капитана Лобаса. Гитлеровцам не удалось прорваться к нашим штурмовикам, и они парами набросились на истребителей. Завязался ожесточенный бой. Фашисты непрерывно атаковали, стремясь разорвать наш строй.
— Держаться парами, врага не отпускать от себя, пока не уйдут наши от цели,— приказал Лобас.
Фашистским летчикам и на сей раз не удалось вывести из строя ни одного советского самолета. Зато Петр Лобас, проходя по замкнутому кругу, настиг «мессера» и двумя короткими очередями срезал его. Это была его четырнадцатая победа!
49 боевых вылетов совершил Петр Лобас за время Восточно-Прусской операции. Четыре вражеских самолета, 15 автомашин, пять паровозов и три железнодорожных эшелона — таков счет этого замечательного летчика в тех боях.
На своем личном примере Петр Лобас сумел воспитать многих бесстрашных советских асов. Под его командованием менее чем за два года эскадрилья истребителей сделала 520 боевых вылетов. 18 вражеских самолетов, не считая сбитых командиром, значилось на счету этой гвардейской эскадрильи.
Командование 240-й авиационной дивизии высоко оценило подвиги москвича — гвардии капитана Лобаса. 12 января 1945 г. он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. В апреле 1945 г. он был удостоен этой высшей награды Родины.
Свой последний бой Петр Лобас провел над Берлином.
Н. Алещенко
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 2. М.: Московский рабочий, 1976.
Другие материалы
|