| Ковалев Константин Федотович | В числе экспонатов созданного во время войны Музея обороны Ленинграда был самолет ЯК-7. Теперь этого музея, к сожалению, нет. Нет и самолета. Но портрет, который стоял возле фюзеляжа этой машины на специальной подставке, сохранился. Он воспроизводится здесь, в книге. Это портрет Героя Советского Союза капитана Константина Федотовича Ковалева. До того как стать музейным экспонатом, ЯК-7 был его боевой машиной. Пояснительный текст к этому экспонату состоял главным образом из цифр. На этой машине Ковалев совершил четыреста боевых вылетов, сбил девятнадцать самолетов, из них семь лично, сорок раз штурмовал наземные войска противника. И лишь в заключение говорилось об одном бое. Впрочем, здесь тоже преобладали цифры: вместе с четырьмя товарищами Ковалев навязал бой двадцати трем немецким самолетам. В результате 22-минутного боя сбито пять вражеских машин.
Дополню эти скупые данные тремя эпизодами из боевой практики Ковалева.
20 мая 1943 года шесть наших самолетов были атакованы над Финским заливом восемнадцатью истребителями противника. Ведущий шестерки Константин Ковалев очутился в тяжелом положении. Его, командира группы, атаковало сразу несколько вражеских истребителей. Отбиваться было нелегко. И вдруг он увидел, что летчику Кириллову угрожает еще большая опасность: фашист расстреливал его машину почти в упор.
Ковалев бросился на выручку товарищу. "Мессершмитт", атаковавший Кириллова сзади, сам загорелся.
Второй случай произошел 15 июня того же, 1943 года. Взлетев по тревоге, Ковалев один вступил в бой с восемью немецкими истребителями. "Фокке-вульфы" пришли штурмовать аэродром, и под крыльями у них были подвешены бомбы. Вести воздушный бой с таким грузом довольно опасно. Немцы понимали свое затруднительное положение. А Ковалев беспрерывно атаковывал фашистов, бросаясь то на одного, то на другого. "Фокке-вульфам" пришлось уйти. Но вскоре они снова появились. Освободившись от бомб, истребители вернулись, чтобы разделаться с советским летчиком.
Ковалев бросился в атаку. Бой этот длился пятнадцать минут. Подоспевшие товарищи помогли герою одержать победу над врагами. Один "фокке-вульф" упал в районе Красной Горки, два других, получив сильные повреждения, с трудом перелетели линию фронта. Не добившись ничего, ушли и остальные пять.
Последний из трех случаев, о которых мне хотелось рассказать, произошел 24 июня 1943 года. Во время учебно-тренировочного полета с молодым летчиком Ковалев услышал по радио, что над нашим передним краем появился вражеский корректировщик. Прекратив учебный воздушный бой, Ковалев взял курс к линии фронта. Еще издали он увидел: корректировщик прикрывают два "мессершмитта". Это усложняло дело. Пока атакуешь корректировщик, истребители, чего доброго, собьют тебя самого.
Воспользовавшись тем, что враги еще не заметили его, Ковалев отошел в сторону и, набрав высоту, камнем свалился на самолет-корректировщик. Когда пилоты "мессершмиттов" поняли, что произошло, было уже поздно - их подопечный горел и падал, а советский истребитель исчез так же неожиданно, как и появился.
Вот только три боевых эпизода. Три из многих. В заключение должен предупредить, что цифры, приведенные в самом начале этого рассказа, не точны. Константин Федотович сбил не 19, а 34 вражеских самолета. Из них лично - 21. Объясняется это расхождение довольно просто. После того как изрядно потрепанный ЯК-7 был превращен в музейный экспонат, Ковалев продолжал воевать на другой машине. И вот совсем недавно, разыскав его в кубанской станице Мингрельской, где он теперь живет, я узнал окончательный итог боевых побед героя.
|