В тот самый день, когда партизан Дмитрий Соколов, рискуя жизнью, взорвал вражеский эшелон, балтийские летчики Юрий Косенко и Евгений Кабанов тоже совершили подвиг.
Они только начали воевать. Летчику Косенко, недавно прибывшему на фронт, едва исполнилось девятнадцать. Штурман Кабанов, хотя был чуть постарше, боевой закалки тоже не имел. А вышло так, что один из первых же вылетов потребовал от них и большого мастерства, и большого мужества.
Группа наших пикировщиков бомбила военно-морскую базу противника. Прямым попаданием зенитного снаряда на самолете Косенко и Кабанова разбило левый мотор. Летчик и штурман переглянулись. Поняли друг друга без слов: надо во что бы то ни стало выполнить боевую задачу. Самолет с развороченным левым мотором продолжал идти к цели. Юрий Косенко изо всех сил старался удержать бомбардировщик на боевом курсе. Это было очень тяжело. Двухмоторный самолет может идти прямо, когда работают оба двигателя. А когда машину тянет один мотор, самолет не только теряет половину мощности, но и становится похожим на заводную игрушку, которая все время стремится идти по кругу. Надо все время гасить это движение.
Освободившись от бомб, самолет облегченно качнулся. Летчик и штурман тоже почувствовали облегчение. Хотя зенитный снаряд угодил прямо в мотор, им все-таки удалось отбомбиться вместе со всей группой самолетов. Удар получился точным: на причалах бушевал огонь, грузно оседал тонущий транспорт.
В небе появились четыре вражеских истребителя. Подбитый бомбардировщик не смог держаться в общем строю. Его и атаковали немцы.
Отстреливались не только штурман и стрелок-радист, - даже летчик, с трудом управлявший машиной, успевал отвечать на атаки пулеметным огнем.
Евгений Кабанов сбил истребитель. Но остальные не отвязывались. Пулеметные очереди градом хлестали по самолету. И вдруг Косенко почувствовал, что уже не нужно удерживать машину от разворота влево: загорелся правый мотор.
Положение стало безвыходным. Бросить самолет? Бросить машину, которую совсем недавно торжественно вручили комсомольскому экипажу? Вышли из строя моторы? Их можно потом заменить. Важно долететь до аэродрома. Но это невозможно...
Прыгать? Тогда уже определенно машина погибнет. Да и у экипажа мало шансов на спасение: внизу вода, вверху самолеты противника.
Комсомольцы решили лететь дальше, используя оставшийся запас скорости. Лететь, пока машина сможет держаться в воздухе... Поблизости есть наш остров. Штурман дал кратчайший курс. Летчик, понемногу снижаясь, с трудом сохранял скорость, необходимую для того, чтобы бомбардировщик не сорвался вниз.
Вот уже виден остров. Надо подойти как можно ближе и сесть на воду. Не плюхнуться, а сесть, спасти самолет.
Так Юрий Косенко и сделал. На острове поняли все. Увидев, что подбитый бомбардировщик совершает необычную посадку, моряки тут же отчалили от берега. Люди и машина были спасены.
Вот каким было боевое крещение комсомольского экипажа.
После этого летчику Косенко и штурману Кабанову пришлось участвовать во многих боях. Они бомбили дальнобойные батареи, обстреливавшие Ленинград, топили вражеские корабли, наносили удары по железнодорожным узлам и эшелонам.
14 января 1943 года, во время прорыва блокады, они помогли пехотинцам выбить немцев из здания 8-й ГЭС, превращенного в мощный узел сопротивления. 19 марта Косенко и Кабанов участвовали в разгроме штаба фашистской дивизии. А 21 мая отличились при атаке моста через реку Нарву. Балтийцы сбросили бомбы точно на цель. Храбро сражались они и зимой сорок четвертого года, когда шли бои за полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады.
В тяжелых сражениях молодые авиаторы приобрели большой опыт. Но подвига, совершенного двумя комсомольцами в первом же бою, никто в полку не забыл. И когда, представляя их к званию Героя Советского Союза, командир перечислял заслуги Юрия Хрисанфовича Косенко и Евгения Ивановича Кабанова, он прежде всего упомянул бой, происшедший 23 ноября 1942 года.
По-разному сложились судьбы боевых друзей.
В сорок четвертом году Юрий Косенко погиб. Впрочем, и после этого он остался в строю: лучший экипаж эскадрильи был назван его именем.
А Евгений Иванович Кабанов сражался до конца войны. Летает он и поныне...
|