ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

КАЛИНИН
Михаил Степанович

Четыре часа и вся жизнь

Герой Советского Союза Калинин Михаил СтепановичКалинин Михаил Степанович. Родился в 1918 г. в деревне Панкратовской Московской области. По национальности русский. Член КПСС с 1942 г. Жил в Москве. Перед войной окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. В Великой Отечественной — с 1941 г. Участвовал в боевых операциях Краснознаменного Балтийского флота в качестве штурмана, помощника командира и командира подводной лодки. С его участием и под его командованием потоплено 10 вражеских судов. Звания Героя Советского Союза удостоен 6 марта 1945 г. После войны продолжал службу в Вооруженных Силах. С 1965 г. в запасе. В 1978 г. умер.

Подняв перископ, командир подводной лодки Щ-307 («щука») капитан-лейтенант Михаил Калинин увидел транспорт, охраняемый сторожевым кораблем. И тут же отдал приказ:

— Приготовиться к атаке!

Однако атаки не получилось. Сторожевой корабль, обнаружив лодку, открыл артиллерийский огонь и полным ходом рванулся к «щуке».

— Срочное погружение! — крикнул капитан-лейтенант.

Щ-307 едва успела скрыться под водой, как неподалеку разорвались глубинные бомбы.

Маневр, другой, третий. Через несколько минут рулевой, вытерев потное лицо, облегченно вздохнул:

— Вроде пронесло, товарищ командир.

И в самом деле, противника удалось обмануть. Командир сторожевого корабля, видимо, полагал, что советская субмарина попытается побыстрее покинуть район неудачной атаки. Калинин же избежал бомбардировки маневром.

Можно было радоваться выходу из-под удара. Промедли командир одну-две минуты — и все могло кончиться трагично. Но к радости примешивалась досада: как случилось, что не в такой уж сложной обстановке лодка едва не стала жертвой одного сторожевого корабля. Минуту за минутой Калинин анализировал действия экипажа и прежде всего свои собственные. К личному составу он не имел никаких претензий. А к себе? Тоже, кажется, не допустил ошибок. Не было такого и в прошлом.

До войны, окончив Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, Михаил Калинин плавал на крейсере «Киров». А когда началась Великая Отечественная, он был штурманом на подводной лодке. В сорок втором в неимоверно тяжелых условиях на Щ-303 под командованием И. В. Травкина участвовал в героических крейсированиях.

Опасности начинались буквально у кронштадтских фортов. Когда 4 июля 1942 года, вечером, Щ-303 покидала рейд, с берега, занятого противником, сразу начался артиллерийский обстрел. Старший лейтенант Калинин стоял на мостике рядом с командиром и восхищался его выдержкой. Да, Иван Васильевич счастливо сочетал опыт и волю, и хотелось подражать ему. Тогда все обошлось благополучно: катера-охотники спрятали лодку за дымовой завесой, и вражеские артиллеристы не причинили урона «щуке».

Вскоре пришлось узнать, что такое бомбардировка глубинными. Потом было преодоление минных заграждений. Неуютно на минном поле пехотинцу. А тут поле другого рода: на различных «этажах» моря, от малых глубин до дна, целая система мин, способных уничтожить не только подводную лодку, но и крейсер. Как преодолеть, не зацепив, стальную паутину минрепов, притягивающих мины к кораблю?

— По левому борту скрежет,— доложили из носового отсека.

Собственно, Травкин и Калинин и без доклада слышали этот холодящий душу скрежет. Томительно тянулось время.

— Прошли, товарищ командир,— снова доложили из седьмого отсека.

В том походе летом сорок второго Калинина приняли в партию. В назначенном для передышки районе легли на грунт. Здесь и состоялось партийное собрание.

Все 12 коммунистов на лодке единодушно голосовали за прием Калинина в партию.

В боевых походах ночью — работа, днем — отдых на глубине. В полночь старший лейтенант принял вахту. В надводном положении подзарядили аккумуляторы. Калинин и сигнальщик всматривались в горизонт. Ночи в это время на Балтике короткие, и надо быть настороже. И не зря: с севера, почти над волнами, шли два самолета. Калинин руководил погружением умело и быстро. Прогрохотали взрывы, но лодка уже была на достаточной глубине.

На следующий день гитлеровское командование сообщило о потоплении советской подводной лодки. А ее экипаж в это время на грунте ремонтировал поврежденные механизмы и приборы. Затем продолжил поход. В ночь на 12 июля 1942 года Щ-303 потопила транспорт; 20 июля повредила другой, груженный боевой техникой и боеприпасами.

Травкин был доволен помощником, его волевыми качествами, знаниями, умением находить общий язык с подчиненными. В октябре сорок второго Щ-303 после ремонта направилась в новое длительное крейсирование. Один транспорт был ею потоплен, два транспорта и сторожевой корабль — повреждены. Этот успех разделял с командиром и Михаил Калинин. Щ-303 преобразовали в гвардейскую. В числе наиболее отличившихся Калинин получил орден Ленина.

Вскоре после этого он был направлен на учебу. А через год вступил в командование подводной лодкой Щ-307.

Осенью сорок четвертого войска Ленинградского фронта достигли побережья Рижского залива, освободили Таллин. Палдиски, Пярну, Хаапсалу. Войска Прибалтийских фронтов наступали на Ригу. Давление на противника усиливалось. И все же он ожесточенно сопротивлялся, получая морем подкрепления в живой силе и технике. Движение судов между Виндавой, Либавой и Клайпедой, находившимися в руках фашистов, и германскими портами на юге Балтийского моря стало довольно интенсивным. И нашим подводным лодкам было дано указание: взаимодействуя с авиацией, усилить удары по морскому противнику.

Серьезные потери вынудили германское командование прекратить движение одиночных транспортов без охранения и, кроме того, сосредоточить все легкие военно-морские силы на борьбе с советскими подводными лодками. На самых оживленных морских «перекрестках», как и на подходах к военно-морским базам и портам, круглосуточно действовали дозоры и поисковые группы сторожевых кораблей и катеров противника, оснащенных новейшими по тому времени средствами гидроакустического обнаружения подводных лодок.

Навстречу этим опасностям в октябре сорок четвертого и вышла из Кронштадта Щ-307 под командованием Калинина. По узким протраленным полосам шхерных районов лодка вышла из Финского залива. Никаких происшествий не случилось. Логическим итогом напряженной работы всего экипажа была проведенная накануне дерзкая, но продуманная в деталях операция.

Щ-307 вышла к фарватеру неподалеку от Виндавы. Скрытно подошла к базе. На внешнем рейде капитан-лейтенант в перископ увидел мачты: на якоре три транспорта, два из них сухогрузы и один танкер. Левее покачивалась на волнах моторно-парусная шхуна. Там же на якорях находились три сторожевых корабля.

— Ложимся на грунт,— приказал Калинин.

Почему он не атаковал сразу? Что его удерживало? В какой-то мере, очевидно, то, что он первый раз в жизни вел лодку как командир. По опыту таких командиров, как И. В. Травкин, Михаил Степанович знал, что весьма важно изучить систему обороны противника, пути маневрирования и отхода лодки.

Всплывая время от времени, Калинин в перископ изучал охранение, график движения судов. Глубина — всего 18 метров— затрудняла действия лодки. Если сторожевые корабли начнут обрабатывать глубинными бомбами, оторваться от противника, да и маневрировать будет затруднительно. Значит, надо действовать как можно неожиданнее для сторожевиков.

Калинин выжидал. Когда же всплыл под перископ, увидел, что все суда находятся в прежнем порядке. И погода отличная.

— Готовить залп — четыре торпеды одновременно! — приказал капитан-лейтенант.

Из отсеков доложили о готовности. Весь экипаж, как и командир, с нетерпением ждал начала атаки.

И вот залп!

Четыре торпеды понеслись к транспортам. В кормовых отсеках лодки услышали три сильных взрыва, в носовых — четыре. Калинин посмотрел на часы: стрелки показывали 16 часов 45 минут. На глубине полтора десятка метров лодка легла на курс отхода. Подняв на мгновение перископ, Калинин не увидел ни одного транспорта — они ушли на дно. Танкер с сильно опущенной кормой накренился на левый борт, но еще держался на плаву.

Да, это был день большой, замечательной победы. Как же получилось, что сутки спустя «щуку» постигла неудача?

Михаил Степанович, кажется, нашел причину. Он недооценил опасность. Транспорт, который, казалось, был обречен, видел лодку, иначе ему не удалось бы увернуться от торпеды. Этот транспорт был подсадной уткой, приманкой. И командир сторожевика тоже не подарок, опытный. Хорошо еще, что все обошлось...

Но в это время вахтенный акустик, прослушивающий море, доложил о приближающихся шумах сторожевого корабля. И сразу тревожный возглас боцмана Ященко:

— Не могу удерживать заданную глубину!

Что делать? Срочное всплытие? Но над головами противник. Остается единственное — удерживать заданную глубину, манипулируя поочередным продуванием и принятием воды в уравнительную цистерну. Однако долго ли можно держать лодку в повиновении? Мичман Алексей Обухов в кровь сбил ладони на этих непрерывных продуваниях. Лодка стала почти неуправляемой, о маневрировании не могло быть и речи.

Калинин вспомнил, как в сорок третьем году после неравного боя с кораблями фашистской противолодочной обороны погибла Щ-408. Лодка трое суток маневрировала в глубинах, пытаясь оторваться от противника. Дышать уже было нечем. Командиру Щ-408 капитан-лейтенанту П. С. Кузьмину предстояло выбрать — или гибель экипажа от удушья, или последний бой.

Командир и экипаж решили: бой. Лодка всплыла. Волчьей стаей бросились на нее десять катеров. Два часа длилась схватка. Один катер балтийцы уничтожили, два других повредили. А лодка, даже теряя плавучесть, продолжала вести огонь из единственного орудия.

Щ-408 погибла, но не сдалась. Калинин знал Кузьмина и считал, что он поступил правильно.

Поразмыслив, командир вместе с помощниками решили, что всплывать абсолютно необходимо. Не сейчас, конечно, а когда наступит ночь. Пока же надо держаться в глубине, чего бы это ни стоило.

Оставалось определить, кто именно будет искать и устранять повреждение. Речь шла не просто о ликвидации последствий встречи со сторожевым кораблем противника; в таких случаях вряд ли командир лодки будет решать за механика, тому виднее. Калинин стоял перед другой проблемой: в случае нападения фашистских кораблей или самолетов лодка срочно уйдет на глубину, и те, кто будет в это время искать неисправность в балластной системе, останутся в ней. Они отдадут жизнь, чтобы спасти экипаж и родной корабль. Кого же послать искать и устранять неисправность?

— Думаю, надо поручить работу добровольцам,— сказал капитан-лейтенант парторгу.— Давайте пройдем по отсекам.

На «щуке» тесно, свободного места мало. Офицеры, старшины, матросы стояли близко друг к другу, ждали, что скажет командир. А он смотрел в их молодые лица: недавно узнал этих парней, но они стали родными, дорогими, как сыновья. Калинин говорил негромко и медленно:

— Товарищи, вы все знаете, поэтому буду краток. Только

введя руль в строй, мы вернем лодке боеготовность. Нужны три добровольца. Дело очень трудное. Работать придется в холодной воде, без освещения. Кроме мастерства необходимы выдержка, физическая закалка. Но и это не все. Если потребуется погружение, те, кто будет в кормовой цистерне, погибнут.

Командир не сомневался, что три добровольца найдутся. Но к нему сделали шаг все, кто был в отсеке. Все готовы пойти на самопожертвование, чтобы вернуть кораблю боеспособность. Переполненный гордостью за экипаж Калинин, сдерживая волнение, сказал лишь два слова:

— Спасибо, товарищи!

Из всех добровольцев Калинин отобрал командира отделения рулевых коммуниста Павла Богданова, комсомольцев трюмного Николая Танина, знавшего слесарное дело, и комендора Алексея Карева, физически довольно крепкого парня. Когда опустились сумерки, Калинин приказал всплыть. Море штормило. Командир еще раз объяснил задачу. Хотелось обнять каждого, но это выглядело бы прощанием. Богданов, Танин и Карев в легководолазном снаряжении, рискуя сорваться в пучину, страхуя друг друга, продвигались к корме. Одно неосторожное движение — и волна могла ударить моряков о стальной корпус лодки. Вот они на корме, подобрались к горловине. Не так-то просто вскрыть ее и не проще через горловину проникнуть в балластную цистерну. В темноте, ощупывая каждый сантиметр предполагаемого места повреждения, нашли причину выхода руля из строя: сорвало шарнирное соединение. Теперь надо устранить повреждение. Коченеющими руками в воде, рискуя выронить инструменты, работали балтийцы. Это продолжалось четыре часа. И все четыре часа, пока шел ремонт, командир ни на минуту не покидал мостика. Всматриваясь в небо и волны, Калинин неотрывно думал о парнях, «колдующих» в темной, холодной цистерне среди воды и металла и не боящихся смерти, и спрашивал себя: смог бы так сам? Вся жизнь — детство, комсомольская юность, похожая на юность миллионов его сверстников, военно-морское училище, куда он пришел не по приказу, а добровольцем, пролетела перед капитан-лейтенантом за эти 240 минут.

...Вместе с инженер-лейтенантом И. Железновым Калинин помог едва стоявшим на ногах морякам спуститься в лодку, передал их на руки матросам. Думал: счастливая случайность, что не обнаружили лодку ни самолеты, ни корабли противника. Но совсем не случайность, что коммунист Богданов и комсомольцы Танин и Карев, зная о грозящей им смертельной Опасности, сами вызвались выполнить поставленную командиром задачу и выполнили ее.

— Слышу шум винтов сторожевого корабля,— доложил акустик.

Лодка тут же ушла под воду.

— Как действуют рули? — спросил Калинин.

— Рули в порядке,— ответил Ященко.

Шум винтов сторожевика ушел в сторону, а потом и вовсе затих. Скоро рассвет. Надо отдохнуть всем, кто заканчивает вахту. Не мешало вздремнуть часок и командиру.

Щ-307 продолжала крейсирование. Калинин направился к Либаве, надеясь, что удастся нанести врагу такой же удар, как в Виндаве. Но, видно, фашистское командование учло полученный урок: на внешнем рейде Либавы не оказалось ни одного транспорта.

Снова поиск, напряженное плавание. В заданной точке встретились с нашим самолетом, получили по радио необходимые разведданные. И снова в путь.

Ночью транспорт был обнаружен и потоплен.

Мастерство командира и экипажа оттачивалось с каждым днем, с каждой атакой. Калинин видел, что действия личного состава становятся по-настоящему зрелыми, приказы исполнялись быстро и точно. А экипаж все более верил командиру, атаковавшему врага умно, решительно, эффективно.

Особенно радовались победе, одержанной 3 ноября 1944 года. Ночной бой свидетельствовал о тактической зоркости Калинина и о том, что командир, офицеры, старшины и матросы подводной лодки Щ-307 составляют экипаж, спаянный единой целью и единой волей.

Караван в составе трех транспортов и двух сторожевых кораблей обнаружил вахтенный акустик. Требовалась молниеносная атака, и Калинин вывел «щуку» на боевой курс. Залп из кормовых аппаратов. Головной транспорт быстро ушел под воду. Сторожевой корабль, резко сманеврировав, устремился на подводную лодку.

Глубина оказалась недостаточной — 20 метров. Легли на грунт, затаились. Фашистский корабль проскочил над головой. Но тут акустик снова услышал шум винтов транспорта. Через 20 минут всплыли под перископ: да, матрос не ошибся — неподалеку дымил транспорт «Скрунда». Калинин снова повел лодку на сближение. Теперь двухторпедный удар из носовых аппаратов. Через две минуты раздался взрыв, решивший судьбу «Скрунды».

От первой атаки до второй прошел час. И за это время экипаж, возглавляемый Калининым, уничтожил два транспорта.

7 ноября 1944 года Щ-307 возвратилась в базу. Героев боев встречало командование Балтфлота. Тогда же все члены экипажа подводной лодки во главе с командиром получили ордена. Краснознаменной стала и сама лодка.

В сорок пятом году Щ-307 продолжала торпедировать вражеские суда. 9 января краснознаменцы потопили транспорт. Долго и упорно преследовали лодку сторожевые корабли. Акустик насчитал более 70 близких взрывов глубинных бомб. Калинин все же вывел лодку из-под удара. 16 января Краснознаменная Щ-307 уничтожила еще один транспорт.

Выполнив задание, лодка вернулась домой. А в начале марта 1945 года командиру Щ-307 капитан-лейтенанту Калинину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Когда закончилась Отечественная война, Калинина перевели на Северный флот обучать молодых подводников. Ряд лет он преподавал в военно-морских училищах. А в 1965 году ушел в запас.

Давно переплавлены старые корабли. Но боевая рубка Щ-307 сохранена. Она в Кронштадте. Эта рубка рассказывает потомкам о выдающихся подвигах моряков-балтийцев, в том числе и капитана первого ранга Михаила Степановича Калинина.

М. Львов

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 4. М.: Московский рабочий, 1980.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru