Твои герои, ЛенинградКОСТЫЛЕВ Георгий ДмитриевичРусский ас
Георгий Дмитриевич Костылев родился в 1913 г. в городе Ораниенбауме Ленинградской области в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1942 г. Несколько лет работал инструктором Центрального аэроклуба в Москве. В 1939 г. добровольно поступил на службу в ряды Советской Армии. Участвовал в боях с белофиннами. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Провел 89 воздушных боев, сбил 43 фашистских самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 г. Г. Д. Костылеву присвоено звание Героя Советского Союза. После войны подполковник Г. Д. Костылев в течение нескольких лет продолжал службу в рядах Советской Армии. В 1960 г. он умер.
«Русский ас», «первый среди лучших» — так на Балтике называли летчика-истребителя Георгия Дмитриевича Костылева. Он выделялся в бою не только удалью, но и несравненным, отточенным мастерством пилотирования. Даже бывалые воздушные бойцы, участники двух войн, восхищались филигранной техникой Костылева. Если к мастерству пилотирования и до озорства удалой манере боя добавить прекрасную тактическую зрелость Георгия Костылева, то станет понятно, почему именно ему на Балтике удалось сбить самое большое число фашистских самолетов.
Летная книжка — лучшее свидетельство боевых дел. Вот ее страницы. Июль сорок первого. 15 июля вместе с летчиком Сосединым Георгий Костылев открыл боевой счет: уничтожен «Мессершмитт-110»; 22 июля сбиты «Мессершмитт-110» и два «Юнкерса-88», пытавшиеся прорваться к Ленинграду; 23 июля уничтожен «Юнкерс-88»; 25 июля — снова «Юнкерс-88»; 31 июля — «Мессершмитт-109».
Особенно напряженным был день 11 сентября 1941 г. Над Красным Селом бои не утихали ни на час. Вражеские танковые колонны, прикрываемые авиацией, рвались к Ленинграду. Костылев и его звено, в которое входили летчики Сухов и Соседин и ставшие впоследствии Героями Советского Союза Семен Львов и Игорь Каберов, штурмовали танки и моторизованные фашистские подразделения. Огонь вели с бреющего, пролетая буквально над головами гитлеровцев. И в то же время — воздушные бои. В один этот день командир звена Костылев уничтожил три фашистских самолета — разведчик, бомбардировщик и истребитель.
Бои длились часто с таким напряжением и так долго, что у балтийцев не оставалось ни одного патрона. Однажды фашисты атаковали звено Костылева именно тогда, когда кончились боеприпасы. Что делать? Уходить? Нет. Уйти — значит показать, что ты безоружен. Решил навязать врагу бой. Он пошел в лобовую атаку. И гитлеровские пилоты, не выдержав, нырнули в облака.
Зимой 1941/42 г. на одном из ленинградских аэродромов, где истребители ВВС Балтийского флота и ВВС Ленинградского фронта стояли рядом, Костылева принимали в партию. Члены партийной комиссии соединения расспрашивали, сколько вражеских самолетов сбил Георгий, сколько раз штурмовал фашистов на подступах к Ленинграду, в чем видит роль коммуниста в бою. А ответственный секретарь партийной комиссии старый коммунист Гестрин вдруг спросил:
— Как вы понимаете советское войсковое товарищество?
— Советское войсковое товарищество...— начал было Костылев и остановился.
Грохнули зенитки, но еще раньше, чем мы увидели вражеские «юнкерсы» и «мессершмитты», Костылев прыгнул в кабину. Щелкнули замки парашюта и ремней крепления, взревел двигатель, и машина пошла на взлет. Следом, вздымая снежную пыль, поднимались еще два советских истребителя.
Бой начался почти над аэродромом. Костылев длинной пушечной очередью ударил по головному бомбовозу и поджег его.
— Костылев, сзади! — выкрикнул Гестрин, как будто летчик мог услышать.
«Мессершмитт-109» приближался к самолету Костылева. Другой фашистский истребитель сверху пикировал на армейского летчика. Костылев, словно услышав предостережение секретаря партийной комиссии, осмотрелся. Хотя трасса фашистского пилота прошла над его головой, балтиец не развернулся для отражения удара, а направил истребитель в лоб «мессершмитту», атаковавшему армейца, и подбил врага. Его самого прикрыл другой армейский летчик, а через несколько минут в бой включилась подошедшая эскадрилья наших истребителей. К Ленинграду гитлеровские бомбардировщики не прошли.
Георгий лихо, красиво приземлился. Заседание партийной комиссии продолжалось.
— Вы спрашивали, что такое войсковое товарищество? — глубоко дыша, начал Георгий.
Гестрин улыбнулся.
— Вопрос снимается,— сказал он.— Все ясно. Кто за то, чтобы утвердить решение полкового партийного собрания о приеме товарища Костылева в партию, прошу голосовать.— И, обведя взглядом членов парткомиссии, подвел итоги: — Единогласно.
Иногда спрашивают, что труднее: вести воздушный бой, штурмовать или лететь в дальнюю разведку? Георгий Костылев считал, что любое задание требует мужества и сосредоточенности.
...5 февраля 1942 г. Костылев вылетел на разведку. Сфотографировал заданные объекты, занес в блокнот данные визуального наблюдения. Особенно летчик был доволен тем, что удалось заметить перегруппировку гитлеровских войск. Возвращался в прекрасном расположении духа. Склонился над картой, чтобы сверить обратный курс. Отвлекся всего на несколько секунд, и сразу же по фюзеляжу прогрохотала очередь зажигательных снарядов. Глянул вверх — совсем близко проскочили «мессершмитты».
Истребитель загорелся. Сбить огонь не удалось, а тут еще боль в левой руке — ранен. Пламя бушевало, машина вот-вот взорвется. Костылев выбросился из самолета, дернул кольцо парашюта. Высота — три тысячи метров. Передний край близко, но опускался Георгий над территорией, занятой гитлеровцами. Ветер дул в нашу сторону. Костылев хотя и не мог как следует управлять парашютом, но надеялся, что ему удастся перетянуть через линию фронта. Вдруг ветер переменился. Балтийца понесло к неприятельским позициям. Костылев достал пистолет — лучше смерть, чем плен. Ветер снова переменился, подул в сторону наших окопов, затем опять летчика понесло к вражеским боевым порядкам. И так несколько раз. Наконец воздушный поток уверенно подхватил Георгия и понес в сторону своих. Гитлеровцы открыли огонь по летчику из автоматов и пулеметов. К счастью, все обошлось благополучно. Скоро в штабе фронта уже анализировали сведения, полученные Костылевым в разведке.
В госпиталь летчик не пошел. Лечился в полку.
— Среди друзей рука быстрее заживет,— говорил Костылев.
Через пару недель Георгий Костылев снова вел в бой свое звено.
В октябре 1942 г. Михаил Иванович Калинин подписал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Георгию Дмитриевичу Костылеву звания Героя Советского Союза. Не праздничным ужином, а боевым вылетом в сумерки отметил Георгий это радостное событие. Костылев к моменту присвоения звания Героя имел уже на своем счету более 20 сбитых вражеских самолетов. Он завоевал прочную репутацию организатора боя, отличного ведущего. Хотя по штату он числился командиром звена, но летал во главе эскадрильи. Лето и осень сорок второго года его истребитель не имел «постоянной прописки». Он садился на различных аэродромах — всюду, где требовалось преградить «юнкерсам» и «мессершмиттам» путь к городу Ленина.
Когда командование решило устроить засаду против фашистских бомбардировщиков, именно Костылева вместе с Игорем Каберовым выбрали для этой цели. Летчики были совершенно самостоятельны в своих решениях и действиях. Их «аэродром» — небольшая площадка рядом с шоссе — не значился ни на каких картах и схемах, он никому не был известен. Мужество и мастерство требовались даже для таких «школьных» навыков, как взлет и посадка. Малейший просчет, и могла быть авария. Они вылетали, как только видели врага на горизонте. И сразу добились успеха. В первом вылете Костылев сбил ведущего группы «юнкерсов». В другой раз патруль — Костылев и Каберов — неожиданно ворвался в строй фашистской эскадрильи, расстроил его и сбил два бомбардировщика. Несколько гитлеровских бомбовозов были повреждены и легли на обратный курс. Неудачи вынудили фашистов отказаться от действий с этого направления.
Выполнив это задание, Костылев вернулся в Кронштадт, а затем перелетел на Ладогу, на защиту знаменитой «дороги жизни». Герой Советского Союза Костылев возглавил эскадрилью. Это было очень тяжелое время. Удар за ударом обрушивались на суда, везущие по озеру грузы Ленинграду. В городе к этому времени уже дважды сокращалась норма выдачи хлеба населению и воинам, и летчики чувствовали особую ответственность за то, чтобы грузы дошли по назначению. Гитлер, стремясь задушить город голодом, приказал уничтожить все транспортные средства на Ладоге, и нашим летчикам, в том числе эскадрилье Костылева, поручили защитить суда, обеспечить бесперебойное снабжение Ленинграда.
Не было у наших истребителей легких дней. Непрерывно они несли вахту над озером, отбивали атаки «мессеров» и «юнкерсов». Но, пожалуй, одним из самых тяжелых оказался день 7 ноября 1942 г. Утром, едва закончился митинг, посвященный 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, прозвучала тревога: к озеру приближалось 12 «мессершмиттов». Помощник командира эскадрильи капитан Григорий Крайнов, возглавлявший дежурное звено, вылетел наперехват. Вместе с ведомыми врезался в строй врага, пикировавшего на суда. Завязалась жестокая схватка. Один «мессершмитт» был подбит, два уничтожено. Но и сам Крайнов был тяжело ранен. Вспыхнул его МиГ. Летчику хватило сил выброситься из самолета, на котором уже остановился двигатель. Капитан раскрыл парашют. Суда, которые везли хлеб, изменив курс, устремились к месту возможного падения. Но смертельно раненный летчик не смог отстегнуть парашют...
Подоспевшее подкрепление обратило в бегство фашистскую группу. 7 ноября в эскадрилье состоялся второй митинг — теперь уже траурный. Георгий Костылев предложил открыть боевой счет мести за Григория Крайнова. В тот же день он вместе с друзьями сбил над Ладожским озером два «юнкерса».
В следующем бою был уничтожен один «мессершмитт». За короткий срок в районе озера после встреч с краснознаменной эскадрильей нашли свою смерть 16 вражеских бомбардировщиков и истребителей.
Пожалуй, не было ни одного типа отечественного истребителя, на котором бы не летал Костылев. Но он мечтал о том, чтобы его самолет и по скорости, и по маневренности, и по огню был лучше, чем у врага. И такой истребитель Костылев получил. Было это на третьем году войны. «Лавочкин» беспрекословно слушался, имел прекрасный вертикальный маневр, сильное вооружение.
Полковые художники по просьбе Костылева изобразили на его «лавочкине» зубастую пасть невероятного чудовища. Фашисты, знавшие «почерк» героя, услышав его голос, а то и просто увидев его машину, шарахались от самолета русского аса и принимали бой, только имея большое численное превосходство. Преимущества «лавочкина» Георгий Костылев умело использовал: в течение нескольких месяцев он сбил девять вражеских машин, в том числе три «Фокке-Вульфа-190».
Памятен бой над кораблями Балтфлота.
...Курсом на корабли Краснознаменного Балтийского флота шла волна фашистских бомбардировщиков, прикрываемых «Фокке-Вульфами-190». Командир полка приказал немедленно поднять в воздух дежурную эскадрилью.
— Ведущий — капитан Костылев,— распорядился командир.
Эскадрилья, ведомая Героем Советского Союза Георгием Костылевым, устроила фашистам настоящее побоище. Костылев сбил в этом бою еще один «Юнкерс-88», повредил и заставил покинуть поле боя «фокке-вульф». Ни одна бомба не упала на этот раз на балтийские корабли.
Первый боевой вылет Костылев совершил 22 июня 1941 г., последний — 10 мая 1945 г., на следующие сутки после дня победы. Бывший инструктор Московского аэроклуба внес достойный вклад в дело разгрома фашистских оккупантов.
После войны гвардии подполковник Георгий Дмитриевич Костылев ушел в запас. Но скоро вернулся: не мог жить без балтийского неба, без боевых товарищей. И снова, ведомый русским асом, над Балтикой молнией проносился истребитель с красными звездочками на борту.
М. Львов
Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 2. М.: Московский рабочий, 1976.
Другие материалы
|