Твои герои, ЛенинградКОРШУНОВ Константин ИоновичВ небе Ладоги и Волхова
Коршунов Константин Ионович. Родился в 1920 г. в селе Чернава ныне Тульской области. Русский. Член КПСС с 1945 г. Многие годы жил в Москве, работал на судостроительном заводе и учился в аэроклубе Осоавиахима Пролетарского района. В 1940 г. окончил Борисоглебскую авиационную школу. С 1941 г. на фронте. Был пилотом, командиром звена, эскадрильи. Совершил 580 боевых вылетов, сбил 14 самолетов лично и 5 — в группе. Звания Героя Советского Союза удостоен 4 февраля 1944 г. После войны в звании гвардии капитана уволился из рядов Вооруженных Сил. В настоящее время живет в городе Новошахтинске Ростовской области.
Получив боевое задание, Константин Коршунов заторопился к своему истребителю. Теперь его волновал лишь один вопрос — успел ли механик подремонтировать машину? Дело в том, что вчера в составе эскадрильи он прикрывал наземные войска. Эскадрилья столкнулась с девяткой бомбардировщиков противника, шедшей под прикрытием пятерки «мессеров». Набрав высоту, наши истребители устремились на «юнкерсы». Первым же ударом Коршунов сбил головной бомбардировщик. В тот же миг красная огненная трасса прошла над его самолетом. «Мессер» сумел незаметно подойти к нему сзади. Пришлось бросить машину в отвесное пикирование. Фашист, видимо, посчитал, что с этим летчиком все кончено, и отвалил в сторону. Воспользовавшись оплошностью противника, Коршунов резко набрал высоту и атаковал противника снизу, но упреждение взял недостаточное, и его пулеметная трасса прошла у самого хвоста вражеского самолета, не причинив ему вреда. Фашист уходил с резким разворотом вправо. Увлекшись преследованием, Коршунов не заметил, как оторвался от группы. С трудом вышел из боя и поистине на последних каплях горючего дотянул до своего аэродрома. После посадки механик насчитал одиннадцать пробоин в самолете...
Когда Коршунов пришел на стоянку, механик вылез из кабины истребителя и доложил, что самолет к полету готов.
— Неужели успел заштопать все дырки? — поинтересовался Коршунов.
— Все в порядке. Ребята помогли,— отозвался механик.
Взревел мотор. Коршунов вырулил машину на взлетную полосу, привычно осмотрел приборную доску и стал ждать разрешения на вылет. Это было уже двадцатое боевое задание. И тем не менее он каждый раз на старте чувствовал напряжение. Но оно проходило, как только машина оказывалась в воздухе.
Взлетели быстро. Убедившись, что ведомый занял свое место, Коршунов лег на боевой курс. Видимость была вполне приличной, через несколько минут полета внизу широкой лентой заблестела река Волхов. Вражеские самолеты пока не появлялись. Но это не означало, что они не появятся вовсе. Так было уже не раз. Почти два месяца войны многому научили Коршунова. Он знал, что фашистские летчики, как правило, нападают внезапно. Особенно это относилось к действиям истребителей. Гитлеровцы редко вступали в бой с нашими летчиками, если не имели численного превосходства. Но зато, как воронье, набрасывались на одиночные самолеты.
Подходя к объекту, Коршунов заметил, как из-за солнца вынырнули три бомбардировщика Ю-88. Чуть выше их прикрывали четыре истребителя Ме-109. Бомбардировщики противника летели на высоте полторы тысячи метров. Заметив наши истребители, они сомкнули строй. Неожиданно для Коршунова его ведомый атаковал головной «юнкерс». Прикрывая его, Коршунов пошел в лобовую атаку на «мессер», попытавшийся пристроиться в хвост ведомому. Однако атака успеха не имела. Развернувшись, он ударил из пушки очередью с близкой дистанции по кабине. Фашист пошел в пике, видимо имитируя падение. Коршунов ринулся вниз за ним. Опередив врага, вывел машину в горизонтальный полет. И когда гитлеровец, развернувшись, попытался уйти, снова ударил по нему из пушки. Вражеский истребитель от прямого попадания снаряда взорвался в воздухе. Взрывная волна чуть было не бросила самолет Коршунова в штопор.
После боя все наши истребители благополучно возвратились на свой аэродром. Товарищи сердечно поздравили Коршунова с первой крупной победой.
Как-то комиссар полка поручил лейтенанту Коршунову выступить перед молодыми летчиками, прибывшими в полк, рассказать о боях, о себе. Предложение смутило лейтенанта. Он никогда не отличался красноречием. Для него легче было слетать на боевое задание, чем произнести речь. Но делать нечего, люди собрались, ждали.
Что же рассказать молодым летчикам? Он так же, как и многие из них, родился в крестьянской семье. Какое-то время с родителями жил в столице. А потом пришла беда: умерла мать, вскоре не стало и отца. Вернулся в деревню, где жили сестра и брат. После окончания семилетки снова приехал в Москву. Земляки помогли ему устроиться воспитанником в военизированную охрану водного транспорта. Затем стал бойцом охраны на одном из заводов. Там впервые получил боевую винтовку. Собственно, с того времени уже не выпускал оружия из рук. Тогда же впервые увидел самолет. Не думал, что небо потянет его к себе так сильно, что все остальные мечты отойдут на задний план. А тут еще начальник отряда охраны, старый солдат, посоветовал:
— Иди-ка, Константин, в аэроклуб Осоавиахима. Может, станешь таким же знаменитым, как Валерий Чкалов.
Аэроклуб находился здесь же, в Пролетарском районе. И Коршунов решил попытать счастье. Строгая медицинская комиссия крутила, вертела, щупала, проверяла зрение, нервную систему. Но никаких изъянов не нашла в организме парня. Он был зачислен в аэроклуб.
Теоретический курс прошли быстро. Вскоре начались учебные полеты, а потом и самостоятельные. Неразговорчивый инструктор остался доволен полетами Коршунова, его сообразительностью. На прощание крепко пожал ему руку, пожелал высокого неба, вручил удостоверение летчика-спортсмена.
Первые шаги окрылили. В конце 1939 года Коршунов уехал в Борисоглебскую авиационную школу. В ноябре 1940 года пилотом в звании лейтенанта он был выпущен из школы и направлен для прохождения дальнейшей службы в Ленинградский военный округ. Здесь и застала Константина Великая Отечественная война.
В те памятные дни истребитель лейтенанта Коршунова вместе с другими по сигналу тревоги не раз вылетал навстречу врагам. Обстановка в воздухе над Ленинградом складывалась не в нашу пользу. У противника было значительно больше самолетов. К тому же фашистские летчики получили немалый опыт в войне с Францией, Польшей... Они владели многими новыми приемами воздушного боя, неплохо взаимодействовали как между собою, так и с наземными войсками. Недооценивать противника было никак нельзя.
Гитлеровцы все сильнее затягивали петлю вокруг города. Враг стремился выйти к южной части Ладоги по восточному берегу. Теперь от водной трассы по Ладоге во многом зависела судьба Ленинграда. Моряки Ладожской флотилии самоотверженно водили суда по озеру, где той осенью, как никогда, штормило. А штормы, как утверждают очевидцы, в это время на Ладоге бывают страшные. В такие дни единственным транспортом становились самолеты. В осажденный город на них доставляли медикаменты, питание детям, боеприпасы, а на обратном пути вывозили раненых и больных.
Лейтенанту Коршунову не раз приходилось вылетать на сопровождение транспортных самолетов: тяжелых, а главное — безоружных. Одно из таких заданий он получил 12 октября 1941 года. С ведомым предстояло вылететь по маршруту Ладога — Ленинград для сопровождения пяти транспортных самолетов. Истребители пристроились к группе тяжелых машин там, где им было приказано.
Тяжелогруженые Ли-2 в целях маскировки шли на небольшой высоте, прижимаясь к свинцовым, холодным водам озера. На фоне волн самолеты становились малозаметными. Пара сопровождающих истребителей сверху зорко поглядывала по сторонам, в то же время ни на минуту не выпуская из виду охраняемые самолеты.
Полет проходил нормально. Пролетели уже большую часть маршрута над Ладогой, когда со стороны солнца на безоружные машины обрушились вражеские самолеты: четыре истребителя и один бомбардировщик. Враг первым открыл огонь. Дымная трасса, направленная в Ли-2, болью отозвалась в сердце Коршунова. Но на переживание не было времени. Он устремился в лобовую атаку. Однако гитлеровец попался упрямый — не отворачивал. И когда столкновение казалось неминуемым, фашист взял ручку на себя, подставляя под огонь пулеметов Коршунова грязно-желтое брюхо своей машины. Какое-то время бомбардировщик продолжал набирать высоту, его мощные моторы еще бешено вращали воздушные винты. Но вот самолет перевернулся и стал падать в бурлящее озеро.
Четверка «мессеров» попыталась взять в клещи ведомого. Тот отбивался, бросал самолет из стороны в сторону. Убедившись, что транспортной группе пока ничто не угрожает, Коршунов поспешил на помощь товарищу, поддержав его атаку огнем из пушки. «Мессершмитт» задымил и, теряя высоту, потянул в сторону вражеского берега.
Покачав крыльями ведомому: «Следуй за мной»,— Коршунов догнал группу Ли-2. Враги больше не пытались атаковать конвой. Транспортные самолеты благополучно достигли Ленинграда. Их экипажи горячо поблагодарили летчиков-истребителей за надежное прикрытие, поздравили с победой над гитлеровскими асами.
В тот же день Коршунов был представлен к награждению орденом. В наградном листе командир 194-го истребительного полка майор Матвеев писал, что лейтенант Коршунов уже имеет более 200 боевых вылетов, отлично владеет техникой, в воздушных боях сбил два самолета противника лично и три в группе. В боях за социалистическую Родину против фашистов проявил себя смелым, бесстрашным летчиком-истребителем. Дисциплинирован, выдержан, исключительно правдив. Приходит на выручку товарищам в минуты воздушных боев. Неоднократно вступал в бой с превосходящими силами противника и выходил победителем.
В январе 1942 года эскадрилья, в которой служил Коршунов была полностью передана из 194-го истребительного в 154-й истребительный полк, где лейтенанту пришлось осваивать «яки», машины стремительные, грозные для противника.
В боевых условиях переучивание должно было проходить быстро. Но не так-то просто приобретенные навыки в управлении одним самолетом перенести на другой. И не случайно этот процесс у некоторых летчиков затягивался. Коршунов же больших трудностей не испытывал: сказывались отличные навыки в технике пилотирования, знание машин, вооружения.
В памятный для Коршунова день, 3 февраля 1942 года, он в группе из четырех истребителей вылетел на прикрытие наземных войск под Тихвином.
Воздушный бой разгорелся над нашими позициями. Сбив две вражеские машины, советские летчики разорвали строй Ю-88, отогнали их от Тихвина. Но вскоре появилась еще шестерка «фокке-вульфов». Бой разгорелся с новой силой. В том бою Коршунову удалось подбить вражескую машину, но и его истребитель от попадания снаряда загорелся, начал терять высоту. Пламя ударило в лицо, вот-вот произойдет взрыв. Счет времени шел на секунды. Задыхаясь от дыма, лейтенант отодвинул фонарь, с трудом выбросился из кабины. С ожогами лица, шеи, рук он опустился на болото. Его разыскали пехотинцы, наблюдавшие за воздушным боем, и доставили в полк.
Раны заживали медленно. В строй лейтенант вернулся лишь через месяц.
Новый год командиру эскадрильи старшему лейтенанту Коршунову не принес отдыха. Боевая работа в воздухе прекращалась разве только в нелетную погоду, когда истребители оставались на аэродроме. Об этом ярко повествуют документы тех дней. Бесстрастно, с протокольной точностью описываются в них события день за днем:
«5.6.43 г. группа наших истребителей в составе шести самолетов вылетела на перехват бомбардировщиков противника (12 Ю-87 и Хе-111 под прикрытием истребителей ФВ-190). Первой атакой вражеские бомбардировщики были рассеяны, а затем их атаковывали поодиночке. Гвардии старший лейтенант Коршунов сбил один Хе-111 и один ФВ-190. Всего в этом бою сбито три и подбит один вражеский самолет. Наша группа без потерь вернулась на свой аэродром».
«8.6.43 г., отражая налет бомбардировщиков противника на объекты Волховстроя, наша группа в составе шести самолетов встретила и вела воздушный бой с двумя группами бомбардировщиков противника под прикрытием до тридцати истребителей. В этом неравном воздушном бою наши летчики сбили три вражеских самолета. Один из них сбил гвардии старший лейтенант Коршунов».
Ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды уже сияли на груди отважного летчика. В конце 1943 года он был представлен к высшей награде Родины — званию Героя Советского Союза. В представлении, подписанном командиром 29-го гвардейского Волховского истребительного авиационного полка подполковником Пилютовым, говорилось о Коршунове следующее: «В Отечественной войне принимает участие с 22.6.41 г. и по настоящее время. Исполнял должности пилота, командира звена, заместителя командира эскадрильи, он же штурман. В настоящее время — командир эскадрильи. Как летчик-истребитель подготовлен отлично, в воздушных боях с авиацией противника показал себя смелым, решительным, бесстрашным. Неоднократно сам лично и с группой подчиненного ему летного состава вступал в воздушный бой с численно превосходящим противником и всегда выходил победителем. Этим характеризуется его беспредельная ненависть к коварному врагу... За период военных действий им произведено 509 боевых вылетов, Коршунов участвовал в 91 воздушном бою, сбив 14 самолетов противника лично и в групповых воздушных боях пять».
196 раз Константин Коршунов сопровождал бомбардировщики и штурмовики на боевые задания, 100 раз ему пришлось сопровождать транспортные самолеты, 21 раз он штурмовал вражеские войска и аэродромы... К концу войны количество боевых вылетов достигло 580...
В. Киселев
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 7. М.: Московский рабочий, 1984.
Другие материалы
|